Конспект открытого музыкального занятия
план-конспект занятия по музыке

Иванова Анна Владимировна

Тема: Нейроритмика

Для детей подготовительной группы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие музыкального руководителя с детьми 6-7 лет.

«Нейроритмика»

Музыкальный руководитель:

Иванова А.В.

Дата проведения 07.04.2023г.

Цель: Развивать ритмический слух и внимание

Задачи: 

  • учиться чувствовать пространство, свое тело;
  • развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука);
  • формировать правильное взаимодействие ног и рук;
  • учиться последовательно выполнять действия;
  • развивать слуховое и зрительное внимание.

Что же такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

По мнению Киры Владимировны Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

  • темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

  • метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

  • ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.

Что же такое нейроритмика? 

Это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений. Такие игры и упражнения направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.  По сути – это один из видов нейрокоррекции, которая может быть использована  для детей как с самого раннего дошкольного, так и подросткового возраста.

   Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников. Происходит работа над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту: в кабинете, зале, холле. Эти упражнения можно включать  в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

 Благодаря нейроиграм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.

    В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов -  это нейропсихологическая игра.

Что же такое нейропсихологическая игра (нейроигра)?

   Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

Каким детям подходит нейроритмика?

  • если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
  • заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
  • есть синдром дефицита внимания;
  • постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
  • плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
  • быстро переключается с одного действия на другое;
  • присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
  • быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
  • есть проблемы с речью разной сложности
  • наблюдается слабая познавательная деятельность
  • плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Эффективность использования музыкальной составляющей.

А если нейроритмику соединить с музыкой, то она будет еще эффективней и увлекательней..

Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.

Преимущества использования музыки в нейроритмических играх.

  • эмоциональная привлекательность;
  • многофункциональность; (ритм, который показывают дети, органично вплетается в уже звучащую канву и в результате получается некая многослойная звучащая фактура, которая включает одновременно и дифференцированное и общее слуховое восприятие).
  • автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
  • активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

В целом, все приёмы и методы, связанные с нейрокоррекцией, которые  используются  на практике, можно отнести к следующим методам:

  • Метод стучания на палочках-клавесах с использованием музыкального сопровождения
  • Метод использования вспомогательных звучащих предметов, таких как бумага, стаканы, различного рода «шумелки» - ёмкости, наполненные сыпучими материалами.
  • Метод ритмической визуализации, при котором ребёнок наглядно видит различные варианты, изображающие то, что он выполняет ритмически. На картинках могут быть изображены различные ритмические фигуры, символизирующие метрические доли, паузы. Также это могут быть картинки с изображением способа выстукивания (например: ладошка или кулачок)
  • Метод бодиперкуссии (франц. percussion – простукивание, body –тело), при котором руки ритмично выполняют постукивания по различным частям тела. при этом раздаются вполне ярковыраженные звуки. Это могут быть простукивания, прохлопывания, по верхней части груди, бёдрам, плечам, коленям, спине)

Практические упражнения представленные на занятии:

  • Приветствие
  • Упражнение с кубиками
  • Упражнение с обручами и кубиками
  • Упражнение с бубенцами
  • Арттерапия «Цветок»
  • Прощание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра на детских музыкальных инструментах». Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе

развитие детского исполнительского творчества в игре на детских музыкальных инструментах...

Конспект открытого музыкального занятия интегрированной НОД «Ознакомление с музыкальными инструментами» по ФГОС ДО

Конспект открытого музыкального занятия интегрированной НОД Тема: «Ознакомление с музыкальными инструментами»                        ...

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Игра на детских музыкальных инструментах».

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе«Игра на детских музыкальных инструментах»....

конспект открытого музыкального занятия "В мире музыкальных инструментов" для детей подготовительной группы

Конспект занятия можно использовать  музыкальным руководителям для подготовительной группы по закреплению знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра....

Конспект открытого музыкального занятия в ДОУ подготовительная группа. Музыкальные краски осени.

Конспект открытого музыкального занятия в ДОУ подготовительная группа. Музыкальные краски осени....

Конспект открытого музыкального занятия на тему "Музыкальные профессии"

Конспект составлен для подготовительной группы...