Семинар-практикум «Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников».
консультация по музыке

Горшкова Ольга Алексеевна

Семинар-практикум проводился для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников».

Подготовила: музыкальный руководитель д/с «Сказка» Горшкова О.А.

Семинар-практикум

«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Цель: развить музыкальный, поэтический слух, чувства слова, воображение

Задачи: Формирование и развитие

- Общей и мелкой моторики,

- Координации движений во взаимосвязи с речью.

- Чувство музыкального и стихотворного темпа и ритма, динамики, речи.

- Артикуляции, мимики и голоса, правильного звукопроизношения.

- Творческой фантазии, воображения, импровизации.

- Расширить словарный запас.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом работы по развитию у детей музыкальных и коммуникативных способностей. Итак, тема семинара звучит так:

«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Что же такое ритмодекламация?

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».

Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Мне сегодня хотелось бы представить вам несколько игр на развитие ритмодекламации, в которое включены:

1. речевая игра с движением;

2. речевая игра со звучащими жестами;

3. речевая игра с музыкальными инструментами;

4. коммуникативная игра;

5. ритмодекламация в движениях, танце.

Практическая деятельность.

Начало занятия уже может начинаться  ритмодекламации «Здравствуйте». Хочу вас познакомить с этим упражнением.

Музыкальное упражнение «Здравствуйте»  №01

Использование таких упражнений формируют коммуникативные навыкиразвития координации движений в сопровождении с речью.

Знакомство дошкольников с ритмодекламацией происходит поэтапно и имеет свои особенности:

1.При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.  №02-1

В траве сидел кузнечик
В траве сидел кузнечик
Совсем как огуречик
Зелененький он был.

Представьте себе, представьте себе
Совсем как огуречик.
Представьте себе, представьте себе
Зелененький он был.

2. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. (Стих с хлопками)

3. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. В нашем случае произносится в виде песни. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа. (Поем песню «В траве сидел кузнечик» с хлопками)

Я предлагаю вам с мест поиграть в простую игру – на развитие ритмодекламации, предварительно разделившись на 2 группы. Задача первой группы – начинать, а второй – быть «эхом». Текст игры вы видите на экране. №02-2

Вы, наверное, заметили, что игра легко и быстро запоминается. Однако не стоит сразу в работе с детьми прибегать к сложным и большим произведениям, дабы не «отпугнуть» ребёнка от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью.

Следует добавить, что у детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Для этого на занятиях ритмодекламация сопровождается жестами, пластикой, движением, музыкальными инструментами.

Предлагаю вам разобрать музыкальные инструменты, и мы опять с вами попали на лесную полянку, где нас уже заждался наш кузнечик. (колокольчики, бубны, бубенцы, маракасы, металлофон).

На экране поем текст и смотрим, какой музыкальный инструмент будет звучать.  №02-3, №03

Молодцы, вы замечательно потрудились, и мы продолжаем дальше.

Педагоги становятся в кругу.

Посмотрите, пока я шла, корзиночку нашла… Показывает корзину

Что в корзинке неизвестно, но уж очень интересно!

Ты корзинку передай, что лежит в ней, угадай.

Игра с корзиной. №04

Ход игры: Под музыку корзину, накрытую платком, передают по кругу. На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзина на ощупь пытается определить предмет, находящийся там (снежки). В корзине сложены только снежки.

Ведущий легким движением руки достает покрывало (3x3 м) и все участники берутся за его края.

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебром на крышу вашу.

Гости выкидывают на покрывало снежки

Игра «Волшебное покрывало»  №05

Предлагаю вам, внимательно слушая музыку, ритмично покатать снежки с горки на горку, а на 2 куплете подбрасывать. Эта игра помогает детям не только ритмично верно катать или подбрасывать снежок и видеть как это делают другие дети, но и прививает детям коммуникативные навыки.

Посмотри: зима танцует

Вихрем снега с крыш!

Снег искрится, снег кружится,

Вдруг мне это только снится.

Катают комочки с горки, удерживая на покрывале

Тихо падает снежок,

То зима пришла, дружок!

Мы играем, веселимся,

И мороза не боимся!

Ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем. Не садимся.

Ну, и напоследок, ритмодекламацию можно применять в движениях, в танцах. Все сейчас ритмично подвигаемся.  

Игротанец «Чоколате»  №06

Подводя итоги можно заключить, что занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход имеют огромное положительное влияние на развитие творчества у детей дошкольного возраста.

Понравился ли Вам мой семинар?

Что больше всего запомнилось?

Какие эмоции Вы ощутили во время игр и танцев?

Все молодцы Вы еще раз доказали, что дошкольные педагоги очень творческие люди. В заключение хочется поблагодарить Вас за внимание и пожелать творческих побед и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить  внимание педагогов на важность таких ви...

Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников.

Педагогическая практика по теме "Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников"....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...

Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной   работы с дошкольниками....