Методическая разработка. Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Художественно – эстетическое развитие» «Радостное, печальное и лирическое настроение в музыке, живописи и поэзии».
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

«Художественно – эстетическое развитие»

«Радостное, печальное и лирическое настроение в музыке, живописи и поэзии».

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.

ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Пояснительная записка.

Интеграция является одним из условий современного образования. Объединение знаний из разных областей на основе общей темы позволяет ребёнку выстроить системное видение мира и системное его познание. Интегрированное обучение приобщает дошкольников к дисциплине мышления и помогает овладевать его различными формами – сравнением, сопоставлением, синтезом, обобщением. Интегрированное обучение помогает подготовить детей к школе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

 

Цели: Вариативное применение репертуара (предлагается достаточное количество произведений, чтобы можно было из них выбирать) с учётом опыта восприятия усвоения произведений детьми, времени, необходимого для достижения положительных результатов в художественно- эстетическом развитии ребёнка.

 

Задачи:

Закреплять умение двигаться торжественным шагом, лёгким бегом, поскоком; упражнять в кружении на носках вокруг себя; отмечать в движении музыкальные фразы.

Упражнять в плавном движении рук вверх и вниз, тренировка во вращательном движении кистей рук.

Учить выразительно передавать в движениях содержание песен, двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос.

Развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности.

Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять на музыкальных занятиях выученный репертуар.

Методические приемы:

Выразительное вступительное слово музыкального руководителя, эмоциональное и выразительное исполнение песен.  Наглядно-образный показ приемов выполнения отдельных музыкально-ритмических движений.

Беседа как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой, средствами музыкальной выразительности. Метод контрастных сопоставлений произведений в музыке, живописи, поэзии с опорой на игровую деятельность.

 Использование интерактивной доски для демонстрации репродукций русских художников.

 

Оборудование: фортепиано,   интерактивная доска, музыкальный центр, диски CD, аудиозаписи, репродукции картин русских художников, разноцветная бумага формата А 4, мягкие игрушки, нотные сборники.

 

 

 

 

                        Ход занятия

Беседа музыкального руководителя сопровождается демонстрацией на интерактивной доске иллюстрациями.

Дети входят в зал. Выстраиваются в шеренгу, лицом к присутствующим.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами поздороваемся с нашими гостями.

Музыкальный руководитель поёт: Здравствуйте, дорогие дети.

Дети (поют): Здравствуйте, дорогие гости.

Мажорное трезвучие сверху вниз, затем поступенное движение мелодии вниз. Использование движений руки (элементы дирижирования) музыкальным руководителем. Исполнение попевки без музыкального сопровождения (а капелла).

Музыкальный руководитель: в нашей жизни часто меняется настроение: радостное меняется на печальное, весёлое на грустное. Мы с вами и услышим эти разные, противоположные настроения в музыке и поэзии, увидим в живописи русских художников. Вы пройдете маршем по залу.  Какую музыку по характеру мы с вами ожидаем услышать?

Дети: весёлую, бодрую, торжественную, задорную, радостную, бойкую и тд.

Музыкальный руководитель исполняет марш на фортепиано, затем музыку для лёгкого бега, затем опять марш. Музыка Ф. Надёненко.

Во время ходьбы дети передают торжественное настроение праздничного шествия.

Затем дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: посмотрите на интерактивную доску. Вы видите картину русского художника Исаака Ильича Левитана (1860—1900), 19 века - «Золотая осень».  Какое настроение передаёт эта картина?

Дети: радостное, весёлое, озорное и тд.

Музыкальный руководитель: А, кто хочет нам прочитать стихи, которые соответствуют характеру этой картины?

Дети (по желанию):               Октябрь

                        Вот на ветке лист кленовый.

                        Нынче он совсем как новый!

                        Весь румяный, золотой.

                        Ты куда, листок? Постой!

                                                           В. Берестов

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

                                                           Е. Благина

Музыкальный руководитель: Мы с вами возьмём в руки по два осенних листочка и выполним тренаж под песню «Листик, листик, листопад», слова и музыка: Светланы Ранда.

Дети берут в руки листья и исполняют упражнение для рук с листьями. После упражнения дети складывают листочки в корзинку и присаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель: а теперь посмотрим на следующую картину. Художник Исаак Ильич Левитан написал ещё одну картину «Поздняя осень». А какая здесь осень, какое настроение на этой картине?

 Дети: грустное, тоскливое, печальное, задумчивое, скорбное и тд.

Музыкальный руководитель: Посмотрим на следующую картину художника 19 века Ивана Ивановича Шишкина «Поздняя осень». Какое настроение на этой картине?

Дети: грустное, тоскливое, печальное, задумчивое, скорбное и тд.

Музыкальный руководитель: Посмотрим на следующую картину художника Ивана Ивановича Шишкина «Поздняя осень».  Какое настроение на этой картине?

 Дети: грустное, тоскливое, печальное, задумчивое, скорбное и тд.

Музыкальный руководитель: Кто знает печальные осенние стихи?

Дети читают стихи по желанию:

                                               Осень

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

                                    Вянет и желтеет

                                    Травка на лугах,

                                    Только зеленеет

                                    Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

                                    Зашумели воды

                                    Быстрого ручья,

                                    Птички улетели

                                    В теплые края.

                                               (А.Плещеев)

                        Поздняя осень

                        У берега несмело

                        Ложится хрупкий лед.

                        Печально туча серая

                        По дну пруда плывет.

                        Суровой дышит осенью

                        Прозрачная вода.

                        Деревья листья сбросили,

                        Встречая холода.

                                               (Г. Ладонщиков)

Музыкальный руководитель: какая песня подойдёт к этой картине из тех, которые мы с вами знаем?

Дети (по желанию): «Закружила осень», …

Музыкальный руководитель: Мы с вами исполним эту песню.

Дети исполняют выбранную ими песню «Закружила осень», слова и музыка М. Д. Быстровой.

Музыкальный руководитель: А теперь посмотрим на доску снова. Видим там картину современного художника Валерия Ивановича Шишкина, однофамильца Ивана Ивановича Шишкина, члена Союза художников России с 1997 года. Как такая картина называется?

Дети: натюрморт. Натюрмо́рт — «неживая природа» — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Музыкальный руководитель: какие чувства вызывают натюрморты, которые вы видите на доске?

Дети: радость, праздничное настроение, светлое, весёлое и тд.

Музыкальный руководитель: Кто знает стихи про натюрморт?

Дети читают выученные в группе с воспитателями стихи.   

Вот на блюде фрукты –

Вкусные продукты.

Посерёдке - ананас –

Король фруктов, без прикрас!

По бокам лежат бананы –

Очень любят обезьяны,

Вот и круглый апельсин,

Ему грустно – он один.

Яблоки и груши тут,

Красотой своей влекут.

И, конечно же, лимон

В нашем блюде отражён.

Виноград и персик вот –

Получился натюрморт!

 

                                    Натюрморт

Цветы и фрукты. Натюрморт.

Красивая картина:

Гирлянда из цветов, а вот

Лимона половина.

            И сок стекает невзначай

            На блюдце с виноградом.

            А возле - яблоки. И - чай.

            Короче, то, что надо:

            Поставить чайник кипятку

            С картиною впридачу,

            Попить хорошего чайку

            И вспомнить нашу дачу.

                        Надежда Моисеевская

Музыкальный руководитель: какая песня по настроению   подходит к этой картине?

Дети: «Золотая песенка».

Дети могут исполнить песню «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой..

Музыкальный руководитель. Сегодня я хочу вам предложить послушать новую песню «Моей мамочке» Слова и музыка Е. Е. Соколовой.

Музыкальный руководитель исполняет песню «Моей мамочке» Слова и музыка Е. Е. Соколовой.

Музыкальный руководитель: какой характер у этой песни?

Дети отвечают: нежный, ласковый, плавный, трогательный и тд.

Музыкальный руководитель: такая песня, музыка называется - лирическая.

Лирические песни - песни, выражающие личные чувства и настроения поющих.

Мы с вами посмотрим на картины художников Константина Егоровича Маковского «Семейный портрет» и Зины Серебряковой «За завтраком 1914 г.»

Эту песню мы с вами разучим к празднику «День матери».

Музыкальный руководитель разучивает с детьми песню «Моей мамочке».  

Музыкальный руководитель: а теперь мы поиграем в игру «Чей кружок быстрее соберётся».

Музыкальный руководитель показывает 3-4 игрушки. Разделяет детей на 3-4 кружка, объясняет условия игры. Звучит музыка. Дети двигаются поскоками или лёгким бегом по залу врассыпную. Воспитатель раскладывает игрушки на полу. Музыка останавливается. Дети должны собраться вокруг своей игрушки.

Музыкальный руководитель: наше занятие подошло к концу.  На столе вы видите бумагу для рисования, но не простую, а разноцветную. На сером листе бумаги можно нарисовать печальную картину, на жёлтом - радостную картину, а на розовом – можно изобразить лирическое настроение. Предлагаю вам выбрать себе бумагу любого цвета по одному листу. Нарисуете в группе любой рисунок, по желанию, сделаете выставку, и мы посмотрим с интересом на ваши рисунки.

Музыкальный руководитель исполняет прощальную попевку – «До свидания». Мажорное поступенное движение мелодии сверху вниз. Использование движений руки (элементы дирижирования) музыкальным руководителем. Исполнение попевки без музыкального сопровождения (а капелла).

 Дети прощаются и выходят из зала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе

«Художественно – эстетическое развитие»

«Радостное, печальное и лирическое настроение в музыке, живописи и поэзии».

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.

ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Пояснительная записка.

Интеграция является одним из условий современного образования. Объединение знаний из разных областей на основе общей темы позволяет ребёнку выстроить системное видение мира и системное его познание. Интегрированное обучение приобщает дошкольников к дисциплине мышления и помогает овладевать его различными формами – сравнением, сопоставлением, синтезом, обобщением. Интегрированное обучение помогает подготовить детей к школе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Цели: Вариативное применение репертуара (предлагается достаточное количество произведений, чтобы можно было из них выбирать) с учётом опыта восприятия усвоения произведений детьми, времени, необходимого для достижения положительных результатов в художественно- эстетическом развитии ребёнка.

Задачи:

Закреплять умение двигаться торжественным шагом, лёгким бегом, поскоком; упражнять в кружении на носках вокруг себя; отмечать в движении музыкальные фразы.

Упражнять в плавном движении рук вверх и вниз, тренировка во вращательном движении кистей рук.

Учить выразительно передавать в движениях содержание песен, двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос.

Развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности.

Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять на музыкальных занятиях выученный репертуар.

Методические приемы:

Выразительное вступительное слово музыкального руководителя, эмоциональное и выразительное исполнение песен.  Наглядно-образный показ приемов выполнения отдельных музыкально-ритмических движений.

Беседа как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой, средствами музыкальной выразительности. Метод контрастных сопоставлений произведений в музыке, живописи, поэзии с опорой на игровую деятельность.

 Использование интерактивной доски для демонстрации репродукций русских художников.

Оборудование: фортепиано,   интерактивная доска, музыкальный центр, диски CD, аудиозаписи, репродукции картин русских художников, разноцветная бумага формата А 4, мягкие игрушки, нотные сборники.

                Ход занятия

Беседа музыкального руководителя сопровождается демонстрацией на интерактивной доске иллюстрациями.

Дети входят в зал. Выстраиваются в шеренгу, лицом к присутствующим.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами поздороваемся с нашими гостями.

Музыкальный руководитель поёт: Здравствуйте, дорогие дети.

Дети (поют): Здравствуйте, дорогие гости.

Мажорное трезвучие сверху вниз, затем поступенное движение мелодии вниз. Использование движений руки (элементы дирижирования) музыкальным руководителем. Исполнение попевки без музыкального сопровождения (а капелла).

Музыкальный руководитель: в нашей жизни часто меняется настроение: радостное меняется на печальное, весёлое на грустное. Мы с вами и услышим эти разные, противоположные настроения в музыке и поэзии, увидим в живописи русских художников. Вы пройдете маршем по залу.  Какую музыку по характеру мы с вами ожидаем услышать?

Дети: весёлую, бодрую, торжественную, задорную, радостную, бойкую и тд.

Музыкальный руководитель исполняет марш на фортепиано, затем музыку для лёгкого бега, затем опять марш. Музыка Ф. Надёненко.

Во время ходьбы дети передают торжественное настроение праздничного шествия.

Затем дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: посмотрите на интерактивную доску. Вы видите картину русского художника Исаака Ильича Левитана (1860—1900), 19 века - «Золотая осень».  Какое настроение передаёт эта картина?

Дети: радостное, весёлое, озорное и тд.

Музыкальный руководитель: А, кто хочет нам прочитать стихи, которые соответствуют характеру этой картины?

Дети (по желанию):         Октябрь

                Вот на ветке лист кленовый.

                Нынче он совсем как новый!

                Весь румяный, золотой.

                Ты куда, листок? Постой!

                                        В. Берестов

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

                                        Е. Благина

Музыкальный руководитель: Мы с вами возьмём в руки по два осенних листочка и выполним тренаж под песню «Листик, листик, листопад», слова и музыка: Светланы Ранда.

Дети берут в руки листья и исполняют упражнение для рук с листьями. После упражнения дети складывают листочки в корзинку и присаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель: а теперь посмотрим на следующую картину. Художник Исаак Ильич Левитан написал ещё одну картину «Поздняя осень». А какая здесь осень, какое настроение на этой картине?

 Дети: грустное, тоскливое, печальное, задумчивое, скорбное и тд.

Музыкальный руководитель: Посмотрим на следующую картину художника 19 века Ивана Ивановича Шишкина «Поздняя осень». Какое настроение на этой картине?

Дети: грустное, тоскливое, печальное, задумчивое, скорбное и тд.

Музыкальный руководитель: Посмотрим на следующую картину художника Ивана Ивановича Шишкина «Поздняя осень».  Какое настроение на этой картине?

 Дети: грустное, тоскливое, печальное, задумчивое, скорбное и тд.

Музыкальный руководитель: Кто знает печальные осенние стихи?

Дети читают стихи по желанию:

                                Осень

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

                        Вянет и желтеет

                        Травка на лугах,

                        Только зеленеет

                        Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

                        Зашумели воды

                        Быстрого ручья,

                        Птички улетели

                        В теплые края.

                                (А.Плещеев)

                Поздняя осень

                У берега несмело

                Ложится хрупкий лед.

                Печально туча серая

                По дну пруда плывет.

                Суровой дышит осенью

                Прозрачная вода.

                Деревья листья сбросили,

                Встречая холода.

                                (Г. Ладонщиков)

Музыкальный руководитель: какая песня подойдёт к этой картине из тех, которые мы с вами знаем?

Дети (по желанию): «Закружила осень», …

Музыкальный руководитель: Мы с вами исполним эту песню.

Дети исполняют выбранную ими песню «Закружила осень», слова и музыка М. Д. Быстровой.

Музыкальный руководитель: А теперь посмотрим на доску снова. Видим там картину современного художника Валерия Ивановича Шишкина, однофамильца Ивана Ивановича Шишкина, члена Союза художников России с 1997 года. Как такая картина называется?

Дети: натюрморт. Натюрмо́рт — «неживая природа» — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Музыкальный руководитель: какие чувства вызывают натюрморты, которые вы видите на доске?

Дети: радость, праздничное настроение, светлое, весёлое и тд.

Музыкальный руководитель: Кто знает стихи про натюрморт?

Дети читают выученные в группе с воспитателями стихи.        

Вот на блюде фрукты –

Вкусные продукты.

Посерёдке - ананас –

Король фруктов, без прикрас!

По бокам лежат бананы –

Очень любят обезьяны,

Вот и круглый апельсин,

Ему грустно – он один.

Яблоки и груши тут,

Красотой своей влекут.

И, конечно же, лимон

В нашем блюде отражён.

Виноград и персик вот –

Получился натюрморт!

                        Натюрморт

Цветы и фрукты. Натюрморт.

Красивая картина:

Гирлянда из цветов, а вот

Лимона половина.

        И сок стекает невзначай

        На блюдце с виноградом.

        А возле - яблоки. И - чай.

        Короче, то, что надо:

        Поставить чайник кипятку

        С картиною впридачу,

        Попить хорошего чайку

        И вспомнить нашу дачу.

                Надежда Моисеевская

Музыкальный руководитель: какая песня по настроению   подходит к этой картине?

Дети: «Золотая песенка».

Дети могут исполнить песню «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой..

Музыкальный руководитель. Сегодня я хочу вам предложить послушать новую песню «Моей мамочке» Слова и музыка Е. Е. Соколовой.

Музыкальный руководитель исполняет песню «Моей мамочке» Слова и музыка Е. Е. Соколовой.

Музыкальный руководитель: какой характер у этой песни?

Дети отвечают: нежный, ласковый, плавный, трогательный и тд.

Музыкальный руководитель: такая песня, музыка называется - лирическая.

Лирические песни - песни, выражающие личные чувства и настроения поющих.

Мы с вами посмотрим на картины художников Константина Егоровича Маковского «Семейный портрет» и Зины Серебряковой «За завтраком 1914 г.»

Эту песню мы с вами разучим к празднику «День матери».

Музыкальный руководитель разучивает с детьми песню «Моей мамочке».        

Музыкальный руководитель: а теперь мы поиграем в игру «Чей кружок быстрее соберётся».

Музыкальный руководитель показывает 3-4 игрушки. Разделяет детей на 3-4 кружка, объясняет условия игры. Звучит музыка. Дети двигаются поскоками или лёгким бегом по залу врассыпную. Воспитатель раскладывает игрушки на полу. Музыка останавливается. Дети должны собраться вокруг своей игрушки.

Музыкальный руководитель: наше занятие подошло к концу.  На столе вы видите бумагу для рисования, но не простую, а разноцветную. На сером листе бумаги можно нарисовать печальную картину, на жёлтом - радостную картину, а на розовом – можно изобразить лирическое настроение. Предлагаю вам выбрать себе бумагу любого цвета по одному листу. Нарисуете в группе любой рисунок, по желанию, сделаете выставку, и мы посмотрим с интересом на ваши рисунки.

Музыкальный руководитель исполняет прощальную попевку – «До свидания». Мажорное поступенное движение мелодии сверху вниз. Использование движений руки (элементы дирижирования) музыкальным руководителем. Исполнение попевки без музыкального сопровождения (а капелла).

 Дети прощаются и выходят из зала.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Тема: «Лепка по представлению «Морские звёзды»

Вызвать интерес к лепке морских звёзд по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приёмов лепки....

Конспект открытого мероприятия в старшей подготовительной группе(художественно-эстетическое развитие – рисование) « Люблю берёзку русскую…»

Конспект открытого мероприятия в старшей подготовительной  группе  (художественно-эстетическое развитие – рисование)« Люблю берёзку русскую…»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ “Добрые праздники среди зимы”

Аннотация к интегрированному  занятию по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Добрые сказки среди зимы» с применением ИКТ.Данное зан...

Методическая разработка: конспект интегрированного мероприятия для детей подготовительной группы на тему «Моя семья»

Методическая разработка: конспект открытого интегрированного мероприятиядля детей подготовительной группы на тему «Моя семья»Образовательные обрасти:- речевое развитие- познавате...

Методическая разработка конспекта НОД для детей второй младшей группы Художественно-эстетическое развитие (рисование и аппликация) «Почки на веточках»

Развивать умение детей рисовать приемом «примакивания», аккуратно наклеивать вырезанные из бумаги листочки....