Ваня- Ванечка
план-конспект занятия по музыке (младшая, средняя группа)

Шайбле Олеся Эдуардовна

Тема: « Ваня-ванечка».

         Цель:познакомить с жанрами детского фольклора;развивать речь, память, логическое мышление, обогащать словарный запас.

         Задачи:развивать актерское мастерство; воспитывать умение работать в коллективе.

         Оборудование: жетоны для игроков, реквизит для инсценировки.

 

                               Ход занятия:

Организационный момент:

- Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в этом зале. Были времена, когда читать умел далеко не каждый. Но нельзя сказать, что люди, незнакомые с письменностью, были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они воплощали в песнях, пословицах, загадках, которые передавались из поколения в поколение устно.

- Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество называют фольклором. А в чем его отличие от художественной литературы? Какие жанры фольклора вы можете назвать?

(Ответы детей.)

         Основная часть:

- Наше знакомство с народным творчеством начинается с первых колыбельных песен. В них слова ласковые, певучие, нет резких звуков; героями чаще всего выступают уютно мурлыкающий кот, воркующие голуби, говорится о тишине и покое. Взрослые, заметив, под какие напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

- Подрастает ребенок, а его уже ждут новые песенки и приговорки-пестушки .Ставят малыша на ножки, поддерживают и приговаривают:

Дыбок, дыбок, Скоро Ванюшке годок!

- Не знали в далеком прошлом, что такое физкультура, закалка, но все, что надо, делали — под разные песенки, шуточки-прибаугочки. Вы, конечно, помните и «Идет коза рогатая...», и «Сорока-ворона...», и «Ладушки».

- А еще малышам рассказывали потешки. Например:

Поехали, поехали, По пареньку,

С орехами, с орехами, По сладеньку,

К дедке- по репку,

  К бабке — по вкусну.

 

- Поиграем.

- Кто последним расскажет потешку или пестушку, тот получит жетон.

(ответы детей.)

- Вот уже ребенок умеет говорить, но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Повторит ребенок раз сто скороговорку: «На горе Арарат растет красный виноград» и научится правильно произносить звук «р».

-Скороговорки помогают развитию органов речи. Недаром практически все пособия по сценической речи для артистов рекомендуют каждый день проговаривать скороговорки.

- Сейчас, ребята, вы должны выполнить такое

- Четко, громко и без ошибок произнести каждый свою скороговорку два раза.

          - Славяне-земледельцы молили богов послать им то солнце, то дождь. Чтобы задобрить их, они выносили горшки с гущей — кашей из ячменя и гороха:

Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи...

- Со временем хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. Теперь заклички используются в уличных играх. Например, если попала вода в ухо при купании, надо попрыгать на одной ножке и проговорить: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!» Можно попросить и улитку: «Высуни рога - дам кусок пирога!», и к божьей коровке обратиться: «Улети на небо, принеси нам хлеба!».

- Ребята, вспомните известные вам заклички.

(ответы детей.)

- Вряд ли среди вас найдутся те, кто не любит поиграть. А что нужно сделать, чтобы разделиться на команды или выбрать водящего? Конечно же рассчитаться! Считалки бывают разные. Например, со смыслом, как эта вятская:

Сидит петушок на лавочке,

Считает свои булавочки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Тебе играть!

- А бывают и совсем бессмысленные:

Эны-бэны, рики-таки,

Торба-орба, он дысмаки,

Дэус-дэус, касматэус, бакс.

Я думаю, что вы, ребята, знаете огромное количество считалок. Но сейчас мы будем не просто их рассказывать, а выполнять:

          - По заданной рифме команды сочиняют считалку из четырех строк и записывают ее. Первая по первой строчке: «Один, два, три, четыре...», вторая — по строчке: «Один, два, три, четыре, пять...». Дети выполняют задание. Затем зачитывают свои работы.

-Молодцы, ребята. Только хочу напомнить, что сочиненные вам и считалки являются не фольклорными, а авторскими произведениями. Итак, игроки с помощью считалок разделились на команды, выбрали водящего и готовы начать игру. Существуют подвижные, настольные и многие другие игры. Сегодня нас интересуют те, в которых есть приговорки или песенки. Вспомните их названия.

(ответы детей)

Игра «Золотые ворота»

Двое ребят, изображающие ворота, пропускают вереницы мальчиков и девочек, пока не закончится песенка, которую они поют:

Золотые ворота,

Проходите, господа.

Первая мать прошла,

Всех детей провела.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Ворота закрываются при последнем слове, и задержанного спрашивают, что ему надо, произнося «трава» или «цветок», «мяч» или «лапта». Задержанный выбирает. Так происходит разделение игроков на две команды. Продолжением игры может быть перетягивание палки или веревки.

- Есть в фольклоре дразнилки. Они сложены почти на все русские имена, например:

Витя, Витя — карапуз.

Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается,

Витя отпирается.

Кому-то нравится сочинять дразнилки и поддевки, а я больше всего люблю отгадывать загадки. Несмотря на то, что этот жанр фольклора очень древний, он никогда не забудется и вряд ли исчезнет.

- Отгадаем загадки?

Антипка низок, на нем сто ризок. (Кочан капусты)

Без меня сундука не отопрут, из меня и воду берут. (Ключ)

Бык железный, а хвост кудельный. (Игла с ниткой)

И т.д.

- Ребята! А сказки вы любите?

(ответы детей.)

- Давайте, инсценируем какую-нибудь сказку! Я приготовила разные вещи, которые помогут вам почувствовать себя настоящими актерами.

От каждой команды выходит учасник.Ведущий выдает реквизит. Во время выступления оценивается мастерство «артистов».

          - Замечательно! Каждая команда была по-своему хороша. Сразу видно, что сказки вы знаете и любите.

Итог:

- Давайте еще раз вспомним жанры детского фольклора, которые мы сегодня называли.

(Дети вспоминают то, о чем узнали. Далее по количеству жетонов определяется победитель.)

-Всего хорошего вам, ребята!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vanya_-_vanechka.docx20.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Конспект по музыкальному развитию

Тема: « Ваня-ванечка».

         


Цель: познакомить с жанрами детского фольклора;

- развивать речь, память, логическое мышление, обогащать словарный запас.

         Задачи: развивать актерское мастерство; воспитывать умение работать в коллективе.

         Оборудование: жетоны для игроков, реквизит для инсценировки.

                               Ход занятия:

Организационный момент:

- Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в этом зале. Были времена, когда читать умел далеко не каждый. Но нельзя сказать, что люди, незнакомые с письменностью, были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они воплощали в песнях, пословицах, загадках, которые передавались из поколения в поколение устно.

- Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество называют фольклором. А в чем его отличие от художественной литературы? Какие жанры фольклора вы можете назвать?

(Ответы детей.)

         Основная часть:

- Наше знакомство с народным творчеством начинается с первых колыбельных песен. В них слова ласковые, певучие, нет резких звуков; героями чаще всего выступают уютно мурлыкающий кот, воркующие голуби, говорится о тишине и покое. Взрослые, заметив, под какие напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

- Подрастает ребенок, а его уже ждут новые песенки и приговорки-пестушки .Ставят малыша на ножки, поддерживают и приговаривают:

Дыбок, дыбок, Скоро Ванюшке годок!

- Не знали в далеком прошлом, что такое физкультура, закалка, но все, что надо, делали — под разные песенки, шуточки-прибаугочки. Вы, конечно, помните и «Идет коза рогатая...», и «Сорока-ворона...», и «Ладушки».

- А еще малышам рассказывали потешки. Например:

Поехали, поехали, По пареньку,

С орехами, с орехами, По сладеньку,

К дедке- по репку,

  К бабке — по вкусну.

- Поиграем.

- Кто последним расскажет потешку или пестушку, тот получит жетон.

(ответы детей.)

- Вот уже ребенок умеет говорить, но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Повторит ребенок раз сто скороговорку: «На горе Арарат растет красный виноград» и научится правильно произносить звук «р».

-Скороговорки помогают развитию органов речи. Недаром практически все пособия по сценической речи для артистов рекомендуют каждый день проговаривать скороговорки.

- Сейчас, ребята, вы должны выполнить такое

- Четко, громко и без ошибок произнести каждый свою скороговорку два раза.

          - Славяне-земледельцы молили богов послать им то солнце, то дождь. Чтобы задобрить их, они выносили горшки с гущей — кашей из ячменя и гороха:

Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи...

- Со временем хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. Теперь заклички используются в уличных играх. Например, если попала вода в ухо при купании, надо попрыгать на одной ножке и проговорить: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!» Можно попросить и улитку: «Высуни рога - дам кусок пирога!», и к божьей коровке обратиться: «Улети на небо, принеси нам хлеба!».

- Ребята, вспомните известные вам заклички.

(ответы детей.)

- Вряд ли среди вас найдутся те, кто не любит поиграть. А что нужно сделать, чтобы разделиться на команды или выбрать водящего? Конечно же рассчитаться! Считалки бывают разные. Например, со смыслом, как эта вятская:

Сидит петушок на лавочке,

Считает свои булавочки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Тебе играть!

- А бывают и совсем бессмысленные:

Эны-бэны, рики-таки,

Торба-орба, он дысмаки,

Дэус-дэус, касматэус, бакс.

Я думаю, что вы, ребята, знаете огромное количество считалок. Но сейчас мы будем не просто их рассказывать, а выполнять:

          - По заданной рифме команды сочиняют считалку из четырех строк и записывают ее. Первая по первой строчке: «Один, два, три, четыре...», вторая — по строчке: «Один, два, три, четыре, пять...». Дети выполняют задание. Затем зачитывают свои работы.

-Молодцы, ребята. Только хочу напомнить, что сочиненные вам и считалки являются не фольклорными, а авторскими произведениями. Итак, игроки с помощью считалок разделились на команды, выбрали водящего и готовы начать игру. Существуют подвижные, настольные и многие другие игры. Сегодня нас интересуют те, в которых есть приговорки или песенки. Вспомните их названия.

(ответы детей)

Игра «Золотые ворота»

Двое ребят, изображающие ворота, пропускают вереницы мальчиков и девочек, пока не закончится песенка, которую они поют:

Золотые ворота,

Проходите, господа.

Первая мать прошла,

Всех детей провела.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Ворота закрываются при последнем слове, и задержанного спрашивают, что ему надо, произнося «трава» или «цветок», «мяч» или «лапта». Задержанный выбирает. Так происходит разделение игроков на две команды. Продолжением игры может быть перетягивание палки или веревки.

- Есть в фольклоре дразнилки. Они сложены почти на все русские имена, например:

Витя, Витя — карапуз.

Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается,

Витя отпирается.

Кому-то нравится сочинять дразнилки и поддевки, а я больше всего люблю отгадывать загадки. Несмотря на то, что этот жанр фольклора очень древний, он никогда не забудется и вряд ли исчезнет.

- Отгадаем загадки?

Антипка низок, на нем сто ризок. (Кочан капусты)

Без меня сундука не отопрут, из меня и воду берут. (Ключ)

Бык железный, а хвост кудельный. (Игла с ниткой)

И т.д.

- Ребята! А сказки вы любите?

(ответы детей.) 

- Давайте, инсценируем какую-нибудь сказку! Я приготовила разные вещи, которые помогут вам почувствовать себя настоящими актерами.

От каждой команды выходит учасник.Ведущий выдает реквизит. Во время выступления оценивается мастерство «артистов».

          - Замечательно! Каждая команда была по-своему хороша. Сразу видно, что сказки вы знаете и любите.

Итог:

- Давайте еще раз вспомним жанры детского фольклора, которые мы сегодня называли.

(Дети вспоминают то, о чем узнали. Далее по количеству жетонов определяется победитель.)

-Всего хорошего вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"

Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"...

Конспект НОД "В гости к Машеньке и Ванечке" Образовательная область: познание

Программное содержание:Образовательная область «Познание»1.     Вызвать у детей интерес к русскому народному костюму, способствовать возникновению положительных эмоций, чувст...

Конспект занятия во 2-ой младшей группе "Ванечка и Манечка".

Познакомить дошкольников с особенностями русских тряпичных кукол. Формировать у детей представление о семье,умение называть членов семьи....

" в гости Ванечка пришел"

Конспект занятия по музыкальной деятельности во 2 младшей группе...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'

Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'

Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....