Формирование доступных навыков взаимодействия и общения у детей с тяжелыми нарушениями развития на групповых занятиях в Лекотеке
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ведяева Анна Владимировна

В статье описывается мой опыт проведения детско-родительских групповых сеансов для детей с тяжелыми двигательными нарушениями в структурном подразделении "Лекотека". Основная задача, прежде всего, научить детей и родителей понимать друг друга, помочь родителям увидеть своих детей по-новому и получить дополнительный заряд оптимизма. Задача непростая, но выполнимая.  

Статья опубликована в 2013 году, можно прочитать ее также по ссылке:  http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_zanyatie_v_lekoteke.docx29.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование доступных навыков взаимодействия и общения у детей с тяжелыми нарушениями развития на групповых занятиях в Лекотеке

 

Ведяева Анна Владимировна, учитель-дефектолог
структурного подразделения «Лекотека»,
ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1790 г. Москвы,

апрель 2013 г.

 

 

Актуальность написания статьи:

В рамках своей профессиональной деятельности я работаю с детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения. Основная задача, стоящая передо мной, прежде всего, научить детей и родителей понимать друг друга, помочь родителям увидеть своих детей по-новому и получить дополнительный заряд оптимизма. Задача непростая, но выполнимая.  

   

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Такое определение общения дает М.И. Лисина в своих работах, рассматривая проблему онтогенеза общения.

   Общение является необходимым условием для социального развития детей раннего и дошкольного возраста, оно так же является предпосылкой для всестороннего и полноценного развития ребенка. Но только при активном участии взрослого срабатывают биологические механизмы, определяющие дальнейшие связи ребенка с внешним миром.

    Процесс и качество приобретения социальных навыков у детей с нормальным и аномальным развитием имеют существенные отличия.

    Так, для детей нормального развития в раннем возрасте характерно овладение навыками ситуативно-делового общения, переходящее в сотрудничество со взрослым. Появляется подражательная способность; происходит усвоение способов общественного опыта (совместные действия по показу; действия по подражанию, речевой инструкции); формируются навыки самостоятельности в быту. У детей зарождается стремление к взаимодействию не только со взрослыми, но и со сверстниками. Ко времени перехода ребенка от раннего к дошкольному возрасту начинает формироваться «Я-сознание», образ собственного «Я». Ребенок стремится к самостоятельности, но, в то же время, он особенно остро нуждается в том, чтобы взрослый принял его, признал его достижения. Отношению к окружающему миру придается социальная направленность; происходит смена ведущей деятельности и формы общения; развивается образное мышление; возникает продуктивная деятельность, основанная на использовании знаково-символических средств; формируются произвольность и контрольные функции. Социальная направленность личности ребенка становится определяющей в его психическом развитии. Дошкольник открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые, внеситуативно-личностные и внеситуативно-познавательные формы общения. В процессе общения со сверстниками у ребенка формируются межличностные отношения, а также первые ценностные ориентации, определяющие направленность поведения ребенка в целом.

    Теперь рассмотрим особенности социального развития детей с поражением центральной нервной системы. У таких детей затруднены фиксация взгляда на лице взрослого и зрительный контакт с ним, отсутствует интерес к близким взрослым и желание сотрудничества с ними; своевременно не появляется эмоционально-личностное, ситуативно-деловое общение. Многие дети с нарушениями в развитии не могут по просьбе взрослого назвать свое имя, показать свои части тела и лица. У них к 3 годам не формируются представления о себе и о своем «Я». Возникают вторичные отклонения, которые выражаются в несформированности способов усвоения общественного опыта, а именно: умения действовать по указательному жесту, готовности действовать совместно со взрослым, подражания, ориентировки и действия по словесной инструкции, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на всем последующем развитии личности ребенка. У таких детей снижена эмоциональная отзывчивость, слабая реакция на новое. Задерживается процесс формирования системы «Мы», которая является результатом делового сотрудничества взрослого и ребенка в предметной деятельности. Ребенок не стремится к самостоятельности и равнодушен к своим достижениям. Он редко выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия, поэтому овладение средствами межличностного взаимодействия, кооперативными умениями, партнерскими отношениями происходит медленно, с большим трудом.

   Сравнивая специфику приобретения социальных навыков детьми нормального и аномального развития, можно с уверенностью сказать, что взрослый человек до конца дошкольного возраста является центром мира ребенка не зависимо от особенностей его развития, и оказывает огромное влияние на формирование взаимодействия и общения между детьми. Кроме того, взаимодействие со сверстниками, для всех детей дошкольного возраста, является предпосылкой к развитию полноценного общения.

        Дети с тяжелыми нарушениями развития остро нуждаются в проведении мероприятий по социальной адаптации и развитию коммуникативных навыков так же, как и семья, имеющая такого ребенка, т.к. вынуждена жить, подчиняясь условиям ограниченных возможностей развития. Для оказания помощи таким семьям и коррекции развития детей в Москве функционируют Лекотеки.

    Лекотека – это структурное подразделение детского сада, созданное для оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

   Специалисты работают по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей  программе «Лекотека» (авторы А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова и др., М.: Департамент образования г. Москвы, 2011), которая подразумевает особый индивидуально-ориентированный подход к детям, включающий поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения и оптимизацию родительско-детского взаимодействия.  Речь идет о детях первых лет жизни, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжелых нарушений физического развития или расстройств поведения, приводящих в результате к социальной дезадаптации. Еще Л.С. Выготский рассматривал «…дефект развития как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению, прежде всего, социальных сторон поведения».

В норме ребенок усваивает коммуникативные навыки естественно, в процессе активного движения и познания окружающего мира - как предметного, так и социального. Для детей со сложными вариантами нарушений развития родители надолго остаются единственным постоянным источником и проводником присвоения социального опыта. Перед ними стоит нелегкая задача по раскрытию для ребенка всестороннего и многообразного мира общения и взаимодействия.

 Оптимальной формой работы в условиях Лекотеки в этом направлении является проведение детско-родительских групповых сеансов.

Контакты с другими детьми дают ребенку дополнительные впечатления, эмоциональные переживания, развивают его подражательные способности, стимулируют интерес, доброжелательное отношение детей к сверстникам. Развитие инициативных действий детей, направленных друг на друга, создают условия развития взаимодействия и совместной игры. 

 Групповая активность также способствуют развитию двигательных и сенсорных систем, стимулированию активности ребенка, развитию коммуникативной, социальной и эмоциональной сферы, развитию когнитивных навыков.

Основными целями групповых сеансов являются:

1. создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

2. способствование взаимодействию и общению между ребенком и родителями;

3. содействие адаптации ребенка и семьи в других социальных группах;

4. повышение родительской компетенции.

 В ходе проведения группового сеанса решаются следующие корреционно-педагогические задачи:

1. Формирование предпосылок позитивного общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. 

2. Формирование у ребенка образа собственного «Я» (представления о схеме своего тела, о своем имени, о половой принадлежности).

3. Формирование у ребенка представлений об окружающих людях (сверстники и другие взрослые).

4. Формирование у ребенка представлений об окружающем предметном мире и адекватных способов действия в нем.  

5. Формирование навыков поведения в социуме на примере родителей.

     Учитывая количество детей с тяжелыми формами двигательных нарушений, наиболее приемлемой стала групповая работа с использованием музыкальных элементов.

Групповая работа с детьми, посещающих Лекотеку, проводится с использованием народных песен, потешек, детских музыкальных произведений Екатерины Железновой (CD-диски: «Корабль игрушек», «Топ-топ», «Аэробика», «Рельсы-рельсы» и др.) и Михаила Лазарева (CD-диск «Мамалыш»).

      В основе построения занятий с использованием музыкальных произведений и игр, народных песен, потешек лежит эмоциональное вовлечение ребенка в совместную деятельность, основанную на восприятии музыкальных ритмов. Такой вид организованной деятельности оказывают благотворное влияние на развитие ребенка. Использование разнообразных мелодий, песенок обогащает сенсорный опыт детей, влияет на интенсивность и качество движений. Использование музыкальных игр, песенок-потешек способствует развитию внимания, подражания, понимания речи, самостоятельному использованию средств коммуникации (мимики, жестов). Кроме того, музыкальные ритмы действуют в унисон с естественными ритмами организма (ритмы сердца, дыхания, речи и пр.), усиливая коррекционное воздействие на ребенка, в том числе и воспитательного характера: ребенок учится преодолевать свою немощь и управлять собой. 

     Во время группового занятия мать, находясь в эмоционально комфортной для себя обстановке, под руководством педагога в игровой форме взаимодействует с ребенком. В зависимости от тяжести двигательных нарушений малыша, мама совершает совместные либо совместно-разделенные действия. Ребенок, чувствуя себя спокойно и уверенно на руках у мамы, охотно включается в игру и с бОльшим успехом усваивает предложенные педагогом способы коммуникации. Речевая инструкция и сопровождение движений музыкой или стихами создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание происходящего, развивает целенаправленность действий, повышает качество движений и осмысленность использования жестов и, следовательно, усвоения социально-принятых норм общения с помощью жеста. Мать, двигая своими руками руки и ноги ребенка, помогая совершать танцевальные и игровые движения под музыку, дает ребенку представление о движениях присущих детям его биологического возраста, а также способствует формированию самостоятельных действий. Взрослый, помогая ребенку совершать   движения, недоступные ему в силу тяжести поражения, участвует в усвоении малышом двигательных, пространственных, пространственно-временных, сенсорных и др. понятий, что способствует также развитию межполушарного взаимодействия.

    Нельзя недооценить важность участия в групповой работе родителей или близких взрослых. Мама, сопровождающая своего ребенка, является активным участником группы. Кроме того, что она оказывает помощь своему малышу во время групповой организованной деятельности, она осваивает новые формы взаимодействия с ним, учится лучше понимать своего ребенка. Кроме того, у родителей есть возможность играть с другими детьми и, в некотором смысле, компенсировать свое не всегда удачное взаимодействие со своим ребенком. Также групповая организованная деятельность создает психологически комфортную обстановку общения родителей. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах. Видя, что их понимают, сочувствуют, пытаются помочь, они перестают прятаться от своих проблем, начинают ближе общаться друг с другом, интересоваться развитием других детей. Родители делятся полезной друг для друга информацией о возможных образовательных учреждениях, специальном оборудовании, медицинской помощи и т.д. Таким образом, формируются предпосылки социальной интеграции семьи в общество, создается благоприятная атмосфера в семье, что благотворно влияет и на ребенка с проблемами в развитии, живущего в этой семье.

     Правила организации групповой работы с детьми с использованием музыки на специальных занятиях:

1. Подбор детей в группу происходит не возрасту, а по уровню развития и особенностей ребенка (характер проблем, особенности взаимодействия ребенка со сверстниками, тип нарушения)

2. Оптимальное количество детей в группе 3-6 человек.

3. Каждого ребенка сопровождает взрослый, который ассистирует ребенку и является активным участником групповой организованной деятельности.

4. Приветствуется посещение групповых занятий братьями и сестрами детей, что обеспечивает возможность интеграции в безопасной для детей обстановке.

5. При проведении групповой работы важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возможностей.

6. Программа групповой деятельности с использованием музыкального сопровождения подразумевает повторяемость песен и упражнений, что дает возможность усвоить предлагаемые знания и навыки.

7. Еженедельная групповые занятия имеют постоянную структуру, внутри которой происходят изменения. Это дает детям чувство уверенности, стабильности и предсказуемости событий, а использование новых игр и песен в рамках определенного вида деятельности придает эффект новизны и вызывает дополнительный интерес.

8. В помещении, где проводится групповые занятия, имеются постоянные сектора, в каждом из которых проводятся только определенные виды деятельности, что облегчает детям ориентировку в пространстве.

   Структура занятия с музыкальными элементами:

Приход детей. Свободное общение детей и родителей.

Приветствие

Музыкальные игры с движениями

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальная игра либо образные игры (танцы) с предметами

Совместное творчество (рисование, лепка и др.)

Подвижные игры

Прощание 

     Предлагаю читателю описание некоторых игр, соответствующих различным этапам   структуры данной организованной групповой деятельности.   

 Приветствии «Колокольчик». Звон колокольчика возвещает о начале занятия. Участники группы передают по кругу колокольчик и поют приветственную песенку. Ребенок, даже если он не умеет говорить, имеет возможность поприветствовать присутствующих. Все внимание окружающих при этом направлено на ребенка, он ощущает эмоционально положительное отношение к нему, что благотворно отражается на его готовности к дальнейшему взаимодействию с окружающими его людьми и педагогом. Кроме того, ребенок учится соблюдению очередности в кругу, запоминает имена детей. 

При появлении в группе новых участников, колокольчик проходит дополнительно второй круг, чтобы взрослые тоже имели возможность познакомиться между собой.

 Музыкальные игры с движениями - это блок игр, повторяющихся при каждой встрече группы.  Кроме   развития мелкой и крупной моторики, памяти, внимания, подражательной способности, эти игры специально подобраны для формирования представления у ребенка образа собственного «Я», т.е. имя, половая принадлежность, схема тела.

В данной группе игр используются такие песенки из альбомов Е. и С. Железновы   как: «Где же наши ручки», «Хлопаем в ладошки», «Бурый медвежонок», «Твоя  ладошка» и др.

    Игра на музыкальных инструментах

Специалист приносит ящик с музыкальными инструментами, каждый ребенок с помощью мамы выбирает себе инструмент. Каждому участнику группы предлагается «позвучать», чтобы вся группа слышала, какой инструмент выбрал ребенок или взрослый. Затем поочередно звучат песенки, соответствующие каждому из выбранных инструментов.  Ребенок, у которого находится данный инструмент, играет на нем. На заключительном этапе звучит ритмичная мелодия, под которую играют по команде педагога все либо по очереди.

  Для данного блока используются следующие произведения С. и Е. Железновых и М. Лазарева: «Бубен», «Барабан», «Колокольчик», «Музыкальные игрушки», «Погремушки» и др.

Игра на музыкальных инструментах направлена, прежде всего, на то, чтобы вызвать у детей интерес к ним и желание ими действовать. В работе с детьми специалист использует следующие детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушки, маракасы, дудочки, а также колокольчики, бубенчики. Они подбираются с учетом физических возможностей детей. Малыши учатся правильно держать игрушки-инструменты, извлекать из них ритмично звуки под музыкальное сопровождение, узнавать начало и конец мелодии. Эти упражнения способствуют формированию положительного отношения к музыкальному звучанию, развивают слуховое и музыкальное восприятие. Способствуют развитию внимания к действиям взрослого, наблюдению за игрушками, подражания действиям и жестам взрослого.

    Музыкальная игра/образные игры с предметами

Музыкальная игра «Шапочка». Правила игры: под музыку дети передают шапочку по кругу. Тот, на кого пришлась пауза после слова «надеть» - надевает шапочку и, когда начинается музыка, танцует. Остальные дети в это время хлопают в ладоши.

Все действия дети совершают совместным либо совместно-разделенным способом.  Ребенок, которому досталась шапочка, «танцует», т.е. совершает ритмичные покачивания корпусом с помощью мамы.  

Образная игра с предметами: в кругу звучат песенки (стихи), сопровождающиеся изображением сюжета песни, различными видами зрительного подкрепления такими, как игрушки, демонстрация действий, природный материал, мимика и жесты («Лохматый пес», «Котенок», «Заяц и лиса», «Медведь», «Котенок и щенок» и др. Е. Железновой и М. Лазарева). Эти детские песенки стимулируют звукоподражание, действия с предметами и с игрушками, изображающих животных.

В этом блоке игры не повторяются при каждой новой встрече группы, что позволяет использовать сюрпризный момент, эффект неожиданности. У участников группы появляется дополнительный интерес, предвкушение чего-то нового и необычного.

   Творчество

Изобразительная деятельность, проходит за одним большим столом. Образная игра, проведенная на предыдущем этапе, задает тему изобразительной деятельности, могут также использоваться сюжеты времен года. При рисовании, лепке или аппликации применяются восковые карандаши, краски, мелки, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, манка, цветная бумага, салфетки, природные материалы (листья, трава, семена растений) и т.п. Творческим парам ребенок-взрослый предлагается задание, доступное для выполнения ребенком с минимальной помощью взрослого и не требующее завершения работы на следующем занятии.  

Совместная со взрослыми и другими детьми деятельность создает благоприятное поле для общения. Малыши находятся в непосредственной близости друг от друга, им хорошо видны действия взрослых и других детей, и это обеспечивает хорошие возможности для подражания. По ходу такого рода деятельности возникают ситуации, когда ребенок начинает интересоваться предметом, находящимся у взрослого или другого ребенка, а значит, ему становится очевидной необходимость взаимодействия с окружающими.

 Подвижные игры

Данная группа игр проводится на ковре, свободном от предметов интерьера. Часть этого блока включает в себя игры на мячах, массажные игры, игры на развитие общей и мелкой моторики, такие как «Колечко», «Поехали!» с использованием обручей, колечек, гимнастической палки и др. Звучат песни и потешки, предполагающие действия группы согласно песне. Например, «На шаре я качаюсь», «Рельсы-рельсы» (Е. Железнова, М. Лазарев), «Раздувайся пузырь» и др. Использование мячей дает детям с двигательными нарушениями ощущение свободы передвижения, улучшает координацию движений, развивает чувство равновесия и общую моторику. Кроме того, данный вид деятельности способствует развитию речи и общения, стимулирует социальное развитие ребенка, и взаимодействие пары взрослый-ребенок.

Прощание

Групповое занятие завершается прощальной песенкой «Кораблик», прощальными словами и жестами. При регулярном посещении групповых занятий ребенок запоминает мотив этой песенки и действия, производимые во время её исполнения. Это также является сигналом к окончанию занятия.

 Таким образомне смотря на тяжесть двигательных нарушений, ребенок имеет возможность опосредованно через мать получить развитие социально-коммуникативных навыков максимально приближенное к уровню его нормально развивающихся ровесников.

    Если посещение группы происходит регулярно, дети начинают лучше ориентироваться в ситуации группы, доверять взрослому, действовать вместе с ним, по подражанию и инструкции, обращаться к другим детям, играть вместе. Многие дети узнают знакомые песенки, подражают звукам, у каждого есть свои любимые занятия в группе.

    Каждый ребенок идет по своему пути, и у каждого есть свои результаты и достижения.  Для многих детей групповые занятия стали возможностью начать взаимодействие с другими детьми и взрослыми, играть вместе. Родители интересуются текстами песен и поют их дома вместе с детьми.

    Групповая организованная деятельность создает психологически комфортную обстановку общения родителей, благодаря доброжелательной обстановке, возможности общаться с единомышленниками, участвовать в проведении занятия.    

    Так моделируется простая социальная ситуация, как пример коммуникации и успешного, доброжелательного взаимодействия людей, что очень важно для детей, т.к. в повседневной жизни ребенок с нарушениями в развитии не может произвольно оказаться и активно участвовать в подобной ситуации.  

 

            

 Литература:

  1. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии», С-Пб.: Союз, 1997
  2. Стребелева Е.А. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», М.: Парадигма, 2012
  3. Запорожец А.В. «Психология», М.: Просвещение, 1965
  4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», СПб.: Каро, 2009
  5. Лисина М.И. «Формирование личности ребенка в общении», СПб.: Питер, 2009
  6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», М.: Академия, 2001
  7. Гаврилушкина О.П. «Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. Учебно-методическое пособие», М.: Дрофа, 2010
  8. Закрепина А.В. «Трудный ребенок: пути к сотрудничеству/методическое пособие»,  М.: 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи          Взаимоотношения можно рассматривать как продукт деятельности общения. Они зарождаются...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Одной из актуальных и приоритетных форм в реализации междисциплинарного взаимодействия педагогов в дошкольном образовании выступает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ

Предлагаю вашему вниманию статью с транслированием опыта по формированию навыков общения у детей с ТНР на базе МБДОУ№ 110...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Способы и приемы формирования навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития роль общения бесценна и является необходимым условием успешной социализации. Их коммуникативные трудности связаны со спецификой нарушений разви...