Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста через использование лэпбука
статья по музыке (подготовительная группа)

В статье раскрыты особенности восприятия музыки дошкольниками в процессе НОД по музыкальном у воспитанию, а также, представлен опыт работы на данную тему - лэпбук "Музыкальное королевство", который окажет помощь педагогу в решении следующих задач по музыкальному воспитанию: 

-  расширять знания детей о музыке;

- познакомить со средствами музыкальной выразительности – темп, ритм, лад, тембр, динамика, характер звуковедения.

- побуждать детей к исследованию музыкального произведения;

- развивать способность детей самостоятельно анализировать и определять средства музыкальной выразительности;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыки у детей

старшего дошкольного возраста через использование лэпбука»

«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро и зло. Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач.

Наиболее глубоко эмоциональная отзывчивость у дошкольников формируется через полноценную реализацию  раздела «Восприятие музыки». Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Необходимость принципа единства эмоционального и сознательного обусловлена спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия. Развитие восприятия музыки требует осознания вызываемых ею эмоциональных впечатлений, а также ее доступных выразительных средств. Принцип единства художественного и технического основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений. Важно формировать у детей навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус.

Любить музыку — значит испытывать потребность в общении с ней, переживать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно и эмоционально, чтобы глубже переживать и чувствовать музыку.

Основой воспитания у дошкольников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на детских музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов воспитанников, формированию их музыкальных потребностей.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это - лад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Восприятие музыкальных образов происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). В результате идея произведения воспринимается как нечто сокровенное. Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее – это напряженная работа сердца, ума и особое творчество.

Развить музыкальное восприятие — значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам. Для умения слушать серьезное музыкальное произведение необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей — слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий.

Развитие восприятия предполагает умение выделять из музыкального произведения отдельные средства музыкальной выразительности — мелодию, гармонию, фактуру, темп, ритм и другое; освоение принципов творческого преобразования и отражения действительности в звуках музыки; выявление ассоциаций, которые вызваны тем или иным средством.

Осознание воздействия музыкального произведения способствует раскрытию его содержания, накоплению учащимися музыкального опыта, который сказывается при последующем общении с музыкой. Он усиливает ее воздействие, обогащает духовный мир ребят, их чувства, мысли, переживания. Благодаря использованию в музыкальном воспитании принципа единства эмоционального и сознательного, у дошкольников развивается способность оценивать воспринятое и, таким образом, воспитываются их интересы и вкусы. Основное средство достижения этой цели — постоянные и систематические встречи ребят с музыкой, развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

Анализ музыкальных произведений углубляет эмоциональное восприятие детей. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание - такие переживания вызывают стремление к творчеству и способствуют росту личности человека.  И поэтому всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, музыкальный руководитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умения рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию.

Одним из современных средств обучения дошкольников является лэпбук или интерактивная папка. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной  среде. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

- включенность воспитателя наравне с детьми;

-  добровольное присоединение детей к деятельности;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Созданный мною в рамках темы по самообразованию лэпбук «Музыкальное королевство» помогает реализовать принцип единства эмоционального и сознательного восприятия музыки, так как содержит разнообразные задания для формирования эмоционально-оценочного слушания музыки, а именно: круги-сегменты на определение средств музыкальной выразительности, портреты композиторов, цветовые квадраты и сюжетные картинки на развитие ассоциативного мышления, карточки с музыкальными инструментами на развитие тембрового слуха, смайлы-настроения на определение эмоциональной составляющей музыки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Мною была  разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления

Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является о...

«Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование ИКТ»

Как любая технология, ИКТ требует от человека культуры её использования. Сегодня перед нами стоит задача - заложить у детей основы культуры использования информационно – коммуникативных технолог...

Статья: "Формирование восприятия музыки у детей дошкольного возраста".

Формирование восприятия музыки у детей дошкольного возраста....

Статья «Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста»

Слушание музыки-активный творческий процесс, так как воспринимать музыку- это значит различать ее характер, следить за развитием образа, чувствовать настроение.осмысливать.В статье рассматриваются под...

«Формирование навыков пожаробезопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста через использование разных игровых пособий"

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Москаева Анна Ивановна. Я воспитатель детского сада № 134. Сегодня хотела бы поделиться опытом работы по теме «Формирование навыков пожаробезопасного п...

Методическое пособие «Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста»

Значимость музыкально-игровой деятельности, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса в научных исследованиях, с другой. Указанные противоречия опред...