ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МУЗЫКА» И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
статья по музыке

Вейп Елена Александровна

Известно, что музыка – это интегрированный предмет. Музыка,  литература и  изобразительное искусство  тесно взаимосвязаны друг с другом. В результате работы по интеграции наблюдается заметный рост художественного, музыкально - творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а это не что иное, как новый уровень  развития личности ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veyp_e.a._-_statya.docx21.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МУЗЫКА» И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Вейп Е.А. музыкальный руководитель

МАДОУ «ЦРР - детский сад «Солнышко»

п.Чернянка Белгородской области»

Самая яркая и запоминающаяся страница в жизни каждого человека – это детство. Именно в дошкольном возрасте закладывается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, культурой, общечеловеческими ценностями. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Современные  дошкольные  образовательные организации, решая задачу художественно – творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве, рассматривают  интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.

Всем известно, что музыка – это интегрированный предмет. Музыка,  литература и  изобразительное искусство  тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, а главное интересна, доступна  и содержательна. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музыкальное творчество, чтение художественной литературы. При этом дошкольник раскрывает свой потенциал, постигает собственные возможности. Именно поэтому стала способствовать приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого формирую у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развиваю художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности, воспитываю эстетическое отношение к окружающему миру. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – задачи, которые  успешно решаю с помощью музыкальной деятельности. Достичь этого можно воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка.

Рисование под музыку, как один из приёмов арттерапии, довольно широко применяется в современной педагогике. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных и  музыкальных произведений.

Сначала вместе с  детьми   прослушиваем  музыкальное произведение, беседуем о музыкальных характеристиках пьесы, затем – об изобразительных. Сравниваем музыкальное произведение  со стихотворением, создаем тот  или иной образ и  только потом приступаем к рисованию.  Таким образом, сочетая  музыкальную деятельность, изобразительную деятельность и художественное слово мы можем не только  обогащать эмоционально-волевую сферу, но и всесторонне развивать личность ребёнка. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение, способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.  

Система интегрированного обучения способствует более эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ. Подготовка к таким занятиям достаточно трудоемка, она требует согласованных действий музыкального руководителя и  воспитателя. Каждое занятие тщательно разрабатывается,  подбирается музыкальный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей и программным задачам, объединенный одной темой или сюжетом, сказкой, игрой. Форма проведения непосредственно образовательной деятельности  нестандартна и интересна.  Это могут быть увлекательные и интересные проекты, познавательные экскурсии, яркие встречи, гостиные, квест – игры.

Так для детей старшей группы была проведена художественная  гостиная «Яркая радуга», где дети с удовольствием выполняли задания по определению каждого цвета радуги, слушали музыкальные произведения, пели, читали стихи, затем сами рисовали радугу. Для детей подготовительной группы был подготовлен проект «Мама – первое слово, главное слово». Дети с удовольствием слушали произведение Ф.Шуберта «Ave Maria», учили  стихи и песни о маме,  играли в шумовом  оркестре, рассматривали репродукции  картин знаменитых художников, иллюстрации, фотографии, рисовали портреты своих мам, была организована выставка портретов «Наши мамы разные – все они прекрасные». Итогом проекта стал совместный с мамами праздник, где дети продемонстрировали свои умения и навыки. Для детей среднего возраста было организовано развлечение  «Ах, какая зимушка», где дошкольники   проявили  любовь к природе родного края, доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать друг с другом. Дети пели песни, читали стихи, отгадывали загадки, слушали «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, рисовали музыкальный образ,  весело танцевали с султанчиками, играли, музицировали.

Таким образом, в результате работы по интеграции наблюдается заметный рост художественного, музыкально - творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а это не что иное, как новый уровень  развития личности ребёнка. В продуктивной деятельности происходит совершение умения изображать  музыкальный образ по памяти, развивается  наблюдательность, внимание, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их в рисовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников». Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д.-2004г.

2. Сажинова С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г.

3. Интернет ресурс: ns.portal.ru.

4. Интеренет ресурс: maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доминантное занятие Интеграция образовательных областей " Музыка" и "художественное творчество"

  ДОМИНАНТНОЕ  ЗАНЯТИЕ. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»   ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Развивать умение детей определять характер, ...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА» И « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа

Ведущий разказывает стихотворение про солнышко. Далее ведущий объясняет что ножки у солнышко это  его лучики. Дети исполняют попевку "Солнышко". .Дети инсценируют песню есть у солнышка друзья. Де...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА» И « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа

Ведущий разказывает стихотворение про солнышко. Далее ведущий объясняет что ножки у солнышко это  его лучики. Дети исполняют попевку "Солнышко". .Дети инсценируют песню есть у солнышка друзья. Де...

Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста»(презентация)

Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое....

Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста» - доклад

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совер...