Конспект занятия в старшей группе по теме: «Элементы народного творчества в музыкальных развлечениях «Ой, весна!»
план-конспект занятия по музыке

Конспект занятия в старшей группе  по теме:

«Элементы народного творчества в музыкальных развлечениях

«Ой, весна!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_elementy_narodnogo_tvorchestva.docx33.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе  по теме:

«Элементы народного творчества в музыкальных развлечениях

«Ой, весна!»

Цель:

-  приобщение детей к истокам русской народной культуры;

-  комплексное развитие музыкальности детей.

Программное содержание.   

Задачи:

 Образовательные:

-  актуализация выразительного чтения и рассказывания;

-  обобщить и систематизировать знания детей о сезонных явлениях, о

   традициях русского народа;

-  обогащать словарный запас детей архаизмами, знать их смысл и уметь

   их использовать в речи;

-  учить понимать красоту и ценность русского фольклора.

Развивающие: 

-  развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные

   игры, хороводы, частушки, танцы, песни;

-  развитие артистических и коммуникативных способностей детей,

   внимания, памяти, мышления;

-  обогащать слуховой опыт при знакомстве с разнообразным музыкальным

   материалом.

Воспитательные:

-  воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа;

-  воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как

   виду искусства, родному языку и литературной речи. 

Предварительная работа:

Беседы о русском народном искусстве, о весне, показ иллюстраций, книг о русских ярмарках; знакомство с русским народным творчеством, разучивание песен, частушек, сценок, русских народных игр.

Материал:

Прилавки с ярмарочным товаром, предметы народного быта, музыкальные инструменты; стилизованное оформление зала; народные костюмы.

Ход мероприятия.

Ведущая и дети одеты в народные костюмы. Звучит народная музыка.

Музыкальный  -  Здравствуйте, люди добрые! Вы тут сидите, грустите,

 руководитель   -  А на ярмарку народ собирается,

                                 На ярмарке веселье начинается!

                                 Все на ярмарку спешите,

                                 Пляски, песни заводите,

                                 Весну славить выходите!  

Дети, взявшись за руки, «змейкой» заходят в зал под звучание  русской народной музыки. Становятся перед прилавками.

Музыкальный  -  Солнце красное встает,

руководитель       Спешит на ярмарку народ!

Исполняется  русская народная песня « Ходит матушка-весна», обр. Е. Комальковой.

Ведущий  -  С давних пор и по сей день  любят на Руси ярмарки. Ярмарка

                     для русского человека – это праздник. А народная мудрость

                     гласит: любая душа празднику рада!  Нарядно одетые люди

                     приходили на ярмарку в веселом настроении на товар посмот-

                     реть и себя показать. Вот и на нашей ярмарке собралось много

                     гостей. Поприветствуем их, ребята!

Дети         -  Все скорей спешите к нам,

                     Рады всяким мы гостям!

                     Здравствуйте!             

Музыкальный   -  На ярмарку собирали разный товар: и посуду, и одежду,

руководитель        и продукты питания. Чего только не было на прилавках!

                                 На ярмарках  не только торговались да покупали, но и

                                 обязательно веселились, как могли: пели песни, плясали,

                                 ремеслом хвалились, подарки дарили!

Исполняется русская народная шуточная песня «Поехал наш батюшка на базар».

Музыкальный   -  Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями.

руководитель        А, чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить,

                                 зазывая покупателей. Говоря на современном языке,

                                 «делать товару хорошую рекламу». Кто у нас мастак

                                 товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей?

Выходят четверо детей-продавцов, становятся за столы-прилавки.

1-й продавец   -    Ай-да-да! Ай-да-да!

                                Все пожалуйте сюда!

                                Ребята, ребята! Живите богато!

                                Заходите все в наш ряд,

                                Покупайте все подряд!

2-й продавец   -    Полюбуйтесь на товары:

                                Ложки, плошки, самовары!

                                Шкатулочка чудесная,

                                На вид  интересная!

                                Места хватит для колец,

                                А кто купит – молодец!

3-й продавец   -    Посуда наша –

                                Для щей и каши!

                                Не бьется, не ломается,

                                Порче никакой не подвергается!

4-й продавец   -    А вот яблоки  ранет,

                                Подходи, у кого нет!

                                Налетайте, покупайте!

1-й продавец   -    А вот шарики-сударики,

                                Красные, голубые – выбирай любые!

2-й продавец   -    Игрушки, игрушки славные,

                                Занятные и забавные!

                                Есть прехитрые штуки

                                Позабавиться от скуки!

                                Дешево продам, на совесть отдам!

3-й продавец   -    Ой вы, девочки-красотки,

                                Примеряйте каблучки!

                                При любой он погодке

                                И нарядны, и легки!

1-я девочка      -    Ох, торговцы-зазывалы,

(покупатель)        Больно цены высоки!

2-я девочка      -    Ничего себе, обнова,

(покупатель)          Ничего хорошего!

                                Эти туфли уж не новы,

                                Эти туфли ношены!

4-й продавец    -    Вы бы лучше не скупились,

                                 Грош – не лошадь со двора.

                                 Мы же так к вам торопились,

                                 Вон в лаптях уже дыра!

Все продавцы  -    Все сегодня продаем – чуть не даром отдаем!

                                 Все недорого, всем без очереди!

Музыкальный -    Мы товары приглядели

руководитель        И про ярмарку запели!

               Исполняется русская народная песня  «Ярмарка».

Под звучание народной музыки выходит девочка Арина, несет коромысло с ведрами, выходит на середину зала, дети становятся полукругом. К Арине подходит Иванушка.

Иванушка        -      Красна девица Арина,

                                   Ты куда, куда ходила?

Арина                -      Я на ярмарку ходила,

                                   Себе ведра я купила!

Иванушка         -     Что дала?

Арина                 -     Рубль дала, коромысло – полтора.

Иванушка          -    Девица, девица, сходи по водицу!

Исполняется русская народная песня «Пошла млада за водой», обр. В. Агафонникова.

Дети садятся на места.

Ведущий             -    Среди товаров, представленных на нашей ярмарке,

                                   много и других, а каких, узнаете, если отгадаете мои

                                   загадки.

Загадки о товарах.

Дети отгадывают, если затрудняются с ответом, гости помогают им. Ответы ведущий находит на прилавках и показывает их.

1. Он по виду брат баяна,

    Где веселье, там и он…

    Я подсказывать не стану.

    Всем знаком…            (аккордеон)

2. Лезет в печь за чугунком

    И в углу стоит молчком

    Кочерге родимы брат,

    Старый кованый …     (ухват)

3. Без нее в деревне скучно,

    Под нее поют частушки,

    Плачут Маша и Антошка

    Под веселую …      (гармошку)

4. Выпускает жаркий пар древний чайник  …    (самовар)

5. В лесу вырезана, гладко вытесана,

    Поет - заливается, как называется?       (скрипка)

6. Любят девочки-подружки с маком бублики и  …    (сушки)

7. Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка,

    За обедом в суп ныряет расписная   …      (ложка)

Выходит за прилавок мальчик-продавец.

5-й продавец   -    Не стесняйтесь, подходите,

                                На товары поглядите!

                                Привезли издалека

                                Мы не ситец и шелка,

                                Не кольца и не брошки,

                                Расписные чудо – ложки!

                                До чего ж товар хорош,

                                Тут уж мимо не пройдешь!

К нему подходят мальчики, как бы покупая товар, берут ложки, становятся пред прилавками.

Ведущий          -     Издавна на Руси умели играть на ложках (показывает

                                 ложку). С виду обыкновенная ложка, из дерева выточена,

                                 раскрашена. А если ее возьмет в руки мастер, то она и

                                 заиграет.

Выходят девочки и тоже становятся перед прилавками.

Девочки           -     Поторгуемся, ребята?

                                 Может быть, приобретем?

Мальчики        -    Поторгуемся, девчата,

                                 Заодно для всех споем!

Музыкальный -    Ложки в дробь пошли послушно,

руководитель        Не приемля фальшь иль брак,

                                 Вид народного искусства

                                 Не какой-то там пустяк.

Исполняется  русская народная песня  «Ай тари, тари, тари».

Музыкальный -    Торговались, торговались, 

руководитель        Мы на ярмарке сейчас!

                                  Чтоб на нас полюбовались,

                                  Будет в зале перепляс!

                      Исполняется танец  «Русская плясовая».

Дети садятся на места.

Под мелодии цыганских напевов в зал входят цыгане с медведем, приплясывая.

Цыган              -     Расступись, народ честной,

                                 Идет медведюшко  со мной!

Цыган дает платочек медведю.

Цыган               -    Ты, Топтыгин, попляши

                                 И всем людям покажи,

                                 Как старушки пляшут

                                 Да платочком машут.

Под русскую народную мелодию «Барыня» медведь танцует с платочком.

Цыган               -    Покажи-ка теперь,

                                 Как старый дед ногами стучит,

                                 На парнишек ворчит.

Медведь топает ногами.

Цыган               -    Молодец, Мишутка!  (Гладит медведя по голове)

                                 Покажи, как девки на работу идут?

Медведь идет медленно.

Цыган               -    А как они с работы домой возвращаются?

Медведь бежит.

Музыкальный  -  Вот потеха, так потеха!

руководитель       Люди падают от смеха!

                                Спасибо, Мишутка, что позабавил нас,

                                А теперь посиди и немного отдохни.

Ведущий            -  Уважаемые цыгане! Уж, коль пожаловали на нашу

                                ярмарку, то погадайте нам!

Цыганка            -  Дай, дорогая, погадаю! (берет ведущую за руку)

                                Ах, драгоценная моя, блеск вижу вдоль линии твоей

                                жизни. Богатой будешь, коттедж за городом купишь.

                                (Подходит к одному из детей)  Ах, касатик ты мой, дай

                                руку, погадаю. Ой, дорогу вижу, ведет она в казенный дом.

                                А ждут там тебя, бриллиантовый мой, четверки и пятерки,

                                учителя тебя любить будут!      (Подходит к кому-то из 

                                гостей) Дай монетку, богатенькая моя, позолоти ручку,

                                не жалей денег, стодолларовая моя, я тебе сейчас всю

                                правду скажу, что они (показывает на рядом сидящих)

                                про тебя думают, все их мысли прочитаю. А хочешь, мои

                                детки потанцуют – все для тебя, дорогая!

            Исполняется   «Цыганский танец», музыка Поля Мориа. 

Ведущий         -     Уважаемые цыгане! Откуда же вы к нам на ярмарку

                                пожаловали? Издалека ли?

Цыган             -     Издалека, ух, издалека!

Ведущий         -     А на чем вы добрались издалека?

Цыган             -     На коне, дорогая, на коне. Да вот беда, коня-то по дороге

                                украли. Хороший был конь, цыганский, гнедой! Эх, что

                                теперь делать? Ведь цыган без лошади – что без крыльев

                                птица!

Музыкальный  -  Не расстраивайтесь так сильно.

руководитель       На нашей ярмарке

                                Товару хватит всякого.

                                Вот вам конь гнедой,

                                Забирайте его с собой!

Под звучание русской народной мелодии «Ой, полным-полна моя коробушка»  в зал входит «лошадь» (двое взрослых в костюме лошади), подходит пританцовывая к цыганам. Обрадованные цыгане берут лошадь под уздцы и под звучание цыганских напевов выходят из зала. 

Музыкальный  -  Вы на ярмарку ходили?

руководитель       Расскажите, что купили?

                           Проводится игра  «Торжок».

Ход игры.                             

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Перед ними на полу разложены по кругу ложки – это «Торжок». Идут по кругу, декламируя или напевают:

                                 Мы пойдем на торжок,

                                 Купим сладкий пирожок,

                                 Купим маслица горшок

                                 И сметаночки вершок.

                   Останавливаясь, восхищенно произносят:                  

                                 А увидим ложки –

                                 И запляшут ножки!

                   Поднимают ложки, играют, приплясывая, под звучание любой веселой народной музыки. Затем игра продолжается, дети опять собираются на «торжке», кладут инструменты на пол. В следующий раз играет музыка другого характера – маршевая или лирическая.

После игры дети становятся полукругом перед прилавками.

Музыкальный  -   Все ль гостинцев накупили,

руководитель        Никого не позабыли?

                                 Ой, ребята, да мы наших гостей без покупок оставили!

                                 Самовар стоит, словно жар горит,

                                 А горячие пирожки уж готовы из печи!

Ведущий вносит на подносе пироги для гостей.

Музыкальный  -   Наша группа с вами прощается

руководитель        И ярмарка закрывается.

                                 А теперь, гости дорогие,

                                 Позвольте отдать вам нижайшее почтение,

                                 Благодарить за посещение!

Исполняется заключительный куплет русской народной песни «Ярмарка».

Под звучание народной музыки дети выходят из зала.

                             

                             

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой НОД « Жаворонки летите, да весну нам принесите»

Образовательная область: Познание.Интеграция с другими образовательными областями:1. Коммуникация: проговаривание закличек, отгадывание загадки, чтение детьми потешек.2. Здоровье: физминутка «Жа...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Цель:Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества; вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора; познакомить с понятием устного наро...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Устное народное творчество. Сказки"

Приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....

Конспект занятия в старшей группе Тема «Весна идет, Весне дорогу»

Конспект занятия в старшей группе Тема «Весна идет, Весне дорогу»...

Конспект занятия по рисованию "Флажки" 2.02.2021. Лепка "Хоровод" конспект занятия. 4.02.2021. Окружающий мир народное творчество 8.02.2021.

1.Рисование. Учимся рисовать флажки разной формы:треугольной и прямоугольной.2.Лепка:Развитие мелкой моторики.3.Комплексное занятие по окружающему миру: "Народное творчество. Народная игрушка&quo...

Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе  по ИЗО деятельности "Дикие животные"...

Конспект занятия в старшей группе Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.

Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания детей о видах птиц, упра...