Программа "Голос безопасности"
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи реализации программы
1.3.Принципы и направления программы
1.4.Организационно-педагогические условия
1.5.Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1.Разделы программы
2.1.1.Раздел: Ребенок и другие люди
2.1.2.Раздел: Ребенок и природа
2.1.3.Раздел: Ребенок дома
2.1.4.Раздел:Здоровье и ребенок
2.1.5.Раздел: Эмоциональное благополучие ребенка
2.2.Особенности взаимодействия с воспитанниками
III. Организационный раздел
3.1.Характеристика развивающей предметно-пространственной среды
3.2. План мероприятий по реализации программы на 2020-2022г.
Литература
Введение.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении с младших групп. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка. Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ. Очень важно сотрудничать с семьями воспитанников. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях («Безопасность наших детей»), отражаются на стенде «Береги себя, малыш!». Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать. Дети дошкольного возраста не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
1.2.Цель и задачи реализации программы
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема очень актуальна в наше время.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за дошкольников. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».
Цель: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Задачи:
- Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно не опасно»
- Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным
- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения
1.3.Принципы и направления программы
Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей)
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды)
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал)
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности)
- Принцип сезонности (при ознакомлении детей с природой нужно учитывать местные условия.
- Принцип возрастной адресованности (при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи. (содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.)
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов)
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом. Важно подготовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Данная работа ведется через:
1. организованную деятельность детей – занятия;
2.совместную деятельность взрослых и детей –беседы музыкального руководителя и ребёнка, музыкальную НОД;
3.свободно самостоятельную деятельность детей – сюжетно –ролевые игры.
Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Нужно учитывать эти особенности и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. Цель дошкольного образования - воспитание безопасного поведения, понимание элементарных взаимосвязей в окружающей обстановке, особенностей взаимодействия человека с ней. Первое социальное окружение ребенка - его семья, в которой возникает начальный образовательный процесс. С первых лет жизни, когда активность ребенка в освоении мира всемерно поощряется взрослыми, начинается его образовательная деятельность, в том числе и в вопросах безопасности.
На последующих ступенях развития дошкольника усложняется его предметная деятельность и общение, ребенок начинает встречать не только поощрение своей активности, но и ограничения со стороны взрослых, введение его в нормативное фиксированное поведение. В этом одна из задач воспитания безопасности на данном этапе развития личности.
Кроме того, одна из задач непрерывного обучения ОБЖ в дошкольном образовании это непрерывное развитие сознания детей на основе преемственности программ ОБЖ дошкольного и начального общего образования и создание необходимых педагогических условий их реализации.
1.4.Организационно – педагогические условия.
Организационно – педагогические условия включают:
1.Создание развивающей среды, организованной в виде центров активности, наполненных разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами, стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию образования;
2.Формы организации работы с детьми в виде открытых тематических проектов, обеспечивающих каждому ребенку право выбора участия, темы содержания, форм, методов работы в ходе совместной деятельности на основе диалога с взрослыми и с другими детьми;
3. Педагогическую поддержку, основанную на готовности педагога вести целенаправленное систематическое наблюдение за проявлениями детей, готовности принимать и стимулировать инициативу ребенка, признавать достижения ребенка, окультуривая его опыт
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
2. Способствовать развитию познавательного интереса.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.
4. Учить ориентироваться в пространстве.
5. Совершенствовать координацию движений, помочь снять мышечное напряжение.
6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия
Методы и приёмы:
1.игровой момент
2.сюрпризный момент
3.вопросы и ответы детей
4.наглядный материал
Предварительная работа:
1.работа с наглядными материалами;
2.рассматривание иллюстраций;
3.беседы с детьми (индивидуальные, коллективные)
Предполагаемый результат:
Для детей:
1.Сформированные основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностях поведения в них.
2.Готовность детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения ( выпускники ДОУ )
Для родителей:
1.Сформированная активная родительская позиция.
2.Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности и здоровья.
3.Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1.Совершенствование профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
2.Личный и профессиональный рост и самореализация, моральное удовлетворение.
1.4.Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
1.об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
2.о нормах поведения при общении с другими детьми, в том числе подростками;
3.о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
4.о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
5.о ценности здоровой пищи;
6. о роли лекарств и витаминов;
7. о пользе овощей и фруктов;
8.о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
9.о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
1.домашний адрес и номер телефона, имена и отчества родителей, адрес детского сада;
2.правила пользования телефоном;
3.правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
4.какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
5.какие опасности встречаются в природе.
уметь:
1.соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
2.ориентироваться в окружающем пространстве
3. бережно относиться к природе;
4.бережно относиться к своему здоровью.
Критерии | 2021-2022г. | 2022-2023г. | ||
н/г | к/г | н/г | н/г | |
Сформированность представлений об основных источниках опасности | В-48%(12чел) С-40%(10чел) Н-12%(3чел) | В-64%(16чел) С-32%(8чел) Н-4%(1чел) | В-61%(19чел) С-36%(11чел) Н-3%(1чел) | В-87%(27чел) С-13%(4чел) Н-0 |
Соблюдение воспитанниками элементарных правил безопасности | В-36%(9чел) С-36%(9чел) Н-28%(7чел) | В-52%(13чел) С-40%(10чел) Н-8%(2чел) | В-77%(24чел) С-16%(5чел) Н-6%(2чел) | В-94%(29чел) С-6%(2чел) Н-0 |
II. Содержательный раздел
2.1.Разделы программы
Существуют разные ситуации, в которые ребенок попадает наиболее часто. Вот некоторые из них:
2.1.1. Раздел «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в
детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно -неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.
Примеры.
Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.
2.1.2. Раздел «Ребенок и природа».
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
В природе все взаимосвязано. Рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (например, можно познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений).
Бережное отношение к живой природе. Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Контакты с животными. Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут при вести к травмам, царапинам и укусам.
Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.
И конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
2.1.3. Раздел «Ребенок дома».
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.
2.1.4. Раздел «Здоровье ребенка».
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть
необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
2.1.5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование, правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, педагогов. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.
Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (педагог – дети - родители).
Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
Формы работы с родителями:
1.выступления на родительских собраниях;
2.консультации;
3.дни открытых дверей;
4.оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков);
5.совместные мероприятия детей и их родителей;
III. Организационный раздел
3.1.Характеристика развивающей предметно-пространственной среды
1.подборка иллюстрационного материала;
2.атрибуты к сюжетным играм;
3.информационный уголок для родителей;
4.подборка дидактических игр;
5.подборка обучающих мультфильмов.
В методическом кабинете собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок, буклетов, памяток по соблюдению правил безопасного поведения; сформирован материал для работы с семьей по привитию детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире.
3.2.План мероприятий по реализации программы на 2021-2023г.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Нязева Н. Л., Стеркина.Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
- Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. "Азбука безопасности ", конспекты занятий, игры.- Волгоград: Учитель, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253673-1368272318.jpg)
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873976-1483984233.jpg)
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-873231-1484395143.jpg)
Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749489-1454582847.jpg)
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...