Математика на музыкальных занятиях
опыты и эксперименты по музыке

Гуторова Ирина Анатольевна

Музыка и математика – это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx22.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский

Белгородского района Белгородско области»

Математика на музыкальных занятиях

Подготовил музыкальный руководитель

Гуторова Ирина Анатолевна

п. Комсомольский 2022 год

«Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души,
не умеющей считать»
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм
(1 июля 1646, Лейпциг – 14 ноября 1716, Ганновер)
немецкий философ, математик, физик, юрист.

«Музыка – это проявление скрытой математики»
Го́льдбах (Goldbach) Христиан
(18.03.1690, Кенигсберг, ныне Калининград, — 20.11(1.12).1764, Москва),
математик, академик Петербургской АН (с 1725).

        Музыка и математика – это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

        А теперь давайте посмотрим, как развиваются математические способности на музыкальных занятиях.

        Как правило, занятие начинается с музыкально-ритмического упражнения.
        Здесь дети закрепляют понятие «круг», «линия».

        Следующий этап по традиционной структуре – «восприятие музыки» (или – слушание музыки).
        Слушая произведения разные по характеру мы их сравниваем – здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.
                Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие ритмического и динамического слуха и музыкального голоса способствует развитию и закреплению некоторых математических определений.

        Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются знания цвета и формы предмета, навыки ориентировки в пространстве.

        Например, музыкально-дидактическая (обучающая, развивающая) игра «Повтори» тренирует память, слуховое внимание, закрепляет понятия «длинное-короткое». Или – игра «Многоэтажный дом» - детям предлагается посчитать этажи дома от одного до семи и обратно – закрепление порядкового счета.

        С младшей группы дети знакомятся со звуками – длинными и короткими, т. е. дети узнают, что звуки делятся. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса.

        Когда идет знакомство с длинными и короткими звуками в младшей группе используются различные картинки (иллюстрации). Например, солнышко. Дети видят, как от солнышка идут лучики длинные и короткие – формируется понятие «длинная линия» и «короткая». Точно с такой же целью на музыкальном занятии используется демонстрационный материал с зайчиками, грибочками, рыбками (большие и маленькие) и т.д.

Также – этот материал используется для знакомства и ориентации в пространстве (высоко – низко). Когда говорим о высоких и низких звуках, то формируется понятие «расстояние».

        Очень важным в музыкальном занятии является этап «пение»

        Пение песен про числа, математику, часы и т. д.

Например: песня В. Шаинского «Дважды два - четыре»

Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не три, а не пять – это надо знать!
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем!
Трижды три навеки – девять,
Ничего тут не поделать!
И нетрудно сосчитать,
Сколько будет пятью пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Совершенно верно!

        Вслушайтесь в эту веселую песенку. С помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения.

        Знакомив детей с музыкальными терминами, обозначающими динамику – «форте» и «пиано», дети знакомятся с графическим обозначением динамики и эти знаки похожи на математические знаки «больше» и «меньше». Так легче запоминаются эти знаки, т. к. «форте» - громко, а в математике знак «больше», «пиано» - тихо, а в математике знак «меньше».

        На музыкальных занятиях часто используются пальчиковые игры (под музыку или без), в которых с младших групп используется порядковый счет. Например,

Раз, два, три, четыре, пять –

Выбрасывают пальчики из кулачка.

Вышли пальцы танцевать.

Свободное движение ладошками.

Большой пустился в пляс,

Круговые движения больших пальцев вокруг друг друга

Указательный в припляс.

Подушечки указательных пальцев касаются друг друга.

Средний пальчик поклонился,

Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.

Безымянный притаился,

Спрятать 4-йпалец одной руки в кулачок другой.

А мизинчик удалец

Сцепить мизинцы между собой.

Цепь сцепил и молодец!

Как же дальше танцевать?

Тянут сцепленные пальцы.

Надо цепь нам разорвать!

Разрывают связь в конце фразы.

Пять обезьянок
Пальчиковая игра на обратный счёт

Пять обезьянок прыгали в кроватке.
Одна из них упала головою вниз.
Мама к телефону, доктор отвечает:
«Запретите детям прыгать, мисс!»

Четыре обезьянки прыгали в кроватке.
Одна из них упала головою вниз.
Мама к телефону, доктор отвечает:
«Запретите детям прыгать, мисс!»

Три обезьянки прыгали в кроватке.
Одна из них упала головою вниз.
Мама к телефону, доктор отвечает:
«Запретите детям прыгать, мисс!»

Две обезьянки прыгали в кроватке.
Одна из них упала головою вниз.
Мама к телефону, доктор отвечает:
«Запретите детям прыгать, мисс!»

Одна обезьянка прыгала в кроватке.
Одна из них упала головою вниз.
Мама к телефону, доктор отвечает:
«Запретите детям прыгать, мисс!»

Никто из обезьянок не прыгает в кроватке,
Никто из них не падает головою вниз.
Мама к телефону, доктор отвечает:
«Дети легли спать, дорогая мисс!»

Тихая поляна, быстрая река
Подвижная игра на ориентировку в пространстве
(на мелодию «Буги-вуги»)

Дети встают в 2 колонны, повернувшись лицом в одну сторону.

Это правая рука,

(отводят правую руку и ставят её на пояс)

Это левая рука,

(отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна,

(отводят правую руку)

Слева быстрая река.

(отводят левую руку.)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот.

(Поворачиваются на 180°)

Слева тихая поляна,

(отводят левую руку)

Справа быстрая река.

(отводят правую руку)

Неужели стала правой моя левая рука?

(Удивлённо пожимают плечами)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот.

(Поворачиваются на 180 °)

Это правая рука,

(отводят правую руку и ставят её на пояс)

Это левая рука,

(отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна,

(отводят правую руку)

Слева быстрая река.

(отводят левую руку.)

Проигрыш. Бегают по залу врассыпную. Останавливаются на последний звук.

***

Раз, два, три!

(3 хлопка у правой щеки)

Раз, два, три!

(3 хлопка у левой щеки)

Свою сторону найди!

(ставят руки на пояс и топают ногами.)

Дети быстро строятся в колонны. Побеждает команда, построившаяся первой.

        На музыкальных занятиях дети очень любят играть на детских музыкальных инструментах. Это – треугольники, металлофоны, бубны, колокольчики, которые также имеют определенную геометрическую форму. При этом – передавая ритмический рисунок, закрепляют математические представления: выкладывают ритм длинными и короткими полосками, большими и маленькими кружками разных попевок.

        Разучивание танцев идет под счет. В хореографических перестроениях используется принцип «восьмерки» или «квадрата».

        Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, две системы мышления, тесно связанные между собой:

Музыкальные и математические операции родственны и содержательно, и психологически.

        Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

        Музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.

        Великий математик Лейбниц сказал: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по математике и музыкальному воспитанию в старшей группе «В Гостях у Золушки»

Задачи:Образовательное направление:1.Упражнять в группировке предмета по два и определении количества групп.2.Определение варианта состава числа.3.Совершенствование графических навыков в ориенти...

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Музыкальное занятие "Музыка и математика" для воспитанников подготовительной группы

Конспект занятия может быть полезен воспитателям и музыкальным руководителям. Прослеживается связь музыкальных занятий и формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошколь...