Музыкальные игры для реализации двигательной сферы и креативного потенциала
учебно-методический материал по музыке

Шумакова Александра Петровна

Задачи музыкального воспитания в детском саду я подчиняю общей цели - всестороннему развитию личности ребенка. С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве. Музыкальное развитие, являясь одним из важнейших средств формирования гармоничной личности, необходимо каждому ребенку. 

Исключительно большое значение для ребенка имеет музыкальная игра для общего физического развития ребенка.  Посредством игры мы закрепляем и вызываем у детей интерес к окружающему миру, обогащаем их кругозор, учим слушать музыку, отражая ее характер в движущем образе, который уже знаком ребенку из рассказов, иллюстраций, наблюдений.  

Соответственно организованная музыкальная игра помогает детям ориентироваться в пространстве, воспитывает выдержку, волю, развивает воображение детей и умственные способности. Правильно преподнесенная и проведенная игра всегда вызывает у детей интерес и создает у них положительные эмоции, развивает общность переживаний, способствует организации детей в коллективе и воспитывает у них положительные черты в соответствии с задачами воспитания личности. 

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание. Формируются важные качества личности. Игры вызывают положительные эмоции, в них развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции и многое другое. Совместные действия в играх сближают детей, они испытывают радость от совместной деятельности, преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных хороводных игр с правилами являются народные игры и хороводы, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание  игры определяется движениями, которые входят в ее состав. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможности выполнять те или иные действия, движения, соблюдать игровые правила. 

Говоря о значении музыкальной игры, я считаю нужным сказать о возможностях и способностях малышей. У ребенка младшей группы детского сада физические возможности ограниченны, речь – несовершенна, нервная система – хрупка, жизненный опыт невелик, умственные способности и внимание еще слаборазвиты. По-этому я особое внимание уделяю последовательности усложнения материала, определяемого программными требованиями. Соответственно с этим подбираю и усложнение музыкального материала. 

Правила же в игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают  подчиняться цели и смыслу игры, дети должны меть ими пользоваться в разных условиях. Таким образом осуществляются поставленные цели и задачи в развитии интереса у детей к играм, прививается интерес к русскому народному творчеству, хороводным играм, эмоциональном развитии ребенка.

В данных играх я стремлюсь заинтересовать детей, приобщить их к сюжету, привлечь внимание к тому, чтоб дети видели, слышали и слушали и слово и песню, и музыку, развивали креативность и умели перевоплощаться при восприятии музыки, подпевали отдельным словам, проявляли активность в плясовых движениях и элементарную ритмичность (в хлопках) испытывая радость и удовлетворение от игровых действий. 

Таким образом данные игры являются благоприятной средой для творческого, креативного развития детей, а движения, которые дети исполняют развивают их двигательную активность.. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к музыке, совершенствует навыки воплощения в игре своих переживаний, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. 

 

 

 

«Я понимаю мастерство воспитания так, 

что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, 

в конечном счете, побуждением к труду души, чем тоньше и нежнее оно, 

это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души, 

 тем в больше мере становится маленький человек воспитателем самого себя»

В.Сухомлинский

 

«Самые первые впечатления малыша от встречи с искусством живут очень долго, 

порой всю жизнь. Какими они будут, - зависит, прежде всего, от нас.» 

 С.Каратаева 

 

 

 

 

 

 

"Дай ладошечку"

Коммуникативная игра.

Музыка Л. Казанцевой

 

Музыкальный руководитель или воспитатель, подойдя к ребёнку, протягивает свою руку ладонью вверх и берёт руку ребёнка.
 

1 куплет:

Поёт:
- Моя крошечка!
Дай ладошечку - взрослый гладит ладонь ребёнка;
Мягкую и чистую,
С пальчиками быстрыми:

Я её потереблю, - щекочет;
Очень Танечку люблю! обнимает ребёнка (гладит по голове);
                                         переходит к другому ребёнку;



2 куплет:

Поёт:
- Моя крошечка!
Дай ладошечку - взрослый гладит ладонь ребёнка;
Мягкую и чистую,
С пальчиками быстрыми:

По ладошке постучу, - стучит пальцами по ладони ребёнка;
Юрочку любить хочу! обнимает ребёнка (гладит по голове);
переходит к другому ребёнку;

3 куплет:

Поёт:
- Мои крошечки! общение со всеми детьми;
Где ладошечки? дети показывают ладони;
Мягкие и чистые,
С пальчиками быстрыми: «играют» пальчиками;
Мы ладошки гладим, трут ладонь о ладонь;
Будем с ними ладить! соединяют пальцы в «замок».

 

 

"Здравствуй, говори"

Музыка С. Коротаевой

Координационно-ритмическая игра с пением.

Способствует координации внимания. 

 

 

Зашагали ножки прямо по дорожке, – дети ритмично шагают

                                                                     в любом направлении
К милому дружочку приведут нас ножки  - останавливаются


Раз, два, три, - на трех шагах дети подходят к тому ребенку

                         кто оказался ближе всех

 «здравствуй» говори! – здороваются с партнером

Раз, два, три, - на трех шагах подходят к другому ребенку

Руку мне пожми – пожимают партнеру руку 

 

Побежали ножки прямо по дорожке дети ритмично бегают

                                                                   в любом направлении
К милому дружочку приведут нас ножки – останавливаются

 

Раз, два, три, - на трех шагах дети подходят к тому ребенку

                         кто оказался ближе всех

Головкой поклонись!  - кланяются партнёру 

Раз, два, три, - на трех шагах подходят к другому ребенку

Мило улыбнись. – кланяются головкой и улыбаются партнёру

 

Поскакали ножки прямо по дорожке дети ритмично бегают

                                                                      в любом направлении
К милому дружочку приведут нас ножки - останавливаются


Раз, два, три, - на трех шагах дети подходят к тому ребенку

                         кто оказался ближе всех

Хлопай веселей – хлопают в ладоши партнёра

Раз, два, три, - на трех шагах подходят к другому ребенку

Обнимись скорей – обнимают партнёра 


Длинна шагов на слова «раз, два, три » может быть разной. Все зависит от расстояния. Если в начале разучивания игры дети на эти слова группируются не парами, а группами, они приветствуют всех, кто оказался рядом.

 

 

 

 

 

 

 

"Барашки и волк"

Музыка Т. Гусевой

Учить двигаться в соответствии с характером музыки. 

Развивать воображение при исполнении образов барашков. 

Развивает музыкальный слух детей. 

 

Дети сидят на стульчиках, в стороне «за деревом» стоит волк

 

Мы белые барашки, - дети гуляют по залу и поют
Пасемся на лугу, с ними ходит пастушок с хворостинкой 
Едим цветочки-кашки
И сочную траву.


Мы белые барашки,
Нас пастушок пасет.
А солнышко пригреет,
И пастушок уснет.
  Пастушок присаживается и засыпает


Теперь мы пляшем, пляшем, пляшем, 

И прыгаем – прыг – прыг,  - дети прыгают

И хвостиками машем, - дети машут хвостиками
И ножками – брыг-брыг. - дети брыкаются, отбрасывают назад ножки

 

Но кто же там крадется, - Выполняют пружинки, оглядываясь 

За деревом стоит?             и поворачиваясь влево и вправо

А это волк, а это волк, 

За нами он бежит - с окончанием песни убегают от волка

 

 

 

 

 

"Заинька-зайка"

Музыка С. Насуленко

Учит совершенствовать умение выполнять простые танцевальные движения.
Развивает воображение при исполнении образа Зайки


Дети стоят в кругу, в центре

 – Зайка.

Перед началом игры Зайка говорит:

«Раз, два, три, четыре, пять – буду Таню выбирать!»

Дети с воспитателем поют:

Заинька-зайка,
Деток выбирай-ка!
Заинька-зайка,

Деток выбирай-ка

 

 Дети, держась за руки, идут по кругу, 

а Зайка гуляет в кругу.

Зайка поёт:
Песенку я знаю,
Таню выбираю!
Песенку я знаю,
Таню выбираю!

 

 Дети останавливаются, Зайка подходит к Тане и

 на повторение фразы выводит её за обе руки в центр круга

Под любой плясовой наигрыш Зайка с Таней пляшут, а дети хлопают.


Игра повторяется 3-4 раза с другими детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

"Игра с Куклой"

Музыка Т. Суворова

Учит детей воспринимать контрастные части музыки, развивает слуховое внимание,  произвольность действий, способность к импровизации.

 

Все дети образуют круг. В центре ребенок держит в руках куклу.

 

Ребенок с куклой ходит внутри круга, проходя мимо детей, которые «спят», присев на корточки. Как только музыка заканчивается, он отдает куклу тому ребенку, возле которого остановился.

 

Все дети встают и начинают хлопать в ладоши, а ребенок становится в центр круга и пляшет, держа куклу перед собой.

 

Игра повторяется 3-4 раза.

 

 

"Бежит зайка"

Музыка Т. Суворова

Развивает выразительность мимики и пантомимики,

умение согласовывать движения с характером музыки и текстом песни.

Дети стоят в кругу, в центре воспитатель с маской зайчика. 

Бежит зайка по дорожке,  Дети бегут по кругу, изображая зайчиков

У него устали ножки,

Захотелось Зайке спать,  Дети приседают

Выходи, тебе плясать!    Воспитатель надевает на ребенка шапочку

                                            и он выходит в круг плясать. 

Игра повторяется 3-4 раза.

 

"Кот и мышки"

Музыка Т. Суворова

Учит детей выразительно исполнять образные движения, различать контрастные части музыки, быстро реагировать на смену темпа мелодии.

 

В стороне от детей сидит на стуле кот (один из детей)

На первую часть музыки Мыши (дети) осторожно подкрадываются к коту.

На вторую часть музыки Кот быстро вскакивает и ловит Мышей. 

Приходите быстро мыши,

Пока кот сидит на крыше. 

Отведать сыра мы хотим

От кота мы убежим

Игра повторяется 3-4 раза с новым котом.

"Воробьи и бобик"

Музыка С. Картушина

Помогает детям увидеть различия между взрослым животным и детенышем, учит детей участвовать в инсценировке и развивать способности следить за действиями педагога; играть и разговаривать с игрушкой.

Поглядите, поглядите, деточки: 

Сели воробьи на веточки.

Вот они сидят,
На ребят глядят, 
Полетать они хотят.

 

Дети сидят на стульях, руки согнуты в локтях и прижаты к груди, 

пальцы сжаты в кулачки, качают головой, вправо-влево.

Полетели, полетели воробьи, -

Закружились в воздухе они.

 

Бегут на носках врассыпную, Взмахивая руками, как крыльями.


Воробьи летят,
Воробьи летят,
Зёрнышки найти хотят.

 

Стали они зёрнышки клевать, - 
Стали они зёрнышки считать. 

 

Приседают и стучат пальчиками по полу («клюют зёрна»).

Раз-два-три, раз-два-три!
Ты зерно ещё найди!


Вот наш Бобик прибежал,

- Выбегает ребёнок – «Бобик», лает.

Воробьёв всех распугал!

Дети – «Воробьи» убегают на места.
 

 

 

 

 

 

 

 

Игра "Воротики"

Русские народные мелодии «Как у наших ворот», «Полянка»

Учит совершенствовать умение выполнять простые танцевальные движения. Развивает воображение при исполнении образа «Ворота»

 

Исходное положение – дети стоят в хороводе.

Музыкальный руководитель выбирает первого ребенка(солиста), 

тот выходит в центр.

 

Воспитатель:

- Мы ворота поднимаем – все дети поднимают руки

Нашу (Таню/имя ребенка) пропускаем

 

Играет мелодия «Как у наших ворот», ребенок – солист пробегает под разными воротиками, на окончание музыки все дети опускают руки, солист – в центре.

 

Все говорят: Хлоп!

Ты попался(лась) в наш кружок!

Таня, попляши, дружок!

Мы похлопаем в ладошки, 

а у Тани пляшут ножки

 

Играет мелодия «Полянка», дети хлопают, ребенок солист пляшет.

 

При повторении музыкальный руководитель просто называет имя следующего ребенка, тот выходит в центр. 

 

 

"Летал Воробей"

Русская фольклорная игра. Музыка Л. Казанцевой 

 

Исходное положение – стоя по кругу.

Летал, летал воробей

По-за сине море

По-за сине-сине море

По-за чисто поле

Видал, видал воробей

Как котята ходят

А котята ходят этак,

Вот так они этак.

 

Игра повторяется для нескольких персонажей: щенят, гусят, циплят, козлят, телят, бабушек, дедушек, девочек, мальчиков.

"Мяч-другу"

Коммуникативная игра. Элементы гендерного воспитания. 

Музыка Л. Казанцевой

 

Исходное положение – дети сидят в ряд на стульях, на ковре. 

Первому дали мяч.

 

Поиграю, поиграю, 

Мяч красивый подержу, 

Поиграю, поиграю, 

 

Все дети стучат в метроритме кулачками по коленям, а ребенок с мячом стучит мячом по коленям. 

 

Мячик Танюше отдаю (Мячик Ване предложу) передает мяч соседу.

 

В зависимости от пола ребенка музыкальный руководитель играет в высоком или низком регистре.

 

Игра повторяется. 

 

"Мяч-другу"

Коммуникативная игра. Музыка Л. Казанцевой 

 

Кот пушистый, серебристый,

Выйди погулять,

Вместе с нами, малышами, 

В прятки поиграть!

 

Дети с  воспитателем свободно гуляют по залу, 

воспитатель держит в руках кота.

 

А кто тебя найдет, мяу, мяу, 

Тот песенку споет, мяу, мяу!

 

После песни дети закрывают глаза, а воспитатель прячет игрушку.  

Кто находит кота, тот мяукает, а дети ему хлопают.

 

Игра повторяется. 

 

Если кот не серого, а черного цвета, первая строчка

«Кот ученый, черный, черный»

"Найди свой инструмент"

Латвийская народная музыка. 

 

Музыкальные инструменты разложены по кругу, 

дети идут по кругу рядом с музыкальными инструментами

 

Я по кругу иду, 

Инструмент я свой ищу,

А как только я найду,

Я станцую и спою.

 

Дети останавливаются, берут музыкальный инструмент, 

оказавшийся напротив них, играют на инструменте.

С окончанием музыки кладут инструмент на место. 

 

Игра повторяется. 

 

 

"Разбудим мишку"

 

Русская фольклорная игра. Музыка Л. Казанцевой 

 

Не ленись, а вставай!  дети грозят «матрешкой-указкой»

Вместе с нами поиграй!

 

Ножки «топ», ножки «топ»,  дети топают ногами.

Ножки «топ», ножки «топ», 

Ножки «топ», ножки «топ», 

А теперь – «Стоп»

 

Музыкальный руководитель: Не встает?

 

Не ленись, а вставай!  дети грозят «матрешкой-указкой»

Вместе с нами поиграй!

 

Ручки «хлоп», ручки «хлоп», дети хлопают рукам

Ручки «хлоп», ручки «хлоп»,

Ручки «хлоп», ручки «хлоп»,

 

А теперь – «Стоп»

 

 

 

"Мыши водят хоровод"

Музыка Е. Соколовой 


Воспитывает интерес к подвижным играм, развивает у детей умение двигаться в соответствии со словом, закрепляет у детей слуховое внимание, укрепляет физическое здоровье детей; 
 

Дети-мышата водят хоровод. В центре – кот.

Кот поет и грозит мышам пальцем,

а мыши ходят покругу.

 

Тише мыши, не шумите,

Хоровод свой заводите,

Хвост направо поверните,

А теперь им покрутите

Останавливается.

 

Проигрыш.

Мыши крутят рукой как будто хвостиком. 

 

И попрыгайте немножко - дети прыгают

И похлопайте в ладоши - дети хлопают

Поскребите дети скребут пальчиками по коленям

Попищите - дети пищат

 

Все сначала повторите
 

Проигрыш.

Мыши берутся за руки и заводят хоровод в другую сторону.

 

Тише мыши, не шумите,

Хоровод свой заводите,

Хвост направо поверните,

А теперь им покрутите

 

И попрыгайте немножко - дети прыгают

И похлопайте в ладоши - дети хлопают

Поскребите дети скребут пальчиками по коленям

Попищите - дети пищат

 

А теперь домой бегите! Мяу!

Дети разбегаются.


 

"Зайчики и волк"

Музыка Ю. Картушиной


Дети спокойно бегают по залу врассыпную сложив руки (лапки) как зайчики.

 

По весенней по лужайке 

Разбежались наши зайки! 
Лапками подрыгали!

Весело попрыгали! 

Останавливаются лицом к зрителям

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгают на месте на двух ногах
Веселей скачи, дружок
Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгают , поворачиваясь вокруг себя
Веселей скачи, дружок

Останавливаются лицом к зрителям

 

Зайки головой качали 

Дети качают головой влево-вправо
Зайки ушки показали

Поднимают руки к затылку, качают ладонями
Ушками подрыгали

Шевелят ушками, сгибая и разгибая ладони.
И опять попрыгали.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгают на месте на двух ногах
Веселей скачи, дружок
Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгают , поворачиваясь вокруг себя
Веселей скачи, дружок

Останавливаются лицом к зрителям

 

Зайки что-то услыхали 

И присели, задрожали, 

Дети присаживаются на корточки, руки прижаты к груди, 

кисти опущены и дрожат

Это Серый Волк идет! Появляется волк
Ой зайчишка пропадет!
Прыг-скок, прыг-скок! 
Убегай скорей, дружок! Дети прыгают убегая в домик
Прыг-скок, прыг-скок!
Убегай скорей, дружок! 
Дети убегают, волк их не ловит 

 

 

"Ой, летали птички"

Народная мелодия. 

Игра развивает способность детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом. Воспитатель обращает внимание на щебет птиц и предлагает поиграть в игру «Птички и собачки»

 

Дети бегают по залу и машут ручками, как крылышками.
 

Вот летали птички, 
птички-невелички. 
Все летали, все летали  
крыльями махали.  
Все летали, все летали  
крыльями махали.  


На дорожку сели, 
зернышек поели. 

Присаживаются на корточки и стучат пальчиком по полу.
Клю-клю-клю-клю как я зернышки люблю.  
Клю-клю-клю-клю как я зернышки люблю.  


Перышки почистим, 

чтобы были чище.

Обеими ручками справа  и слева отряхиваются.


Вот так и вот так,  
чтобы были чище! 
Вот так и вот так,  
чтобы были чище! 


Прыгаем по веткам, 
Чтоб сильней быть деткам. 

Прыгают, размахивая крылышками.


Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

А собачка прибежала 
И всех пташек распугала. 

 

Разбегаются, а собачка догоняет.

 

Воспитатель хвалит детей: 

Ай да детки! Ай да молодцы!

Никого не помала собачка!

Игра по показу воспитателя. 

 

У воспитателя дисплеи (карточки) с тремя атрибутами, например: султанчики, маракасы, клависы и т.п.

 

И.п.  – дети сидят на стульях, держа в руках атрибуты.

 

Вступление.

Воспитатель поднимает первый дисплей, выбегают дети с теми атрибутами, которые соответствуют изображению.  

 

Музыка А.

Воспитатель и дети выполняют моталочку – вращают руками перед собой. 

 

Музыка В.

Все кружатся вокруг себя, качая руками, согнутыми в локтях из стороны в сторону (как «дворники на автомобиле»). К концу музыки воспитатель поднимает второй дисплей. 

 

Музыка А.

Дети второй подгруппы выбегают на свободные места, присоединяясь к детям первой подгруппы. Все выполняют твистовые движения. 

 

Музыка В.

Все кружатся вокруг себя, качая руками, согнутыми в локтях из стороны в сторону (как «дворники на автомобиле»). К концу музыки воспитатель поднимает третий дисплей. 

 

Музыка А.

Дети третьей подгруппы выбегают на свободные места, присоединяясь к детям первой и второй подгруппы. Все стучат в ритме музыки. 

 

Музыка В.

Все кружатся вокруг себя, качая руками, согнутыми в локтях из стороны в сторону (как «дворники на автомобиле»).

 

Музыка А.

Повторить любое понравившееся движение из танца

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumakova_mk.docx83.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ГБДОУ № 107 Центрального района г. Санкт-Петербурга

Семинар для педагогов групп раннего возраста ГБДОУ

«Двигательная активность детей раннего возраста –

фундамент для здорового человека»

Мастер-класс

«Музыкальные игры для реализации

двигательной сферы и креативного потенциала»

Автор: Шумакова Александра Петровна

Музыкальный руководитель ГБДОУ № 107

Центрального района г. Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,  

когда он живет в мире игры, звука, сказки, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

«Мир, который мы оставим детям

 в большей мере зависит от того, каких детей мы оставим миру»

А. Эйнштейн

«Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость.

Он наиболее охотно поддается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия»

Э. Жак-Далькроз

Задачи музыкального воспитания в детском саду я подчиняю общей цели - всестороннему развитию личности ребенка. С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве. Музыкальное развитие, являясь одним из важнейших средств формирования гармоничной личности, необходимо каждому ребенку.

Исключительно большое значение для ребенка имеет музыкальная игра для общего физического развития ребенка.  Посредством игры мы закрепляем и вызываем у детей интерес к окружающему миру, обогащаем их кругозор, учим слушать музыку, отражая ее характер в движущем образе, который уже знаком ребенку из рассказов, иллюстраций, наблюдений.  

Соответственно организованная музыкальная игра помогает детям ориентироваться в пространстве, воспитывает выдержку, волю, развивает воображение детей и умственные способности. Правильно преподнесенная и проведенная игра всегда вызывает у детей интерес и создает у них положительные эмоции, развивает общность переживаний, способствует организации детей в коллективе и воспитывает у них положительные черты в соответствии с задачами воспитания личности.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание. Формируются важные качества личности. Игры вызывают положительные эмоции, в них развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции и многое другое. Совместные действия в играх сближают детей, они испытывают радость от совместной деятельности, преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных хороводных игр с правилами являются народные игры и хороводы, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание  игры определяется движениями, которые входят в ее состав. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможности выполнять те или иные действия, движения, соблюдать игровые правила.

Говоря о значении музыкальной игры, я считаю нужным сказать о возможностях и способностях малышей. У ребенка младшей группы детского сада физические возможности ограниченны, речь – несовершенна, нервная система – хрупка, жизненный опыт невелик, умственные способности и внимание еще слаборазвиты. По-этому я особое внимание уделяю последовательности усложнения материала, определяемого программными требованиями. Соответственно с этим подбираю и усложнение музыкального материала.

Правила же в игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают  подчиняться цели и смыслу игры, дети должны меть ими пользоваться в разных условиях. Таким образом осуществляются поставленные цели и задачи в развитии интереса у детей к играм, прививается интерес к русскому народному творчеству, хороводным играм, эмоциональном развитии ребенка.

В данных играх я стремлюсь заинтересовать детей, приобщить их к сюжету, привлечь внимание к тому, чтоб дети видели, слышали и слушали и слово и песню, и музыку, развивали креативность и умели перевоплощаться при восприятии музыки, подпевали отдельным словам, проявляли активность в плясовых движениях и элементарную ритмичность (в хлопках) испытывая радость и удовлетворение от игровых действий.

Таким образом данные игры являются благоприятной средой для творческого, креативного развития детей, а движения, которые дети исполняют развивают их двигательную активность.. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к музыке, совершенствует навыки воплощения в игре своих переживаний, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

«Я понимаю мастерство воспитания так,

что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является,

в конечном счете, побуждением к труду души, чем тоньше и нежнее оно,

это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души,

 тем в больше мере становится маленький человек воспитателем самого себя»

В.Сухомлинский

«Самые первые впечатления малыша от встречи с искусством живут очень долго,

порой всю жизнь. Какими они будут, - зависит, прежде всего, от нас.»

 С.Каратаева 

"Дай ладошечку"

Коммуникативная игра.

Музыка Л. Казанцевой

Музыкальный руководитель или воспитатель, подойдя к ребёнку, протягивает свою руку ладонью вверх и берёт руку ребёнка.

1 куплет:

Поёт:
- Моя крошечка!
Дай ладошечку - взрослый гладит ладонь ребёнка;
Мягкую и чистую,
С пальчиками быстрыми:

Я её потереблю, - щекочет;
Очень Танечку люблю! обнимает ребёнка (гладит по голове);
                                        переходит к другому ребёнку;



2 куплет:

Поёт:
- Моя крошечка!
Дай ладошечку - взрослый гладит ладонь ребёнка;
Мягкую и чистую,
С пальчиками быстрыми:

По ладошке постучу, - стучит пальцами по ладони ребёнка;
Юрочку любить хочу! обнимает ребёнка (гладит по голове);
переходит к другому ребёнку;

3 куплет:

Поёт:
- Мои крошечки! общение со всеми детьми;
Где ладошечки? дети показывают ладони;
Мягкие и чистые,
С пальчиками быстрыми: «играют» пальчиками;
Мы ладошки гладим, трут ладонь о ладонь;
Будем с ними ладить! соединяют пальцы в «замок».

"Здравствуй, говори"

Музыка С. Коротаевой

Координационно-ритмическая игра с пением.

Способствует координации внимания.

Зашагали ножки прямо по дорожке, дети ритмично шагают

                                                                     в любом направлении
К милому дружочку приведут нас ножки  - останавливаются


Раз, два, три, - на трех шагах дети подходят к тому ребенку

                         кто оказался ближе всех

 «здравствуй» говори! – здороваются с партнером 

Раз, два, три, - на трех шагах подходят к другому ребенку

Руку мне пожми – пожимают партнеру руку

Побежали ножки прямо по дорожке - дети ритмично бегают

                                                                   в любом направлении
К милому дружочку приведут нас ножки – останавливаются

Раз, два, три, - на трех шагах дети подходят к тому ребенку

                         кто оказался ближе всех

Головкой поклонись!  - кланяются партнёру

Раз, два, три, - на трех шагах подходят к другому ребенку

Мило улыбнись. – кланяются головкой и улыбаются партнёру

Поскакали ножки прямо по дорожке - дети ритмично бегают

                                                                      в любом направлении
К милому дружочку приведут нас ножки - останавливаются


Раз, два, три, - на трех шагах дети подходят к тому ребенку

                         кто оказался ближе всех

Хлопай веселей – хлопают в ладоши партнёра

Раз, два, три, - на трех шагах подходят к другому ребенку

Обнимись скорей – обнимают партнёра


Длинна шагов на слова «раз, два, три » может быть разной. Все зависит от расстояния. Если в начале разучивания игры дети на эти слова группируются не парами, а группами, они приветствуют всех, кто оказался рядом. 

"Барашки и волк"

Музыка Т. Гусевой

Учить двигаться в соответствии с характером музыки. 

Развивать воображение при исполнении образов барашков. 

Развивает музыкальный слух детей. 

Дети сидят на стульчиках, в стороне «за деревом» стоит волк

Мы белые барашки, - дети гуляют по залу и поют
Пасемся на лугу, с ними ходит пастушок с хворостинкой
Едим цветочки-кашки
И сочную траву.


Мы белые барашки,
Нас пастушок пасет.
А солнышко пригреет,
И пастушок уснет.
  Пастушок присаживается и засыпает


Теперь мы пляшем, пляшем, пляшем,

И прыгаем – прыг – прыг,  - дети прыгают

И хвостиками машем, - дети машут хвостиками
И ножками – брыг-брыг. - дети брыкаются, отбрасывают назад ножки

Но кто же там крадется, - Выполняют пружинки, оглядываясь

За деревом стоит?             и поворачиваясь влево и вправо

А это волк, а это волк,

За нами он бежит - с окончанием песни убегают от волка

"Заинька-зайка"

Музыка С. Насуленко

Учит совершенствовать умение выполнять простые танцевальные движения.
Развивает воображение при исполнении образа Зайки


Дети стоят в кругу, в центре

 – Зайка.

Перед началом игры Зайка говорит:
 

«Раз, два, три, четыре, пять – буду Таню выбирать!»

Дети с воспитателем поют:

Заинька-зайка,
Деток выбирай-ка!
Заинька-зайка,

Деток выбирай-ка

 Дети, держась за руки, идут по кругу,

а Зайка гуляет в кругу.

Зайка поёт:
Песенку я знаю,
Таню выбираю!
Песенку я знаю,
Таню выбираю!

 Дети останавливаются, Зайка подходит к Тане и

 на повторение фразы выводит её за обе руки в центр круга

Под любой плясовой наигрыш Зайка с Таней пляшут, а дети хлопают.


Игра повторяется 3-4 раза с другими детьми

"Игра с Куклой"

Музыка Т. Суворова

Учит детей воспринимать контрастные части музыки, развивает слуховое внимание,  произвольность действий, способность к импровизации.

Все дети образуют круг. В центре ребенок держит в руках куклу.

Ребенок с куклой ходит внутри круга, проходя мимо детей, которые «спят», присев на корточки. Как только музыка заканчивается, он отдает куклу тому ребенку, возле которого остановился.

Все дети встают и начинают хлопать в ладоши, а ребенок становится в центр круга и пляшет, держа куклу перед собой.

Игра повторяется 3-4 раза.

"Бежит зайка"

Музыка Т. Суворова

Развивает выразительность мимики и пантомимики,

умение согласовывать движения с характером музыки и текстом песни.

Дети стоят в кругу, в центре воспитатель с маской зайчика.

Бежит зайка по дорожке,  Дети бегут по кругу, изображая зайчиков

У него устали ножки,

Захотелось Зайке спать,  Дети приседают

Выходи, тебе плясать!    Воспитатель надевает на ребенка шапочку 

                                            и он выходит в круг плясать.

Игра повторяется 3-4 раза.

"Кот и мышки"

Музыка Т. Суворова

Учит детей выразительно исполнять образные движения, различать контрастные части музыки, быстро реагировать на смену темпа мелодии.

В стороне от детей сидит на стуле кот (один из детей)

На первую часть музыки Мыши (дети) осторожно подкрадываются к коту.

На вторую часть музыки Кот быстро вскакивает и ловит Мышей.

Приходите быстро мыши,

Пока кот сидит на крыше.

Отведать сыра мы хотим

От кота мы убежим

Игра повторяется 3-4 раза с новым котом.

"Воробьи и бобик"

Музыка С. Картушина

Помогает детям увидеть различия между взрослым животным и детенышем, учит детей участвовать в инсценировке и развивать способности следить за действиями педагога; играть и разговаривать с игрушкой.

Поглядите, поглядите, деточки: 

Сели воробьи на веточки.

Вот они сидят,
На ребят глядят,
Полетать они хотят.

Дети сидят на стульях, руки согнуты в локтях и прижаты к груди,

пальцы сжаты в кулачки, качают головой, вправо-влево.

Полетели, полетели воробьи, -

Закружились в воздухе они.

Бегут на носках врассыпную, Взмахивая руками, как крыльями.


Воробьи летят,
Воробьи летят,
Зёрнышки найти хотят.

Стали они зёрнышки клевать, -
Стали они зёрнышки считать.

Приседают и стучат пальчиками по полу («клюют зёрна»).

Раз-два-три, раз-два-три!
Ты зерно ещё найди!


Вот наш Бобик прибежал, 

- Выбегает ребёнок – «Бобик», лает.

Воробьёв всех распугал! 

Дети – «Воробьи» убегают на места.

Игра "Воротики"

Русские народные мелодии «Как у наших ворот», «Полянка»

Учит совершенствовать умение выполнять простые танцевальные движения. Развивает воображение при исполнении образа «Ворота»

Исходное положение – дети стоят в хороводе.

Музыкальный руководитель выбирает первого ребенка(солиста),

тот выходит в центр.

Воспитатель:

- Мы ворота поднимаем – все дети поднимают руки

Нашу (Таню/имя ребенка) пропускаем

Играет мелодия «Как у наших ворот», ребенок – солист пробегает под разными воротиками, на окончание музыки все дети опускают руки, солист – в центре.

Все говорят: Хлоп!

Ты попался(лась) в наш кружок!

Таня, попляши, дружок!

Мы похлопаем в ладошки,

а у Тани пляшут ножки

Играет мелодия «Полянка», дети хлопают, ребенок солист пляшет.

При повторении музыкальный руководитель просто называет имя следующего ребенка, тот выходит в центр.

"Летал Воробей"

Русская фольклорная игра. Музыка Л. Казанцевой

Исходное положение – стоя по кругу.

Летал, летал воробей

По-за сине море

По-за сине-сине море

По-за чисто поле

Видал, видал воробей

Как котята ходят

А котята ходят этак,

Вот так они этак.

Игра повторяется для нескольких персонажей: щенят, гусят, циплят, козлят, телят, бабушек, дедушек, девочек, мальчиков.

"Мяч-другу"

Коммуникативная игра. Элементы гендерного воспитания.

Музыка Л. Казанцевой

Исходное положение – дети сидят в ряд на стульях, на ковре.

Первому дали мяч.

Поиграю, поиграю,

Мяч красивый подержу,

Поиграю, поиграю,

Все дети стучат в метроритме кулачками по коленям, а ребенок с мячом стучит мячом по коленям.

Мячик Танюше отдаю (Мячик Ване предложу) передает мяч соседу.

В зависимости от пола ребенка музыкальный руководитель играет в высоком или низком регистре.

Игра повторяется.

"Мяч-другу"

Коммуникативная игра. Музыка Л. Казанцевой

Кот пушистый, серебристый,

Выйди погулять,

Вместе с нами, малышами,

В прятки поиграть!

Дети с  воспитателем свободно гуляют по залу,

воспитатель держит в руках кота.

А кто тебя найдет, мяу, мяу,

Тот песенку споет, мяу, мяу!

После песни дети закрывают глаза, а воспитатель прячет игрушку.  

Кто находит кота, тот мяукает, а дети ему хлопают.

Игра повторяется.

Если кот не серого, а черного цвета, первая строчка

«Кот ученый, черный, черный»

"Найди свой инструмент"

Латвийская народная музыка.

Музыкальные инструменты разложены по кругу,

дети идут по кругу рядом с музыкальными инструментами

Я по кругу иду,

Инструмент я свой ищу,

А как только я найду,

Я станцую и спою.

Дети останавливаются, берут музыкальный инструмент,

оказавшийся напротив них, играют на инструменте.

С окончанием музыки кладут инструмент на место.

Игра повторяется.

"Разбудим мишку"

Русская фольклорная игра. Музыка Л. Казанцевой

Не ленись, а вставай!  дети грозят «матрешкой-указкой»

Вместе с нами поиграй!

Ножки «топ», ножки «топ»,  дети топают ногами.

Ножки «топ», ножки «топ»,

Ножки «топ», ножки «топ»,

А теперь – «Стоп»

Музыкальный руководитель: Не встает? 

Не ленись, а вставай!  дети грозят «матрешкой-указкой»

Вместе с нами поиграй!

Ручки «хлоп», ручки «хлоп», дети хлопают рукам

Ручки «хлоп», ручки «хлоп», 

Ручки «хлоп», ручки «хлоп»,

А теперь – «Стоп»

"Мыши водят хоровод"

Музыка Е. Соколовой


Воспитывает интерес к подвижным играм, развивает у детей умение двигаться в соответствии со словом, закрепляет у детей слуховое внимание, укрепляет физическое здоровье детей;

Дети-мышата водят хоровод. В центре – кот.

Кот поет и грозит мышам пальцем,

а мыши ходят покругу.

Тише мыши, не шумите,

Хоровод свой заводите,

Хвост направо поверните,

А теперь им покрутите

Останавливается.

Проигрыш.

Мыши крутят рукой как будто хвостиком.

И попрыгайте немножко - дети прыгают

И похлопайте в ладоши - дети хлопают

Поскребите - дети скребут пальчиками по коленям

Попищите - дети пищат 

Все сначала повторите

Проигрыш.

Мыши берутся за руки и заводят хоровод в другую сторону.

Тише мыши, не шумите,

Хоровод свой заводите,

Хвост направо поверните,

А теперь им покрутите

И попрыгайте немножко - дети прыгают

И похлопайте в ладоши - дети хлопают

Поскребите - дети скребут пальчиками по коленям

Попищите - дети пищат 

А теперь домой бегите! Мяу! 

Дети разбегаются.


"Зайчики и волк"

Музыка Ю. Картушиной


Дети спокойно бегают по залу врассыпную сложив руки (лапки) как зайчики.

По весенней по лужайке

Разбежались наши зайки!
Лапками подрыгали!

Весело попрыгали!

Останавливаются лицом к зрителям

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгают на месте на двух ногах
Веселей скачи, дружок
Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгают , поворачиваясь вокруг себя
Веселей скачи, дружок

Останавливаются лицом к зрителям

Зайки головой качали

Дети качают головой влево-вправо
Зайки ушки показали 

Поднимают руки к затылку, качают ладонями
Ушками подрыгали

Шевелят ушками, сгибая и разгибая ладони.
И опять попрыгали.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгают на месте на двух ногах
Веселей скачи, дружок
Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгают , поворачиваясь вокруг себя
Веселей скачи, дружок

Останавливаются лицом к зрителям

Зайки что-то услыхали

И присели, задрожали,

Дети присаживаются на корточки, руки прижаты к груди,

кисти опущены и дрожат

Это Серый Волк идет! Появляется волк
Ой зайчишка пропадет!
Прыг-скок, прыг-скок! 
Убегай скорей, дружок! Дети прыгают убегая в домик
Прыг-скок, прыг-скок!
Убегай скорей, дружок!
Дети убегают, волк их не ловит

"Ой, летали птички"

Народная мелодия.

Игра развивает способность детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом. Воспитатель обращает внимание на щебет птиц и предлагает поиграть в игру «Птички и собачки»

Дети бегают по залу и машут ручками, как крылышками.

Вот летали птички,
птички-невелички.
Все летали, все летали  
крыльями махали.  
Все летали, все летали  
крыльями махали.  


На дорожку сели,
зернышек поели.

Присаживаются на корточки и стучат пальчиком по полу.
Клю-клю-клю-клю как я зернышки люблю.  
Клю-клю-клю-клю как я зернышки люблю.  


Перышки почистим,

чтобы были чище.

Обеими ручками справа  и слева отряхиваются.


Вот так и вот так,  
чтобы были чище! 
Вот так и вот так,  
чтобы были чище! 


Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней быть деткам.

Прыгают, размахивая крылышками.


Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

А собачка прибежала
И всех пташек распугала.

Разбегаются, а собачка догоняет.

Воспитатель хвалит детей:

Ай да детки! Ай да молодцы!

Никого не помала собачка!

Игра по показу воспитателя.

У воспитателя дисплеи (карточки) с тремя атрибутами, например: султанчики, маракасы, клависы и т.п.

И.п.  – дети сидят на стульях, держа в руках атрибуты.

Вступление.

Воспитатель поднимает первый дисплей, выбегают дети с теми атрибутами, которые соответствуют изображению.  

Музыка А.

Воспитатель и дети выполняют моталочку – вращают руками перед собой.

Музыка В.

Все кружатся вокруг себя, качая руками, согнутыми в локтях из стороны в сторону (как «дворники на автомобиле»). К концу музыки воспитатель поднимает второй дисплей.

Музыка А.

Дети второй подгруппы выбегают на свободные места, присоединяясь к детям первой подгруппы. Все выполняют твистовые движения.

Музыка В.

Все кружатся вокруг себя, качая руками, согнутыми в локтях из стороны в сторону (как «дворники на автомобиле»). К концу музыки воспитатель поднимает третий дисплей.

Музыка А.

Дети третьей подгруппы выбегают на свободные места, присоединяясь к детям первой и второй подгруппы. Все стучат в ритме музыки.

Музыка В.

Все кружатся вокруг себя, качая руками, согнутыми в локтях из стороны в сторону (как «дворники на автомобиле»).

Музыка А.

Повторить любое понравившееся движение из танца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Развитие креативного потенциала личности педагога»

Современное общество характеризуется как переходный период: переход деятельности личности от ре6жима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества; переход от полюса полезности к...

Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие  креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательност...

Консультация "Креативный потенциал педагога"

В консультации рассказывается о формах работы в детском саду, которые способствуют активизации личности воспитателя, совершенствованию его творческой деятельности....

Система методической работы, направленной на развитие креативного потенциала педагогов

В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической на гуманитарную модель образования подходы к организации методической работы меняются. Целью гуманитарной парадигмы является ...

Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности

Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти ...