Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
учебно-методический материал по музыке

Фузеева Евгения Федоровна

Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной   работы с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmodeklamatsiya.docx19.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных

способностей дошкольников»

         Важнейшим этапом в становлении человека является период детства – удивительное время развития познавательного интереса. Дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, их души открыты для творчества. От того, какой фундамент будет заложен в детстве, зависит дальнейшее развитие. Это касается как его общечеловеческих качеств, так и музыкального развития, всего творческого потенциала.

       Однако существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развиты ассоциативно-образное мышление, фантазия и творческое воображение при выполнении аналогичных заданий.

       Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития умения импровизировать. Она представляет собой синтез поэзии и музыки, широко применялась композиторами еще в ХХ веке. Ее называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название «ритмодекламация» подчеркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.

       Ритмодекламация – это когда четко произносятся текст или стихи в заданном ритме. Ее основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводятся осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по-разному. У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов, шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями. По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты.

   В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как перспективная форма развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

   Целью педагогической практики являются разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования ритмодекламации дошкольников на музыкальных занятиях.

    Для реализации цели определились следующие задачи:

  1. Осуществить анализ теоретических исследований по проблеме ритмодекламация

как эффективное средство музыкального развития дошкольников.

  1. Обобщить опыт по исполнению ритмодекламации с дошкольниками.
  2. Разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей по развитию у детей дошкольного возраста музыкального слуха, голоса и чувства ритма с помощью упражнений по ритмодекламации.

Объект –творческая деятельность дошкольников в процессе ритмодекламации. Предметом являются различные педагогические способы,методические приемы активизации и реализации ритмодекламации для дошкольников средствами музыкальной деятельности.

 Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки: темп, ритм, регистр, тембр, артикуляция, динамика, тесситура фразировка, акцентуация, форма.

Ритмодекламации представлены множеством форм:  

  • унисонных
  • диалогических
  • с куплетным строением
  • многоголосных

Они развивают внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координируют слух, голос, движение, способствуют интенсивному развитию чувства ритма.        

Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, звукоподражанию, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы- брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Также успешно используются стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др. Представленные материалы могут использоваться не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов и звучания мелодии. Четкая ритмическая   декламация активизирует у детей внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.

Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной                            работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале, обладает терапевтическим эффектом (снимает эмоциональное напряжение и формирует волевое усилие дошкольников).

При выборе стихотворения и музыки к нему (или наоборот) обратить внимание на более полное совпадение содержания стихов с композиторским замыслом, часто выраженным в названии пьесы.

Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:

 - игры речевые (логоритмические ), пальчиковые

-координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации)

-декламация и телесная игра ( хлопки, шлепки, топот и т.д.)
-ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки , ложки).
Таким образом, использование разных видов творческой деятельности развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную
отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости
в коллективе.

Ссылка на картотеку игр по ритмодекломации 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить  внимание педагогов на важность таких ви...

Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников.

Педагогическая практика по теме "Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников"....

Мастер-класс для родителей:"Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у дошкольников".

Упражнения по формированию и развитию мелкой моторики рук оказывают положительное влияние на речевое развитие ребенка. Выполняя их в домашних условиях совместно, дети и взрослые получат массу положите...