«Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДОУ»
методическая разработка по музыке

За короткий срок в системе музыкального воспитания
дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования,
изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители.

А главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. Педагогам-практикам важно уяснить, что прежние привычные нормы уже не работают.

На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая рекомендация39.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Современное содержание музыкального занятия
в соответствии с ФГОС ДОУ»

За короткий срок в системе музыкального воспитания
дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования,
изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители.

А главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. Педагогам-практикам важно уяснить, что прежние привычные нормы уже не работают.

На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания: «Музыка» входит в совокупность образовательных областей разных программ.

Реализация содержания направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, музыкально-художественной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству.

Причем за счет тематического разнообразия, выразительных и изобразительных возможностей музыки параллельно решаются и задачи других образовательных областей (ОО).

Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции ОО
реализуются в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственная образовательная деятельность – НОД и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников, в различных видах детской деятельности.

Требования ФГОС ДО задают допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и для результатов освоения ООП.

Насыщенная музыкально-развивающая среда, несущая информационную функцию, побуждающая делать детей сознательный выбор, выдвигать, реализовывать собственные инициативы, создающая условия для обучения ребёнка в процессе самостоятельной музыкально-художественной деятельности, обеспечивающая разные виды его активности (умственную, игровую, творческую и т. д.).

Планируемые итоговые результаты развития детей представлены целевыми ориентирами образования на этапе младенческого и раннего возраста детей и на этапе завершения дошкольного периода.

Использование игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулирование партнёрской деятельности педагога с детьми.

Компетентности подход в построении образовательного процесса, направленный на формирование личностных характеристик ребёнка (самостоятельный перенос знаний и умений на новую ситуацию; способность видеть новые задачи в знакомых условиях и выбирать альтернативные решения; умение комбинировать известные способы решения задачи для более рационального способа ее решения).

Формирование у дошкольников деятельностного подхода к обучению (наличие познавательного мотива: желание узнать, научиться, открыть; понимание того, что именно нужно выяснить, освоить; выполнение ими определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять знания; формирование умения контролировать свои действия).

Использование здоровье сберегающих технологий (совокупности приемов, средств, методов и подходов обучения к образовательному процессу), направленных не только на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей, но и на профилактику заболеваемости и травматизма.

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.

Первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником получения знаний является слово педагога,
которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная
деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике.
Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность. При выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
В методике музыкального воспитания детей опираются на ту же классификацию методов, которые выделяют в дошкольной педагогике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:
1. Наглядный
2. Словесный
3. Метод практической деятельности.
Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики.
Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется:
• 
конкретными задачами данного музыкального занятия,
• 
сложностью музыкального материала,
• 
этапом обучения и уровнем общего развития детей.
Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:
• обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
• 
учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и
музыкального развития, его организованность;
• 
учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
В методике музыкального воспитания методы имеют свою специфику
• 1.Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать
детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Наглядный метод включает следующие компоненты:
• 
Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.
• 
Тактильную наглядность- непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.
• 
Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой.
• 
К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; использование большого спектра наглядных средств: картин художников, портретов, игрушек, предметов искусства, музыкальных инструментов, моделей, слайдов, фрагментов видеофильмов и т. д., относящихся к данному музыкальному произведению.
Таким образом, наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две
разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.
• 
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального
воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки.
Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО— основное содержание этого метода.
• Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам.
• 
Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их
фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д.
Зрительная наглядность
 должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь при необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более
оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе.

Словесный метод - универсальный
• Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности.
• 
Роль слова - можем дать настрой, создать атмосферу.
• 
Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности.
• 
С помощью слов педагог формирует словарь детей, чтобы ребенок смог сам характеризовать музыку (какая, какие эмоции возникли)
Словесный метод включает в себя следующие приемы:
1. Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения.
Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий.
Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр.
Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.
2. Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме.
Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом.
Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца.
Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять».

3.Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений.
Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д.
Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.
4.Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй.
Например, перед исполнением фортепианной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В.А. Жуковского:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст.
5. Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения.

В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения,
высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку.
Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться
лаконичностью и конкретностью.
6. Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.
Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения.
Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое движение можно под нее исполнить?
7. ЗамечанияОбращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.
8. Практический метод. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и
освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). На основе процесса подражания ребенок
усваивает всё, а потом это переходит в навык.

Чтобы музыкальное образование носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический должен применяться с нарастанием проблемности и:
• 
от прямого воздействия (объяснительно иллюстративный метод) через закрепление,
• 
упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания)
• 
к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Музыкальное занятие - основная форма обучения и музыкального развития детей.

Музыкальные занятия-основная форма организации воспитания, обучения, развития детей-базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно
участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого - успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств.

Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения. Детям рассказывают о музыке, знакомят с выразительными средствами, обращают внимание на форму произведения: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев и припев», «музыкальная фраза» и
т. д. Дети не просто говорят о музыке «весело — грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово».

Главная задача — практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах. Дети легко справляются с заданием если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения.

Если сопоставить возрастные задачи музыкального воспитания, можно отметить следующее:
• в работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создается преемственность в музыкальном воспитании и развитии дошкольников;
• сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмические движения) расширяется за счет
включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских музыкальных инструментах, и появляется возможность обучать детей элементам музыкальной грамоты.

Музыкальные занятия подразделяются:
1. по составу и количеству детей:
- фронтальные - присутствует вся группа;
- по подгруппам (групповые) - 6-8 человек;
- индивидуальные;
- объединённые - 2-3 группы.
Групповые занятия
Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций.
Индивидуальные занятияПодготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарёнными.
Объединённые занятияПроводятся 1-2 - раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ведущим.
2. По видам и содержанию:
- типовые,
- доминантные,
- тематические,
- комплексные.

Музыкальные занятия по сравнению со всеми другими формами организации имеют свою специфику: отличаются своей структурой, т.к. в нее входит сразу несколько видов музыкальной деятельности (слушание, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия:
• 
Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста
ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться.
• 
Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или
слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для
движения.
• 
В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят
более свободный, непринуждённый, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.
• Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д.
• Каждый тип занятий способствует решению определенной задачи, которая не может столь эффективно быть решена на занятии другого типа.
Всего выделено 4 типа занятий:
• Типовое фронтальное занятие объединяет все виды деятельности, творчество и имеет традиционную структуру.
Если структура не сохраняется - это вариативное занятие.
• Доминантное (в структуре которого превалирует один из видов музыкальной деятельности). Проводится по двум причинам:
развитие какого-либо вида музыкальной деятельности или развитие какой-либо музыкальной способности (используется для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности).
Например, развитие чувства ритма. Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например, для слушания предложить детям песню с интересным ритмом ("Неаполитанская песенка" П.Чайковского).
• Тематическое (структура которого строится вокруг определенной темы)
Тематические занятия могут быть: собственно тематические ("Зима в лесу"), музыкально-тематические ("Шутка в музыке", "Творчество композитора"),
сюжетные (всё занятие связано единым сюжетом).
• Комплексное (структура которого объединяет разные виды искусства).
В комплексных занятиях структуракак и в тематических занятиях, определяется выбранной темой, с тем отличием, что если в тематическом занятии выбранная тема реализуется только музыкальными средствами, то в комплексных занятиях тема реализуется на материале различных видов искусства.
Цель комплексного занятиядать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д. В комплексном занятии может присутствовать как часть занятия раздел: развитие речи, ИЗО, лепка, труд, театральная деятельность и
т.д. Т.е. используются не только музыкальные виды деятельности.

Все виды художественной деятельности объединены общей темой,
единым художественным образом. Это позволяет детям понять, как
один и тот же художественный образ реализуется различными
средствами искусства, и тем самым глубже проникнуть в художественное содержание музыкальных произведений. Это особенно важно, поскольку не всегда содержание музыкального произведения или картина своими выразительными средствами помогает восприятию, дополняет художественный образ.

Одним из важнейших условий активизации музыкального развития детей является применение системы занятий различного типа. Конкретные способы варьирования занятий должны выполняться на основе использования выделенных четырех типов.

Необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях. Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника.
Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий.

Иногда ребёнок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего.
Педагог выясняет причину отставания ребёнка, объясняет и показывает тот или иной приём в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3—4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе.
Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям.

Могут иметь место занятия с небольшой группойкогда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных
инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т. д. Занятия небольшими
группами и индивидуальные носят эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются соответствующие условия.
Можно наметить примерную схему организации учебного процесса:
• ознакомление с новым материалом,
• 
разучивание частично усвоенного,
• 
закрепление полученных знаний.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования:
• умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
• 
последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара;
• 
преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивание музыкального репертуара;
• 
вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
Тот или иной тип музыкальных занятий заранее намечается в перспективных и календарных планах.

Соотношение указанных занятий в каждой возрастной группе детского сада определяется образовательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.
Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса.
Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п.

Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими.
• Материал должен быть различен по степени трудности.
• 
Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности.
• 
Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению.
• 
Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку. Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Весёлая, интересная игра повышает активность, поэтому её лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.
• 
Задания должны быть разграничены по степени трудности с учётом развитости ребёнка: более развитый ребёнок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый - доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.

В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности:
• 
Вначале занятия даются небольшие музыкально ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения,
необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям,
требующим слухового внимания.
• 
После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен.
• Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, весёлой пляски, хоровода.

Спокойные задания, чередуются с динамичными, позволяют распределять
физическую нагрузку равномерно.
Музыкальное занятие может состоять из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки.
3. Пение и песенное творчество.
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со
звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах.
5. Танец.
6. Игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей. Подготовка к проведению музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС В ДОУ.

Консультация для музыкальных руководителей. Подготовка к  проведению музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС В ДОУ....

Технологическая карта музыкального занятия в соответствии с ФГОС

Технологическая карта музыкального занятия включает в себя цели, задачи, планируемые результаты, УУД, Структуру (поэтапное описание деятельности детей и педагога) и другая дополнительная информация....

Конспект музыкального занятия в соответствии с ФГОС. Путешествие в волшебную страну музыки

Конспект музыкального занятия в соответствии с ФГОС.Путешествие в волшебную страну музыки...

Доклад "Современное содержание музыкального занятия в соответствие с ФГОС ДО".

Доклад "Современное содержание музыкального занятия в соответствие с ФГОС ДО"....