"Средства ОТСМ - РТВ - ТРИЗ технологии в музыкальном развитии дошкольников"
консультация по музыке

Солдаткина Ольга Владимировна

Методы и приёмы ТРИЗ технологии в художественно - эстетическом развитии дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Солдаткина Ольга Владимировна - музыкальный руководитель 42 детского сада Центрального округа.

Тема моего выступления: «Средства ОТСМ – РТВ – ТРИЗ технологии в музыкальном развитии дошкольников»

Наше время – это время стремительно развивающихся технологий. Современные люди должны овладеть такими качествами, как умение нестандартно мыслить, принимать оригинальные решения, творчески подходить к решению задач любой сложности.

Поэтому необходимо ещё в дошкольном возрасте развивать  творческую активность, быстроту мыслительных процессов, умение объяснять свой выбор, делать вывод.  Развитию этих качеств помогает использование ТРИЗ технологи и приёмов РТВ в музыкальном воспитании детей  дошкольного возраста.

ТРИЗ технология (теория решения изобретательских задач). Возникла в нашей стране в 1946 году, ученым, изобретателем, Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. Технология представляет собой совокупность методов и приёмов, направленных на развитие мышления, поиска оригинальных идей, формирование творческой личности. Методы и приёмы ТРИЗ технологии можно использовать на музыкальных занятиях. Применение ТРИЗ технологии и приёмов РТВ позволяют повысить эффективность усвоения  программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Использование в работе методов ТРИЗ технологии и приёмов РТВ позволяют быстрее решать задачи по развитию музыкальных способностей, творческого воображения.

Методов ТРИЗ технологи и приёмов РТВ существует большое количество, я познакомлю вас с некоторыми из них:

  1. Метод моделирования и схематизации. Музыкальные признаки.

Слушая музыкальное произведение у детей, не редко возникают трудности в сравнении, описании объектов музыкального мира. Знакомясь с музыкальными  произведениями разных жанров, композиторов детям трудно охарактеризовать их. Музыкальный словарь детей ограничен, ребёнок выглядит растерянным и не может передать свои эстетические суждения, сравнить, обобщить музыкальные произведения.

Педагог совместно  с детьми придумывает и зарисовывает условные обозначения признаков музыкальных произведений.

Во время обсуждения необходимо выбирать наиболее близкие и понятные детям обозначения. Например, в среднем за год для детей средней группы возможно до 10 музыкальных признаков и их значений:

• Динамика – громко, умеренно, тихо.

• Характер – грустный, весёлый, спокойный, волнующий и др.

• Темп – быстрый, умеренный, медленный.

• Регистр (высота звучания) – высокий, средний, низкий.

• Жанр – песня, танец, марш.

• Количество – много, один.

• Длительность – длинный (долгий), короткий.

• Приём исполнения – плавно, отрывисто.

• Части произведения (песни) – вступление, куплет, проигрыш, припев.

• Тембр – звонкий, глухой, раскатистый, трепетный и др.

Признаки вводятся последовательно, постепенно (по 1 признаку в две недели). Для выделения, сравнения признаков используется метод контрастного сопоставления произведений (в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т.п.).

Использование музыкальных признаков позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой.

Благодаря применению музыкальных признаков у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные игры, задания с использованием моделей, музыкальных признаков, схем значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивают его музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Таким образом,  метод моделирования  художественно-творческого процесса нацелен на активное, деятельное освоение. Этот метод требует от ребёнка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе. Ребёнок последовательно осознаёт творческий замысел и содержание музыкального образа, логику сюжета, выбор средств и приёмов воплощения (голосом, в пластике и т.д.), оформление результата творческого процесса.

  1. Метод «Символическая аналогия»

Символическая аналогия – это применение рисунков - символов, ассоциаций в конкретной музыкальной деятельности. Дети сами или с педагогом придумывают рисунки – символы или ассоциации к словам песни и легко запоминают их. Этот метод помогает улучшить качество работы по разучиванию песен с детьми. У детей появляется интерес к самостоятельному разучиванию песен. Исполнение песен становится более осмысленным и выразительным. Значительно обогащаются знания детей в музыкальной области, пополняется словарь музыкальных терминов.

  • Лист расчерчивается по клеткам
  • Количество строк соответствует количеству музыкальных фраз в песне.
  • Количество ячеек равно количеству слов в музыкальной фразе. Предлоги и союзы считаются за отдельное слово.
  • Текст записывается слева направо.
  • Слова автора не меняются.
  • Схематизацию проводит взрослый, а дети сами договариваются о том, как они обозначат данное слово.

        Над таблицей три окошка для обозначения музыкальных признаков данного произведения: темп, динамика, характер.

        В левой части таблицы отмечаются части песни (вступление, куплет, проигрыш, припев). На начальном этапе можно предложить детям готовые таблицы. По этому же принципу можно использовать при знакомстве и исполнении певческих упражнений.

Метод «символическая аналогия» можно использовать и при разучивании и исполнении не только песен, но и танцев.

  1. Метод  «Морфолигический анализ»

Данный метод основывается на использование кругов Луллия. Раймунд Луллий - это поэт, философ, теолог европейского средневековья, живший в 14 веке н.э.,. Он создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. На круги прикрепляется стрелка.

С помощью Кругов Лиллуя закрепляются и систематизируются знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах.

В работе с детьми можно использовать следующие виды заданий:

  1. Ребёнок объединяет с помощью стрелки подходящие к заданию картинки.

Находит реальное их сочетание.

  1. При раскручивании стрелок на кругах рассматривается случайное

соединение карточек. Ребёнок должен пытаться с достоверной степенью

объяснить их сочетание.

Дети выявляют и разрешают противоречия, что является ключом к

творческому мышлению.

  1. ЛЭПБУК

Лэпбук – это средство формирования системного мышления детей дошкольного возраста. Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку или книжку – раскладушку, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Лэпбук заполнен кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которых помещены материалы на одну тему. Это отличный способ в занимательной игровой форме закрепить определенное содержание с детьми, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, может использоваться одновременно группой детей; обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Таким образом, музыкальная деятельность с применением элементов ТРИЗ технологии и приёмов РТВ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний,

способствует повышению активности, расширения кругозора и словарного

запаса. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в музыкальном развитии дошкольников.

Использование проектного метода для музыкального развития дошкольников и успешного взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников и педагогов ДОУ....

Мастер-класс "Инновационные технологии раннего музыкального развития дошкольников"

В данном мастер-классе обсуждаются инновационные технологии  раннего музыкального развития дошкольников. Предложены конкретные примеры муззыкально-игрового материала из технологий  Е. Ж...

ТРИЗ - технология в речевом развитие дошкольника

  Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать и использовать метод, по...

Буклет «Игры с использованием ОТСМ – ТРИЗ – РТВ технологии в музыкальном развитии дошкольников»

Игры и игровые упражнения для дошкольников на музыкальных занятиях...

Использование ТРИЗ-технологий в речевом развитии дошкольников.

Что такое ТРИЗ-технологии в речевом развитии....