Проект педагогического мероприятия с детьми. Тема "Хлопки, плескание, удары и хлопушки."
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Горохова Ольга Юрьевна

Знакомство детей с особенностями русской пляски (мужские "Хлопушки"с опорой на исторические, духовные и танцевально-культурные традиции русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pereplyas.docx26.13 КБ
Файл elementy.docx19.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ

ТЕМА «ХЛОПКИ, ПЛЕСКАНИЕ,УДАРЫ И ХЛОПУШКИ!»

музыкальный руководитель

Горохова Ольга Юрьевна 

Возрастная группа: 5-6 лет

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект:  «Ладушки» авт. Каплунова, Новоскольцева , «От рождения до школы» авт.Н. Е. Веракса, 2020 г.,

Методы и средства:

Словесные: рассказ, беседа, проблемно-поисковые вопросы, опорные слова, оценочные суждения, мотивирующая оценка.

Практические: исполнительские приемы, проблемно – практический метод, метод моделирования, игра–коммуникация, метод пластического интонирования, метод упражнения в практических действиях.

Наглядные: видеоряд, частичный показ-подсказка, наглядное моделирование (схемы, модели ритма), стаканчики для исполнения (бумажные, пластиковые), атрибуты русских костюмов (кокошники, картуз, платки), шумовые ударные народные инструменты.

Технические средства: проектор, экран, ноутбук, аудиосистема.

Цель: познакомить с особенностями русской пляски (содержанием, характером, манерой исполненияс опорой на исторические, духовные и танцевально-культурные традиции русского народа.

Задачи:

Обучающие: 

  • познакомить с неофициальными символами России;
  • помочь детям понять характер элементов мужского народного танца;
  • раскрыть особенности исполнения, характер народной пляски, как вида русского народного творчества;
  • разучить основные фиксирующие одинарные хлопки и удары (как наиболее подходящие для развития музыкально-ритмического слуха) с опорой на схему;
  • закрепить знания частей тела, а именно бедро, голень, стопа;

Развивающие:

  • развивать музыкально-ритмические и коммуникативные навыки (взаимодействие в ансамбле: умение согласовывать движения с характером, формой музыкального произведения с опорой на музыкальный слух и движения других детей);
  • развивать познавательные способности («чтение схем-моделей», выбор, сравнение).

 Воспитательные: гендерное

  • формировать интерес, ценностное отношение к традициям русской культуры;
  • укреплять взаимопонимание, доверие между детьми, поощрять проявление инициативы в общении со взрослым;
  • формировать гендерные качества посредством определения характерных мужских и женских движений в народной пляске;
  • актуализировать  сопричастность с русской культурой через древнейшую форму танца – народную пляску.

Планируемый результат:

Дети:

  • узнают хлопковые движения  народной пляски и исполнят его с опорой на выбранную схему;
  • закрепят навыки работы с моделями, научатся соотносить визуальную графическую схему с реальным танцем;
  • смогут проявить инициативу в выборе схемы ритма пляски, речевую активность и самостоятельное творчество в выполнении различных видов ритмических движений;
  • закрепят навыки взаимодействия в ансамбле (упражняются в умении согласовывать движения с характером, формой музыкального произведения и движениями других детей);
  • проявят интерес к народному творчеству, продолжат обсуждение в семье;
  • заинтересуются новыми  формами и способами исполнения ритма.

Примерный ход

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап

Предварительный этап

Приветствует с помощью звучащих жестов, заинтересовывает, настраивает на общение, создает атмосферу доверия и психологического комфорта.

Приветствуют педагога и друг друга. Выражают удивление, высказывают предположение о способе приветствия. Рассуждают, демонстрируют  заинтересованность в дальнейшем общении.

Проявляют любознательность,  познавательную активность, интерес к окружающему миру.

2 этап

Мотивационный

Предлагает вспомнить обычаи, символы русского народа. Просмотр - видео «Русский перепляс» (ансамбль «Россияночка»). Беседа с опорой на личный опыт и видео-просмотр. Предлагает попробовать научиться выполнять танцевальный элемент «хлопушка»  как на видео (красиво, ритмично, выразительно).

Выражают интерес, называют символы, рассматривают иллюстрации, предполагают, отвечают на вопросы.

Просматривают видео, высказывают отношение, обсуждают со взрослым.

Высказывают желание попробовать.

Проявляют познавательный интерес и желание принять участие в деятельности, формируется эстетический вкус и ценностное отношение к народному творчеству

3 этап

Содержательно - операционный

Предлагает встать и рассмотреть фотографии «Танцевального вернисажа», организует диалог:  русская народная пляска, названия и характер исполнения, характерные мужские и женские элементы. Обобщает высказывания.

Предлагает исполнить аккомпанемент к танцу (бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши). Включает самооценку: похож ли наш танец на тот, который на видео? Предлагает узнать, какие бывают хлопки, используя понятия частей тела (голень, бедро, стопа), ритмические схемы.

 Практическое задание: соотнести видеоряд со схемами.

Предлагает выбрать схему и попробовать выполнить «Перепляс»: аккомпанировать (девочкам) и танцевать (мальчикам) по схеме. Поощряет инициативу, творчество, конструктивное взаимодействие.

Предлагает исполнить  танец, похожий на тот, что видели на видео. Обозначает проблему: как сделать танец красивым (кокошник, картуз, платки для воротец). Использует опорные слова, частичный показ-подсказку.

Оценивает и поощряет правильность и красоту движений.

Демонстрирует чувство гордости и радости за успехи детей.

Проблемно – поисковый диалог, какими формами и способами можно еще передать ритм пляски.

Рассматривают фото выставку. Отвечают на вопросы, используя  увиденное и жизненный опыт.

Выполняют  ритмический аккомпанемент  совместно со взрослым.

Называют части тела, используемые танцорами  для хлопков в пляске.

Рассматривают ритмические  схемы, соотносят видео с карточкой. Отвечают на вопросы, сравнивая особенности хлопков. Выбирают  способ исполнения хлопков (мальчики) и шумовой инструмент (девочки). Прикрепляют выбранную схему на  доску, под музыку выполняют движения, соблюдая схему.

Опираясь на схему, исполняют Перепляс - мальчики и девочки поочередно. 

Проявляют любознательность,  контролируют движения, соотносят с музыкой.

Опираются на знания и умения в различных видах музыкальной деятельности.

Умеют позитивно взаимодействовать со сверстниками и взрослым.

Проявляют уважение к культурным традициям страны.

Определяют характерные гендерные различия в русской народной пляске.

Умеют анализировать, моделировать.

4 этап

Рефлексирующий 

Обсуждение итогов, оценивание результатов, обсуждение эмоций и впечатлений.

Открытый конец.

Уточняет: было ли интересно, трудно ли выполнять «Хлопушки», что или кто понравился в ходе занятия, о чем можно рассказать родителям. Предлагает дома: спросить какую музыку слушают ваши родители, а бабушки и дедушки, рассказать, что мы делали сегодня, с каким ансамблем познакомились, какой элемент русской пляски научились выполнять!

Предлагает дома придумать танец  сидя на стуле и  исполнить аккомпанемент  используя бумажный стаканчик.

Благодарит и предлагает поблагодарить  друг друга

ритмическими аплодисментами.

Высказывают отношение к занятию. Рассуждают, предполагают, какую музыку слушают в семье.

Высказывают предположение о вариантах использования бумажных стаканчиков и стула для действий под русскую плясовую музыку.

Довольны результатами. Сохраняют познавательный интерес. Включаются в общение и рассуждения. Высказывают желание - рассказать о занятии своим близким.

Нацелен на дальнейшую творческую работу.



Предварительный просмотр:

Изучение простых хлопушек в народном танце на начальном этапе обучения.

     Главными задачами на начальном этапе обучения является пробуждение интереса к народной музыке, танцам, формирование запаса музыкальных впечатлений, развитие музыкально-ритмических способностей.

     Музыкально-ритмические занятия  посредством доступных  упражнений, музыкальных игр и танцев, способствуют  развитию музыкальной памяти, выразительности  и чувства ритма. Музыкальное обучение и воспитание помогает детям понять характер элементов мужского народного танца.   

     Разучивание  хлопушек в народном танце  начинается  с простых хлопков в ладошки и ударами ногой в пол, постепенно усложняя ритмический рисунок и добавляя разнообразные удары ладонью по разным частям ноги (бедру, голени, стопе) мы постепенно переходим к комбинациям хлопушек, показывая удаль народной пляски.

     Формирование чувства ритма у детей – одна из важнейших задач педагога.  

     Мужская лексика в народно-сценическом танце отличается от женской набором характерных элементов – хлопушками и присядками, которые встречаются в различных русских танцах и составляют их основу, являясь своеобразным языком танца.

    Хлопушки являются одним из основных элементов русского народного танца. Они состоят из различного количества и разнообразных сочетаний из хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар - ладонью по голенищу, бедру или подошве и т.д. Хлопок и удар может выполняются на сильную или слабую долю такта. Таким образом, мы можем научить ребёнка различать, а в дальнейшем и применять на практике акцентирование шагов или определённых движений (остановок или поз) в танце.      

    Для более чёткого запоминания и дальнейшего изучения материала необходимо опираться на следующие правила:

  • при выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими;
  • ладонь при этом крепкой и напряженной;
  • локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикасаются к нему.

   Хлопки могут быть фиксирующими и скользящими, одинарными, двойными и тройными, но мы используем в основном фиксирующие одинарные хлопки и удары как наиболее подходящие для развития музыкально-ритмического слуха.

   Примеры самых простых хлопков и ударов:

  • Хлопок перед собой 

             Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

 «Раз» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.

«И» - руки раскрываются через 1-ю позицию во 2-ю.

            Движение повторяется.

  • Хлопок над головой прямыми руками

             Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

«Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;

«И» - прямые руки опускаются в стороны во 2-ю позицию.

 Движение повторяется.

  • Хлопок перед собой прямыми руками

             Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

«Раз» - прямыми руками делаем хлопок перед собой на уровне груди;

 «И» - прямые руки раскрываются в стороны во 2-ю позицию.

Движение повторяется.

  • Удар по бедру

        Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

«Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;

«И» -правая нога, сгибаясь в колене поднимается вверх, правая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по правой ноге, левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;

«Два» - поднимаем прямые руки вверх через стороны, делая хлопок над головой, нога опускается в исходную позицию;

 «И» - левая нога, сгибаясь в колене поднимается вверх, левая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по левой ноге, правая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;

Движение повторяется.

Данная хлопушка может исполняться как на месте, так и с продвижением вперёд или назад.

  • Два удара по бедру

        Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

 «Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;

 «И» - правая нога, сгибаясь в колене, поднимается вверх, правая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по правой ноге, левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;

 «Два» - левая рука делает хлопок по правой ноге, правая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию.

«И» - правая  нога ставится на пол в исходную позицию, левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;

  • Хлопки по голенищу сапога

Исходное положение ног 1 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

              «Раз» - соскок на левую ногу, правая нога сгибаясь в колене отводится в левую сторону за левую ногу, левая рука делает хлопок по голенищу сапога правой ноги, правая рука поднимается в 3-ю позицию.

              «И» - второй соскок на левую ногу, правая нога выпрямляясь отводится в правую сторону, правая рука делает удар по голенищу правой ноги, левая рука поднимается в 3-ю позицию.

              «Два» - соскок на правую ногу, левая нога сгибаясь в колене отводится в правую сторону за правую ногу, правая рука делает хлопок по голенищу сапога левой ноги, левая рука поднимается в 3-ю позицию.

              «И» - второй соскок на правую ногу, левая нога выпрямляясь отводится в левую сторону, левая рука делает удар по голенищу левой ноги, правая рука поднимается в 3-ю позицию.

               Движение повторяется

Для развития у детей понятия сильной и слабой доли в музыке проучиваем следующую хлопушку:

              Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

             «Раз» - шаг правой ногой вперёд.

             «И» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.

              «Два» - шаг левой ногой вперёд руки раскрываются через 1-ю позицию во 2-ю.

              «И» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.

 Движение повторяется

Освоение простых хлопушек способствует развитию чувства ритма и координации, ловкости, точности, быстроты в движениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Проект педагогического мероприятия с детьми старшей группы «Форд-Боярд»

спортивно- познавательная игра  с использованием здоровьесберегающих и интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возраста...

Проект педагогического мероприятия с детьми «Путешествие в сказку. Спасение доброй феи»

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы....