"Веселый оркестр" Программа по элементарному музицированию
рабочая программа на тему

Программа по Элементарному музицированию включает план проведения занятий с детьми старших и подготовительных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка Весёлый оркестр.

Музыка в большей степени, чем другой вид деятельности доступен ребёнку. Учёными доказано, что, музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека  и его состояние самым прямым образом, вызывая изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, затем смешенного) Н.А. Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд,- металлофона и ксилофона. Совместно с Н.А. Метловым в 20-е-40-е гг. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. В последствии разработкой этих вопросов методики занимались Н.А. Ветлугина  и её ученики  (К. Линкявичус, В.В. Ищук и другие).«Шульверк» на сегодняшний день – одна  из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.

«Шульверк» создавался в середине ХХ века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени: стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии, поиск нового в хорошо забытом старом: фольклоре и музыке доклассического периода; интерес к тембровому колориту; приоритет ритмического начала; поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования. По замыслу его  автора – австрийского композитора и просветителя Карла Орфа, элементарное музыкальное воспитание должно опираться на национальные музыкальные корни, отталкиваться от самых глубоких пластов интонационного сознания, заложенных в фольклоре. И для разных национальных культур эти основы могут существенно различаться. Поэтому появление национальных изданий «Шульверка» всегда является не просто текстовым переводом, но поиском интонационных параллелей между логикой орфовской системы музыкального воспитания и национальным интонационным словарем. В каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным  и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором.  И смысл не в том, чтобы присочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое  в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь. Вслед за изданием на немецком языке, широкое распространение получили адаптированные варианты, созданные в других странах Европы, США, Японии. Для развития музыкальной культуры Восточной Европы большим событием стал выход в свет издания на чешском языке.

В России увидел свет пока лишь 1-й том Шульверка (2008 г.) под редакцией В.Жилина. Следует также отметить книги и пособия  Т. Тютюнниковой, Е. Забурдяевой, Т.Боровик,  работающих по системе К.Орфа.

Актуальность и значимость детского музицирования  

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознание различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения ( чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Практическая значимость

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми,  воли, стремлению к достижению цели, развивает воображение. Творческое музицирование выдвигает на первый план не техническую эффективность музыкального обучения, а гуманистическую. Использование творческих техник, чтобы учить, и обучение техникам самих детей- это попытка раздвинуть границы их мира и сознания. Детское творчество с чего бы оно не начиналось, расширяясь, вовлекает в свою стихию слово, движение, мелодию, ритм, слагая из этих фактур и форму. В этом творческом полёте торжествует личность, награждая детей силой для раскрытия тайн самопознания и мистерии окружающего мира.

При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.

Цели и задачи программы.

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире. Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также решаю следующие задачи:

Старшая группа (5-6 лет). Играть знакомые песни, попевки индивидуально и в ансамбле (оркестре), соблюдая общую динамику, темп. Своевременно вступать и заканчивать игру. Развивать творчество. Побуждать к активным самостоятельным действиям. Знакомить с оркестровым звучанием.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Уметь самостоятельно организовать небольшой оркестр (ансамбль). Играть по одному и в ансамбле, своевременно вступая и заканчивая свою партию. Играть с динамическими оттенками. Знакомить с оркестровым звучанием.

Отличительные особенности программы. Основой для данной программы являются программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа, «Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Этот удивительный ритм». Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. Использование педагогом в работе с детьми фольклора, потешек, песен с простыми и понятными для детей словами способствуют в дальнейшем полноценному музыкальному развитию и возможности к импровизации, поскольку мелодика здесь в пятиступенном ладу, который особенно соответствует природным данным ребёнка. Это поможет наилучшим образом достичь собственного самовыражения, не опасаясь влияния более сложных образцов другой музыки.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Занятия проводятся в сформированных группах (по 10 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия  30 минут. Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшие, подготовительные группы).

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:

— формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

— развитию общих и музыкальных способностей.

— развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

__ воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
  • овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки, колокольчики, бубенцы);
  • овладеть навыками ансамблевого исполнения;
  • понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Формы подведения итогов: Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на конкурсах и фестивалях.

Этапы работы

1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.

2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.

3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.

1.

Названия музыкальных инструментов, особенности их хранения и звучания;

Жанровое разнообразие музыки;

Приемы игры на инструментах.

Строение музыкальных инструментов, их разнообразие

Выполнять несложные композиции;

Понимать жесты дирижера в оркестре при исполнении произведения.

Различать на слух различный ритм музыкального произведения, регистр

Выполнять простейшие приемы игры на музыкальных инструментах.

Уметь по характеру музыки подбирать необходимые инструменты для исполнения.

Требования к уровню образования   воспитанников по данной программе

Учебно — методическое обеспечение программы:

  • детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики,  трещотки, музыкальные коробочки.
  • звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки,
  • наглядные пособия.

Старшая, подготовительная группы

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

I раздел. Знакомство с инструментами и оркестром

Октябрь

Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые, пневматические. Познакомить с инструментами К.Ор-фа: металлофон, ксилофон-сопрано, ксилофон-альт

Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на аудиокассету

Ноябрь -декабрь

Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник)

П.Чайковский. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»  Ш. Гуно Балетная музыка из оперы « Фауст»

Январь -февраль

Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.)

С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»*

П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром №1

1-я часть

Ф. Мендельсон концерт для скрипки с оркестром 1-ячасть

А. Лядов Плясовая

Март  -апрель

Познакомить с народными инструментами: гармоника, балалайка, домра, гусли, трещотка, коробочка, баян и др. Познакомить с оркестром русских народных инструментов.

Русские народные мелодии**: «Пастушок играет на рожке», «Пойду ль , выйду ль я», и др.

* Здесь и далее см.: Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассета / Сост. О.П.Радынова. - М., 1997. <2        ** Дети слушают музыку: Грамзапись: Пособие для воспитателей.

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

II раздел. Элементарная музыкальная грамота

Октябрь

Познакомить с понятиями: музыкальные и немузыкальные звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие; темп; длительность ; динамика              использование наглядного  материала:  картинки с графическим изображением звука.

Т.Э. Тютюнникова

Музыкальное эхо

Раз, два, три! , Разминка, Дорожки прямые линии, бусы и др.

Ноябрь -декабрь

Познакомить с понятиями: сильная доля, пульс музыки; размер 2/4; пауза    гамма; тоника. Познакомить с записью ритмов  

Два зелёных огонька сл.

Р. Сеф. Песенка-гамма, белая гамма сл. Т. Тютюнниковой,

Сонная гамма Сл. Н. Матвеевой

Январь -февраль

Закреплять пройденные понятия

Познакомить с размером 3/4, объяснить пульсацию

и выделение сильной доли в размере 3/4

Знакомить с новыми понятиями «мажор», «минор»,

«затакт»

Познакомить с записью ритмов в размере 3/4:

Объяснить, что такое вступление, заключение

Мажор и минор Сл. У.Ю Мер

Вальс С. Майкопар  

Сурок  Л. Бетховен

Латышский народный танец

Март-апрель

Закреплять пройденный материал Познакомить с размером 4/4, пульсацией и выделением сильной доли в размере 4/4 Познакомить с записью ритмов в размере 4/4 Объяснить понятия «октава», «целая нота»

Уроки музыки Н. Кончаловская

П. Синявский

Май

Повторение и закрепление пройденного.

III раздел. Подготовительные упражнения

Октябрь

Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах

В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике Выделять сильную долю такта Работать над ритмами:  

На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук.

Маленький марш  

П. Чайковский,

Р. Шуман  Марш, С.Прокофьев

Финская полька  , Полька

Трик-Трак И. Штраус, Полька М. Глинка, Латышская полька А. Жилинскис,

Полька (эстонская танцевальная мелодия)

Ноябрь-декабрь

Выделять сильную долю на слух и в игре на детских

музыкальных инструментах

Работать над ритмическими эталонами:

Знакомить с тактированием и дирижированием на 2/4 Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта Играть простейшие партитуры в размере 2/4:

Играть гаммы вверх и вниз.  Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле

«Немецкая песенка»

П.Чайковского; «Полька» М.Глинки, «Аннушка», чеш. нар. мелодия «Лесенка» Е.Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус.нар.песня  «Лиса по лесу ходила» Т.    Попатенко Снежок Сл. и муз Т. Бырченко. Осенью Муз.Г.Зингера.

IV раздел. Подготовительные упражнения

Январь -февраль

Учить детей определять на слух размеры 2/4 и 3/4. В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный

педагогом.

Вальс С. Майкопар  ;

А. Гречанинов Вальс, (аудио запись), В.А. Моцарт Менуэт.

Работать над ритмическими эталонами в размере 2/4

Полька М. Глинка

Полька А. Филиппенко

Латышская полька

А. Жилинскис

Выделять сильную долю. Играть и петь гаммы До-мажор Тактировать и дирижировать на 3/4 Играть попевки индивидуально и в ансамбле Уметь читать партитуры в размере 3/4:

«Скок, скок, поскок», рус.нар.

песня; «Василек», рус.нар.песня; «Сорока-сорока», рус.нар. попевка,

Март -апрель

Передавать метроритмическую пульсацию и сильную

долю

Определять на слух размеры 2/4, 3/4 и 4/4

Выделять сильную долю

Кот и солнце сл. М. Карема

Про грустное и вкусное Сл. Л. Синявского

Как у деда Емолая рус.нар потешка

Вот какие чудеса Муз А. Филиппенко

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

V раздел. Игра в оркестре (ансамбле)

Октябрь

Учить детей:

- играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре);

- играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение;

- индивидуально разучивать партии

«Ах, вы сени»,  «Как у наших у ворот» рус. нар мелодия.

Лошадка муз Е. Давыдовой или

Лошадка муз. Е. Тиличеевой

В октябре Н. Френкель

Весёлая песенка сл. А. Ганчева муз. В Агафонникова

Ноябрь-декабрь

Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.

Русские народные песни: «Василек», «На зеленом лугу»,

«Зайчик»; Пляшут зайцы Н. Френкель Шла лисица сл И. Мазнина . Снегопад сл. Э Фарджен

Январь-февраль

Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки.

Играть гаммы в различных ритмических вариантах

Разучивать партии индивидуально и небольшими

группами

Играть небольшими группами инструментов

Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамику,

одновременно начинать и заканчивать исполнение

«Старинная французская песенка» П.Чайковского

Цирковые собачки сл. М. Долинова Муз. Е. Тиличеевой

Зима из цикла  «Нужно с нотами дружить» Н. Френкель обр. В. Карасёвой. Шуточка

В. Селиванов

Март -апрель

Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов

Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания

Бубенчики муз. Е. Тиличеева

Пляшут зайцы Н. Френкель

Джон-зайчик сл. Ю. Тенфьюрд

Петушок Муз. Ройтерцтейна обр.Т.Т. и др.

Май

Повторение и закрепление пройденного.

VI раздел. Творческие задания

Октябрь

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов Звукоподражать голосам животных и птиц.  Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов.

Уметь отгадать звучание музыкального инструмента   и повторить ритмический рисунок

Мышки (вышли мышки как-то раз…) Сорок грошей -игра скороговорка.

Тутти-фрутти рондо

«Считалка» укр. нар потешка  

Тра-та-та!

Сорока рус..нар. прибаутка.

Ноябрь -декабрь

Уметь подыграть педагогу. Импровизация «Дождик».  «шум деревьев», «шелест листьев, песенка ручейка, камешка и т.д.

Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный

текст

Музыкальное эхо М. Андреевой

Счастливая песенка Муз.

Т. Тютюнниковой

Кто шагает ряд за рядом! Сл. А. Шибицкой  муз. Г. Зингера

и др.

Январь -февраль

Импровизации на ударных (ритмических) инструментах

Играть в оркестре

Проговаривать различные тексты в определенном

размере. Игра  в  дирижера.

Кукушка русская народная песня

Лиса укр нар прибаутка

Аннушка чешская нар мелодия

Ладушки рус нар потешка

Март -апрель

Импровизации на «мелодических» ударных инструментах

Исполнять импровизации с треугольником, румбой,

кастаньетами, барабаном,

Подыграть музыканту

Импровизация «Гроза», «Шум ветра», «Дождь», мышки шуршат , и.т.д.

Отзовись, кого зовут

Сочинить сопровождение

Горелки рус нар прибаутка ,

Лиса рус. нар прибаутка

Семейка рус. нар. потешка

Ранним утром Сл. И.Бурсова

Май

Закрепление и повторение пройденного.

Список литературы

  1. Т.С Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина  Программа Эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество  под ред. Т.С Комарова. Изд.2-е,  испр.и доп.-М.: Педагогическое общество России,2002.
  2. Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.: Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной -2-е изд, испр.и доп.- М.: Просвещение,1982г.
  3. О.П. Радынова и др. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада/ О.П. Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили. –М: Просвещение : Валдос. 1994г.
  4. Т.Э. Тютюнникова «Учусь творить». Элементарное музицирование:  «Музыка, речь, движение»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

Элементарное музицирование с дошкольниками

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах...

Кружок "Веселые нотки" элементарное музицирование для дошкольников среднего возраста

Пояснительная записка и перспективный план работы на год....

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки"

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки" составлена на основе материалов последователей Карла Орфа - парциальной программы "Элементарное музи...

Программа кружка по элементарному музицированию «Веселый оркестр» для детей 5-7 лет

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и  «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой,...

Программа кружка по элементарному музицированию «Веселый оркестр» для детей 5-7 лет

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и  «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой,...

Технология обучения детей элементарному музицированию. («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свобод...