«Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование ИКТ»
методическая разработка по информатике на тему

Ершова Марина Васильевна

Как любая технология, ИКТ требует от человека культуры её использования. Сегодня перед нами стоит задача - заложить у детей основы культуры использования информационно – коммуникативных технологий уже в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование ИКТ»

  1. Актуальность

Современное общество все шире использует во всех сферах своей жизнедеятельности информационно – коммуникативные и информационно – коммуникационные технологии. Как любая технология, ИКТ требует от человека культуры её использования. Сегодня перед нами стоит задача - заложить у детей основы культуры использования информационно – коммуникативных технологий уже в старшем дошкольном возрасте. Становится очевидным, целесообразность использования ИКТ в образовательном процессе дошкольного учреждения. При этом ИКТ не должны заменять традиционные методы, а способствовать расширению их возможностей.

Возникают противоречия:

  1. Очевидно, что на современном этапе одна из задач дошкольного учреждения - заложить у дошкольников основы информационной культуры, однако технологий, направленных на её становление, не существует.
  2. Дети дошкольного возраста ориентированы на компьютерные игры, но «умных» интерактивных игр, которые бы способствовали реализации задач образовательной программы ДОУ, практически нет.

III. Идея проекта

Использование в образовательной практике дошкольного образования ИКТ позволит:

  • выявить оптимальные механизмы формирования информационной культуры дошкольника в условиях образовательного процесса в ДОУ;
  • заложить у детей основы культуры использования информационно – коммуникативных технологий;
  • сформировать у детей интегративные качества;
  • повысить качество дошкольного образования.

IV. Обоснование для разработки проекта

Основанием для выбора данной темы послужила «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», в которой поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ. Нормы при использовании информационных ресурсов в образовательной деятельности определённые СанПин.

VI. Цель проекта

заложить у детей основы культуры использования информационно – коммуникативных технологий.

VII. Задачи проекта

Для реализации данной цели определила следующие задачи:

  1. Развивать у детей через использование ИКТ:
  • мотивацию к деятельности;
  • познавательную активность;
  • когнитивные психические процессы.
  1. Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности.
  2. Расширять кругозор, формировать целостную картину мира.
  3. Дать представления как с помощью ИКТ можно получать информацию.

VIII.Дидактическое оснащение проекта

В основу дидактического оснащения проекта легли авторские информационные ресурсы, созданные с использованием различных компьютерных технологий (анимация, звук, триггеры, гиперссылки, фигуры СмартАрт):

IX Технология реализации проекта

Этапы реализации проекта.

  1. Диагностический.

Цель: выявить уровень использования детьми компьютера.

Используемые приёмы:

  • беседы с детьми;
  • дидактические игры и упражнения: «Назови правильно», «Как монитор с «мышкой» дружит», «Отгадай и назови»;
  • анкетирование родителей.
  1. Обучающий.

Цель: дать представление о возможностях использования информационных ресурсов.

  1. Дидактические пособия:
  • дидактические игры и упражнения;
  • пальчиковые гимнастики;
  • видиозагадки;
  • зрительные гимнастики;
  • физкультминутки;
  • кроссворды;
  • мозаики.
  1. Презентации:
  • слайд-шоу;
  • видеоклипы;
  • видеоролики;
  • сложные презентации.

Данные информационные ресурсы используются в работе с детьми в различных формах образовательной деятельности - групповой и индивидуальной, и на различных этапах изучения материала при диагностике, изучении нового материала и его закреплении.

  1. Практический этап.

Цель: привлечь детей к созданию информационных ресурсов.

Используемые методы:

  • проектирование (совместное проектирование взрослого и ребёнка);
  • презентация проекта с использованием слайдовой презентации (с дозированной помощью взрослого);
  • отчет, о результатах исследовательской деятельности подготовленный с помощью компьютерной программы PowerPoint или Publisher (совместная деятельность взрослого и ребёнка);
  • электронная лекотека (для закрепления ребёнком изучаемого материала, в условиях семьи, родителям предоставляются информационные ресурсы в электронном варианте).
  • привлечение детей к созданию информационных ресурсов:
  • к выбору героев игры;
  • к выбору игры в бумажном варианте, которую в дальнейшем педагог создаёт как информационный ресурс;
  • к составлению сюжета игры, сказки;
  • к озвучиванию сказки, героев игры;
  • к выбору фона, картинного материала, песен, видеороликов для слайдовой презентации

X Результат

В результате у детей:

  • формируется готовность к постижению новой информации;
  • компетентность в окружающем мире и адекватность жизнедеятельности в нём;
  • формирование социальной адаптации в постоянно меняющихся информационных условиях современного общества;
  • повышается мотивация к играм, в создании которых они принимали участие.

У родителей:

  • повысился уровень информационной культуры;
  • появилась заинтересованность в использовании информационных ресурсов для образования ребёнка;
  • появилось больше общих с детьми интересов: они создают совместные творческие проекты, вместе ищут необходимую информацию в Интернете, используя компьютерную программу PowerPoint или Publisher, готовят отчеты по результатам деятельности.

У автора:

  • повысился уровень профессиональной компетентности по данной проблеме;
  • созданы информационные ресурсы, направленные на интеграцию образовательных областей;
  • повысилось качество образовательного процесса.

        В ходе реализации проекта опыт по данному направлению обобщался и распространялся через выступления на конференциях, конкурсах, публиковался в сборниках и в сети интернет.

Тезариус.

Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании (Э.Л. Семенюк).

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) —В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации (Википедия).

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» (Википедия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...

Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...

Презентация " Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность   является глобальной соци...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Кафе» в сборнике научных статей И 66

laquo;Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и науч. ред. В.А. Адольф. – Красноярск: Сибирский федеральный униве...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучен...