Пантомимы
картотека по музыке

Кирпатенко Светлана Николаевна

Развитие творческих способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pantomimy.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Ласточка»

ПАНТОМИМЫ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальный руководитель: Кирпатенко Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория

Вологда

                            ПАНТОМИМЫ

  1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
  2. Много снега- протопчем тропинку.
  3. Моем посуду. Вытираем.
  4. Мама и папа собираются в театр.
  5. Как падает снежинка.
  6. Как ходит тишина.
  7. Как скачет солнечный зайчик.
  8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
  9. Едим щи, попалась вкусная косточка.
  10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
  11. Разводим костёр: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.
  12. Лепим снежки.
  13.  Расцвели, как цветы. Завяли.
  14.  Волк крадётся за зайцем. Не поймал.
  15.  Лошадка: бьёт копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.
  16. Котёнок на солнышке: жмурится, нежится.
  17. Пчела на цветке.
  18. Обиженный щенок.
  19.  Обезьяна, изображающая вас.
  20. Поросёнок в луже.
  21. Наездник на лошади.
  22. Невеста на свадьбе.
  23. Бабочка порхает с цветка на цветок.
  24. Зуб болит.
  25. Принцесса капризная. Величавая.
  26. Бабушка старенькая, хромает.
  27. Холодно: мёрзнут ноги, тело.
  28.  Ловим кузнечика. Ничего не получилось.
  29. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.
  30.  Я не знаю.
  31.  «Мы в лесу». Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движения. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задаёт вопросы: «Ты кто?» -Жучок! «Что делаешь?» - Сплю . И т.д.

                            РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКИ

  1. Солёный чай.
  2. Ем лимон.
  3. Сердитый дедушка.
  4. Лампочка зажглась и потухла.
  5. Грязная бумажка.
  6. Тепло – холодно.
  7. Рассердились на драчуна.
  8. Встретили хорошего знакомого.
  9. Обиделись.
  10.  Удивились.
  11.  Испугались забияку.
  12. Умеем лукавить (подмигивание).
  13.  Показать, как кошка (собака) выпрашивает колбасу.
  14. Мне грустно.
  15. Получить подарок.
  16.  Две обезьяны: одна гримасничает, другая копирует первую.
  17.  Не сердись!
  18.  Будь внимателен.
  19.  радость.
  20.  Восторг.
  21.  Я чищу зубы.
  22. Встретил ёжика бычок,

И лизнул его  в бочок.

А лизнув его в бочок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

- В рот не суй, что попадётся.

                   

СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

  1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.

Задание: поздоровайтесь поочерёдно за обе руки, одной и с другой стороны.

  1. Дети с закрытыми глазами свободно двигаются по залу.

Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.

  1. Дети двигаются свободно под весёлую музыку.

Задание: при прекращении музыки, постройтесь в цепочку по диагонали.

  1. Дети стоят парами спиной друг другу.

Задание: покажите чей-либо образ по своему выбору.

  1. Дети ходят вокруг обруча.

Задание: на аккорд нужно запрыгнуть в круг.

  1. Дети стоят в кругу.

Задание: не перепутайте движения.

На слово «земля» - руки вниз;

На слово «вода» - руки перед собой;

На слово «воздух»- руки вверх;

На слово «огонь»- вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

  1. Русская народная игра «Пень – колода».

Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Остальные идут под музыку вокруг него, при прекращении музыки останавливаются. Ребёнок на ощупь должен узнать любого. Если не узнал, дети говорят: « Пень-колода, пень-колода! Просидишь до нова года!»

  1. Русская народная игра «Капуста».

Дети стоят цепочкой, первый «накручивает» эту цепочку детей. Потом последний ребёнок закручивает всех на себя. При этом все говорят: «Ты завейся, ты завейся, золотой кочешок! Не женися, не женися, молодой женишок!»

  1. Дети сидят в кругу. На счёт от одного до десяти, все начинают пересаживаться по цвету волос.
  2.  Дети стоят в кругу. На счёт от одного до семи они должны построиться в шеренгу по росту.

                  РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ПЛАСТИКИ

                             Звонкие ладошки

  1. «Колокола».

Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряжённых рук.

  1. «Колокольчики».

Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки  о ладонь другой. Движение лёгкое, по силе не громкое. Руки могут быть слегка согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх ( вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого или около левого ушка.

  1. «Тарелка».

Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх.

  1. «Ловлю комарики».

Лёгкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу – согнутыми в локтях руками.

  1. «Бубен».

Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими и тихими, в зависимости от динамики.

  1. « Подушечка».

Хлопки выполняются свободными не напряжёнными, мягкими руками перед корпусом и за ним.

  1. «Вертушки».

Движения основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти рук, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

 

                              Плавные движения рук

  1. «Ветерок».

Перекрёстные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

  1. «Ленточки».

Попеременные пластичные движения правой и левой руками; вверх – вниз перед грудью.

  1. «Волна».

Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперёд. «Волна» образуется за счёт пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать их одной руки в другую.

  1. «Крылья».

Плавные маховые движения руками, разведёнными в стороны. Следует помнить, что при подъёме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

  1. «Поющие руки».

Из положения «руки в стороны», мягким движением, кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперёд и откидываясь назад.

РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ      СОЗДАНИИ ОБРАЗА

  1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

  1. Предложить ребёнку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю ( зайцу, медведю, волку).

  1. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

  1. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя действительно по-разному.

                         ИГРЫ – ПРЕВРАЩЕНИЯ

               Мышечное напряжение и расслабление

  1. «Деревянные и тряпичные куклы».

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо-влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

        Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки вися пассивно.

        В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги тоже поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются несколько раз подряд, то в одной, то в другой форме.

2. «Цветочек».

        Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнце»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелёк сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволит корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперёд и слегка согнуть колени.

3.«Верёвочки».

Слегка наклониться вперёд, подняв руки в стороны и затем уронить их.

Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует.

4.«Стряхнуть воду с платочков».

Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряжённом и расслабленном состоянии мышц.

5.«Незнайка».

Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

6.« Крылья самолёта и мягкая подушка». 

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолёта). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам – пассивно согнуться. Руки как бы ложаться на мягкую подушку.

7.«Мельница».

Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперёд и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе. Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

8.«Паровозики».

Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны  в    кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх - назад – вниз – вперёд. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Желательно, чтобы движения плеч начиналось вверх и назад, т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

9.«Кошка выпускает когти».

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем, без остановки согнуть все кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»). И, наконец, вернуться в и.п. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки – то сгибая её в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапами»).

10. «Великаны и гномы»

 Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носки отведя в стороны. Не спеша подняться на носки, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжести на пятки.

11."Водитель машины". Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведет "водитель", то есть полностью довериться своему партнеру по игре. "Водитель" же должен вести свою "машину" аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская "аварий". Музыкальное сопровождение может настраивать "водителя" на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать "крутые виражи" и рискованные "маневры". Важно, чтобы ситуация у "водителя" была под контролем и "машина" оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями.

12."Бабочка и ветерок". Один из играющих - "бабочка", другой - "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки". В процессе танца партнеры меняются ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.

13."Зеркало". Один из играющих - "зеркало", а другой - "дама" или "кавалер", собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). "Зеркало" должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями. Затем, включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается "нарисовать" звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку - рисует ее, а взрослый - "зеркало" воспроизводит движения. При этом руки "художника", воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего "зеркального отражения", хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями ("теперь ты - зеркало").

Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае "зеркалу" нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а "художнику", рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.

14."Вопрос - ответ". Один из играющих жестами, движениями и принимаемыми позами "задает вопросы", а другой таким же способом на них отвечает. Каждый "ответ" начинается с движения, которым закончился "вопрос". Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы - сигнал смены солиста.

15."Точка, точка, запятая". Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным упражнением на координацию.

16."Магниты". Играющие дети стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками детей находятся "магниты": теннисные мячики, брусочки, кубики и т. п. Под плавную, спокойную музыку, играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т. д. Важно не уронить "магниты" и чувствовать их "притяжение", то есть приспосабливаться к движениям друг друга, предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пантомима"

Конспект занятия "Пантомима" в театральном кружке для старшей группы...

Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму

Развитие психо-эмоциональной сферы ребёнка через пантомиму...

Игры – пантомимы.

Игры – пантомимы....

Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).

Коломенская Елена Владимировнаучитель-логопед  ГБДОУ д/с № 76 Красносельского районаВ статье говорится об актуальности приёмов театрализации для развития всех речевых компонентов, неречевых психи...

Игры пантомимы

описание игр...