Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников.
методическая разработка

Порозова Татьяна Александровна

Педагогическая практика по теме "Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmodeklamatsiya.docx52.76 КБ
Файл ritmodeklamatsiya.pptx2.62 МБ
Файл igrovye_uprazhneniya.docx75.45 КБ
Файл kartoteka_uprazhneniy.docx1.07 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Сибирячок» с.Богучаны

Ритмодекламация,  как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников.

Подготовила Порозова Т.А.

Музыкальный руководитель

с.Богучаны 2020

Ритмодекламация,  как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников.

     Важнейшим этапом в становлении человека является период детства - удивительное время развития познавательного интереса. Дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, их души открыты для творчества. От того, какой фундамент будет заложен в детстве, зависит всё дальнейшее развитие. Это касается как его общечеловеческих качеств, так  музыкального развития и всего творческого потенциала.

     Однако существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно-образное мышление, фантазия и творческое воображение при выполнении творческих заданий.

     Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.

     Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.

    Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по - разному. У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов, шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями. По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты.

    В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

    Целью педагогической практики является практическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования ритмодекламации дошкольников на занятиях музыкальной деятельностью.

 Для реализации цели определились следующие задачи:

1.        Осуществить анализ теоретических исследований по проблеме ритмодекламация - как эффективное средство музыкального развития дошкольников;

2.        Обобщить опыт по исполнению ритмодекламации с дошкольниками;

3.        Разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей  и воспитателей по развитию у детей дошкольного возраста музыкального слуха, голоса и чувства ритма с помощью упражнений по  ритмодекламации.

     Объект - творческая деятельность дошкольников в процессе ритмодекламации. Предметом  являются различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации ритмодекламации для дошкольников средствами музыкальной деятельности.

     Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки: темп, ритм, регистр, тембр, артикуляция, динамика, тесситура, фразировка, акцентуация, форма.

Ритмодекламации представлены множеством форм:

- унисонных;

- диалогических;

- с куплетным строением;

- многоголосных.

      Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, звукоподражанию, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Также  успешно использую стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.      Представленные материалы могут использоваться не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.

     Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии. Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка дополняется жестами, пластикой, движением, что помогает детям телесно пережить ощущение тепла, динамики, ритма речи.

      Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.

     Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

    Ритмодекламацию можно рассматривать, как одну из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.

    Процесс выбора, как стихотворения, так и музыки к нему (или наоборот) не прост. Следует обратить внимание на возможно более полное совпадение содержания стихов с композиторским замыслом, часто выраженным в программном названии пьесы.  Оно и направит на поиск сюжетов, поможет соединить в оригинальной композиции увлекательный мир поэзии и музыки.

     Ритмодекламация   разучивается как вокальное произведение и включает в себя 3 этапа:

  1. Внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога.
  2. Внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонирования.
  3. Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования.

      Таким образом, ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации.

    Игры, используемые,  для развития ритмодекламации:

1. Речевая игра с движением.

2. Речевая игра со звучащими жестами.

3. Речевая игра с музыкальными инструментами.

4. Коммуникативная игра.

5. Ритмодекламация- релаксация.

          Из практической деятельности стало видно, что использование ритмодекламации в коммуникативных играх являются самыми проблематичными, в связи с этим, для решения данной проблемы, разработала технологию проведения занятия и направила свою работу на формирование коммуникативных качеств дошкольников посредством выполнения творческих заданий

    Приемы, используемые   на музыкальных занятиях при работе над ритмодекламацией:

•        Пропевание звуков. Работа с распевочным материалом. Дыхательные упражнения.

•        Игра со звуком (выявление звуков, выразительности, мягкости, твердости, изобразительности звуков.).

•        Игра с рифмами: дорифмовывание стихов; игра в рифмы с мячом.

•        Передача жестами, пластикой состояния, чувства, действия.

•        Чтение стихов жестами.

•        Способ "телесной игры" заключается в образовании ребенком разнообразных звуков (хлопки, шлепки, щелчки, топот и т. д.). Это способ простейшей инструментальной импровизации. "Телесная игра" позволяет более интенсивно переживать ощущение эвритмии в разнообразных декламационно-двигательных, музыкально - двигательных упражнениях и играх, усиливает ощущение темпа, динамики и выразительности движения, способствует вокальной и речевой активности, вызывает чувство оптимизма.

•        Сочинение словесной музыки.

•        Словесное рисование картин.

•        Рисование под музыку.

•        Сочинение стихов.

      Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).    

1.Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки (с хлопками).

2. Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу. 3.Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая.

     Работа по ритмодекламации реализуется  через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.

    С педагогами: интеграция деятельности специалистов (воспитатель, инструктор по физвоспитанию) использую следующие формы взаимодействия:

1.Вокально-двигательные разминки

Используются  для концентрации внимание детей на координацию их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

2.Координационно-подвижные игры

Координационно-подвижные игры – это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.

3.Пальчиковые игры

Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается “пропеванием” каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки по очереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.

•        Позиционные пальчиковые игры.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) использую всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, ставлю детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок.

     С родителями проводится педагогическое просвещение, демонстрация результатов:

-индивидуальные беседы с родителям;

-индивидуальные и групповые консультации;

-организация семинаров-практикумов для родителей;

-вовлечению их в совместную деятельность по формированию основ музыкальной культуры.

     Для измерения результатов образовательной практики проводилась диагностика. Цель диагностики:

  • Индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников.
  • Выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними дальнейшей коррекционной работы.
  • Выявление детей со средним уровнем музыкальных способностей и планирование с ними работы, способствующей дальнейшему их музыкальному развитию.
  • Выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.

Диагностика использования ритмодекламации в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

  1. 2017-2018 учебный год (данные представлены на конец года)

  1. 2018-2019 учебный год (данные представлены на конец года)

 По результатам проведения диагностики выявлено:

1.        Большинство детей находятся на высоком уровне развития, используют ранее полученные знания в практической деятельности.

2.        Используя систематическую планомерную работу с постепенным усложнением музыкального материала по развитию можно достичь положительной динамики.

3.        Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей, совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательной направленности, но и в эмоциональной.

4.        Необходимо продолжать работу по ритмодекламации с детьми во всех видах музыкальной деятельности.  

      Данные диагностики показывают, что у некоторых детей сохраняются определенные затруднения. Наличие низкого уровня развития обусловлено рядом причин. Это часто болеющие и малопосещающие занятия дети. Выявлены проблемы индивидуального развития каждого ребенка, в соответствии с которыми нужно продолжать формировать навыки и умения.

     Таким образом, использование ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой. Кроме того, у детей улучшилась работоспособность,  повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение ребенка, улучшился эмоциональный фон, сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе.

Рекомендации.

      Педагогам рекомендуется чаще использовать ритмодекламации в речевых играх, систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально-сенсорные и двигательные способности детей, продолжать оснащать музыкальный уголок дидактическими играми. Проводить просветительскую работу с родителями.

     Подводя итоги можно заключить, что занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход имеют огромное положительное влияние на развитие творчества у детей дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников . Из опыта работы музыкального руководителя МКДОУ детского сада №1 «Сибирячок» с.Богучаны Порозовой Татьяны Александровны

Слайд 2

Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки. По мнению Т.А. Боровик : « Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и является важным развивающим фактором для ребёнка ».

Слайд 3

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Слайд 4

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие - внимания , - сосредоточенности, - быстроты реакции , -координации слуха, - голоса и движения, - способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, он не сможет правильно и выразительно петь

Слайд 5

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью». Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Слайд 6

Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса не испытывают неуверенности в себе. У них возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Слайд 7

Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение . Процесс разучивания ритмодекламации включает в себя три этапа: 1.Внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога. 2. Внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. 3. Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически-музыкального образа.

Слайд 8

Чтение возможно как индивидуальное, так и хором, «цепочкой», групповым диалогом. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии. Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка дополняется жестами, пластикой, движением, что помогает детям телесно пережить ощущение тепла, динамики, ритма речи.

Слайд 9

Игры, используемые, для развития ритмодекламации : 1. речевая игра с движением; 2. речевая игра со звучащими жестами; 3. речевая игра с музыкальными инструментами; 4. коммуникативная игра; 5. ритмодекламация - релаксация.

Слайд 10

Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки , потешки , прибаутки, заклички и т.д. Также успешно используются стихи Агнии Барто , Ирины Токмаковой , Елены Благининой и др. Представленные материалы могут использоваться не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.

Слайд 11

Ритмодекламации представлены множеством форм : - унисонных (« Немешайки », «Все для мамы», «Зонтик», «Фея», «Вот Новый год идет!», «Отчего весна пришла?», «В каждом человеке», « Федорино горе», «Ворона»); - диалогических («Кто взял печенье», «Бездомная кошка», «Снеговики»); с куплетным строением (« Овощи», «Пять обезьянок», « Фамилии »)

Слайд 12

Диагностика использования ритмодекламации в музыкальном развитии детей дошкольного возраста . 1. 2017-2018 учебный год (данные представлены на конец года ). 2. 2018-2019 учебный год (данные представлены на конец года ).

Слайд 13

Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки . Работа по применению ритмодекламации в работе с детьми дошкольного возраста способствовала развитию чувство ритма, координации между слухом, жестом и голосом, музыкальной памяти. Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.

Слайд 14

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Приложение 1

  •  Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с  хлопками).                                                                                                                                        

Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.                                                                                                                              Сели- посидели.                                                                                                                          Песенку запели.                                                                                                                      Услыхали ложки-                                                                                                                    вытянули ножки.                                                                                                                    Услыхали калачи-                                                                                                                                  Да попрыгали с печи,                                                                                                                        Да давай подпевать,                                                                                                                      Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,                                                                                                                      Ходят ноги не туды.                                                                                                                                А как дудочку почуют,                                                                                                                  Сами ноженьки танцуют.                                                                                                            Журавли пошли плясать,                                                                                                                Долги ноги выставлять.                                                                                                                         Бух, бух, бух.

жжжжжжжжжжжжмультик00056.jpg

  • Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки,                                                                                                                     Застучали молотки.                                                                                                                 Застучали молотки,                                                                                                                     Заиграли в локотки:                                                                                                                           Тук- ток, тук- ток,                                                                                                                             Скоро Ванечке годок.                                                                                                              

  • Чередуем  хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера,                приговаривая:
    О, чки, чки, чки,                                                                                                                      Очуречечки,                                                                                                                                      Ложки, плошки, поварешки,                                                                                          Перевертушки!                                                                                                                                  При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

  • Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же                                                                                                                                              Он пройдет?
Вот когда                                                                                                                                                    Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало-                                                                                                                         Песенки начало.
Лампа и картина-                                                                                                                             Песни половина.                                                                                                                                 Хлеб и огурец,-                                                                                                                                 Песенки конец!

                  И. Михайлова.

wpid-chetyre-nerazluchnyh-tarakana-i-sverchok_i_2.jpg

Упражнение «Осенняя гамма»   модель Т. Боровик.

До. Пусто ласточек гнездо.                                                                                                                              Ре. Осенины на дворе.                                                                                                                                 Ми. Плачет ветер за дверьми.                                                                                                                                                                                                                                                                                 Фа. Дождика тиха строфа.                                                                                                                                 Соль. У него своя есть роль.                                                                                                                      Ля. Затихает вся земля.                                                                                                                      Си. Дождик скуку унеси!                                                                                                                      До. Пусто ласточек гнездо.                                                                                                                              

«Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.                                                                      

3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

  • Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает  хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками  и т. д.

  • Ритмические орнаменты.

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.      

                   1 группа                                                          

2 группа

Жили-были три утенка  -   хлопки восьмыми    

Пик, Пак, Пок  - притопы  

Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми    

Пик, Пак, Пок   - притопы

Как-то утром на рыбалку   - хлопки восьмыми                                                                

Пик, Пак, Пок   - притопы

Зашагали вперевалку    - хлопки восьмыми            

Пик, Пак, Пок   - притопы

Наловили много рыбы    - хлопки восьмыми                                                                    

Пик, Пак, Пок   - притопы

 И еще поймать могли бы  - хлопки                                                                                   восьмыми                                                                

Пик, Пак, Пок   - притопы

Съели дружно все до крошки   - хлопки восьмыми                                                          

Пик, Пак, Пок   - притопы

Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми

Пик, Пак, Пок   - притопы

                                                                                                        В.Орлов

 Затем дети меняются ролями.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.  

 

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки,                                                                                     Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.                                                                                    Будешь козлик ты играть,                                                                                                                   А мы станем повторять.                                                                                                               Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!                                                                  (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:                                                                                                                             Будешь ты теперь козленком,                                                                                                    Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:                                                                                                               Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:                                                                                                                        Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:                                                                                                                   Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке.           Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Слушай сильную долю».  

 После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.

Упражнение «Дядя

 Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети,  сидя на стульях, говорят:

Дядя Степа длинноногий

По дороге зашагал                  

ребенок идет широким шагом и на последний слог   останавливается, не приставляя ногу

Мальчик с пальчик по дороге

Вслед за дядей побежал            

«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на     последний шаг останавливается позади «дяди Степы».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Дядя Степа оглянулся,

Но ни слова не сказал  

идет и на ходу оглядывается

Мальчик с пальчик усмехнулся,

Дядю Степу он догнал

бежит и останавливается  рядом с  дядей Степой.

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Мячики»  (Л. Шитте. Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза.  Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках  под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном  инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

 

Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.

Капли, капли, что  поете?

Хлопки восьмыми нотами

- Кап, кап, кап, хи-хи!

Игра на металлофоне

Спать сосулькам  не даете!

Хлопки восьмыми нотами

- Кап, кап, кап, хи-хи!

Игра на металлофоне

Солнышко в небе хохочет

Хлопки

Носики нам щекочет

Хлопки

Кап, кап-кап, хи, хи-хи!

Игра на металлофоне

И апчхи!

Глиссандо на металлофоне

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

  • Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить  внимание педагогов на важность таких ви...

Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной   работы с дошкольниками....