Музыкальные инструменты
картотека по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чойжинимаева Гарма Сергеевна

Цель:

Показать детям разнообразие музыкальных инструментов, обощить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.

Задачи:

Формировать элементарные представления о бурятских, струнных, ударных, клавишных и духовых инструментах. Закреплять названия инструментов.

Расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре, развивать тембровый слух, умение узнавать звучание инструмента. Развивать внимание, музыкальную память и звуковысотный слух.

Воспитание интереса и любви к музыке.

Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_gotovoe_pechat.docx262.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

(Описание, история возникновения, звучание)

Uo14dQf-sfM.jpg

Подготовила: Чойжинимаева Г.С.,

музыкальный руководитель д/с «Алтан Сэсэг»

Гурульба, 2023 г

Бурятские инструменты.

ВАРГАН

Описание:

Варган – это губной язычковый инструмент. Его основа – язычок, закрепленный на каркасе, чаще всего металлическом. Принцип работы такой: исполнитель помещает варган на зубы, зажимая предназначенные для этого места, и ударяет по язычку пальцами. Он должен двигаться в промежутке между сжатых зубов. Полость рта становится резонатором, поэтому, если менять очертания губ во время игры, можно создать особое звучание.

История возникновения:

Историки считают, что первые варганы появились около 3-х тысяч лет до нашей эры. В то время люди еще не умели добывать и ковать металл, поэтому инструменты делали из кости или дерева.

Звучание:

Его звук глубокий, монотонный, дребезжащий – музыканты называют его бурдонным, то есть непрерывно тянущимся.

Трек №1.

ИОЧИН

Описание:

Иочин - это традиционный национальный бурятский струнный щипковый инструмент, напоминающий русские гусли. Весит инструмент около 20 кг! Он имеет деревянный трапециевидный корпус, на котором натянуты струны. Струн на иочине целых 54. Звук извлекается посредством удара о струны палочками (деревянными, тростниковыми, бамбуковыми) с утолщением на концах.

История возникновения:

Иочин привезли из Монголии. И за потрясающее звучание был включен в оркестр бурятской филармонии. 

Звучание:

Звучание яркое, звонкое, создается иллюзия хрустальной россыпи.

Трек №2

ЛИМБЭ

Описание:

Лимбэ – духовой музыкальный инструмент, напоминающий флейту. Трубка может быть сделана из бамбука, эбонита или меди. Верхний торец закрыт пробкой из дерева. Имеются шесть игровых отверстий, которые располагаются в середине инструмента между заклееным отверстием и его левым открытым концом.

История возникновения:

Один из самых древних деревянных инструментов степных кочевников. Родиной ее считается Средняя Азия. Отсюда, она распространилась по Центральной, Восточной Азии и проникла в Европу. 

Звучание:

Звучит сильно и очень пронзительно.

Трек №3

МОРИН-ХУУР

Описание:

Морин-хуур – струнно-смычковый инструмент трапециевидной формы с шейкой, гриф которой украшен в виде головы коня. Почему именно этого животного? Дело в том, что на морин-хууре можно издавать звук ржания лошади. Раньше струны изготавливались из хвоста скакуна, в настоящее время для изготовления струны используется тонкая леска.

История возникновения:

Это инструмент тюрко-монгольских народов. Название в переводе с монгольского означает «голова коня». Традиционный инструмент певца-сказителя (улигершина). Распространен в Агинском Бурятском округе, Усть-Ордынском Бурятском округе, Республике Бурятия, на севере Китая (район Внутренняя Монголия), Монголии.

Звучание:

Прежде всего, это мелодии, где передаётся лошадиный аллюр, символически изображаются животные и звуки, которые они издают, их привычки и поступь.

Трек №4

ЧАНЗА

Описание:

Чанза - струнный щипковый трехструнный инструмент. Струны изготовлены из лески.  Оригинален внешний вид - длинная шейка с большими колками соединена с плоским овальным корпусом - резонатором, обтянутым змеиной кожей.  4 железные струны, гриф короткий.

История возникновения:

Инструмент имеет монгольское происхождение, и называли его «шанз». Но есть предположения, что инструмент китайского происхождения, и называли «сяньсянь».

Звучание:

Издает своеобразное шуршащее и дребезжащее звучание.

Трек №5

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ВАЛТОРНА

Описание:

Валторна — музыкальный инструмент, относящийся к группе духовых, и который считают одним из самых сложных для исполнителей.

Современные french horn изготавливают преимущественно из меди. У неё очень обаятельное звучание, которое не оставит равнодушным ценителей классической музыки. Первое упоминание о предшественнике — роге датируется периодом расцвета Древнего Рима, где его применяли в качестве сигнального средства.

История возникновения:

Название духового инструмента стало производным от немецкого «waldhorn», что дословно переводится как «лесной рог». 

Прародителем инструмента считается рог, который делали из природных материалов и задействовали в качестве сигнального средства. Такие инструменты не отличались долговечностью и для частого использования их не применяли. Позже их стали отливать из бронзы. Изделию придавали форму рогов животных без особых излишеств.

Звучание металлических изделий стало намного громче и разнообразней, что позволило задействовать их на охоте, при дворе и проведении торжественных мероприятий. Наибольшую популярность предок «лесного рога» получил во Франции в середине 17 столетия. Лишь в начале следующего века инструмент получил название «натуральная валторна».

Звучание:

Обладает превосходным мягким и туманным тоном, плавным и бархатным тембром, что даёт ей возможность передавать не только мрачное или грустное настроение, но и торжественное, радостное.

Трек №6

КЛАРНЕТ

Описание:

Кларнет – это язычковый деревянный инструмент с одной тростью. Относится к группе духовых. Выглядит как трубка, сделанная из дерева. Длина корпуса – около 70 сантиметров. Он разборный, состоит из шести частей:

мундштук;

трость;

верхнее колено;

нижнее колено;

бочонок;

раструб.

Звук извлекается путем вдувания воздуха через изогнутый в виде ключа мундштук. В него вставляется камышовая трость. 

История возникновения:

Название  clarinetto – в переводе с итальянского маленькая труба. Придумал кларнет И.К. Деннер. Инструмент изобрели во Франции.

Звучание:

Мягкое, благородное звучание.

Трек №7

САКСОФОН

Описание:

Саксофон принадлежит группе духовых инструментов. Внешне представляет собой длинную изогнутую трубу, расширяющуюся книзу. Материал изготовления – медные сплавы с добавлением олова, цинка, никеля, бронзы.

Состоит из трех основных частей:

«Эска». Трубка, находящаяся в верхней части инструмента, изогнутой формой напоминает латинскую букву «S». На конце располагается мундштук.

Корпус. Бывает прямым или изогнутым. На нем размещено много кнопок, отверстий, трубок, клапанов, необходимых для извлечения звуков нужной высоты. Общее количество данных приспособлений отличается в зависимости от модели саксофона, колеблется от 19 до 25.

Раструб. Расширяющаяся часть на конце саксофона.

Помимо основных элементов, важными элементами являются:

Мундштук: деталь изготавливают из эбонита или металла. Имеет разную форму, размер в зависимости от того, какую музыку необходимо будет играть.

Лигатура: бывает металлическая, кожаная. Используется для зажима трости. При жестком зажиме звук получается точным, при слабом – размытым, вибрирующим. Первый вариант хорош для исполнения классических произведений, второй – джазовых.

Трость: деревянная или пластиковая деталь, крепящаяся к мундштуку посредством лигатуры. Бывает разных размеров в зависимости от возлагаемых на нее задач. Отвечает за звукоизвлечение. Деревянным саксофон называют, благодаря трости, сделанной из дерева.

История возникновения:

История саксофона неразрывно связана с именем бельгийского мастера Адольфа Сакса. Изначально изобретатель дал инструменту название “мундштучный офиклеид”, позже решил дать название, созвучное с собственной фамилией.

Звучание:

Звучит мощно, экспрессивно, обладает певучим тембром.

Трек №8

ТРУБА

Описание:

Труба относится к духовым музыкальным инструментам. Материалом для изготовления труб служит медь или латунь, иногда их делают из серебра и др. металлов. Инструмент состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба.

История возникновения:

Инструменты, подобные трубе, были известны человеку с древних времен. В странах древнего мира и значительно позже, на протяжении многих столетий, труба играла роль сигнального инструмента. В эпоху Средневековья в армиях существовала специальная должность трубача, который с помощью сигналов передавал приказы командующего тем войсковым частям, которые находились на значительном удалении. Существовал специальный отбор людей, которых в дальнейшем обучали игре на трубе.

Звучание:

Звук получается довольно выразительным, даже если звучит тихо. Тембр ее звонкий, светлый и яркий.

Трек №9

ТУБА

Описание:

Туба – инструмент, перешедший из военного оркестра в духовой. Это самый молодой и самый низкозвучащий представитель семейства духовых. Главная составляющая – медная труба впечатляющих размеров. Ее длина в развернутом виде составляет приблизительно 6 метров. Заканчивается конструкция раструбом, имеющим коническую форму. Основная трубка устроена особым образом: чередующиеся конические, цилиндрические участки способствуют низкому, «суровому» звучанию.

Корпус оснащен четырьмя вентилями. Оканчивается инструмент мундштучной трубкой – внутрь трубки вставляется мундштук.

История возникновения:

История тубы уходит корнями в раннее Средневековье. Туба (tuba) в переводе с латинского означает труба. Действительно, по виду она очень похожа на трубу, только изогнутую, словно свернутую несколько раз.

Звучание:

Звуки, издаваемые инструментом – глубокие, богатые, низкие.

Трек №10

ФЛЕЙТА

Описание:

Флейта — деревянный духовой музыкальный инструмент, аэрофон. Классический вариант состоит из цилиндрического вытянутого тела, пробки, губки, дульца, клапанов и нижнего колена. Материал изготовления — дерево, серебро, платина, никель. Вид головки — цилиндрический.

История возникновения:

История флейты насчитывает около 45 000 лет. Предшественница флейты — свисресток. Так называют примитивные свистковые трубочки с двумя отверстиями — для вдыхания воздуха и его выхода. Возникновение флейты связывают с началом появления отверстий для пальцев.

Звучание:

Инструмент с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц. Звучание необычайно ясное, чистое и прозрачное.

Трек №11

КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

АККОРДЕОН

Описание:

Аккордеон – музыкальный инструмент, считающийся разновидностью ручной гармоники. Оснащен клавиатурой по типу фортепиано. Схож с баяном: обладает, в зависимости от модели, 5-6 рядами кнопок.

Инструмент обладает двумя рядами кнопок, расположенными слева, справа. Правая предназначена для исполнения мелодии, левая – для аккомпанемента.

Внутреннее устройство аккордеона – это целая система взаимосвязанных механизмов:

язычок;

проемный клапан;

голосовая планка;

входная камера аккордов;

входная камера басов;

входные камеры мелодий;

меха;

гриф;

клавиши мелодий;

кнопки клавиатура аккомпанемента;

переключатели регистров мелодии и аккомпанемента.

История возникновения:

История возникновения аккордеона уходит корнями в глубокое прошлое: происхождение связано с Китаем. Но изобрел модель, похожую на современный вариант, органный мастер Кирилл Дамиан, уроженец Вены. Событие произошло в 1829 году: умелец представил изобретение миру, запатентовал, придумал оригинальное название – «accordeon».

Звучание:

Звук аккордеона – мощный, насыщенный, многогранный. Благодаря этому, инструмент может быть и солирующим, и аккомпанирующим.

Трек №12

ОРГАН

Описание:

Орган – музыкальный инструмент, поражающий не только звучанием, но и размерами. Устройство достаточно сложное, включающее многообразие элементов, деталей, частей. Основными составляющими являются:

Кафедра или пульт. Место, предназначенное музыканту для управления конструкцией. Оборудовано рычагами, переключателями, кнопками. Тут же находятся мануалы, ножные педали.

Мануалы. Несколько клавиатур для игры руками. Количество индивидуально для каждой модели. Максимальное число на сегодняшний день – 7 штук. Чаще остальных встречаются конструкции, имеющие 2-4 мануала. Каждый мануал обладает собственным набором регистров. Главный мануал расположен ближе остальных к музыканту, оснащен наиболее громкими регистрами. Количество клавиш мануала – 61 (соответствует диапазону 5 октав).

Регистры. Так называются органные трубы, объединенные схожим тембром. Чтобы включить определенный регистр, музыкант производит манипуляцию с рычагами или кнопками на пульте. Без этого действия регистры не зазвучат. Органы разных стран, разных эпох обладают различным количеством регистров.

Трубы. Различаются длиной, диаметром, формой. Некоторые оснащены язычками, другие нет. Мощные трубы издают тяжелые, низкие звуки, и наоборот. Количество труб различается, иногда достигая десяти тысяч штук. Материал изготовления – металл, дерево.

Педальная клавиатура. Представлена ножными клавишами, служащими для извлечения низких, басовых звуков.

Трактура. Система устройств, передающих сигналы от мануалов, педалей трубам (игровая трактура), либо от тумблера регистрам (регистровая трактура). Существующие варианты трактуры – механическая, пневматическая, электрическая, смешанная.

История возникновения:

История инструмента охватывает не века – тысячелетия. «Король музыки» появился до наступления нашей эры, его прародителем называют вавилонскую волынку: она обладала мехом, надувающимся воздухом через трубочки; на конце находился корпус с дудочками, оснащенными язычками, отверстиями. Еще одним предком инструмента называют панфлейту. Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием.

Звучание:

Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций.

Трек №13

РОЯЛЬ

Описание:

«Королевское» фортепиано относится к струнно-клавишной группе инструментов. Внутри корпуса скрыта дека, над ней протянуты металлические струны. Строение деки и механического блока горизонтальное (в пианино вертикальное). Звуки извлекаются постукиванием войлочных молотков по струнам при давлении пальцами на клавиши.

Корпус музыкального инструмента крыловидной формы. Обусловлена она тем, что для извлечения звуков определенной высоты требуются струны разной длины: короткие для высоких, длинные для низких. Музыкальный инструмент оснащен 3 педалями. Правая усиливает звук, левая глушит, а еще меняет тональность. 

История возникновения:

Название “royal” произошло от французского прилагательного «королевский». Музыкальный инструмент, подходящий для концертов, изобрел в 1709 году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори.

Звучание:

Звучит выразительно, насыщенно, многогранно, красочно, его тембровая окраска более насыщенная, а диапазон шире.

Трек №14

СИНТЕЗАТОР

Описание:

Синтезатор — электронный музыкальный инструмент. Классический клавишный синтезатор представляет собой корпус с электроникой внутри и клавиатурой снаружи. Материал корпуса — пластмасса, металл. Изредка используется дерево. Размер инструмента зависит от количества клавиш и электронных элементов.

История возникновения:

История синтезатора началась в начале XX века с массовым распространением электричества. Первый полноценный электрический синтезатор был разработан в США в 1957 году.

Звучание:

Трек №15

СТРУННЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ

АРФА

Описание:

Музыкальный инструмент, выглядящий как большая рама треугольной формы, на которой закреплены струны, относится к струнной щипковой группе. У арфы 46 струн. У арфы разноцветные струны, это необходимо для лучшей ориентации в выборе нот.

У арфы строение относительно несложное:

Корпус-резонатор в длину около 1 м. Расширяется к основанию. Изначально выглядел как четырехугольник, теперь округлый с одной стороны. Оснащен уплощенной декой, ее нижняя часть кленовая, верхняя еловая, а в центре вдоль корпуса тянется тонкая полоска из древесины прочных пород с углублениями для продевания струн.

Рама с колками для фиксации струн.

Колонна для соединения незафиксированных концов резонатора и рамы. Имеется не у всех моделей.

Педальный механизм, состоящий из 7 педалей, для повышения либо снижения звучания.

История возникновения:

Когда появилась арфа, неизвестно, но история ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Возможно, первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково. Тогда кто-то из охотников решил вставить в лук много жил, чтобы сравнить их звучание в необычной конструкции.

Звучание:

Звучание арфы роскошное, благородное, глубокое. Есть в нем что-то внеземное, небесное, у слушателя возникают ассоциации с древними богами Греции и Египта. Звук арфы мягкий, негромкий. 

Трек №16

БАЛАЛАЙКА

Описание:

Балалайкой называют щипковый музыкальный инструмент, относящийся к категории народных.

Состоит из следующих элементов:

корпуса, треугольного, плоского спереди, округлого, имеющего 5-9 клиньев сзади;

струн ( количество всегда равное – три штуки);

голосника – круглого отверстия посередине корпуса, с лицевой стороны;

грифа – деревянной длинной пластины, вдоль которой расположены струны;

ладов – тонких полосок, расположенных на грифе, изменяющих тон звучащих струн (количество ладов – 15-24);

лопатки – детали, венчающей гриф, с прикрепленным механизмом для натягивания струн.

История возникновения:

Существует разные версии возникновения.

Одна теория связывает историю происхождения с азиатскими странами. Там существовал подобный инструмент – домра, схожий размерами, звучанием, внешним видом, строением.

Вероятно, во времена татаро-монгольского ига жители Руси заимствовали принципы создания домры, несколько переиначив, получив принципиально новый предмет.

Вторая версия гласит: изобретение исконно русское. Кто придумал – неизвестно. Название соответствует понятиям «балакать», «балаболить» (быстро разговаривать). Специфические бренчащие звуки действительно напоминают бойкий разговор.

Звучание:

Звук балалайки – звонкий, громкий, высокий, достаточно мягкий.

Трек №17

ГИТАРА

Описание:

То есть инструмент имеет резонирующий ящик или коробку, а звук извлекается вследствие вибрации струн, натянутых между двумя точками. Гитара состоит из 6 струн.

Форма гитары узнаваема – грушевидный корпус с выраженной «талией» и резонаторной розеткой. Корпус состоит из:

верхней деки;

нижней деки;

обечаек.

За звучание отвечает верхняя дека, поэтому для изготовления гитар используется дерево специальных пород. Чаще всего это еловая или кедровая доска, толщиной не более 4 мм. В ней чуть выше середины вырезается розетка диаметром 8,5 см.

Нижняя дека может быть выполнена из кипариса или красного дерева, она повторяет форму и размер верхней. Между собой обе части соединены обечайками. Габариты корпуса зависят от разновидности. Внутри размещена система пружин (деревянных реек), которые предотвращают деформацию инструмента при натяжении струн.

В месте скрепления обечаек устанавливается гриф. Этот элемент гитары также изготавливают из дерева. Он имеет длину 60-70 сантиметров, ширину 2 см. Один конец грифа крепится к корпусу «пяткой», другой заканчивается головкой с настроечными колками.

Гриф имеет накладку из черного дерева. На ней размещаются порожки и ладовые маркеры.

История возникновения:

Происхождение гитары приписывается и Персии. Но исследователи музыкальной истории убеждены – родина гитары Испания. На санскритском название инструмента звучит как «кутур». Происходит слово гитара от сложносоставленного «тар» и «сангита», означает «четырехструнный».

Звучание:

Звук тихий, мягкий. 

Трек №18

ГУСЛИ

Описание:

Гулями называют старинный русский народный инструмент, относящийся к категории струнных, щипковых. Современные гусли представляют собой трапециевидную конструкцию с натянутыми струнами. Гусли изготавливались из дерева явор (еще одно название старинных крыловидных моделей – яворчатые).

Основными деталями являются:

Корпус. Материал изготовления – дерево. Имеет три составные части: верхнюю деку, нижнюю деку, обечайку, соединяющую деки по бокам. Верхнюю деку делают из ели, дуба, на ней посередине располагается резонаторное отверстие, помогающее продлить звук, сделать сильнее, насыщеннее. Нижнюю деку мастерят из клена, березы, ореха. Передняя часть корпуса оснащена пластиной со штифтами, порожком для колков, подставкой. Изнутри корпус оснащен приклеенными вертикально деревянными брусками, усиливающими сопротивление, распределяющими равномерно звуковые колебания.

Струны. Сколько струн у инструмента, полностью зависит от его типа. Количество варьируется от нескольких штук до нескольких десятков. Струны протягиваются практически вдоль всего корпуса, закрепляясь на металлических штифтах. Количество струн различное, обычно 5-17.

Струнодержатель. Деревянный брусок, размещенный между натянутыми струнами и верхней декой. Помогает струне свободно вибрировать, усиливает звук.

История возникновения:

Гусли – один из древнейших инструментов планеты. Русские гусли, очевидно, получили свое название от славянского слова «гусла», что так и переводится – тетива. Под него плясали, пели, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки. 

Звучание:

Обладают громким, звонким, но мягким звучанием. Тембр – с переливами, насыщенный, напоминающий щебетание птиц, журчание ручья.

Трек №19

ДОМРА

Описание:

Домра – щипковый струнный инструмент. Корпус в виде полусферы имеет плоскую деку, к которой приделан гриф. На него натягиваются 3 или 4 струны, проходящие через нижний и верхний порожек. В центре деки вырезано семь резонаторных отверстий. Во время игры деку защищает «панцирь», пристроенный в месте соединения грифа и деки. Он предохраняет от царапин. Головка фигурной формы имеет настроечные колки по числу струн.

Процесс создания домры сложный. Для одного инструмента используется несколько пород дерева:

кузов изготавливают из березы;

ель и пихту хорошенько высушивают, чтобы сделать деку;

накладки грифа выпиливаются из редкого черного дерева;

подставку формируют из клена;

для изготовления грифа и навесного панциря используются только очень твердые породы древесины.

История возникновения:

Сегодня историки говорят о восточном возникновении музыкального инструмента. Его строение напоминает тюркские тамбуры. У него тоже плоская дека, а во время игры музыканты в качестве медиатора использовали деревянную щепку, рыбную кость.

Звучание:

Голос у нее нежный, напоминающий журчание ручейка. 

Трек №20

СКРИПКА

Описание:

Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент. «Королева музыки» имеет узнаваемую конструкцию, состоит из корпуса, грифа и четырех струн. Скрипка устроена довольно сложно. Обычно используется ель, которая лучше резонирует и проводит вибрацию струн. Состоит из двух дек – задней и передней, соединенных между собой полосой древесины, названной обечайкой. В качестве резонаторных отверстий на верхней деке вырезаются два проема в виде латинской буквы «f», их называют эфами. Форма корпуса напоминает трапецию, верхняя и нижняя грань которой округлена, а в середине сужена. Талия и округлости создают удобство для скрипача во время игры.

История возникновения:

Изобрести инструмент по разным данным могли Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Первоначально это был инструмент бедняков - на ней играли крестьяне и бродячие артисты. А позже, стала «королевой музыки».

Звучание:

Выразительный, чарующий тембр и особенности звучания. 

Трек №21

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

БАРАБАН

Описание:

Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов. Среди множества разновидностей наиболее известен мембранный барабан, имеющий плотный металлический или деревянный корпус, обтянутый сверху мембраной (кожаной, пластиковой).

Устройство инструмента нехитрое, он состоит из следующих элементов:

Корпус. Изготовлен из металла или дерева. Лист, образующий корпус, замыкается в круг, внутри являясь полым. Верхняя часть корпуса оснащена ободом, закрепляющим мембрану. По бокам располагаются болты, служащие для натяжения мембраны.

Мембрана. Натягивается на корпус как сверху, так и снизу. Материалом для современных мембран служит пластик. Ранее в качестве мембраны использовали кожу, шкуры животных. Верхняя мембрана называется ударным пластиком, нижняя – резонансным. Чем больше натяжение мембраны – тем громче звук.

Палочки. Являются неотъемлемой частью барабана, так как отвечают за звукоизвлечение. Материал изготовления – дерево, алюминий, полиуретан. От толщины, материала, размера палочек зависит то, как будет звучать инструмент. Часть производителей маркирует палочки, указывая на их принадлежность: к джазу, року, оркестровой музыке. Профессиональные исполнители отдают предпочтение палочкам, сделанным из дерева.

История возникновения:

Кем и когда были изобретены древние барабаны, остается загадкой. Интересный факт – инструмент был распространен по всему миру. Каждая народность имела свой барабан, слегка отличающийся размерами или внешним видом. Среди активных почитателей инструмента – народы Южной Америки, Африки, Индии. В Европу мода на барабанную игру пришла гораздо позже – примерно в XVI веке.

Звучание:

Трек №22

БУБЕН

Описание:

Бубен - древнейший родоначальник ударных музыкальных инструментов. Разновидность мембранофона, звук из которого извлекается посредством ударов пальцев или деревянных колотушек. Конструкция представляет собой обод, на который натянута мембрана.

Мембранофон состоит из металлического или деревянного обода, на который натянута мембрана. В классическом варианте это кожа животных. У разных народов в качестве мембраны могут выступать и другие материалы. В обод вставляются металлические тарелочки. Некоторые бубны оснащаются колокольчиками, при ударах по мембране они создают дополнительное звучание, сочетающее барабанный тембр со звоном.

История возникновения:

Подобные бубну ударные музыкальные инструменты в древние века были у разных народов мира. В Азии он появился во II-III веке, примерно в это же время его использовали в Греции. Из азиатского региона началось продвижение бубна на запад и на восток. Инструмент широко использовался в Ирландии, в Италии и Испании он стал народным. В переводе на итальянский бубен называется tamburino. 

Звучание:

Бренчащий звонкий или глухой тембровый звук

Трек №23

КАСТАНЬЕТЫ

Описание:

Кастаньеты – это ударный музыкальный инструмент. Выглядят кастаньеты как 2 одинаковые пластинки, похожие по форме на ракушки, скреплённые между собой впалыми сторонами внутрь. В ушках конструкций есть отверстия, через которые протягивается лента или шнурок, крепящиеся к пальцам. Обычно инструмент делают из древесины твердых пород. Но сейчас можно встретить вариант, изготовленный из стеклопластика. 

История возникновения:

В переводе с испанского название «castanuelas» означает «каштанки», ввиду визуального сходства с плодами каштанового дерева. В испанской Андалусии его называют «palillos», что в переводе на русский означает «палочки для еды».

Интересный факт, что несмотря на ассоциации с испанской культурой, в частности с танцем фламенко, история инструмента берет свое начало в Египте. 

Звучание:

Звук ритмичный и красивый, без определённой высоты.

Трек №24

ТАМ-ТАМ

Описание:

Там-там - ударный музыкальный инструмент из бронзы или других сплавов в виде диска. Для извлечения звука используют деревянные колотушки с войлочными набалдашниками или палочки, как при игре на барабане. Там-там подвешивают по типу гонга на металлическом или деревянном основании. 

История возникновения:

Самые древние тамтамы изготавливались из кокосовых орехов, обтянутых кожей буйвола. В Африке инструмент имел обширное предназначение, в том числе ритуальное. Его название восходит к языкам этнических индейцев, в Китае более трех тысяч назад уже существовали подобные инструменты, а представители африканского племени тумба-юмба считали священным большой барабан Там-там. Поэтому научно-обоснованного вывода о месте происхождения нет до сих пор

Звучание:

При ударе звук волнообразно нарастает, создавая колоссальную звуковую массу. Звучание зависит от применяемой техники. 

Трек №25

ТАРЕЛКИ

Описание:

Тарелки - музыкальный инструмент относится к категории ударных. Материал изготовления – сталь. Для чистоты звучания используются особые сплавы – их отливают, затем куют. Современные модели имеют форму выпуклых дисков. Звукоизвлечение происходит путем удара по поверхности дисков специальными приспособлениями (палочками, колотушками), парные тарелочки ударяются друг о друга.

История возникновения:

Аналоги тарелок появились в бронзовую эпоху на территории древнего Китая, Японии, Индонезии. Конструкция походила на колокол – конусообразной формы, внизу – изгиб в виде кольца. 

Звучание:

Звучание может быть звонкое или глухое, в зависимости от материала изготовления.

Трек №26

ТРЕУГОЛЬНИК

Описание:

Треугольник - инструмент относится к ударной группе. При помощи этого представителя ударной группы воспроизводятся несложные ритмические фигуры. Инструмент представляет собой тонкую треугольную рамку с не смыкающимся контуром. Ее изготавливают из тонкой стальной проволоки. Известны треугольники, сделанные из других металлов. Важный параметр – размер инструмента. Традиционно используется три вида: большой, малый, средний. Играют на нем при помощи специальной палочки, которую музыканты называют «гвоздь». Она изготавливается из того же материала, что и сам треугольник.

История возникновения:

Исторически инструмент – один из самых малоизученных. По разным сведениям впервые он мог появиться в Турции. 

Звучание:

Звук треугольника чистый, прозрачный. Яркий тембр позволяет добиваться различных техник звучания. Значение при извлечении звука имеет не только размер инструмента и толщина его рамки. Важен диаметр сечения «гвоздя».

Трек №27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."

Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...