Технологическая карта музыкального занятия в старшей группе ДОУ.
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)

Марина Ивановна Куртова

Технологическая карта музыкального занятия в старшей группе

на основе технологии развития музыкальных способностей детей

«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Автор технологии Т.Э. Тютюнникова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyudu_muzyka_zhivet.docx23.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта музыкального занятия в старшей группе

на основе технологии развития музыкальных способностей детей

«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Автор технологии Т.Э. Тютюнникова.

Музыкальный руководитель-Куртова Марина Ивановна.

Возрастная группа- старшая.

Вид деятельности- музыкальная.

Форма ОД- групповая.

Тип занятия- доминантное.

Тема занятия- «Всюду музыка живет»

Цель

Развитие музыкальных способностей детей. Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций.

Предварительная работа

- Групповая работа с детьми: беседы о музыке и композиторах;

- Слушание музыкальных произведений Д.Шостаковича, А. Жилинского, П. И. Чайковского;

- Знакомство со звучанием  инструментов симфонического оркестра;

- Заучивание стихов о музыке «Прекрасно, что есть музыка на свете!»автор- М.Сидорова,

                                                    «Музыка всюду живёт» автор- В.Семернин;

- Разучивание песни «Осеннее настроение» автор Т.Э.Тютюнникова;

- Разучивание оркестровой партии чешской нар. мелодии «Аннушка».

Используемые средства

Наглядные:

Музыкально- дидактическая игра «Музыкальные  картинки» (карточки для определения средств музыкальной выразительности);

Мультимедийные:

Видеоролик «Часовой механизм», экран;

Детские музыкальные инструменты: клависы, металлофоны, арфа, дудочка, бубны, треугольники,бубенцы, диатонические           колокольчики.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- Формировать систему ключевых знаний о музыке, элементарные умения и навыки практического музицирования в различных видах музыкальной деятельности;

- Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведение, позитивное самоощущение себя в звучащей музыке;

- Формировать творческое воображение и способность детей к самовыражению;

Развивающие задачи:

- Развивать эмоциональную отзывчивость;

- Развивать дифференцированностьслуховых впечатлений, способность к слуховому представлению, отражающему темповые, тембровые и динамические изменения в музыке;

- Развивать метроритмическое чувство.

Воспитательные задачи:

- Прививать интерес, любовь и потребность в музицировании;

- Повысить уверенность детей в своих способностях;

- Создать атмосферу радости и взаимного общения.    

Методы и приемы

Репертуар

Действия педагога

Действия детей

Организационная часть

Создать эмоциональный настрой на предстоящую музыкальную деятельность.

Звучит фрагмент «Детской польки» М.Глинки, затем IIчасть «Итальянской польки» С.Рахманинова

Педагог активизирует внимание детей на движение под музыку: легкий поскок, при ее изменении движение в свободном направлении, занимая все пространство зала.

Дети выполняют задание под музыку.

По окончании звучания, останавливаются.

Педагогические разделы технологииТ.Э.Тютюнниковой

Методы и приемы

Репертуар

Действия педагога

Действия детей

Авторский сборник оркестровых партитур «Под солнечным парусом»

Оркестровый урок «Магазин музыкальных инструментов»

Практический и проблемный методы.

Импровизация в вопросно- ответной форме «Музыкальное приветствие»

Педагог выполняет роль дирижера, приветствует детей.

С помощью звучащих жестов дети отвечают на приветствие педагога (каждый ребенок подбирает свой ритмический вариант музыкального приветствия).

Наглядно- слуховой метод восприятия музыки.

Звучит главный лейтмотив «Итальянской польки» С.Рахманинова.

Метод размышления о звучащей музыке.

Вопросы к детям:

- Бывает ли настроение у звучащей музыки?

- Какое настроение в музыке можно услышать?

- Что есть у каждой мелодии?

(дыхание, движение, пульс)

- Послушайте фрагмент музыкальной пьесы. Что  вы, ребята, можете сказать о ее звучании и настроении?

(легкая, игривая, быстрая, озорная…)

Дети отвечают на вопросы.

Словесный метод.

Оценка характеристики детей эмоционально- образного содержания музыки.

Педагог дает оценку ответов детей на заданные вопросы.

- Молодцы, ребята!

Вы правильно ответили на все вопросы, выразительно прочитали стихи о красоте музыки, ее удивительной способности передавать разные эмоции и настроение.

Ребята, хотите узнать, отчего же меняется характер и настроение?

Что делает музыку такой разной?

Приглашаю вас к экрану.

Дети читают выученные стихи о музыке.

Рассаживаются на стулья к экрану.

Основная часть

Семинар №2, №12

«Видеть музыку и танцевать стихи»

Наглядно- зрительный метод.

Видеоролик «Часовой механизм»

- Часы бывают разные.

   Есть детские.

   Есть важные.

   Но, песенка у всех одна-

   Тик-так, тик-так,

   Ритмичная и четкая она.

Дети смотрят видеоролик

Словесный и практический методы.

«Маленькие часики» И.Иконен

-  Вот вам первое задание:

   Проявите все старанье!

   Пульс ритмично отмечайте-

Клависами ударяйте,

   Не спешите, не зевайте

   Дружно, вместе начинайте.

Педагог выступает в роли дирижера.

Дети берут клависы (ритмические палочки) и исполняют ритм музыкальной пьесы.

Оценка

Метод закрепления знаний.

Вопросы

Наглядно- зрительный метод.

Оценка выполнения задания.

Метод закрепления знаний.

- Спасибо, ребята!

Четкий и ритмичный ход получился у наших часиков.

-Какой приём исполнения этой мелодии мы применили?

-Какие приемы вы еще знаете?

- Ребята, посмотрите на свою карточку и скажите, плавные или отрывистые звуки подходят к изображению на вашей карточке?

(часы- ходики, капельки дождя, плавающий лебедь, катание по льду на санках или коньках и т.д.)

- Молодцы, ребята!

С помощью ритмических палочек вы показали отрывистые, короткие звуки.          

В музыке такие звуки называются «стаккато».

А плавные, протяжные музыкальные звуки называются «легато» и «глиссандо».

Посмотрите на музыкальные инструменты, вспомните их звучание и скажите, какие из них могут исполнить  мелодию плавно.

Ответы детей: «стаккато»

Ответы детей: «легато», «глиссандо».

Выполнение задания музыкально- дидактической игры.

Ответы детей: арфа, металлофон, дудочка, пианино.

Материалы семинара №1.

Методика «Шумовой оркестр» Стр.25.

Практический приём.

Игра в оркестре.

«Аннушка»

Чешская народная мелодия.

Педагог исполняет мелодическую партию на фортепиано.

Дети берут свои музыкальные инструменты и исполняют в оркестре мелодию на металлофонах, а ритмическое остинато на шумовых инструментах: бубны и  треугольники.

Оценка исполнения.

- Благодарю вас, ребята.

Вы очень старались, поэтому заслужили аплодисменты.

Оставьте музыкальные инструменты,  я приглашаю вас в зал. Встаньте, пожалуйста, в хоровод.

Дети выполняют указания педагога.

Дети встают  в хоровод в центре зала.

Объяснение.

- Есть еще одно средство музыкальной выразительности.

Это- сила, громкость звучания музыки.

«Форте»- обозначает  «громко», а «пиано»- обозначает  «тихо».

Ребята, я знаю точно, все вы любите играть и сказки вы тоже любите, правда?

Мы не будем сейчас выбирать,

А сразу и сказку послушаем и поиграем!

Дети слушают.

Дети отвечают на вопрос педагога.

Оркестровый урок «Магазин музыкальных инструментов»

Практический приём.

Метод побуждения.

Игры с динамическими изменениями в звучащей музыке:

«Ветерок и ветрище»

«Гром и дождик»

Оценка

Педагог предлагает детям сесть на ковёр и предлагает им послушать сказку о ветре и дожде.

- Приготовьте пожалуйста свои музыкальные ладошки для озвучиваниянаших сказок и вместе со мной выполняйте движения. Будьте внимательны, звучать наши руки будут по-разному.

Молодцы, ребята!

Дети садятся удобно, слушают сказку и повторяют движения руками (от еле слышного колебания пальцами «пиано» до энергичного тремоло кистями рук «форто»)

«Бим! Бам! Бом!»

Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1.

Игры звуками.

Стр.67.

Ритмодекламация под музыку «Осеннее настроение».

Метод пластического интонирования.

Оценка исполнения.

- Осенний ветер бывает разным- и тихим и громким. Но у нас при любой погоде настроение хорошее.

Правда, ребята?

Для украшения песни нам нужны сейчас

подходящие инструменты. Возьмите их.

Как выразительно и красочно мы рассказали с вами о нашем осеннем настроении.

Молодцы, ребята.

Дети самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для ритмодекламации.

Дети исполняют песню, сопровождая ее ДМИ.

Заключительная часть.

Слуховое восприятие.

- Что может с музыкой сравниться по звучанию?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я!

Всем праздники нужны нам,

Нет сомненья!

И вот – день Музыки, и в праздник пожелать,

Хочу вам, музыканты, вдохновенья!

И снова, снова музыку играть!

Ребята, я называю вас «музыкантами».

Да, вы- музыканты. Потому что вы научились не только слушать, но исполнять и украшать музыку.

Дети слушают стихотворение.

Метод музыкальных обобщений

- Подходит к концу наша музыкальная встреча.

Что нового вы сегодня узнали?

Вам было интересно?

Ответы детей.

Подведение итогов.

- Я очень рада и жду, с нетерпением, новых встреч с вами и хозяйкой нашего зала…… Музыкой.

Дети-  «Музыкой»!

Попевка

«До свидания, ребята»

Педагог исполняет прощальную попевку.

Дети поют «до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта итогового занятия в старшей группе

Технологичкеская карта итогового интегрированного занятия в старшей группе "Космические спасатели". Задачи:ОО «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательн...

Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука Ж»

1.      Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;2.      Развитие речевой моторики;3....

Технологическая карта подгруппового занятия воспитателя старшей группы компенсирующей направленности

Технологическая карта подгруппового занятия воспитателя старшей группы компенсирующей направленности. Тема: «Зимние домики. Кто как зимует?»....

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»

Технологическая карта интегрированного занятия  в старшей группе  с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»...

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе на тему «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: Расширять представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Предоставить возможность проявить свои творческие спос...

Методическая разработка "Технологическая карта музыкального занятия в средней группе "Разноцветное настроение".

Методическая разработка "Технологическая карта музыкального занятия в средней группе"Разноцветное настроение".Музыкальный руководитель: Анастасия ДмитриевнаТема занятия: Разноцветное на...