Рабочая программа дополнительного образования по хореографии «Ритмическая мозаика» для детей 5-7 лет
рабочая программа по музыке (старшая группа)

Мотренко Юлия Евгеньевна

Программа по хореографии для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_horeografiya_5-7_l_dou.docx136.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

по хореографии «Ритмическая мозаика»

для детей 5-7 лет

Содержание

1. Целевой раздел……………………………………………………………….

3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….

3

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс…………………………………………………..

5

  1. Цели и задачи  программы…………………………………………………

6

  1. Методические рекомендации……………………………………………….

7

  1. Структура занятия…………………………………………………………..

8

2. Содержательный раздел…………………………………………………….

9

2.1. Особенности возрастной группы детей…………………………………..

9

2.2. Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет…………..….

11

2.3. Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет……………..

23

3. Организационный раздел…………………………………………………… 

35

3.1. Расписание  занятий………………..……………………………………….

35

3.2. Основные требования к знаниям и умениям  воспитанников……………

35

3.3. Материально-технические условия………………………………………..

41

3.4. Список литературы…………………………………………………………

43


1. Целевой раздел

Пояснительная записка

      Главной задачей развитого общества всегда было формирование нового человека, гармонично развитого, умного, энергичного, здорового психически и морально, физически выносливого, способного во взрослой жизни служить обществу с полной отдачей, энтузиазмом. Нас, ныне живущих, волнует какие люди придут нам на смену, как они будут жить.

      Если представить общество как организм, то ребёнок – это сердце. Детство – это экологическая ниша нашего общества, нашей духовности. Важно сохранить эту нишу, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность.

      Бурный темп современной жизни зачастую не позволяет находиться в гармонии с собой и окружающим миром. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Помочь детям раскрыть себя, социализироваться способны занятия хореографией, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.

     Комплексы  коррекционно–развивающих и психотерапевтических упражнений, игр, музыкально–ритмических композиций дают возможность самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребёнком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности повышает самооценку, восприятие ребёнка.  И в конечном итоге обеспечивает решение важнейшей задачи – адаптации ребёнка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

     Ребёнок, действуя в этом удивительном мире искусства, даёт позитивные изменения в своём развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. После общения с искусством по своему психологическому состоянию дети становятся качественно другими: успокоенными, духовно обновлёнными, с положительными изменениями в эмоциональной и  познавательной сферах.

  Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные и пластичные образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

      Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания  находящиеся во власти бессознательного.

Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку.

Нормативно-правовой базой для разработки рабочей программы дополнительного образования по хореографии «Ритмическая мозаика» является:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Закон «Об образовании в Республике Крым» № 131-ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 г.
  • Концепция воспитания и социализации обучающихся Республики Крым. Утверждена Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2020 год No1823;
  • Методические рекомендации Министерства образования науки и молодежи Республики Крым 2022-2023 г.г.
  •  Методические рекомендации КРИППО 2022-2023 г.
  • Устав, регистрационный № 2318 от 23.05.2018. утвержденный Администрацией г.Симферополя Республики Крым
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, разработанная в соответствии с ФГОС.
  • Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» авторы: Мухоморина Л. Г.,  Кемилева Э. Ф.,Тригуб Л. М., Феклистова Е. В.
  • ООП МБДОУ № 103 «Аврора» в новой редакции.
  • Рабочая программа воспитания на 2021-2025 гг., утвержденная приказом № 62 от 03.08.2021 г.

Целевая  группа  дети   дошкольного возраста  от 5-7 лет.  Формирование группы осуществляется в начале учебного года, согласно Устава образовательной организации. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и рассчитана на проведение 2 занятий   в неделю, во вторую половину дня.  Периодичность проведения занятий - согласно разработанного расписания, длительность – согласно возрастным особенностям дошкольников.

Программа  построена на основании современных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья дошкольников.

1.2. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

Актуальность программы в том, что она направлена не только  на получение детьми знаний, умений и навыков движения под музыку, но и является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направлена на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, требующих свободного и осознанного владения телом, способствует развитию коммуникативных навыков. Программа отвечает всем требованиям к современному педагогическому  процессу, способствует вхождению ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.

   

 Практическая значимость данной программы заключается в комплексном использовании гимнастических, мимических, дыхательных упражнений, театрализованных жестов, творческих заданий, упражнение на построение, перестроение, коммуникативных, пальчиковых игр, музыкально – ритмических движений, композиций. Весь процесс строится в игровой форме, структурирован и подчинен динамической системе развития пластики и навыков движения под музыку.

      Таким образом, ребёнок овладевает опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально – телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно – творческих и спортивных видов деятельности: это может быть  последующее обучение хореографии, гимнастике, а так же  занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. что соответствует целевым ориентирам Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования.

     Программа по дополнительному образованию «Ритмическая мозаика» вводит детей в большой и удивительный мир  движений, посредством игры  знакомит с некоторыми жанрами видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся  музыку у детей развивается  способности к самостоятельному творческому самовыражению, формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.

1.3. Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ: Содействие всестороннему  развитию  личности дошкольника, формирование  творческих способностей  и  развитие  индивидуальных качеств ребёнка, совершенствование двигательных умений и навыков средствами  музыки  и   ритмических   движений.

 

Задачи:

Обучающие

  • Расширять  музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков;
  • Включение в процесс познания  своего тела как выразительного инструмента, освоение новых движений, приобретение собственного чувственного опыта, преодоление посильных затруднений в выполнении музыкально – ритмических упражнений.
  • Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, выразительности, пластичности; вырабатывание выносливости, развитие силы, умения ориентироваться в пространстве; тренировка подвижности; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  • Мотивирование детей к активной музыкально–ритмической деятельности (дети должны получать истинное удовольствие от движения под музыку)

Развивающие

  • Способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
  • Развивать мышление, воображение, познавательную активность.
  • Формировать правильную осанку.
  • Стремиться  к приобретению психологического комфорта, партнёрских, доверительных взаимоотношений взрослых и детей.
  • Развивать эмоциональную выразительность, раскрепощенность в танце.
  • Способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к культуре танца народов проживающих в Крыму.
  • Воспитывать инициативу, чувство товарищества.
  • Воспитание чувства такта, культурных привычек.

Прогнозируемые результаты:

  • Осваивая постепенно весь предложенный материал, дети должны уметь:
  • Выполнять построения и перестроения, двигаться в разных направлениях.
  • Ориентироваться в пространстве, равномерно распределяясь по музыкальному залу (площадке).
  • Ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами несложный ритмический рисунок.
  • Пользоваться атрибутами и музыкальными инструментами.
  • Выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку.
  • Представить различные образы в музыкально–подвижных играх, открытых мероприятиях ДОУ.

В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:

  • выразительность, легкость исполнения движения под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоение большого объема  разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;
  • умение организовать игровое общение с другими детьми;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

1.4. Методические рекомендации

Для успешной реализации выше поставленных задач необходимо выполнять следующие условия:

  • Использование интенсивных методов обучения, позволяющих сделать процесс движения радостным и привлекательным – выполнение большого объёма  двигательных упражнений на занятиях, а так же подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребёнка.
  • Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку.

Например, яркая художественная музыка, под которую движутся дети, развивает вкус, музыкальные способности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве.

       Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищённости каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить своё неумение и т.д.

      Педагог стремится сделать привлекательным процесс занятий путём подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

       Занятия необходимо проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Так же необходимо наличие аудиотехники. Форма одежды облегчённая, предпочтительно спортивная; на ногах чешки или носки.

1.5. Структура занятия

     

Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно связаны между собой.

Подготовительная часть занимает от 5 до 15 % общего времени и зависит от решения поставленных задач занятия. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический  и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Основная часть длится от 70 до 80 % общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные навыки, идёт работа над развитием двигательных способностей: гибкости, ловкости, мышечной силы, быстроты движений, выразительности, выносливости, умения ориентироваться в пространстве и т.д.

Заключительная часть длится от 3 до 7 % общего времени. В этом случае если в основной части урока имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. В заключительной части используются упражнения на   расслабление мышц,  двигательные и на укрепление осанки. Если занятие  направлено преимущественно на  разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная зарядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально–подвижные игры малой интенсивности, полюбившиеся детям музыкально-ритмические композиции.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, движений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, и творческих способностей ребенка.

Программа по хореографии рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

 Формы подведения итогов реализации  программы:  

  • открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;
  • спортивные и музыкальные развлечения и праздники в детском саду;
  • участие в районных и городских мероприятиях, конкурсах.

Форма обучения – обучение детей проходит по специально организованной деятельности во второй половине дня. Продолжительность занятий: 30 минут. 

Способ организации – группа, организованная по возрастному принципу, количественный состав до 25  человек.

1.6. Планируемые результаты освоения программы.

В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах. Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д. У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

  1. Содержательный раздел

  1. Особенности возрастной группы детей.

5-6 лет

В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает больших успехов в развитии движений, что выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко  возрастет способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек плавные, мягкие, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости  от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться.

6-7 лет

На седьмом году жизни у детей совершенствуются навыки выполнения разнообразных видов движений: появляется координация в движениях рук и ног, более ритмичными становятся ходьба, бег, прыжки, различные виды сложных циклических движений (шаг польки, переменный шаг и др.) Развитие воображения и фантазии способствует более выразительному и осмысленному выполнению образно – игровых движений. Дети способны запоминать достаточно большой объём различных движений и перестроений, что способствует расширению исполняемого репертуара. Дети становятся более изобретательны в импровизации движений под музыку. Зрительно – моторная координация девочек более совершенна.

Различия в характере исполнения движений и музыкальных предпочтений у девочек и мальчиков становятся более отчётливыми. Девочки любят исполнять лирические танцы. Движения у них более плавные, изящные, мягкие.

У мальчиков движения более резкие и порывистые, они предпочитают маршеобразные чёткие ритмы.


2.2. Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет

Сентябрь

Дата

Кол-во ч.

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

1

1

1

1

2

1

1

1 сентября - День знаний!

Давайте познакомимся!

Что такое

танец?

Азбука танца

Танцевальные шаги.

С праздником, наши любимые  воспитатели!!!

Музыкально-игровой квест.

Знакомство с детьми.

Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности.

Дать детям элементарное представление о танце.

Виды танцев.

Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног.

Обучение детей выполнять различные виды шагов.

Подготовка к приставному шагу и припаданию.

Подготовка и проведение праздничного концерта

Поклон-приветствие.

Положение ног, рук при поклоне.

Постановка корпуса, рук. ног и головы.  Положение рук на талии, позиции ног : 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.

Упражнения: Шаг с носочка.  

Шаг на носочках, пятках, на внутренней и внешней стороне ступни.

Шаг с высоким подниманием колен, заброс ноги назад.

 

Приставной шаг , припадание, упадание.

Разминка по кругу.

Танцевальный флешмоб для детей. Музыкальные игры.

Объяснения, пояснения, показ. Прослушивание быстрой, ритмической и медленной музыки.

Основные элементы танца. Показ видеоматериала и прослушивание аудиматериалов.

Танцевальные этюды: «Лесная прогулка», «Грибочки».

«Дождик», «Лошадки».

 «Ветер, ветерок».

«Листопад», «Грибочки».

Разучивание танца «Цветы для любимых воспитателей»

Праздничный флешмоб. Танец «Цветы для любимых воспитателей»

Октябрь

2

2

1

1

1

1

«Осень золотая»

«Папочке любимому моему!»

Утренник ««Осень золотая»

 

Различные виды бега.

Прыжки

Подготовка к празднику «День отца»

Праздничное развлечение.

Подготовка к осеннему празднику

Проведение утренника

Бег с забрасыванием голени назад и  выбрасывание прямых ног вперед,

назад, «лошадки», «русский бег».

Прыжок по VI позиции ног, прыжок по II позиции ног.

Прыжки на левой и правой ноге.

Разминка по кругу, с применением выученных движений

Разминка по кругу, по диагонали

Танцевальные  композиции:«Хорошее настроение», разучивание связок. 

Музыкальные игры, Танец «Хорошее настроение»

Танцы: «Осенний листопад», «Осенние дорожки», изучение связок, комбинаций

«Семечки», «Веселый огород», связки, комбинации.

 

Ноябрь

2

1

1

1

1

1

1

Шире круг

«Праздник акварели»

Ознакомление детей с понятиями: линия, полукруг, круг. 

Повороты влево, вправо; названия  рисунков танца:  звездочка, улитка, змейка.

Развитие умения свободно выполнять ход по диагонали.

Работа с лентой

Ход по кругу, парами.

Подготовка к развлечению  «Празднику акварели»

Проведение развлечения

Упражнения: ход на носочках по кругу, диагонали, колонной.

Строить круг, делать его маленьким и большим.

 Ходьба в шеренгах.

Бег «цепочкой», «змейка» с воротцами

Разминка по кругу, по диагонали, середина зала.

Веселый тренинг «Катились колеса» «Шагают ножки» «Паучок» «Морская звезда»

 

«Гусеница»

 Разучивание движений и связок к танцу с лентами «Я рисую этот мир»

«Пружинка» «Упражнение с листочками» «Передача листочка»

Повторение танца: «Я рисую этот мир»

Танец с лентами «Я рисую этот мир»

Декабрь

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

2

1

1

1

1

1

1

«Новый год у ворот»!!!

Знакомство детей с основными правилами соблюдения правильной осанки – втянуть колени, ягодицы, живот, опустить и расслабить плечи, вытянуть шею.

Позиции рук.

Учить ставить ноги в различные позиции. Повторение изученного раннее.

Подготовка к новогодним утренникам

Мимика в танце

Проведение новогоднего утренника

Упражнения: Demi-plie по I, II, VI позициях, Releve по I, II,VI позициях.

Скольжение ногой с I позиции в II позицию.

 Положения рук с I во II позицию, со II на III позицию.

 Разминка, положения ног.

Разминка на середине зала

Работа перед зеркалом. Глаза, улыбка, положение головы, корпуса.

Танцевальные композиции: «Кукляндия», «Хоровод снежинок».

 «Веселые гномики», «Конфетки-вкусняшки».

 «Снеговики», «Новогодняя полечка».

 «Волшебные куколки».

Закрепление изученных танцевальных композиций.

Январь

2

1

1

1

1

1

1

На детском танцполе

Рождество

Прощай, елочка!

Обучение выполнять поклоны, разные положения в парах.

Проведение рождественского развлечения «Коляда»

Закрепление умения выполнять различные движения рук.

Положения рук и ног.

Праздник прощания с елкой.

Обучение выразительно, технично и музыкально исполнять простые детские танцы.

Развивать музыкальность 

Упражнения: поклон и реверанс в парах, притопы.

 

Хлопки друг с другом  отдельно. Движения «качалочка».

Позиции в бальном танце.

 Повороты в стороны, движения рук вверх, вниз.

 Специальные упражнения: укрепление позвоночника.

Танцевальные этюды: «Вальс цветов», «Менуэт»

 

«Танец - приглашение», «Топотушки».

 «Полька с хлопками»

Повторения новогодних танцев

«Французская полечка»

 «маятник», «месяц», «муравей».

Февраль

2

1

1

1

2

1

Крымские узоры

«Наши папы лучше всех»

Показать детям представление о том, что народный танец является первоосновой хореографического искусства

Подготовка к проведению конкурса для пап «Наши папы лучше всех» к празднику Защитника Отечества

 Проведение праздника

Ознакомление детей с элементами русского, татарского,украинского танцев.

Подготовка к проведению праздника для мам!

Упражнения: русский, украинский,  татарский поклон, шаг с притопом.  Пластичность рук в татарских и турецких танцах.  

 Разминка на середине зала, растяжка parter

Простые положения рук в зависимости от национальных особенностей и традиций.

 Повороты и наклоны корпуса.

Танцевальные этюды: «Цветы яйлы», «Гопачок», «Валенки»

 «Русский перепляс»

Хоровод «Березы», «Рушничок

Танец «Я солдат» со стульями.«

Яблочко»

«Хайтарма», «Халай!»

 болгарский танец «Их, ха».

Танцевальные этюды: «Вальс цветов», «Подружки», «Мама».

Март

1

1

2

1

1

2

Весенний бал

«Мамочке любимой»

Ознакомление детей с основными правилами приглашения на парный танец.

Проведение утренника для любимых мам !

Правила уважительного отношения к партнеру.

Обучение выполнять танцевальные шаги.

Шаги в движениях танца

Формирование умение ориентироваться в пространстве.

Упражнения: боковой галоп с притопом.

 Кружиться в паре под рукой

 Прямой галоп, боковой галоп, подскоки в парах

Галоп боковой  в парах.

Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Шаг польки.

Отработка танцев к празднику

 Танцы: «Вальс цветов», «Подружки», «Мама».

«Финская полька».

 

«Джентельмены», «На лугу»

Игровой стретчинг «Качалочка», «Лодочка»

Музыкальные игры: «Кукла и мишка», «Коршун и цыплята»

Апрель

1

2

1

1

1

1

1

«День смеха»

Вот как мы умеем

Равлечение, посвященное дню смеха

Обучение выразительно,  технично и музыкально выпонять простые танцевальные движения

Обучение пониманию и различию элементов народного, бального и эстрадного танца. Добиваться исполнения партнерских ролей и четкого выполнения движений.

Положение рук в парах

Выработать прямую осанку, красивую походку, развивать чувство ритма, внимание, память.

Учить ритмично выполнять движения с предметами и способствовать развитию мягкости, выразительности и плавности движений.

Разминка на середине зала и по диагонали, стретчинг. «березка», «рыбка», «улитка»

Приставной шаг, бег, галоп

 Подскоки, пластика рук. Различные позиции рук и ног. Постановка корпуса.

«Корзиночка» «Лодочка»

Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «муравей».

Специальные упражнения: веселый тренинг (« Достань мяч», «Соедини ладошки»).

Портерная гимнастика: «поплавок», «качалочка», «березка», «улитка».

Музыкальные игры: «Мы сейчас пойдем направо», «Повар Булочка», «Крокодильчик просто класс»

Танцевальные этюды: «Мы маленькие дети», «Буратино»

 «В ритме вальса», «Танец-приглашение», «Цыплята»,

«Веселая пчела»,

«Полька-бабочка», «Хоровод дружбы»

Полька «Не шали»

Май

1

2

1

1

1

1

1

Танцуют – все

«День победы»

Закрепление

и совершенствование танцевальных движений на творческо-интуативном уровне.

Подготовка к празднику «День  победы»

Проведение праздника

Развитие способности детей передавать разное настроение посредством мимики, жестов. Добиваться четкого выполнения движений.

Способствовать развитию координации движений.

Закрепление знаний

Упражнения: выразительные жесты, движения-брови приподняты

 

Разминка по кругу, диагонали, середина зала, партер.

Уголки рта опущены, плечи подняты, руки разведены ладони раскрыты.

 Упражнения на передачу чувств -  радости. Огорчения, удивления т. д.

Разминка на середине: повороты и наклоны головы, работа руками (кисти, локти, плечи – круговые движения). Повороты туловища.

Повторение разминки и растяжки прошлого года.

Танцевальные этюды: «Сладкоежка», «Непослушные дети»

Разучивание движений, связок, комбинаций к празднику

Танцы «Смуглянка», «Танец летчиков»

 «Фокусники»  «Кривляки»

 «Веселуха».

 Игра «Море волнуется раз…»

Игры на координацию «Веселый паучок», « Цыпленок Пи»

Повторение танцев.

Календарно-тематическое планирование на летний период

Июнь

1

2

2

2

1

День защиты детей

Топни ножка моя

Проведение праздничного мероприятия ко «Дню защиты детей» Праздничный концерт.

Развитие чувства ритма, ориентации в пространстве.

Совершенствование выполнение хороводного и дробного шага.

Обучение движений в характере и темпе музыки (быстро, медленно).

Сопоставление начала и конца движений одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы.

Обучение детей выполнять различные виды шагов.

Виды шага (совершенствование); повторение: галоп вперед, сужение, расширение круга различными танцевальными шагами: пружинистым шагом, топотушками.

Линия танца. Переходы из диагонали  в круг, улитку, полукруг. Из круга в колонну и в 2 круга.

Приставной шаг , припадание, упадание.

Изучение движений к танцу «Детство, детство» , « Дискотека на болоте».Соединение движений в связки и комбинации к танцам.

Постановка танца «Детство, детство», « Дискотека на болоте»

 Повторение танцев «Веселая пчела», «Полька-бабочка».

Июль

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

2

2

2

2

Солнечные зайчики!

Развитие творческих способностей: воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.

Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения.

Ритмические упражнения и игры: «Упражнение с цветами», «Качание рук», «Бег с ленточками».

Упражнения на середине зала: «Марш», «Торжественная ходьба».

Ритмические упражнения и игры: «Делаем красиво».

Изучение элементов танца «Флешмоб» ко спортивному празднику и   танцу «Мамочка родная» ко Дню любви , семьи и верности.

Постановка связок и комбинаций к танцам.

Постановка танцев «Флешмоб» и «Мамочка родная»

Повторение ранее изученных танцев по желанию детей.

Август

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

2

2

2

2

Радуга-дуга!

Игровые танцы –что это? Музыкальные игры в хореографии.

Познакомить детей с основными правилами приглашения на парный танец.Учить выполнять танцевальные шаги, соединять их с разными позами и движениями.

Добиваться исполнения партнерских ролей и четкого выполнения движений

Шаг по кругу, различные виды бега

Разминка на середине зала, партер.

Разминка по диагонали.

Полная разминка по кругу, по диагонали, середина  зала, партер.

Танцевальный этюд “Оранжевое лето…”

Изучение движений к танцу с тканью «Цветик-семицветик» и к танцу с лентами «Мир в котором мы живем», посвященного открытию недели красок в ДУ.

Постановка танцев с предметами

«Цветик-семицветик», «Мир в котором мы живем»

Повторение танцев «Детство, детство» , « Дискотека на болоте»

  1. Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет

Сентябрь

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

1

3

2

1

3

2

Музыкальная шкатулка

Развитие умения обозначать характер, темп, динамику, жанр музыкального произведения. Выполнение движения соответственно его характера.

Выполнение различные виды шага, бега и прыжков.

Простой  шаг.

Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков.

Упражнение с предметами «Цветные флажки».

Ходьба различного характера, легкие прыжки на двух ногах.

Ходьба пружинистым шагом.

Различные виды шага, бега и прыжков: простой танцевальный шаг

Шаг с подниманием колен

 Разновидности танцевальной ходьбы и бега, поскоки с ноги на ногу.

Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук Танцевальный  шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок одновременно с различными положениями рук.

Танцевальные этюды:   «Лесная прогулка», «Дружба»

«Замри и попляши».

«Ветер и ветерок», «Тихий танец».                                  

«Лошадки»

«Бабочки и жуки».

«Улетай, туча», «Мы не боимся дождя», хоровод «Листочки».

Октябрь

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

2

2

3

2

1

2

Малыши -  карандаши

Знакомство детей с понятиями: линия, полукруг, круг, интервал

Обучение рисунку танца: «змейка», «улитка», «цепочка».

Обучение свободно ориентироваться в пространстве.

Ходьба по диагонали.

Мимика в танце.

Коллективно – порядковые упражнения «Часики»

Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков.

Упражнения:

«Найди свое место в колонне», Кружки и цепочки».

«Стройте круг», «Выворачивание круга»,

«Ходьба в шеренгах», «Змейка с воротцами».

«Змейка с воротцами».

«Если весело живется»

Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный  шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг.

Танцевальные этюды:

«Танец-приглашение»

«Танцуем вместе», «Кривой танец».

«Улетай, туча», «Мы не боимся дождя»

Танец с дисками «Разноцветная игра»

Танец с дисками «Разноцветная игра»

 «Мы не боимся дождя»

Ноябрь

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

1

3

2

2

2

2

Танцуем сидя

Ознакомление детей с понятиями: подъем, выворот, гибкость.

Обучение музыкально выполнять на полу танцевально-гимнастический комплекс

Развитие умения  держать корпус

Удерживать натянутый подъем стопы

Танцевальные элементы и композиции с музыкальными инструментами: «Бубен на двоих», «Колокольчики, динь, динь».

Знакомство с новогодними  танцем «Гномики».

Упражнения:

«Веселые ножки»

«Едем, едем на велосипеде».

«Танцуем сидя»

«Танцующие кисточки»,

«Качельки», «Заячьи ушки».

Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота».

Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения.

Танцевальный этюд:

«Рисуем на песке».

«Расцветающий цветок»

 «Крошки-сороконожки»

 «На морском берегу».

Танец с бубнами «Тарантелла», основные движения

Игры  «У оленя дом большой», « Толстый бегемот»

Танец «Гномики», « Льдинки и снежинки»

Декабрь

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

1

2

3

2

2

2

Страна Терпсихоры

Понятия хореография – это искусство создания танца

Виды танца: классический, народный, современный

Формировать представление о том, что каждое движение передает особое настроение

Положение в паре

Ориентирование в пространстве «Рисунок танца»

Упражнения:

«Покажи, как я» (различная позиция ног), «Бабочки и жуки».

«Как Буратино», «Носок-пяточка», «Кружки и цепочки».

Хореографический вечер к новогоднему утреннику «Елочкины сказки».

Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре.

Построение круга из шеренги. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна».  Построение круга из шеренги.

Танцевальные этюды:

«Танцующие куколки», «Весело-грустно».

«Волшебные снежинки», «Новогодняя полечка»

 «Гномики»

 «Снеговики», «Танцующие елочки»

Танец «Новый год»

Январь

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

3

1

1

2

2

3

Украинские узоры

Знакомство детей с названиями украинских хороводов, этюдов и упражнений.

Костюм украинского народа, основные элементы, ознакомление.

 Поход в музей национальной культуры , находящийся в ДУ.

Обучение основным положениям рук.

Основные положения ног.

Характерный рисунок украинских танцев.

Упражнения:

«Поклоны-приветствия».

«Бегунец»

 

«Присядка», «Веревочка»

«Припадание»

«Ручеек», «Косичка».

Танцы:

«Журавли и журавушки».

«Гоп-гопачок».

«Подоляночка»

«Віночок»

«Повзунець»

Февраль

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

1

2

1

1

2

2

2

1

Крымско-татарские узоры

Знакомство  детей с традициями крымско-татарских  танцев.

Постановка хороводов, этюдов и упражнений.

Костюм крымскотатарского народа, основные элементы, ознакомление.

 Поход в музей национальной культуры , находящийся в ДУ.

Постановка рук.

Основные положения ног.

Обучение простым характерным движениям танца.

Характерный рисунок крымскотатарских танцев.

Национальный поклон

 «Повороты», «Па де баск», «До-за-до».

«Переменный ход», положения рук

«Упадание», «Припадание».

Упражнения:

«Плавные руки»

Танцы:

 

«Явлукъ оюны»

«Мисхор Къызы».

«Хайтарма».

Танец «Horan-oyuni » 

Март

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

1

2

1

1

2

2

2

2

Русские узоры

Знакомство детей с особенностями русского народного танца

Постановка хороводов, этюдов и упражнений.

Костюм русского народа, основные элементы, ознакомление.

 Поход в музей национальной культуры , находящийся в ДУ.

Обучение основным положениям рук.

Положение ног в русском танце.

 Доступные движения русского танца. Формирование умения музыкального исполнения русского танца. Разновидности танца

Национальный поклон

Упражнения:

Шаги с притопом, пружинящий, переменный Боковой, с каблука, русский бег

 «Припадание»,

«присядки»

 «Гармошка»

«Ковырялочка».

Узоры хороводов

Танец:

«Матрешки», «Калинка»

Игра: «Шел козел по лесу»

 «Русский перепляс»

 «Барыня»

 Этюды на творчество «Попляши-ка»

Хоровод «Полинушка»

Апрель

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

2

1

2

2

2

2

1

На детском танцполе

Формирование представления детей о бальном танце.

История бального танца

Обучение выполнению поклона для  мальчиков, реверанса – для девочек Положения рук в парах.

Положения ног в танце.

 Формирование навыков исполнения несложных танцевальных  движений.

Постановка выпускного вальса

Упражнения: Положение в парах лицом, спиной друг к другу, рядом друг с другом. Реверанс-поклон.

Покружилися-поклон. «Вальсовая дорожка».

Шаг «Мазурки», «Полонеза»

«Приглашение»

 «Вальс цветов», «Танго»

 «Смени пару»

«Пригласи меня на танец».

«Полонез».

«Выпускной вальс»

Май

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

2

2

1

2

2

2

1

До свидания, детский сад!!!!

 Формирование представления детей о современных направлениях в хореографии.

Обучение выполнения несложные движений под современную музыку.

Подготовка к выпускному балу!

Разучивание вальса парами, рисунок танца.

Разучивание танца « Малявка»

Разучивание танца « Учат в школе»

Выпускной бал!

Разминка по кругу, по диагонали, на середине зала, партер.

Включается в разминку шаг вальса, прыжки , повороты.

Танец:

«Выпускной вальс»

« Мы маленькие дети»

Танец « Малявка»

Танец « Учат в школе»

Календарно-тематическое планирование на летний период

Июнь

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

1

3

2

2

2

2

Вместе весело живется!

День защиты детей!

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

 Развитие умений ориентироваться в пространстве.

 Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

Формирование представления детей о современных направлениях в хореографии.

Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

 бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк в лесу»)

Праздничный квест

Повторение элементов танцев и  уже изученных связок и комбинаций к танцам.

 Подготовка к празднику «Мой любимый Симферополь», постановка танца «Пчелки».

Подготовка к неделе молока, постановка этюда «Молочница».

Повторение и отработка танцев.

Июль

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

2

2

2

2

2

2

Вот так лето!

Развивать чувства ритма и умение слышать музыкальные фразы, добиваясь выразительности движения.

Развивать внимание, точность движения, фантазию и учить выражать эмоции в мимике.

Развивать умение ориентироваться в пространстве; обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

Хип-хоп, брейк, диско, джаз.

Обучение выполнения несложные движений под современную музыку.

общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на гибкость, плавность вижений; имитационные движения —"хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.).

Подготовка с спортивному празднику «Мама, папа, я –спортивная семья», постановка общего флешмоба.

Изучение танцевальных элементов и связок к французскому танцу с корзинками «Цветочницы».

Постановка танца «Цветочницы» и танцевального этюда «Мир цветов» к неделе «В королевстве цветов».

Упражнения:

«Неуклюжий медвежонок», «Тик- так», «Жу-Жу»

Август

Дата

Тема

Содержание

Разминка

Основная часть

3

2

3

3

1

Этот прекрасный мир!

Развивать выразительность движений и пластики, формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового танцевального общения детей.

Развивать координацию, точность движения, выразительность пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песни в движениях.

Итоговое занятие

Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «муравей».

Специальные упражнения: веселый тренинг («Достань мяч», «Соедини ладошки»).

Портерная гимнастика: «поплавок», «качалочка»

Подготовка  ко «Дню солнца», танец «Солнечные лучики», изучение элементов танца, отработка несложных движений.

Постановка танца «Там на неведомых дорожках» и танцевальных этюдов с разноцветными шариками «Радуга»

и «На лужайке».

  1. Организационный раздел.

Модель образовательного процесса.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Рабочая программа по хореографии «Ритмическая мозаика»  предлагает проведение занятий для детей старшей группы 2 раза в неделю, для детей подготовительной группы 3 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий старших групп 76 ч., подготовительных групп 114 ч.Занятия длятся 30 минут.

3.1. Расписание занятий

День недели

Время

Деятельность педагога

дополнительного образования

Понедельник

1515-1545

НОД с воспитанниками подготовительной группы №8

1555-1625

НОД с воспитанниками подготовительной

группы №9

1635-1705

НОД с воспитанниками подготовительной группы №4

1715-1745

Индивидуальная работа

Вторник

1515-1545

НОД с воспитанниками старшей группы №5

1555-1625

НОД с воспитанниками старшей

группы №7

1635-1705

НОД с воспитанниками старшей группы №12

1715-1745

НОД с воспитанниками старшей

группы №13

Среда

1515-1545

НОД с воспитанниками подготовительной группы №8

1555-1625

НОД с воспитанниками подготовительной

группы №9

1635-1705

НОД с воспитанниками подготовительной группы №4

1715-1745

Индивидуальная работа

Четверг

1515-1545

НОД с воспитанниками старшей

группы №5

1555-1625

НОД с воспитанниками старшей

группы №7

1635-1705

НОД с воспитанниками старшей группы №12

1715-1745

НОД с воспитанниками старшей

группы №13

Пятница

1515-1545

НОД с воспитанниками подготовительной группы №8

1555-1625

НОД с воспитанниками подготовительной

группы №9

1635-1705

НОД с воспитанниками подготовительной группы №4

1715-1745

Индивидуальная работа

3.2. Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

Система отслеживания и оценивания результатов работы

В ФГОС ДО отмечено: художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

  При реализации Программы  по дополнительному образованию «Ритмическая мозаика»   проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится  педагогом по дополнительному образованию в рамках педагогической диагностики.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга)   используются педагогом дополнительного  образования  исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования;

2) оптимизации работы с группой детей.

В процессе занятий хореографией у детей формируются психические процессы, развиваются творческие, музыкальные способности, двигательные качества. Формирование разнообразных навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с музыкой и ритмическими движениями. Умения и навыки делают движения понятными и осознанными, помогают детям проявить себя творчески.

Оценка развития детей и соответствие умений и навыков программным задачам показывает качество образовательного процесса. Для педагога важно иметь объективную картину развития каждого ребёнка. Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей в музыкально – ритмической деятельности, оценка выполнения ими различных игровых заданий.  

 Самым главным результатом музыкально – ритмического воспитания нужно считать любовь и интерес к музыке, ритмическим движениям, проявления творчества и выразительности движений.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

Дети 5-6 лет должны иметь следующие знания, умения, навыки:  

  • определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный и т.д.)  исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;  
  • уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  • чувствовать характер музыки и передавать в движении;
  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;  знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;  владеть элементарными плясовыми и образно – игровыми движениями, выполнять по показу однонаправленные общеразвивающие движения и несложные перестроения (круг парами  по кругу и врассыпную;  начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;  
  • уметь грамотно исполнять движения;  
  • уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
  • уметь координировать движения рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;  
  • уметь ориентироваться в пространстве: выполнять несложные перестроения (круг – врассыпную, парами по кругу)
  • уметь работать в паре и синхронизировать движения;
  • иметь представление о разных жанрах;
  • владеть элементарными музыкальными понятиями (динамика, темп, звуковысотное соотношение)
  • эмоционально откликаться на музыку различного характера
  • выражать эмоции в образно – игровых движениях
  • с удовольствием участвовать в групповых формах музыкальной деятельности, активно взаимодействовать;
  • реагировать на требования взрослого, способен осознанно выполнять требования к поведению в детском коллективе;
  • правильно выбирает атрибуты для исполнения знакомых танцев;
  • проявлять спонтанное творчество в различных видах музыкальной деятельности.

Дети 6-7 лет должны иметь следующие знания, умения, навыки:  

  • сформированна культура движения (красивая осанка, пружинность, мягкость, плавность движений, навык прослеживания взглядом движения;
  • ребёнок ритмично двигается под музыку в любом темпе, умеет замедлять и ускорять движения.  Владеет навыками различных основных видов, общеразвивающих, имитационных, танцевальных движений, может выполнять их по показу и самостоятельно;
  • умеет импровизировать движения, демонстрировать  их другим детям. Сформированы основные навыки движения в пространстве, умение выполнять перестроения под музыку, двигаться в разных направлениях;
  • проявляет устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности, проявляет инициативы в музыкально – игровом творчестве, понимает форму музыкального произведения;
  • понимает и чувствует оттенки средств музыкальной выразительности;
  • активно взаимодействует с детьми и взрослыми в различных формах и видах музыкальной деятельности;
  • способность  выполнять требования к поведению в детском коллективе, активно проявляет творчество в ритмической  деятельности;
  • выполняет действия по образцу, правилу, владеет  элементарным самоконтролем;
  • сформированы элементарные представления о танцах народов Крыма.

Таблица  параметров оценки:

Ф.И. ребёнка

Год рождения

№п/п

Параметры

Начало года

Конец года

1

Интерес и потребность в музыкальном движении

2

Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)

3

Эмоциональность, выразительность исполнения

4

Креативность (способность к импровизации в движении под музыку: оригинальность, разнообразие используемость движений)

5

Развитие двигательных навыков:

освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием

6

Формирование двигательных качеств:

координации, точности, ловкости движений; гибкости, пластичности

7

Подвижность лабильных нервных процессов (умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой. Менять направление движения, перестраиваться)

8

Формирование правильной осанки

9

Формирование навыков ориентирования в пространстве

Оценивание выполняется по трёх уровневой системе:

  • Достаточный  уровень
  • Уровень близко к достаточному  
  • Недостаточный уровень

 .Оценки уровня развития дошкольников:

      Интерес и потребность в движении – оценивается устойчивость и выраженность интереса ребёнка к музыкально – ритмическим движениям.

     Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений под музыкальное сопровождение (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

Оценка уровня музыкальности и психомоторного развития детей 5-7 лет:

  • Достаточный уровень – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами.
  • Уровень близко к достаточному   – движения ребенка передают только общий характер, темп и метроритм.
  • Недостаточный уровень – движения ребенка не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение переживать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается это показатель по внешним проявлениям.

     По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может сделать выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или не типичности поведения и т.д.

     Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных в процессе НОД движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и усвоенных навыков ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.

Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

  • Достаточный   уровень - если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно.
  • Уровень близко к достаточному – если ребенок выполняет с некоторыми подсказками.
  • Недостаточный уровень – большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания.

Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму.

  • Достаточный уровень – если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу.
  • Уровень близкий к достаточному – если ребенок запоминает последовательность упражнений с 6-8 повторений композиции вместе с педагогом.
  • Недостаточный уровень – ребенок неспособен запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз).

 Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.

  • Норма, эталон – соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д. (Н)
  • Заторможенность – запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. (З)
  • Повышенная возбудимость – ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость). (В)

     Координация,  ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений). Гибкость, пластичность – мягкость, плавность, музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.)

 Программа подразумевает развития чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия  хореографией дают организму:

  • физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта
  • огромные возможности для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
  •   гармоничное духовное и физическое развития
  •  являются богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка
  • формируют его художественное «я»

В соответствии с ФГОСДО требования к условиям реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика» обеспечивают полноценное развитие личности детей  в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

3.3. Материально-технические обеспечение программы

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала МБДОУ №103 «Аврора» обеспечивает реализацию образовательного потенциала  для занятий хореографией;    материалом, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с  возрастными особенностями  воспитанников, охраны и укрепления их здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала  обеспечивает:          

  • возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых;
  • учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Образовательное пространство  зала оснащено средствами обучения и  воспитания:

 Оборудование музыкального зала  

1 . Музыкальные инструменты:

  • пианино;
  • детские музыкальные инструменты (погремушки, бубны, колокольчики, трещётка, треугольники, деревянные ложки, свистульки и др.).

2.Технические средства и оборудование:

  • музыкальный центр;
  • мультимедийное оборудование;
  • аудио и видео диски;
  • Ноутбук Lenovo.

3. Музыкально—дидактические пособия

  • портреты композиторов;
  • фотоматериалы, иллюстрации;
  • не озвученные музыкальные игрушки (гитара, балалайка);
  • папки с тематическими иллюстрациями;
  • музыкально-дидактические игры.

4. Оборудование для музыкальных  игр-драматизаций

  • костюмы карнавальные;
  • атрибуты для игр (платочки, веночки, ленточки, листочки, султанчики цветочки, шарфики);
  • шапочки-маски;
  • ширма для кукольного театра (напольная);
  • декорации, «карусель»;
  • различные виды театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой, бибабо).

5. Картотеки:

  • музыкально-дидактических игр
  • пальчиковой гимнастики
  • логоритмической гимнастики                                                                                                                                                              

3.4. Список литературы

  1. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика» / А.И. Буренина. – СПб.,2000.

  1. Чибрикова-Луговская А.Е. «Музыкальное и физическое развитие на занятиях ритмикой».-М.: Классикс Стиль, 2003 г.
  2. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей. Учебно – методическое пособие/М.Б. Пустовойтова. - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
  3. Танцы народов СССР. Выпуск второй. - М.: Искусство, 1955
  4. Бальные танцы/Сост. А.Н. Беликова.-М.:Сов.Россия,1985
  5. Степанова, Л. «Танцы народов России»/Л.Степанова. -М.:Сов.Россия,1973 г
  6. Джемилев,А. «Танцы ансамбля «Хайтарма»/А.Джемилев.- Изд.им Гафура Гуляма, 1984
  7. Алимов А. «Танцы крымских татар»/А.Алимов.-Симферополь.:ТПО «Вариант»,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по хореографии на 2018 – 2019 учебный год

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненнойэнергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности...

Рабочая программа дополнительного образования по хореографии

Программа разработана на четыре года, для детей дошкольного возраста  3-7 лет....

Рабочая программа дополнительного образования "Топотушки" (Хореография)

Рабочая программа дополнительного образования "Топотушки" (Хореография)Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной...

рабочая программа дополнительного образования по хореографии "Сюрприз"

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Хореография" танцевального кружка "Сюрприз" для детей 5-7 лет. Новизна настоящей программы ...