Конспект музыкального занятия: Тема "Цирк"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Светич Татьяна Александровна
Развивать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsirk.docx25.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия: Тема "Цирк"

для детей старшего возраста

 

Цель:

• Развивать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• Вызывать эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера;

• Продолжить знакомство с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского, пьесой «Клоуны» ;

• Продолжать учить детей определять характер, настроение музыкального произведения, высказываться о нём, используя разнообразные определения;

• Узнавать  знакомую песню по вступлению («Всем советуем дружить»Е. Н. Тиличеевой), начинать петь после вступления;

• Учить двигаться в соответствии с характером музыки, добиваться нужных движений в процессе закрепления нового материала;

• Вызывать желание играть в музыкальную игру, развивать творческое воображение.

Развивающие:

  • Развивать навыки чистого интонирования, выразительного исполнения песен.
  • Расширять представления об изобразительных возможностях музыки;
  • Побуждать к импровизации в игре на ДМИ;
  • Развивать чувство ритма

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к музыке Д. Кабалевского;
  • воспитывать нравственные чувства (дружбы, взаимопомощи)

Методы и приемы повышения двигательной активности детей на занятии:

1.Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей:  проблемная ситуация – дети хотят побывать в цирке в качестве артистов.

2. Наглядно - зрительные методические приемы: показ и рассматривание демонстрационного материала  (иллюстрации клоунов и других артистов цирка).

3.Приемы словесного метода: беседа, вопросы, ответы, инструкции для выполнения самостоятельных упражнений.

4. Практический метод:  исполнение песни, игра в оркестре, двигательные упражнения.

5. Игровой метод: предложение побывать в цирке, пальчиковые игры, музыкальные игры.

6.Продуктивный метод: игра на ДМИ, исполнение песни, двигательные упражнения.

7.Приемы оценки и самооценки: поощрение, вопросы к детям

Способы организации детей: фронтальный, индивидуальный.

Предварительная работа:  слушание пьесы Д.Кабалевского «Клоуны», разучивание песни Е.Тиличеевой «Песня о дружбе», разучивание логоритмических игр.

Создание среды для организации и проведения занятия:

Демонстрационный материал:иллюстрации к занятию, музыкальное сопровождение;  портрет Д.Кабалевского; фортепиано, музыкальный центр;

Оформление зала : шары, гирлянды из разноцветных флажков

Раздаточный материал по количеству детей: инструменты оркестра (ложки, треугольники, бубны);  скакалки или канат; мячики, 
гири (бутафорные), парики клоунов.

Виды детской деятельности в занятии:

Музыкальная

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Двигательная.

Ожидаемые результаты:

  • эмоционально откликаются  на музыку ;
  • имеют знания о творчестве композитора Д. Кабалевского, узнают его пьесы,
  • определяют характер, настроение музыкального произведения, высказываются о нём, используя разнообразные определения;
  • узнают  знакомую песню по вступлению, начинают петь    после вступления;
  • двигаются в соответствии с характером музыки;
  • чисто интонируют, выразительно исполняют песни;
  • имеют представление об изобразительных возможностях музыки;
  • проявляют желание  к  игре на ДМИ;
  • обладают чувством ритма;
  • выражают интерес к музыке Д. Кабалевского;
  • проявляютнравственные чувства (дружбы, взаимопомощи)

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок активно и самостоятельно участвует в  музыкальной деятельности.
  2. Активно отвечает на вопросы.
  3. Легко и непринужденно выполняет музыкально-ритмические движения.

Ход занятия.

Дети входят в зал, выстраиваются вдоль окон.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

 Здравствуйте, ручки!

Дети: Здравствуйте! (дети делают хлопки на каждый слог со словами одновременно)

Педагог: Здравствуйте, ножки!

Дети: Здравствуйте! (руки на поясе, дети маршируют на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Педагог: Здравствуйте, щечки!

Дети: Здравствуйте! (воздушные поцелуи друг другу)

Дети идут под марш  Д. Шитте

Педагог: Ребята, а вы заметили, что зал сегодня необычный, нарядный? А хотите узнать – почему? Сегодня  я приглашаю вас в цирк, только это посещение будет воображаемым, а вы будете не просто зрителями, а участниками представления. Согласны? Представьте себе, что вы находитесь не в музыкальномзале, а на арене цирка. А сами вы вовсе не дети, а цирковые лошадки и готовитесь к вечернему выступлению, репетируете свой номер. Представили? Тогда  превращаемся все  цирковыхлошадок, которые  должны уметь ходить по кругу и скакать галопом!

Итак, мы превращаемся в лошадок!

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе, проговариваем текст.

Логоритмическая игра «Лошадки»

Педагог: Едем, едем на лошадке.

Дети: Цок, цок, цок, цок,

Педагог: По дорожке гладкой-гладкой,

Дети: Цок, цок, цок, цок,

Педагог: В гости нас звала принцесса.

Дети: Цок, цок, цок, цок,

Педагог: Кушать пудинг сладкий, сладкий,

Дети: Цок, цок, цок, цок,

Педагог: А теперь лошадки поскакали!

Упражнение «Прямой галоп» Е. Тиличеевой

Педагог: Ребята, а без кого не состоится цирковоепредставление? (без артистов). А какие артисты выступают в цирке, чем они занимаются?

Дети: Жонглеры – жонглируют различными предметами. Дрессировщики – показывают номера с животными. Акробаты – показывают сложные трюки. Клоуны - смешат зрителей. Фокусники – показывают фокусы.

Педагог: А можно представить себе цирк –без музыки? Нет, конечно! И я приглашаю вас присесть на стульчики и послушать музыку.

Дети проходят к стульям, садятся.

Педагог: Сейчас мы послушаем уже знакомую вам музыку, а вы внимательно послушайте ее до конца. А потом ответите – как она называется и сколько в этой музыке частей.
Слушание пьесы Д.Кабалевского "Клоуны».

Узнали музыку? (ответы детей) Вспомните. Кто сочинил эту музыку? (Композитор Кабалевский)

Сколько частей в музыке? (3). Как звучит первая часть? (весело) А как изменяется музыка во второй части? (становится грустной)

 Вспомните, почему музыка называется «Клоуны», а не «Клоун»? (потому что изображаются 2 клоуна – веселый и грустный.) Посмотрите на картинки.(изображение в телевизоре) У первого клоуна все хорошо получается, он веселит зрителей, а у второго все не так хорошо.. поэтому он грустный. Но в третьей части клоуны подружились и стали вместе веселить зрителей.

 Скажите, ребята - музыку в циркеиграет 1 музыкант? –нет, много, и это –оркестр! И мы сейчас превратимся в музыкантов цирка, цирковой оркестр! Какой музыкальный    инструмент подойдет для веселого клоуна? (Треугольник, бубен, колокольчик)

А для грустного? (Ложки) Когда будет звучать веселая музыка – играют колокольчики, бубны и треугольники, а когда грустная – ложки. Вспомните, ребята, что произошло в третьей части музыки? Клоуны подружились! Значит, и мы будем в третьей части играть все вместе!

Исполнение в оркестре пьесы  «Клоуны»

Наши клоуны подружились, и я предлагаю вам спеть песню, а какую – вы узнаете, послушав вступление к песне.(исполняю вступление ) Правильно. Это  «Песня о дружбе» Е.Тиличеевой

Но прежде нам нужно спеть распевку – для чего? (чтобы подготовить голос к пению)

Распевка «Музыкальное эхо»

Какой характер музыки в   песне ? (веселый).

(Напоминаю о певческой установке) Начинаем петь все вместе после вступления

Исполнение  «Песни о дружбе»

Ребята, вы хорошо спели песню! И наши клоуны очень подружились не только между собой, но и со всем другими артистами цирка!  А как называют тех, кто выступает в цирке с животными? Да, это дрессировщики. А как назвать их по-другому? (укротители). Каких животных они укрощают? (тигров, львов)  А каких ещё животных можно увидеть в цирке? (Верно, это слоны,  медведи, лошади и даже моржи и обезьянки). Давайте, посмотрим на картинках (показ иллюстраций, последняя – с обезьянками)

Предлагаю поиграть в пальчиковую игру

.Пальчиковая игра «2 мартышки»

Две мартышки, слов не тратя,

Раз подрались на кровати. 
Друг из друга в этой схватке 
Вышибли ума остатки. 
Врач пришел,

уселся в кресле 
И сказал мартышкам: 
«Если Драться будете, мартышки 
— Выгоню из этой книжки!»

 

ср. и указ.пальцы сгибать
бокс кулачками

стук кулачок о кулачок

кулачком слегка по лбу

указ.пальцами крест на лбу

руки скрестить на груди

погрозить пальцем

бокс

указ.п. на дверь

Мы  –дружные ребята, никогда не ссоримся, играем вместе в разные игры.

А так как клоуны –ваши любимые артисты , мы сейчас  поиграем    в игру, которая называется «Раз, два, три- образ Клоуна прими!»

-Внимательно послушайте правила игры: под музыку выполняем различные, произвольные движения Клоуна. Музыка резко обрывается. Игроки «замирают» на месте.

-Обращаю внимание детей, что они не должны повторять движения друг друга. Чем смешнее поза, тем лучше.

-Ребята, вам понятны правила игры? (дети отвечают).

-Начинаем играть! Звучит музыка – отрывок из песни «Цирк, цирк, цирк», сл. М. Пляцковского, музыка В. Шаинского,

М.Р.:Молодцы, ребята, порадовали меня, все ваши движения и позы были необычными и получились очень смешные Клоуны.

Ребята, профессий артистов в цирке, конечно же, очень много. Это и акробаты, выполняющие сложнейшие трюки на большой высоте под куполом цирка, как в воздухе, так и на сцене арены, и жонглёры, ловко подбрасывающие различные предметы и даже горящие из очень сложных позиций тела. А есть ещё и силачи, которые могут жонглировать гирями и очень тяжёлыми, гирями. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций) 

И сейчас мы все превратимся в артистов цирка –гимнастов, жонглеров,силачей

Музыкальная коммуникативная игра «В цирке» (автор неизвестен)
 На стульях у стены разложены предметы –   канат, мячики, гири (бутафорные), парики клоунов.М.р. говорит 1 разу с хлопками, дети повторят в том же ритме, на проигрыш изображают артистов цирка.

1.В цирке весело нам очень, 
Мы смеёмся и хохочем. 
По канату мы идём, 
Ни за что не упадём.

2.В цирке весело нам очень, 
Мы смеёмся и хохочем. 
Мы жонглируем шарами,
Их кидайте вместе с нами.

4.В цирке весело нам очень, 
Мы смеёмся и хохочем. 
На арене силачи
Гири жмут, как калачи. 

5.В цирке весело нам очень, 
Мы смеёмся и хохочем. 
На арену клоун рвётся – 
Зритель весело смеётся. 

6.В цирке весело нам очень, 
Мы смеёмся и хохочем. 
Представлению конец.
Кто смотрел – тот молодец.

Итог занятия-Что вы нового сегодня узнали для себя о цирке? Что вам понравилось на занятии? Какую музыку слушали? Кто сочинил эту музыку?

Вы все большие молодцы. И я хочу вам подарить вот таких клоунов, чтобы вы их сами раскрасили в яркие цвета! (раздаю распечатанные раскраски с изображением клоуна)

Музыкальный руководитель:

Напоследок мы пройдемся
По арене еще раз,
Всем, кто в зале улыбнемся,
Верно, встретимся не раз.

Длительность занятия: 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"

Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...