Цикл занятий "Жанры в музыке"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Наталья Петровна Котляревская

Цикл занятий для старшей группы "Жанры в музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_zhanry_v_muzyke.docx24.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия в старшей группе по теме «Жанры в музыке» №1

Цель: помочь детям понять разницу в характере музыки- марша, танца, песни.

Задачи:

-рассказать детям о жанрах музыки.

- содействовать в умении различать характер музыки.

- развивать умение двигаться в соответствии с характером (жанром) музыки.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал. Музыкальное приветствие.

Педагог: Послушайте внимательно: знакома ли вам эта музыка? (звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского)

По окончании музыки педагог предлагает детям обратить внимание на картинку, на которой изображен план музыкального города.

Педагог предлагает совершить экскурсию  по этому городу.

Первая улица-«Марш», предлагается послушать «Походный марш» Д. Кабалевского. Педагог дает характеристику жанра-марша и вместе с детьми определяют характер марша (бодрый, радостный) и движения под него. Педагог обращает внимание на сигналы горна и просит детей отреагировать : изобразить игру на горне, когда его услышат в музыке.

Далее вместе с детьми маршируем под музыку.

Звучит другая танцевальная музыка.

Педагог: Дети, мы с вами оказались на другой улице нашего музыкального города. Звучит танецМожно придумать самостоятельно танцевальные движения.

Дети садятся и педагог рассказывает им про следующую улицу- «Песню». Песня-это самый главный жанр музыки

Выясняется, что у песни есть мелодия и слова, песни бывают разные: праздничные, торжественные, задорные, плясовые, шуточные, маршевые и т.д. Важнейшая часть всякой музыки- мелодия.

Педагог: Вот и подошла наша экскурсия по городу к концу.

Вопросы для обобщения:

- С какими музыкальными жанрами вы познакомились?

- Какой самый важный жанр музыки?

- Как называется самая важная часть музыки?


Конспект тематического занятия в старшей группе по теме «Жанры в музыке» №3 итоговое

Цель: Закреплять знания о жанрах музыки.

 Задачи: Учить узнавать марш, танец и песню, импровизировать под музыку соответствующего характера.

 Закреплять навыки выразительного исполнения песен, способствовать развитию танцевальных навыков, формировать навыки совместного музицирования.

 Развивать эстетическое восприятие музыки.

 Материалы: Презентация «Музыкальные жанры», ударные детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, колокольчик, барабан, маракасы)

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку «Маленькая сказка» А. Гречанинова.

Муз. рук. приветствует детей, пропевая приветствие «Здравствуйте, ребята!»

Дети: пропевают «Здравствуйте!»

Муз. рук. Нас сегодня в зале встретила музыка. Какое счастье, что музыка всегда нас окружает и она всегда разная.

- Под одни мелодии хочется петь,

(на слайде презентации - картинка, на которой поет ребенок с микрофоном)

- под другие танцевать,

(на слайде презентации, танцующие дети)

- а когда звучат третьи – не устоишь на месте, хочется маршировать.

(на слайде презентации – марширующий ребенок)

Муз. рук. Все музыкальные произведения можно разделить на три большие группы, которые называются жанры.

- Итак, какие жанры музыки мы с вами знаем?

- Все верно – песня, танец и марш.

Муз. рук. А сейчас, ребята, вам такое задание - внимательно послушайте музыку и определите её жанр. Когда будет звучать песня – изобразите певца с микрофоном и спойте отрывок из песни.

- Когда будет звучать мелодия танца – изобразите танцора, придумайте свои танцевальные движения.

- А когда зазвучит марш– маршируйте.

Звучат отрывки: «Марш» А. Гречанинова

 «Вальс» П. И. Чайковского

 «Дети любят рисовать» В. Шаинского

Дети выполняют задания. Муз. рук. хвалит детей за интересно, характерно выполненные задания.

Муз. рук. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в сказочных героев. Согласны? Вот и замечательно!

Звучит отрывок «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковского

Муз. рукЧто за произведение сейчас звучало? Вы узнали?

- Верно, это «Марш оловянных солдатиков». Кто написал это произведение?

- Да, конечно, П. И. Чайковский.

- Превратимся в игрушечных солдатиков. Как мы будем выполнять движения?

- Все верно, мы будем шагать весело и бодро.

- «Ать - два, левой - правой, ать - два, левой – правой

Вдоль плетней, заборов и оград.

Ать - два, левой - правой, ать - два, левой – правой

Марширует бравый наш отряд.»

- Спасибо.

Муз. рук. Встречаем новых гостей.

(на слайде - Золушка и принц)

Звучит отрывок из «Вальса» П. И. Чайковсого

Ребята, что за произведение сейчас прозвучало?

-Да, все верно этот прозвучал «Вальс». Вальс – это бальный танец, его обычно танцуют в паре.

- Девочки будут танцевать, как прекрасные Золушки, а мальчики, как принцы.

(исполняется импровизированный танец «Вальс»)

- Ребята, а какие профессии связаны с музыкальным жанром – танец?

- Все верно – это танцор и танцовщица.

- Какими качествами они должны обладать?

- Верно, они должны любить танцевать, слышать ритм музыки, должны быть гибкими, пластичными.

Муз. рук. Наш следующий гость -  Колобок со своей песенкой.

(на слайде герой сказки – Колобок)

- Кто из вас готов исполнить песенку Колобка?

(дети по желанию исполняют)

Муз. рук. Ребята, а чем песня отличается от марша?

- Правильно, в песне кроме мелодии есть слова. И мы с вами уже говорили, что для детей много написано колыбельных песен, песен о дружбе, о животных.

- У нас сегодня исполнял песню солист, ансамбль или хор?

- Да, все верно, у нас выступал ансамбль. Пели несколько ребят (назвать по именам) и они слаженно исполнили песню, большое спасибо.

- Ребята, а какие профессии связаны с музыкальным жанром – песня?

- Все верно – это певец и  певица.

- Какими качествами они должны обладать?

- Конечно, они должны иметь красивый голос, чувствовать, слышать музыку, т. е. иметь музыкальный слух, не бояться выступать на сцене.  

Муз. рук. Ребята, а вы любите отгадывать загадки?  

- Отгадаете? Тогда слушайте.

- У произведения этого жанра музыки мелодия четкая, бодрая, ритмичная. Характер музыки часто подчеркивают ударными музыкальными инструментами.

- Все верно, речь идет о марше.

Звучит отрывок «Военный марш» Г. Свиридова.

Муз. рук. «Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат»

(на слайде – музыкальные инструменты: скрипка, барабан, валторна, труба, арфа, тарелки)

Муз. рук. Назовите музыкальные инструменты, на которых играют военный марш на парадах? (барабан, труба, тарелки, валторна)

- Ребята, а сейчас мы возьмем музыкальные инструменты, те которые помогут нам исполнить марш, передавая его четкий, бодрый ритм.

(дети выбирают инструменты, музицируют)

Муз. рук. Спасибо, ребята.

-  Какие задания на сегодняшнем занятии вам были наиболее интересны?

- Мы с вами сегодня вспомнили основные музыкальные жанры – песню, танец, марш. Они делают нашу жизнь яркой, музыкальной, разнообразной.

(дети возвращаются в группу под песню «Вместе весело шагать» В. Шаинского)

 


Конспект тематического занятия в старшей группе по теме «Произведения разных жанров» № 2

Занятие - закрепление

Цель: закрепить знания детей о жанровом разнообразии музыки через различные виды музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательная:

Закреплять представление детей о музыкальных жанрах их характерных особенностях через танцевальную импровизацию, проявления творчества.

Развивающая

Совершенствовать певческие навыки, ритмический слух.

Развивать творческое воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в танцевальной импровизации, образные высказывания о музыке.

Развивать словарный запас для определения характера танцевальной музыки.

Воспитательная:

Закрепить умение внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, узнавать и называть знакомые;

Ход занятия:

Под марш «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского дети проходят в зал и останавливаются с окончанием музыки.

Муз.рук: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. И это прекрасно! Ребята, встретить вас и вот кукла Маша часто слышит на наших музыкальных встречах много музыки. И эта музыка тронула ее сердце. Музыка такая красивая, но вся такая разная, что Маша не знает под какую музыку что можно делать? А хочет разбираться в музыке также как и вы! Мы можем ей помочь в этом, сейчас в музыкальном зале?? Чем поможем?

А кто пишем музыку? (композиторы) Правильно. Ребята, вспомните, как называлось муз произведении , под которое вы зашли в зал? ( Марш деревянных солдатиков) а написал его какой великий русский композитор? (ответы) Вы слушали, как четко, ритмично, по военному шагают игрушечные солдатики, и двигались в темпе марша тоже. 

А какой характер у этого марша? Дети - (четкий, веселый, бодрый, игрушечный, военный, смелый) Ребята, вы правильно определили характер, марш мы везде узнаем по четкому, бодрому характеру.

Вот,Маша, под марш мы маршируем, так как у него четкий, бодрый характер звучания.

А как вы думаете, это произведение исполнял один инструмент или много?

Дети: Один инструмент.

Муз.рук: Садитесь на ковер, послушаем музыку и определим музыкальный жанр. (слушают фрагмент вальс цветов П.И.Чайковского)(ответы детей) 

Верно это музыкальный жанр танец. Почему вы так решили? А какой танец?

Кто написал этот вальс? Предложить ребенку из трех портретов выбрать Чайковского.

Верно! А это какая музыка по характеру? (Плавная, легкая, величественная, кружащаяся).А какие еще танцы вы знаете?( краковяк,полька, кадриль, хороводный танец)А вальс исполнял один инструмент или много?

Дети: много

Правильно, а как называется одновременное звучание нескольких инструментов?
Дети: Оркестр.

Муз.рук: Верно! Одновременное звучание нескольких инструментов называется оркестр.

А что нам захотелось выполнять под эту музыку. (Танцевать).  Предлагаю вам поделиться на две группы, первая группа возьмет цветы и придумает свой вальс , а музыка вам подскажет как можно двигаться. Двигаемся, легко, не толкая и не мешая товарищу. А вторая группа возьмет музыкальные инструменты и украсит танец своим исполнением.

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковский

- Какой красивый танец у вас получился! Вы двигались под музыку плавно, легко, красиво, некоторые даже изящно (изысканный, красивый, роскошный, тонкий, утонченный;)Давайте проговорим хором «Изящно» Каждый из вас самостоятельно придумывал свои движения ,внимательно слушая музыку .(сели)В следующий раз поменяемся, те кто танцевал будут играть на муз. инструментах.

Вот мы показали Маше, еще один музыкальный жанр, это танец- вальс. Его можно узнать по легкой, кружащейся мелодии и не ошибиться.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с вами с пьесой французского композитора Франсиса Лемарка(наш современник) он жил и писал музыку для детей в 21 веке.«Пудель и птичка» одно из самых ярких его произведений. садитесь удобно. Давайте послушаем музыкальное произведение, и вы определите его характер.

-Какой характер музыки? (игривая, шутливая, озорная, веселая) Музыка была отрывистая и звучала в высоком регистре изображая образ птички. Музыка в этой пьесе рисует нам два образа - образ пуделя и образ птички.

 2. (видео) Давайте еще раз послушаем и посмотрим на картинку и придумаем свой рассказ. (дети придумывают рассказ). Вот Маша, музыку еще можно просто слушать и придумывать свои рассказы.

Пальчиковая гимнастика

«Шла кукушка мимо рынка»(запись)

Шла кукушка мимо рынка (Выпрямленными указательным и среднем пальцем идет по столу, все остальные пальцы поджаты.)

У неё была корзинка ( Соединяем ладошки ковшом, образуя корзинку.)

А корзинка на пол — бух! ( Роняем сомкнутые ладони, ударяя ими по столу или коленям, руки разъединяем)

Полетело десять (восемь, девять) мух! (Изображаем летающих муз, разведя руки в стороны и шевеля пальцами. Количество разогнутых пальцев должно соответствовать количеству мух в тексте)

Музыкальный руководитель напоминает детям о певческой позе, об осанке.

Музыкальный рук: А теперь разбудим наш язычок, разогреем все необходимые мышцы, что бы голос был звонкий и слова которые мы поем были понятны. Садимся на лошадку и едем медленно. быстрее, теперь пересели на мотоцикл, едим с горы, на гору, опять пересели на лошадку.

- А что бы исполнить песню для Маши, нам надо распеться.

Попевка «Горошина». Может спеть попевку как марш, как вальс. (вызвать желающих)

Наш голосок готов для пения

А теперь музыкальная загадка. ( звучит отрывок песни) Ребята, что прозвучало?( куплет песни) К камому жанру относится это музыкальное произведение? Угадали, что за песню мы сейчас исполним?

Дети: Отрывок из песни «Мир на планете».

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, какой характер этой песни?

Дети: – Веселый, радостный, задорный.

- Давайте пропоем 1 куплет на слог «ди» «да» «до»

Музыкальный руководитель: А теперь, споем все вместе со словами, постараемся петь выразительно согласованно, т е все вместе, споем с любовью и настроением, а самое главное красиво.

Исполняется песня «Мир на планете»

Муз.рук: Молодцы, спели красиво, все вместе. Кто скажет, как жанр песню отличить от других жанров музыки?(песня это музыка и слова)

Муз рук: А что бы Маша лучше знала жанры, давайте с вами поиграем в музыкальную игру

«Узнай музыкальный жанр». Сейчас по считалочки выберем ведущих.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Дети с красным, зеленым и желтым платочком расходятся по залу.красный – марш, зеленый танец, желтый - песня. Остальные внимательно слушают. Если звучит марш все образуют кружок и маршируют у красного платочка, если песня – поют у желтого платочка и т д.

Муз.рук: Ребята, вы активно принимали участие в игре, умели слышать и слушать музыку. Все ли верно определили характер музыки или кто – то сомневался?

Давайте покажем Маше, что под веселую русскую народную плясовую, можно еще играть на ложках. Мы помним с вами, что рисунок пляски очень разнообразен - есть перебежки, разнообразные переходы. Берите ложки, исполним плясовую.

Муз.рук: Что больше всего понравилась Оле сегодня? Что нового узнали? а давайте в группе вы нарисуете…каждый свою картину «Пуделя и птичку»! И мы устроим выставку ваших работ.

Вы замечательно пели, танцевали, слушали музыку и играли на инструментах, а сейчас пора прощаться. До свидания.

Под спокойную музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из цикла "Сказка в музыке"

Образы русских сказочных персонажей в музыке Н.А.Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского....

Цикл бесед о музыке

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....

"Гусли - самогуды" (презентация из цикла НОД "Звуки музыки" ОО "Музыка" )

Презентация педегогического опыта в сфере музыка...

"Барабан" (презентация из цикла НОД "Звуки музыки" ОО "Музыка")

Презентация занятия дополнительного музыкального кружка...

Цикл бесед о музыке "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

В материале вы узнаете о важности музыкального воспитания....