Конспект занятия в старшей группе по теме: «Элементы народного творчества в музыкальных развлечениях «Ой, весна!»
план-конспект занятия по музыке
Конспект занятия в старшей группе по теме:
«Элементы народного творчества в музыкальных развлечениях
«Ой, весна!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_elementy_narodnogo_tvorchestva.docx | 33.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по теме:
«Элементы народного творчества в музыкальных развлечениях
«Ой, весна!»
Цель:
- приобщение детей к истокам русской народной культуры;
- комплексное развитие музыкальности детей.
Программное содержание.
Задачи:
Образовательные:
- актуализация выразительного чтения и рассказывания;
- обобщить и систематизировать знания детей о сезонных явлениях, о
традициях русского народа;
- обогащать словарный запас детей архаизмами, знать их смысл и уметь
их использовать в речи;
- учить понимать красоту и ценность русского фольклора.
Развивающие:
- развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные
игры, хороводы, частушки, танцы, песни;
- развитие артистических и коммуникативных способностей детей,
внимания, памяти, мышления;
- обогащать слуховой опыт при знакомстве с разнообразным музыкальным
материалом.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа;
- воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как
виду искусства, родному языку и литературной речи.
Предварительная работа:
Беседы о русском народном искусстве, о весне, показ иллюстраций, книг о русских ярмарках; знакомство с русским народным творчеством, разучивание песен, частушек, сценок, русских народных игр.
Материал:
Прилавки с ярмарочным товаром, предметы народного быта, музыкальные инструменты; стилизованное оформление зала; народные костюмы.
Ход мероприятия.
Ведущая и дети одеты в народные костюмы. Звучит народная музыка.
Музыкальный - Здравствуйте, люди добрые! Вы тут сидите, грустите,
руководитель - А на ярмарку народ собирается,
На ярмарке веселье начинается!
Все на ярмарку спешите,
Пляски, песни заводите,
Весну славить выходите!
Дети, взявшись за руки, «змейкой» заходят в зал под звучание русской народной музыки. Становятся перед прилавками.
Музыкальный - Солнце красное встает,
руководитель Спешит на ярмарку народ!
Исполняется русская народная песня « Ходит матушка-весна», обр. Е. Комальковой.
Ведущий - С давних пор и по сей день любят на Руси ярмарки. Ярмарка
для русского человека – это праздник. А народная мудрость
гласит: любая душа празднику рада! Нарядно одетые люди
приходили на ярмарку в веселом настроении на товар посмот-
реть и себя показать. Вот и на нашей ярмарке собралось много
гостей. Поприветствуем их, ребята!
Дети - Все скорей спешите к нам,
Рады всяким мы гостям!
Здравствуйте!
Музыкальный - На ярмарку собирали разный товар: и посуду, и одежду,
руководитель и продукты питания. Чего только не было на прилавках!
На ярмарках не только торговались да покупали, но и
обязательно веселились, как могли: пели песни, плясали,
ремеслом хвалились, подарки дарили!
Исполняется русская народная шуточная песня «Поехал наш батюшка на базар».
Музыкальный - Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями.
руководитель А, чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить,
зазывая покупателей. Говоря на современном языке,
«делать товару хорошую рекламу». Кто у нас мастак
товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей?
Выходят четверо детей-продавцов, становятся за столы-прилавки.
1-й продавец - Ай-да-да! Ай-да-да!
Все пожалуйте сюда!
Ребята, ребята! Живите богато!
Заходите все в наш ряд,
Покупайте все подряд!
2-й продавец - Полюбуйтесь на товары:
Ложки, плошки, самовары!
Шкатулочка чудесная,
На вид интересная!
Места хватит для колец,
А кто купит – молодец!
3-й продавец - Посуда наша –
Для щей и каши!
Не бьется, не ломается,
Порче никакой не подвергается!
4-й продавец - А вот яблоки ранет,
Подходи, у кого нет!
Налетайте, покупайте!
1-й продавец - А вот шарики-сударики,
Красные, голубые – выбирай любые!
2-й продавец - Игрушки, игрушки славные,
Занятные и забавные!
Есть прехитрые штуки
Позабавиться от скуки!
Дешево продам, на совесть отдам!
3-й продавец - Ой вы, девочки-красотки,
Примеряйте каблучки!
При любой он погодке
И нарядны, и легки!
1-я девочка - Ох, торговцы-зазывалы,
(покупатель) Больно цены высоки!
2-я девочка - Ничего себе, обнова,
(покупатель) Ничего хорошего!
Эти туфли уж не новы,
Эти туфли ношены!
4-й продавец - Вы бы лучше не скупились,
Грош – не лошадь со двора.
Мы же так к вам торопились,
Вон в лаптях уже дыра!
Все продавцы - Все сегодня продаем – чуть не даром отдаем!
Все недорого, всем без очереди!
Музыкальный - Мы товары приглядели
руководитель И про ярмарку запели!
Исполняется русская народная песня «Ярмарка».
Под звучание народной музыки выходит девочка Арина, несет коромысло с ведрами, выходит на середину зала, дети становятся полукругом. К Арине подходит Иванушка.
Иванушка - Красна девица Арина,
Ты куда, куда ходила?
Арина - Я на ярмарку ходила,
Себе ведра я купила!
Иванушка - Что дала?
Арина - Рубль дала, коромысло – полтора.
Иванушка - Девица, девица, сходи по водицу!
Исполняется русская народная песня «Пошла млада за водой», обр. В. Агафонникова.
Дети садятся на места.
Ведущий - Среди товаров, представленных на нашей ярмарке,
много и других, а каких, узнаете, если отгадаете мои
загадки.
Загадки о товарах.
Дети отгадывают, если затрудняются с ответом, гости помогают им. Ответы ведущий находит на прилавках и показывает их.
1. Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он…
Я подсказывать не стану.
Всем знаком… (аккордеон)
2. Лезет в печь за чугунком
И в углу стоит молчком
Кочерге родимы брат,
Старый кованый … (ухват)
3. Без нее в деревне скучно,
Под нее поют частушки,
Плачут Маша и Антошка
Под веселую … (гармошку)
4. Выпускает жаркий пар древний чайник … (самовар)
5. В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет - заливается, как называется? (скрипка)
6. Любят девочки-подружки с маком бублики и … (сушки)
7. Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка,
За обедом в суп ныряет расписная … (ложка)
Выходит за прилавок мальчик-продавец.
5-й продавец - Не стесняйтесь, подходите,
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситец и шелка,
Не кольца и не брошки,
Расписные чудо – ложки!
До чего ж товар хорош,
Тут уж мимо не пройдешь!
К нему подходят мальчики, как бы покупая товар, берут ложки, становятся пред прилавками.
Ведущий - Издавна на Руси умели играть на ложках (показывает
ложку). С виду обыкновенная ложка, из дерева выточена,
раскрашена. А если ее возьмет в руки мастер, то она и
заиграет.
Выходят девочки и тоже становятся перед прилавками.
Девочки - Поторгуемся, ребята?
Может быть, приобретем?
Мальчики - Поторгуемся, девчата,
Заодно для всех споем!
Музыкальный - Ложки в дробь пошли послушно,
руководитель Не приемля фальшь иль брак,
Вид народного искусства
Не какой-то там пустяк.
Исполняется русская народная песня «Ай тари, тари, тари».
Музыкальный - Торговались, торговались,
руководитель Мы на ярмарке сейчас!
Чтоб на нас полюбовались,
Будет в зале перепляс!
Исполняется танец «Русская плясовая».
Дети садятся на места.
Под мелодии цыганских напевов в зал входят цыгане с медведем, приплясывая.
Цыган - Расступись, народ честной,
Идет медведюшко со мной!
Цыган дает платочек медведю.
Цыган - Ты, Топтыгин, попляши
И всем людям покажи,
Как старушки пляшут
Да платочком машут.
Под русскую народную мелодию «Барыня» медведь танцует с платочком.
Цыган - Покажи-ка теперь,
Как старый дед ногами стучит,
На парнишек ворчит.
Медведь топает ногами.
Цыган - Молодец, Мишутка! (Гладит медведя по голове)
Покажи, как девки на работу идут?
Медведь идет медленно.
Цыган - А как они с работы домой возвращаются?
Медведь бежит.
Музыкальный - Вот потеха, так потеха!
руководитель Люди падают от смеха!
Спасибо, Мишутка, что позабавил нас,
А теперь посиди и немного отдохни.
Ведущий - Уважаемые цыгане! Уж, коль пожаловали на нашу
ярмарку, то погадайте нам!
Цыганка - Дай, дорогая, погадаю! (берет ведущую за руку)
Ах, драгоценная моя, блеск вижу вдоль линии твоей
жизни. Богатой будешь, коттедж за городом купишь.
(Подходит к одному из детей) Ах, касатик ты мой, дай
руку, погадаю. Ой, дорогу вижу, ведет она в казенный дом.
А ждут там тебя, бриллиантовый мой, четверки и пятерки,
учителя тебя любить будут! (Подходит к кому-то из
гостей) Дай монетку, богатенькая моя, позолоти ручку,
не жалей денег, стодолларовая моя, я тебе сейчас всю
правду скажу, что они (показывает на рядом сидящих)
про тебя думают, все их мысли прочитаю. А хочешь, мои
детки потанцуют – все для тебя, дорогая!
Исполняется «Цыганский танец», музыка Поля Мориа.
Ведущий - Уважаемые цыгане! Откуда же вы к нам на ярмарку
пожаловали? Издалека ли?
Цыган - Издалека, ух, издалека!
Ведущий - А на чем вы добрались издалека?
Цыган - На коне, дорогая, на коне. Да вот беда, коня-то по дороге
украли. Хороший был конь, цыганский, гнедой! Эх, что
теперь делать? Ведь цыган без лошади – что без крыльев
птица!
Музыкальный - Не расстраивайтесь так сильно.
руководитель На нашей ярмарке
Товару хватит всякого.
Вот вам конь гнедой,
Забирайте его с собой!
Под звучание русской народной мелодии «Ой, полным-полна моя коробушка» в зал входит «лошадь» (двое взрослых в костюме лошади), подходит пританцовывая к цыганам. Обрадованные цыгане берут лошадь под уздцы и под звучание цыганских напевов выходят из зала.
Музыкальный - Вы на ярмарку ходили?
руководитель Расскажите, что купили?
Проводится игра «Торжок».
Ход игры.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Перед ними на полу разложены по кругу ложки – это «Торжок». Идут по кругу, декламируя или напевают:
Мы пойдем на торжок,
Купим сладкий пирожок,
Купим маслица горшок
И сметаночки вершок.
Останавливаясь, восхищенно произносят:
А увидим ложки –
И запляшут ножки!
Поднимают ложки, играют, приплясывая, под звучание любой веселой народной музыки. Затем игра продолжается, дети опять собираются на «торжке», кладут инструменты на пол. В следующий раз играет музыка другого характера – маршевая или лирическая.
После игры дети становятся полукругом перед прилавками.
Музыкальный - Все ль гостинцев накупили,
руководитель Никого не позабыли?
Ой, ребята, да мы наших гостей без покупок оставили!
Самовар стоит, словно жар горит,
А горячие пирожки уж готовы из печи!
Ведущий вносит на подносе пироги для гостей.
Музыкальный - Наша группа с вами прощается
руководитель И ярмарка закрывается.
А теперь, гости дорогие,
Позвольте отдать вам нижайшее почтение,
Благодарить за посещение!
Исполняется заключительный куплет русской народной песни «Ярмарка».
Под звучание народной музыки дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой НОД « Жаворонки летите, да весну нам принесите»
Образовательная область: Познание.Интеграция с другими образовательными областями:1. Коммуникация: проговаривание закличек, отгадывание загадки, чтение детьми потешек.2. Здоровье: физминутка «Жа...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕРЕВЁРТЫШИ»
Цель:Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества; вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора; познакомить с понятием устного наро...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Устное народное творчество. Сказки"
Приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....
Конспект занятия в старшей группе Тема «Весна идет, Весне дорогу»
Конспект занятия в старшей группе Тема «Весна идет, Весне дорогу»...
Конспект занятия по рисованию "Флажки" 2.02.2021. Лепка "Хоровод" конспект занятия. 4.02.2021. Окружающий мир народное творчество 8.02.2021.
1.Рисование. Учимся рисовать флажки разной формы:треугольной и прямоугольной.2.Лепка:Развитие мелкой моторики.3.Комплексное занятие по окружающему миру: "Народное творчество. Народная игрушка&quo...
Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"
Конспект занятия в старшей группе по ИЗО деятельности "Дикие животные"...
Конспект занятия в старшей группе Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.
Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания детей о видах птиц, упра...