Индивидуальный план работы по самообразованию
учебно-методический материал

Чуева Венера Дамировна

Индивидуальный план работы
по самообразованию
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx30.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» с.Красная Башкирия

МР Абзелиловский р-н РБ

Индивидуальный план работы
по самообразованию
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                           Музыкальный руководитель
                                                                             Чуева Венера Дамировна

Пояснительная записка.
Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Актуальность темы.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Цель.
Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.
Задачи:
Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;
Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал с использованием ИКТ и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Проанализировать полученные результаты.
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры,используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств, передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.
На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач:
Развитие звуковысотного слуха.
Развитие динамического слуха.
Формирование тембрового восприятия.
Совершенствование чувства ритма.
В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая
либо игра переходит в самостоятельную  деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.
Раздел плана Сроки Формы работы Практические вывод


Работа с детьми 01.09.2019 - 25.05.2020

1.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему игр, обеспечивающую последовательное музыкально-сенсорное развитие детей.
3. Проведение утренников на всех возрастных группах в течении учебного года.

Работа с родителями 01.09.2019 - 25.05.2020

1.Консультации по данной теме.
2. Семинар-практикум.
"Музыкально-дидактические игры».
3.Оформление информационно-наглядногометериала в родительский уголок.


Самореализация 01.09.2019 - 25.05.2020 

  1. Подбор литературы по теме. Наличие теоретического материала по теме.
    2. Выступление на педагогическом совете.
    "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
    3. Выступление на Семинаре-практикуме для воспитателей.
    "Применение музыкально-дидактических игр с использованием ИКТ".
    4. Распространение педагогического опыта в СМИ, на интернет портале.
    5. Создание картотеки музыкально-дидактических игр по разделам и всем возрастам.


Изучение методической литературы 01.09.2019 - 25.05.2019

С.Л. Новосёлова «Дидактические игры с детьми раннего возраста»
В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;
Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
Е.Ю Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»; Ожидаемые результаты.
При определении значимости использования музыкально – дидактических игр в развитии дошкольников и анализе сценарных планов становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально – сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Соответственно развивающая функция музыкально – дидактических игр очень важна.
Через использование в работе музыкально – дидактических игр стремлюсь помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – сенсорных и творческих способностей. При проведении данных игр применять наглядный вспомогательный музыкальный материал, через который в простой, доступной, игровой форме дать детям представления о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение.
Развить активность детей, самостоятельность в музыкальной деятельности, развить общие музыкальные способности.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. Развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в которых важная роль отводится музыкально – дидактическим играм.

Игра «Музыкальный кубик»

 Задачи:

- поддерживать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах;

- развивать музыкальный и ритмический слух, слуховое внимание и творчество;

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Пособие – кубик, на гранях которого изображены детские музыкальные инструменты.

Ход игры.

На столе лежат детские музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, ложки, маракас, дудочка, гармошка. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу, передают кубик друг другу, напевая:

Ты беги, веселый кубик

Быстро – быстро по рукам,

У кого остался кубик,

Тот сейчас сыграет нам.

 Ребенок, у которого остановился кубик, называет инструмент, изображенный на верхней грани, берет его со стола и играет любую мелодию, либо ритмический рисунок

Второй вариант.

Ребенок повторяет за ведущим (педагог или ребенок) заданную мелодию, либо ритм.

Игра «Оркестр»

Как и в предыдущей игре, инструменты лежат на столе, их количество соответствует количеству играющих. Дети, стоя в кругу, передают кубик и поют:

Кубик движется по кругу,

Передай его ты другу.

Кубик может показать,

На чем в оркестре поиграть!

Либо кубик может передаваться под веселую музыку, с остановкой музыки останавливается движение кубика. Тот ребенок, у которого остался кубик, выходит из круга и берет себе «выпавший» инструмент. Кубик движется по кругу, пока все дети не возьмут себе инструмент. Затем все вместе играют в «оркестр», передают на музыкальных инструментах ритмический рисунок или пульс музыкального произведения, исполняемого музыкальным руководителем.

«Веселый кубик»

    Задача: Учить звукоподражанию разных голосов, изменению тембра, высоту согласно своим возможностям.

    Ход игры: Педагог и дети стоят в кругу под муз. Передают кубик с окончанием слов

Кубик движется по кругу,

Передай его ты другу,

кубик другу передай ,

кто пришел к нам угадай !

ребенок кидает кубик в центр круга, и кто изображён на верхней грани кубика того животного имитирует ребенок голосом.

Музыкально-дидактические игры на ритм

«Постучим кубиками ».

 Задача : Развивать ощущение последовательности долей в ритмической пьесе двухдольного размера.

 Ход игры: Дети вместе с воспитателем ритмично стучат кубиками мелодию музыкальной пьесы.(любую ритмичную музыку)

«Курочки и лиса»

Цель: Развивать слуховое внимание, правильное извлечение звука на бубнах, ложках.

 Ход игры:  все дети, (курочки ), в первом куплете выполняют движения в соответствии с текстом, ритмично стучат кубиками. На пение второго куплета «курочки» гуляют под пение «Петушка» один ребенок (петушок). «Ку-ка-ре-ку! » и звук бубна – курочки убегают от «лисы».

 Курочки: Зерна, зернышки клюем, воду из ручья мы пьем,

 Петушок, не отставай, к нам сюда скорей шагай.

 Петушок: Как увижу я лису, закричу: «Ку-ка-ре-ку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...