Авторская программа по элементарному музицированию Оркестр Карла Орфа "Музыкальный городок"
рабочая программа по музыке (старшая группа)

Гамаюнова Ольга Степановна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Музыкальный городок» направлена на формирование музыкальной культуры детей, интереса к инструментальному творчеству.

 

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями), Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 20.05.2013 № 437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО – Югре».

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в формировании музыкальной культуры детей, необходимого условия для всестороннего развития личности. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, - говорил К.Орф, - задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление» Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Поэтому данную программу можно считать и ориентированной на будущую профессию. Творческое начало необходимо во всех профессиях.

Направленность программы

Данная программа имеет художественную направленность, основываясь на общеизвестной методике К.Орфа и его последователей, позволяет обобщать результаты формирования у детей навыков творческого музицирования, анализировать подходы и принципы ее освоения, систематизировать педагогический опыт, путем проектирования, использования педагогических технологий. В данной программе используется концепция Л. Выготского - двух уровней умственного развития ребенка: уровня ближайшего, «актуального развития» и уровня «перспективного развития», которые задают тот темп развития, индивидуальный для каждого ребенка, в котором, не теряя интереса к занятиям, он учится учиться, преодолевать сложности, постигать новое и находить в этом удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_gorodok_2021.doc313 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Принята на заседании                                                          УТВЕРЖДАЮ:                                      методического (педагогического) совета                           Руководитель организации                

от «_____»________________ 20 … г.                                 ______________________     ФИО                                                                                                                                                     

                                                                                                                                      (подпись)                                       Протокол № _____________________                                «______»_______________20….г.

                             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Художественной направленности (инструментальное творчество по системе К.Орфа)

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРОДОК»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 76

Автор-составитель программы:

педагог дополнительного образования

Гамаюнова Ольга Степановна,

Сургут

2021

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Департамент образования администрации города Сургута

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 33 «Аленький цветочек»

Название программы

Музыкальный городок

Направленность программы

Художественная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Гамаюнова Ольга Степановна, педагог дополнительного образования

Квалификация педагога соответствует профилю программы

Год разработки

2021

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Программа рассмотрена на заседании НМС от ____________ г., Протокол № ____, утверждена приказом директора от    _____________  №  __________________

Уровень программы

Общекультурный (ознакомительный)

Информация о наличии рецензии

нет

Цель

Создание необходимых условий для естественной мотивации детей к музыкально-творческой деятельности.

Задачи

Обучающие: 

  1. формирование у детей навыка восприятия многообразных звуковых ощущений;
  2. исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на инструментах;
  3. формирование навыка импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в играх со звуками, звучащими жестами, фольклорными танцами  и импровизированными движениями);

Развивающие:

  1. развитие тембрового слуха и основных музыкальных способностей;
  2. развитие навыков интуитивного строительства музыкальной композиции;

Воспитательные:

  1.  воспитание чувства коллективизма, веры в свои силы, самостоятельности;
  2. воспитание любви к инструментальному творчеству и музыкальной культуре в целом.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоению программы элементарного музицирования по системе Карла Орфа у дошкольников должны сформироваться:

Личностные результаты:

  1. приобретение устойчивого интереса к инструментальному творчеству, и музыкальной культуре в целом.
  2. умение контролировать свои действия, концентрировать внимание,
  3. осознание своей роли в коллективном исполнительстве.
  4. Овладение чувством коллективизма, сплоченности и ответственности, умением следовать общей идее, верой в свои силы, и творческие способности.

Метапредметные результаты:

  1. овладение навыками импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, анализировать, комбинировать в играх со звуками, звучащими жестами, фольклорными танцами  и импровизированными движениями);
  2. умение исследовать различные способы воспроизведения звуков, различать и анализировать характер звучания разных предметов и музыкальных инструментов.
  3. приобретение навыков интуитивного строительства музыкальной композиции;

Предметные результаты:

  1. овладение навыками восприятия многообразных звуковых ощущений;
  2. знакомство со звуковыми свойствами различных материалов и предметов (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических и пр.), детских музыкальных инструментов (шумовых       и орфовских), инструментов симфонического оркестра, и народных инструментов, а также голоса и артикуляционного аппарата
  3. владение различными способами получения звука и приобретению навыков игры на детских музыкальных инструментах.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

2 часа в неделю – 38 недель в год. Общая продолжительность программы в год – 76 часов.

Возраст обучающихся

5-6 лет

Формы занятий

Групповые, комбинированные, тематические, интегрированные, занятия – творчество  т.д

Методическое обеспечение

Дидактические материалы:

картотека игр на развитие ритмического чувства;

картотека игр на развитие тембрового и интонационного слуха.

Методические пособия:

этот удивительный ритм. И.Каплунова

веселый оркестр 3 сборника И.Каплунова

приложение 2 игры на развитие

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Материально-техническое обеспечение

Наличие учебных и служебных помещений (музыкальный зал);

фортепиано, оборудование для Музыкального городка (ворота, домики, ключи, ноты, нотный стан и т.п.)детские музыкальные инструменты (шумовые, духовые, струнные, мелодические и т.д.);

орфовские инструменты);

компьютер, проектор; картотеки музыкально-дидактических игр, наглядные пособия (перчаточные куклы, мягкие игрушки, картинки, репродукции и т.п.);

костюмы, театральный реквизит.

 - информационное обеспечение

Аудиотека из записей оркестров народных инструментов, симфонического оркестра, произведений разных эпох, стилей, жанров.

Видеоматериалы из выступлений оркестров разных составов, Орф-оркестров.

Презентации «Детские музыкальные инструменты и игрушки», «Инструменты оркестра русских народных инструментов», «Музыкальные инструменты народов Ханты и Манси», «Музыкальные инструменты Карла Орфа» и т.д.

 - интернет источники:

https://lektsii.net/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://orpheusmusic.ru/

-кадровое обеспечение:

Занятия по данной программе ведет учитель музыки первой категории, образование высшее, он же автор и разработчик программы, неоднократно пройдены курсы повышения квалификации по темам детской музыкальной педагогики, в частности «Раннее эстетическое развитие детей «Оркестр Карла Орфа».

Введение

Инструментальное творчество, как одно из направлений   художественно-эстетического развития, способствует формированию у детей основ музыкально-эстетического сознания (эстетические эмоции, интерес к музыке, вкус, представления о красоте). Средствами музицирования на детских инструментах, используются творческие задания на выражение того или иного настроения, импровизации в определенном жанре, создание изобразительных образов. Применяются ценностные образцы музыкальной культуры (фольклор, классические произведения, легкие джазовые композиции) у воспитанников развиваются музыкальные способности, представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки. Занимаясь музицированием, у ребенка развивается осознанность представлений о средствах музыкального языка. Увлекая детей творческим музицированием, педагог, применяет игровые приемы на занимательность, действия в воображаемых ситуациях, сказочные сюжеты, сочетание разных видов музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, речевые игры, подпевание, пение, движения, инсценировка и т.п.) Педагог ведет детей от первоначального эксперементирования с музыкальными инструментами          к осознанному созданию выразительных образов.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-егоды стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов.  Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, затем смешанного) Н.А. Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд,- металлофона и ксилофона. Совместно с Н.А. Метловым      в 20-е-40-е гг. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. Далее, разработкой этих вопросов методики занимались Н.А. Ветлугина и её ученики                         (К. Линкявичус, В.В. Ищук и другие).

В этот период развиваются и создаются зарубежные системы музыкального развития детей, среди которых самой прогрессивной стала система музыкального воспитания К.Орфа.

Немецкий музыкант и педагог К. Орф на протяжении многих лет вел экспериментальную музыкально-педагогическую работу, результаты ее были обобщены в пособии по музыкальному воспитанию «Шульверк», созданном    совместно с Г. Кеетман. Пособие это состоит из пяти томов, в нем даются рекомендации по приобщению детей к музыке, к активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения.

Начало работы над «Шульверком» относится к 20-м годам. В пособии, вышедшем в 1931 году, большое внимание уделялось гармонической основе, а в последних изданиях акцент сделан на музыкально-ритмическом воспи-тании детей. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных инструментах, в музыкальной декламации, пении. Особую значимость приобретает слово как элемент речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-ин-онационное произнесение и характер звучания. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки.

Безусловно, в пьесах и упражнениях «Шульверка» чувствуется стиль К. Орфа, написавшего «Кармину Бурану», «Умницу», «Бернауэрин», «Антигону». Этот стиль теснейшим образом связан с различными историческими пластами немецкого фольклора, хотя в последнем томе авторы «Шульверка» обращаются также к старофранцузским, норвежским, каталонским и датским песням и танцам. «Шульверк» приучает слух               к ладовому многообразию, а орфовские модели являются основой для развития чувства формы. Творческое применение «Шульверка» в конкретных условиях требует глубокого понимания основных принципов системы музыкального воспитания К. Орфа.

Международным центром подготовки воспитателей дошкольных учреждений     и учителей школ по системе Карла Орфа является институт имени К. Орфа          в Зальцбурге, входящий в Моцартеум (зальцбургская Академия музыки               и изобразительного искусства). Здесь же проводятся           и занятия с детьми. «Шульверк» широко используется в музыкальном воспитании в других странах. Орф говорил, что «Шульверк» в каждой   стране нужно обогащать характерной народной музыкой, и в частности детским фольклором, поэтому имеются французский, английский, канадский, шведский, испанский, японский и другие его национальные варианты. В России идеи К.Орфа пропогандируют В.Жилин и Т.Тютюнникова. Музыкальное воспитание по системе К. Орфа осуществляется в общеобразовательных, хоровых и музыкальных школах,  а также в школах для слепых и глухонемых детей, в специальных логопедических школах,  в учебных заведениях для трудновоспитуемых детей.

К. Орф справедливо считал, что активному развитию музыкальности ребенка способствует детское творчество, которому следует уделять особое внимание при музицировании — игре на детских музыкальных инструментах, пении, музыкально-ритмических движениях.

Для элементарного музицирования К. Орф совместно с музыковедом К. Заксом разработал детский инструментарий. Это так называемые мелодические ударные инструменты (с деревянными и металлическими пластинками) — ксилофоны, металлофоны, глокеншпили; немелодические ударные инструменты — литавры, двойной барабан, маленькие тарелочки и др., простые духовые инструменты, родственные народной свирели,             это блокфлейты разного диапазона; некоторые смычковые инструменты, используемые на более высоком уровне музицирования для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах. Звучание орфовских инструментов отличается высоким качеством звучания.

Созданный Орфом в 1962 году Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Система Орфа распространилась во многих европейских странах, в США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки.

Выдающиеся заслуги Орфа в области музыкального искусства снискали всемирное признание. Он был избран членом Баварской академии искусств (1950), академии Санта-Чечилия в Риме (1957) и других авторитетных музыкальных организаций мира.

В декабре 1967 года российские музыканты начали свое знакомство  с педагогической системой К. Орфа. Известный петербургский музыковед  и теоретик музыкальной педагогики Л.А. Баренбойм написал книги  о системе элементарного музыкального воспитания К. Орфа, о его «Шульверке».

В конце XX века Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма совместно с Фондом Карла Орфа (Германия) и Орф-Шульверк Форумом (Австрия) был осуществлен курс переподготовки российских преподавателей-музыкантов по программе «Практическое освоение педагогики элементарного музицирования и движения на основе «Шульверка» К. Орфа» (600 часов). Дипломы, удостоверяющие право осуществлять профессиональную деятельность по методу К. Орфа, получили десять преподавателей из различных городов России.

«Шульверк» на сегодняшний день – одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.

Дополнительная общеразвивающая программа по элементарному музицированию составлена на основе материалов последователей К. Орфа   -  парциальной программы - «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, методического пособия «Наш веселый оркестр» И.Каплуновой, учебного пособия по элементарному движению и музицированию Е.Забурдяевой, Н. Карш, Н. Перуновой, направлена на естественную мотивацию детей к музыкально-творческой деятельности. Формы и методы обучения и развития воспитанников в данной программе построены на целенаправленном обострении у детей чувствительности, впечатлительности, развитии взаимосвязи различных ощущений, направленных на развитие музыкальных способностей детей, интереса                                             к музыкально-творческой деятельности, формирования музыкальной и общей культуры в целом.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Музыкальный городок» направлена на формирование музыкальной культуры детей, интереса к инструментальному творчеству.

   

 Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями), Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 20.05.2013 № 437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО – Югре».

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в формировании музыкальной культуры детей, необходимого условия для всестороннего развития личности. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, - говорил К.Орф, - задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление» Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Поэтому данную программу можно считать и ориентированной на будущую профессию. Творческое начало необходимо во всех профессиях.

Направленность программы

Данная программа имеет художественную направленность, основываясь на общеизвестной методике К.Орфа и его последователей, позволяет обобщать результаты формирования у детей навыков творческого музицирования, анализировать подходы и принципы ее освоения, систематизировать педагогический опыт, путем проектирования, использования педагогических технологий. В данной программе используется концепция      Л. Выготского - двух уровней умственного развития ребенка: уровня ближайшего, «актуального развития» и уровня «перспективного развития», которые задают тот темп развития, индивидуальный для каждого ребенка, в котором, не теряя интереса к занятиям, он учится учиться,  преодолевать сложности, постигать новое и находить в этом удовольствие.

Отличительные особенности

Особенностью данной программы и отличием от других является проектирование и создание предметно-развивающей среды, воплощающей в себе зримый «Музыкальный городок» в форме уголка одного из музыкальных залов, постоянно пополняющейся новыми реквизитами и атрибутами. В этом городке будут оборудованы ворота – вход в Музыкальный городок, музыкальные домики из картона (там будут «жить» нотки, музыкальные инструменты, куклы-персонажи и т.д.). Дети, приходя на занятие, будут открывать ворота большим скрипичным ключом, а домики, маленькими скрипичными, басовыми ключиками, у них будет постоянное ощущения пребывания в настоящем городке, где живет музыка.

Дополнительная общеразвивающая программа по элементарному музицированию посредством конструирования предметно-развивающего пространства помогает перенести воображение детей в музыкальный городок, где живут разные звуки, которые звучат              так, как воспроизводят их дети, создавая с помощью педагога музыкальную ткань в творческих импровизациях, дополняя звучание фортепиано, или оркестра, звучащими предметами, музыкальными инструментами Карла Орфа. В волшебном пятиэтажном дворце (нотный стан), самом главном в музыкальном городке, живут веселые нотки, которые помогают детям создавать музыку. Открывая ворота в город звуков особенным (скрипичным ключом), в творческих играх дети вовлекаются в стихию музицирования, используя пение, движение, звучащие жесты и предметы, детские музыкальные инструменты. Дети вместе с педагогом участвуют в конструировании и театрализации речевых пьес, придумыванием движений и т.п. занимаясь по данной программе, дети постоянно находятся в музыкальной сказке, где случаются разные истории, «озвученные» детьми. Все занятия проходят в игровой форме соответствуя главным принципам системы Карла Орфа — гуманизму и развитию творческого начала ребенка. Эта система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка.

Адресат программы: Возраст детей, осваивающих дополнительную образовательную   общеразвивающую программу «Музыкальный городок» - 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов ( внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.

Ребенок 5-6 лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, 76 часов в год. Продолжительность занятия – 25 мин.

Форма обучения

Занятия проводятся в групповой форме (группа -10-12 человек).

1.2 Цели и задачи программы

Цель - создание необходимых условий для естественной мотивации детей к музыкально-творческой деятельности

Задачи программы:

Обучающие: 

  1. формирование у детей навыка восприятия многообразных звуковых ощущений;
  2. исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на инструментах;
  3. формирование навыка импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых                         и двигательных упражнениях);

          Развивающие:

  1. развитие тембрового слуха и основных музыкальных способностей;
  2. развитие навыков интуитивного строительства музыкальной композиции;

          Воспитательные:

  1.  воспитание чувства коллективизма, веры в свои силы, самостоятельности;
  2. воспитание любви к инструментальному творчеству и музыкальной культуре в целом.

1.3 Содержание программы

Учебный план программы

п/п

Название модуля, тема

Количество часов

Формы контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Палитра звуков

22 часа

5 часов

17 часов

 Игровые задания со звучащими жестами, звучащими предметами.

Игровые задания на смену динамических оттенков, темпов.

Ритмическое сопровождение оркестровой фонограммы звучащими жестами и предметами.

Игровые задания для музицирования на музыкальных инструментах и

и грушках.

Ритмическое сопровождение фортепиано, фонограмм оркестров на музыкальных инструментах Карла Орфа

Игры и викторины на знание  инструментов симфонического оркестра

1.1

Звуки окружающего мира. Музыкальные и немузыкальные звуки (шумы)

(освоение звуков, звучащих жестов и звучащих предметов)

6 часов

1 час

5 часов

1.2

Физические свойства звуков (высота, тембр, длительность), метр и ритм (общие понятия). Динамические оттенки, темпы, фактура и др. музыкальные понятия

(освоение динамических оттенков, ритмических рисунков, темпа, понятия звуковысотности и т.п.)

4 часа

2 часа

2 часа

1.3

Музыкальные инструменты и игрушки.  Музыкальные инструменты Карла Орфа.

Ознакомление с детскими музыкальными инструментами, развитие навыков игры на музыкальных инструментах и игрушках, инструментах Карла Орфа

10 часов

1 час

9 часов

1.4

Инструменты симфонического оркестра.

1час

0.5 часа

0.5часа

1.5

 Инструменты оркестра русских народных инструментов

1 час

0.5 часа

0.5 часа

Игры и викторины на знание  русских народных инструментов.

2.

Народные мелодии

28 часов

7 часов

21 час

1.Участие ансамбля в музыкальной гостиной «Народные мелодии».

2. Тематическое занятие «Путь к исполнительству»

2.1

Инструментальный хоровод.

10 часов

2 часа

8 часов

2.2

Театр песни.

16 часов

4 часа

12 часов

2.3

Мы юные исполнители.

Концерт ансамбля.

2 часа

1 час

1 час

3.

Старинные танцы и джазовые мелодии

26 часов

13 часов

13 часов

1.Участие ансамбля в музыкальной гостиной «Старинные танцы и джазовые мелодии».

3. Концерт ансамбля

3.1

Старинные танцы.

18 часов

3 часа

15 часов

3.2

Джазовые мелодии.

7 часов

2 часа

6 часов

3.3

Мы юные исполнители.

Концерт оркестра.

1 часа

0.5 часа

0.5 часа

ИТОГО: 76 часов

Содержание

Программа «Музыкальный городок» состоит из образовательных модулей, каждый из которых содержит темы, рассчитанные на определенное количество занятий. Названия модулей и тем отражено в предыдущей таблице учебного плана.

Модуль «Палитра звуков» рассчитан на три месяца обучения и содержит в себе учебный материал, который знакомит детей со звуками, которые их окружают, с музыкальными игрушками и инструментами, с инструментами симфонического оркестра, с русскими народными инструментами, и музыкальными инструментами народов Севера.

В данном образовательном модуле воспитанники получают представление о физических свойствах звуков (высота, тембр, длительность), метр и ритм. Изучение таких понятий как метр и ритм носит лишь ознакомительный характер, развитие метроритмических способностей происходит имитационным способом, повторении ритмических рисунков за педагогом, ощущение пульсации в исполнении и слушании композиций. Нотная запись звуков лишь иллюстрируется, дети изучают лишь названия нот, знакомятся с нотным станом и записью нот и скрипичного ключа на нотоносце. Детям дается понятие музыкальной «гаммы-лесенки». Динамические оттенки, темпы, фактура и др. музыкальные понятия также носят ознакомительный характер, дети учатся играть в разных темпах, разной силой звука, учатся понимать фактуру произведения, его характер и др.

Модуль «Народные мелодии» направлен на слушание и понимание детьми народной музыки, пение и сопровождение народных песен. Тема «Инструментальный хоровод» вводит детей в стихию народного хоровода, где можно не только петь народную песню в хороводе, но и озвучивать ее разными музыкальными инструментами, выполнять различные танцевальные движения. Дети учатся заполнять фактуру народного оркестра звучанием ложек, трещеток, бубенцов, треугольников и других ДМИ. Тема «Театр песни» вводит детей в театрализацию, попевок, песенок, дети придумывают сюжеты сказок с народными персонажами, поют и озвучивают их. Тема «Мы юные исполнители» направляет детей на такой сложный вид деятельности, как исполнительство, дети пробуют себя на сцене, они учатся сценической культуре, дисциплине и выдержке, выученные песенки они поют, аккомпанируя себе на ДМИ, дети репетируют свои выступления, затем пытаются исполнить как на концерте. Исполнительство воспитывает в детях чувство коллективизма, они стараются не подвести весь коллектив.

Модуль «Старинные и джазовые мелодии» погружает детей в эпоху старинной музыки, затем они с удовольствием знакомятся с джазом, исполняют джазовые пьесы-миниатюры, пропевают их ритмослогами, добавляя звучание инструментовкой, двигательными импровизациями. Весь репертуар построен    на игровом материале, который увлекает детей и подготавливает их к новому уровню исполнения. На итоговых мероприятиях дети показывают свои знания и умения.

Занятия по программе «Музыкальный городок» проводятся по системе К.Орфа на примере структуры урока по элементарному музицированию и движению Е. Забурдяевой, которая является последователем орфовской системы музыкального воспитания.

Занятие по элементарному музицированию и движению состоит из трех частей:

1. Разминка

2. Основная часть

3. Заключительная композиция

Разминка не только организует внимание детей, готовит их к взаимодействию в группе, обеспечивает нужный мышечный и слуховой тонус. В процессе разминки воспитанники исподволь вводятся в материал предстоящего занятия. Разучиваются или повторяются танцевальные движения: фигуры, шаги, способы и рисунки танца, возможные перестроения. Как ритмическое и мелодическое эхо прорабатываются характерные ритмические фигуры и интонационные обороты. Вводятся ритмослоги и «звучащие жесты». В распевке используются основные вокальные интонации.

В заключительной части разминки начинает звучать музыкальный материал основной части урока. Тексты игровых песен становятся считалками для выбора ведущего. Педагог поет песню со словами, дети, подпевая двигаются за ним.

Основная часть занятия – поэлементное освоение и творческая разработка музыкального материала, предложенного педагогом. Она включает:

  1. Активное знакомство с музыкальным материалом через речь, пение           и движение – традиционный танец, свободную пластическую импровизацию или игру (игровые фольклорные песни).
  2. Работу с ритмом – телесное «присвоение» с помощью «звучащих жестов», ритмослогов и пластической реализации ритмической и метрической структуры, их осознание и творческую разработку, т.е. создание ритмической партитуры.
  3. Вокально-слуховую работу: пение со словами, ритмослогами.
  4. Создание партитуры для звуковысотных инструментов на основе ритмической партитуры – с элементами гармонии (интервальный аккомпанемент) и полифонии (ostinato, имитации, подголоски и т.д.)   в соответствии со структурой мелодии, т.е. оркестровку.
  5. Развитие формы (например, трехчастной формы рондо), использование вариационных приемов.

Знакомство с музыкальным материалом происходит, в основном, имитационным методом. Дети поют с педагогом и двигаются за ним. На всех следующих этапах работы предполагается активизация детского творчества, импровизация движений, голосов партитуры.

Каждый образовательный модуль, все его темы осваиваются именно по этой структуре занятия. Все занятия носят игровой характер, ведь именно в игре, ребенок незаметно для себя осваивает сложные, на первый взгляд, задачи, в игровой форме проведения занятий мотивация детей на инструментальное творчество приносит наилучшие  результаты

1.4 Планируемые результаты освоения программы

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к совместной устной деятельности, к элементарной импровизации, музицированию со звучащими жестами, играм со звуками, фольклорному танцу (импровизированному движению), речевому музицированию, инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы   и методы работы будут способствовать:

 - знакомству детей со звуковыми свойствами различных материалов и предметов (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических и пр.), детских музыкальных инструментов (шумовых и орфовских), инструментов симфонического оркестра, и народных инструментов, а также голоса   и артикуляционного аппарата

- овладению навыками восприятия многообразных звуковых ощущений

- владению различными способами получения звука и приобретению навыков игры на

инструментах.

- обогащению тембрового слуха, приобретению навыков интуитивного строительства музыкальной композиции.

- овладению навыками импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях)

-потребности в игре на детских музыкальных инструментах;

-воспитанию у детей чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1

01 сентября

31 мая

38

76

2 раза в неделю по 1 часу

Календарно-тематическое планирование таблица 1

п/п

Наименование модуля программы

Тема занятия

Количест-во часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Палитра звуков

1.1 Звуки окружающего мира.

1.2 Физические свойства звуков (высота, тембр, длительность), метр и ритм.

Динамические оттенки, темпы, фактура и др. музыкальные понятия

6

4

02.09, 07.09,

09.09,14.09,

16.09, 21.09,

23.09, 28.09 30.09, 05.10.

1.3 Музыкальные инструменты и игрушки.

Музыкальные инструменты Карла Орфа

10

07.10, 12.10, 14.10, 19.10

21.10, 26.10

28.10,02.11,

09.11, 11.11,

1.4 Инструменты симфонического оркестра.

1

16.11.

1.5  Инструменты оркестра русских народных инструментов

1

18.11.

2

Народные мелодии

2.1 Инструментальный хоровод.

10

23.11, 25.11

30.11, 02.12.

07.12, 09.12, 14.12, 16.12, 21.12, 23.12,

2.2 Театр песни.

16

28.12, 30.12

11.01, 13.01,

18.01, 20.01,

25.01, 27.01, 01.02, 03.02,

08.02, 10.02,

15.02, 17.02,

22.02, 24.02.

2.3 Мы юные исполнители.

Концерт ансамбля.

2

01.03, 03.03.

3

Старинные танцы и джазовые мелодии

3.1 Старинные танцы.

18

10.03, 15.03

17.03, 22.03, 24.03, 29.03, 31.03, 05.04,

07.04, 12.04, 14.04, 19.04, 21.04, 26.04, 28.04, 03.05, 05.05, 10.05.

3.2 Джазовые мелодии.

7

12.05, 17.05,

19.05, 24.05, 26.05,

3.3 Мы юные исполнители. Концерт оркестра.

1

31.05.

76

таблица 2

занятия, дата

Модуль, основная тема, тема

занятия

Краткое содержание занятия

Оборудование

№ 1, 2 02.09, 07.09.

Модуль 1, тема 1.1

Такие разные звуки

Звучащие жесты

Знакомство со звуками. Понятие немузыкальных и музыкальных звуков. Воспроизведение звука с помощью телесных жестов и звучащих предметов.

Игровые упражнения на воспроизведение звуков, речевые игры с сопровождением звучащими жестами, игры на развитие чувства ритма.

Звучащие предметы (бумага, пластик, дерево и т.д.)

№3,4.

09.09,   14.09

Бумажный оркестр

Веселые стаканчики

Способы извлечения звука с помощью бумаги (удар ладошкой по листу, шуршание обеими ладошками, сминание и т. п.) ритмические игры с бумагой.

Ритмические игры со стаканчиками, различные способы воспроизведения звуков на стаканчиках. Сопровождение  простых пьес-миниатюр игрой на стаканчиках, на бумаге.

Листы А4, бумажные и пластиковые стаканчики

№ 5,6.

16.09, 21.09

Деревянные кубики

Пошумим

Ритмические игры с кубиками, игра-танец с кубиками. Сопровождение фонограмм пьес звучащими жестами и предметами.

Деревянные кубики разных размеров.

Звучащие предметы используемые на предыдущих занятиях.

№7,8

23.09, 28.09

Модуль 1Тема 1.2

Тихо, громко, медленно, быстро.

Низко, высоко.

Знакомство детей со свойствами звуков и различными музыкальными понятиями. Игры на динамику, смену темпа. Игры на регистры. Развитие навыка игры на металлофоне, ксилофоне. Песенка-лесенка на металлофоне и ксилофоне.

Звучащие предметы используемые на предыдущих занятиях.

Металлофон, ксилофон.

№ 9,10 30.09, 05.10

Такая разная и удивительная музыка.

Слушание оркестров в аудио и видео записи. Импровизация-сопровождение оркестровых фонограмм, фортепиано звучащими жестами, звучащими предметами, треугольником, металлофонами, ксилофонами.

Закрепление знаний о пройденном материале.

Звучащие предметы используемые на предыдущих занятиях.

Металлофон, ксилофон.

№ 11,12

07.10, 12.10

Модуль 1. тема 1.3

Музыкальные игрушки

Знакомство со звучанием музыкальных игрушек, способы игры на них (музыкальный молоточек, трещотки, кастаньеты, бубны и т.д.)

Набор музыкальных игрушек.

 13,14

14.10, 19.10

Треугольник, Металлофон-сопрано, металлофон альт.

№ 15,16

21.10, 26.10

Ксилофон-сопрано, ксилофон -альт.

№ 17, 18

28.10, 02.11

Тамбурины, тарелки, клавесы.

№ 18,19

09.11, 11.11

Бар-чаймс,

№ 20, 21

16.11

Модуль 1, тема 1.4

Инструменты симфонического оркестра.

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра, импровизации на «орфовских инструментах» под фонограммы симфонического оркестра.

№ 22

18.11

Инструменты оркестра русских народных инструментов.

Знакомство с музыкальными инструментами оркестра русских народных инструментов. Игра на ложках, трещотках, бубнах и т.д. Под фонограмму оркестра русских народных инструментов.

№23, 24

23.11,25.11

Модуль 2, тема 2.1

Игры-импровизации на темы народных песен.

№ 23, 24

30.11,02.12

Игры-импровизации на темы народных песен.

№25, 26

07.12, 09.12

Игры-импровизации на темы народных танцев.

№ 27,28

14.12, 16.12

Игры-импровизации на темы народных танцев.

№ 29,30

21.12, 23.12

Игры-импровизации на темы народных танцев.

№ 31, 32

28.12, 30.12

Модуль 2, тема 2.2

Театрализация песни

№ 33, 34

11.01, 13.01

Театрализация песни

№ 35,36

18.01, 20.01.

Театрализация песни

№ 37,38

25.01, 27.01

Театрализация песни

№ 39,40

01.02, 03.02

Театрализация песни

№ 41,42

08.02, 10.02

Театрализация песни

№ 43,44

15.02,17.02.

Театрализация песни

№ 45,46

22.02, 24.02.

Театрализация песни

№ 47, 48

01.03, 03.03.

Модуль 2, тема 2.3

Подготовка к выступлению

Выступление

№ 49,50

10.03, 15.03

Модуль 3, тема 3.1

Танец 1

№ 51,52

17.03, 22.03.

Танец 1

№ 53,54

24.03,29.03

Танец 1

№ 55,56

31.03, 05.04.

Танец 2

№ 57,58

07.04, 12.04

Танец 2

№ 59,60

14.04, 19.04.

Танец 2

№ 61,62

19.04, 21.04.

Танец 3

№ 63,64

26.04, 28.04.

Танец 3

№ 65,66

03.05, 05.05.

Танец 3

№ 67, 68

10.05, 12.05

Танец 3

№ 69, 70, 71,72

17.05, 19.05.

Модуль 3, тема 3.2

Джазовые мелодии

№ 73, 74, 75, 76

24.05, 26.05, 31.05

Джазовые мелодии

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка по результатам диагностики на начало освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и на завершение обучения (приложение 1), видео концертов, дипломы, грамоты воспитанников.

  1. Условия реализации программы

- Материально-техническое обеспечение

Наличие учебных и служебных помещений (музыкальный зал);

фортепиано, оборудование для Музыкального городка (ворота, домики, ключи, ноты, нотный стан и т. п.), детские музыкальные инструменты (шумовые, духовые, струнные, мелодические и т.д.);

орфовские инструменты (приложение 2);

компьютер, проектор; картотеки музыкально-дидактических игр, наглядные пособия (перчаточные куклы, мягкие игрушки, картинки, репродукции и т.п.);

костюмы, театральный реквизит.

 - информационное обеспечение

Аудиотека из записей оркестров народных инструментов, симфонического оркестра, произведений разных эпох и стилей, жанров.

Видеоматериалы из выступлений оркестров разных составов, Орф-оркестров.

Презентации «Детские музыкальные инструменты и игрушки», «Инструменты оркестра русских народных инструментов», «Музыкальные инструменты народов Ханты и Манси», «Музыкальные инструменты Карла Орфа» и т.д.

 - интернет источники:

https://lektsii.net/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://orpheusmusic.ru/

https://ds68lg.do.am/publ/razrabotki/novikova_tatjana_sergeevna/  tematicheskij_material_po_metodike_karla_orfa/15-1-0-91

https://infourok.ru/programma-uchebnogo-predmeta-orkestr-karla-orfa-4576639.html

- кадровое обеспечение

Занятия по данной программе ведет учитель музыки первой категории, образование высшее, он же автор и разработчик программы, неоднократно пройдены курсы повышения квалификации по темам детской музыкальной педагогики, в частности «Раннее эстетическое развитие детей «Оркестр Карла Орфа».

2.3 Формы аттестации

Аттестация по Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проходит в форме диагностических мероприятий в начале и конце учебного года.

Формы контроля: итоговые занятия по темам модулей с игровыми заданиями, выступления на концертах для детей других групп  и родителей, участие в концертах музыкальной гостиной, в течение года, выступление на утренниках и развлечениях.

Участие ансамбля «Музыкальный городок» в муниципальных, всероссийских, международных фестивалях, конкурсах, концертах.

2.4 Оценочные материалы

Таблица диагностики музыкальных способностей составлена по образцу диагностики О.П.Бурениной. Эта таблица отображает требования современных методик проведения диагностики музыкальных способностей детей О.П.Радыновой, А.Г.Гогоберидзе и В.А. Деркунской (Приложение 1), позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов согласно (Закону № 273-ф3, ст.2, п. 9: ст. 47, п.5).

2.5 Методические материалы

Методика работы по программе элементарного музицирования по системе Карла Орфа, включает в себя организацию образовательного процесса в традиционной групповой форме проведения. Учитываятся возрастные и индивидуальные психофизические особенности воспитанников.

Основные методы обучения: словесный, наглядный, практический.

В ходе реализации программы определен оптимальный минимум педагогических технологий, которые соответствуют основам гуманистической педагогической системы Карла Орфа:

 - здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

 - технология исследовательской деятельности;

 - игровая технология;

 - информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 

 - динамические паузы (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика и т.д.)

 - подвижные игры

 - ритмопластика

 - сказкотерапия

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«повествовательные» -  передача своих впечатлений и чувств в устной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности на занятиях оркестром - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: 

- эвристические беседы;

- «погружение» в звуки и образы природы через музыку;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- музыкально-дидактические игры;

Игровая технология

Игра – это естественный спутник жизни детей, источник радостных эмоций, поэтому игры остаются традиционным средством в музыкальной деятельности. Проведение занятий в игровой форме доставляет детям большое удовольствие, дети легче и быстрее усваивают и запоминают материал занятия. Игровая технология строится как целостное образование, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно музыкально-дидактические пособия и игры, в которых используются все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, музицирование и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ позволяет значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, расширяют возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала, дает дополнительную возможность передачи детям визуальной информации в интересной форме. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В техническое оснащение ИКТ входят компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивный пол. Дидактические средства ИКТ:

- познавательные мультимедийные и компьютерныепрезентации (аудио и видеофрагменты);

- видеофильмы о музыкальном искусстве;

- электронные иллюстрации (фотоматериал, репродукции);

- элементы интерактивности (реакция на действия).

На занятиях оркестром кроме музыкальных инструментов, используются картотеки дидактических игр, репродукции картин известных художников, мягкие игрушки, перчаточные куклы, различный театральный реквизит, аудио   и видео материалы и др.

2.6 Список литературы

1.        Т. С Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина  Программа Эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество  под ред. Т.С Комарова. Изд.2-е,  испр.и доп. Москва. Педагогическое общество России. 2002.

2.        Н. А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.: Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной -2-е изд, испр.и доп. Москва. Просвещение. 1982.

3.        О. П. Радынова и др. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада/ О.П. Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили. Москва. Просвещение. Валдос. 1994.

4.        Т. Э. Тютюнникова «Учусь творить». Элементарное музицирование:  «Музыка, речь, движение». Москва. 2003.

5.        Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Москва. «Гном-Пресс» 2000.

6.        Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова «Посвящение Карлу Орфу» Учебное пособие по элементарному музицированию. Выпуск II «Поем, танцуем, играем   в оркестре». – СП: Невская нота. 2008.

7.        Е. Забурдяева «Посвящение Карлу Орфу» Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Выпуск III «Музыкальные композиции. Старинные танцы и джазовые мелодии».  Санкт Петербург: Невская нота. 2008.

8.        И. Каплунова «Наш веселый оркестр». Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов.             I часть. Санкт Петербург: Невская нота. 2013.

9.        И. Каплунова «Наш веселый оркестр». Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. II часть. Издательство ООО «Лансье». 2018.

10. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Л., Советский композитор, 1990.

11. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., Аквариум, 1997.

12. Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества. М., Аквариум, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».

Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....

"Веселый оркестр" Программа по элементарному музицированию

Программа по Элементарному музицированию включает план проведения занятий с детьми старших и подготовительных групп...

Программа кружка по элементарному музицированию «Веселый оркестр» для детей 5-7 лет

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и  «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой,...

Программа кружка по элементарному музицированию «Веселый оркестр» для детей 5-7 лет

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и  «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой,...

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа ...