Музыкальная викторина "Эх Русь хороша"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Шлыкова Ольга Валерьевна

Материал содержит игровые музыкальные задания для детей подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_eh_rus_horosha.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 31 «Аленушка»  города  Лесосибирска»

                                            Музыкальный конкурс

«Эх Русь хороша - веселись моя душа»

       для воспитанников старшего дошкольного возраста южного микрорайона

                                                                  Музыкальный руководитель:

                                                                    Шлыкова Ольга Валерьевна   

                                                              /высшая квалификационная категория/

                                          Лесосибирск   2019 г.

Цель: Создание условий для творческого самовыражения дошкольников средствами народной музыки.

Задачи:

Образовательная:

формирование духовной сферы, патриотических чувств;

Развивающая:

  • развитие творческой индивидуальности дошкольников;
  • закрепление знания русских народных инструментов, мелодий, танцевальных движений

Воспитательная:

приобщение к народной культуре, традициям.

Оформление зала:  на центральной стене расположен силуэт карусели, на боковой стене нотный стан в народном стиле, в нотках музыкальные инструменты.

Материал:

  • столы для команд с табличкой (название и номер детского сада);
  • на каждую команду шкатулки - карточки с музыкальными инструментами (домра, ложки, баян, скрипка; балалайка, гусли, металлофон, трещотка, фортепиано, труба).
  • репродукции картин разных жанров;
  • деревянные ложки.

1. Для участия в конкурсе необходимо выбрать команду из шести человек, придумать название команды, девиз.

2. Подготовка  команд  вспомнить и закрепить:

1. Как  выглядят музыкальные инструменты - домра,  балалайка, гусли, трещотка, ложки, баян, металлофон, фортепиано, скрипка, труба. 

2.  Какие из вышеперечисленных инструментов относятся к русским народным.

3. Уметь:

1. Исполнять свободную пляску  на мелодию «Ах ты береза» используя элементы русских народных движений (игра «Придумай свой танец»).

2. Воспроизводить на ложках ритмический рисунок потешки  «Андрей-воробей».

3. Узнавать  по мелодии народные песни «Каравай», «Калинка-малинка», «Во саду ли в огороде», «Я по лугу гуляла», «Два веселых гуся», «Тень-потетень», «Во поле береза стояла», «Во кузнице».

4. Подготовить: музыкальный номер - народные частушки (для каждого участника команды одна частушка)

Критерии оценки конкурса:

  • «Загадок». Оценивается правильность ответа на загадку.
  • «Четвертый лишний». Оценивается знание русских народных инструментов (как выглядят, как называются).
  • «Конкурс ложкарей». Оценивается способность правильно, синхронно со вторым представителем своей команды воспроизводить  ритм потешки. (из команды в конкурсе участвует два человека)
  • «Угадай мелодию» оценивается способность узнавать по мелодии народные песни.
  • «Придумай свой танец»  оценивается вариативность движений, соответствие движений жанру народной музыки, эмоциональность, индивидуальность участников
  • «Конкурс частушечников». Оцениваются певческие навыки, эмоциональность участников, оригинальность частушек.

Ход

Ведущий: 

Здравствуйте, ребята!

Карусель воздушная

Карусель цветная

Снова в нашем зале

Будто оживая

Принесет нам игры

Разные заданья

От вас нужно, ребята

Только лишь вниманье

В прошлое сегодня

друзей мы позовем

Праздник русской музыки

 скоро мы начнем.

Ведущий. А прежде чем наша волшебная карусель начнет вращаться, мы уже по традиции представляем наше уважаемое жюри.

Ведущий. Следующими представятся наши команды.

Представление команд

Ведущий:

Карусель волшебная

Всех гостей зовет

Вы готовы, дети?

Ну тогда вперед.

( звучит музыка «Карусель», выходит  скоморох)

1 скоморох.  (Назар)

Здравствуйте, честной народ

Не пыли дорожка!

Скоморох к вам идет

Погулять немножко.

Выходит второй скоморох  (Федот)

Федот. Здрасьте, дети, я – Федот!

Назар. Ты Федот да не тот!

Федот. А ты кто таков?

Назар. Я – Назар, ходил на базар.

Утром рано съел барана,

На закуску съел лягушку,

Хотел волка – да неловко!

Хотел гуся – боюся! 

Федот. Хватит небылицы сказывать. Лучше скажи, зачем явился сюда.

Назар. Я пришел попеть поплясать, на людей посмотреть, себя показать.

Федот. И только?

Назар. А чего еще надо то?

Федот. А вот  я пришел народ веселить, конкурсы веселые проводить.

Назар. Конкурсы?  Какие, например?

Федот. Ну,  вот к примеру конкурс загадок. Я сейчас по очереди, каждой команде загадаю загадки про русские народные музыкальные инструменты. Посмотрим, чья команда угадает.

Назар. А кто загадку отгадает, тот шкатулочку получает.

Федот. Договорились.

                                                 

                             

                                                             Конкурс «Загадок»

Загадка для первой команды (по очереди от стола к столу загадывает загадки, Назар  после каждого ответа ставит на стол шкатулку)

Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да! 
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.. (Дудочка)

 

А всего-то три струны 

Ей для музыки нужны
Всех игрою веселит! 
Ой, звенит она, звенит, 
Кто такая? Отгадай-ка… 
Это наша… (Балалайка) 

В руки ты ее возьмешь, 
То растянешь, то сожмешь! 
Звонкая, нарядная, 
Русская, двухрядная. 
Заиграет, только тронь, 
Как зовут ее? (Гармонь) 

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт. (Ложка)

Федот.  Молодцы, ребята, справились с загадками. И ты, Назар молодец. Такие красивые шкатулки принес.

Назар. А это я сам мастерил. А еще я кое-что туда положил.

Федот. А что там?

Назар. Там музыкальные инструменты лежат. Три-русских народных, а один четвертый лишний. Он не русский народный. Вот пусть сейчас ребята этот четвертый лишний найдут. А потом нам скажут, какие инструменты русские народные, а какой нет.

Федот. Это ты хорошо придумал, Назар. А команда, которая справилась с заданием, пусть руку поднимет.

Конкурс «Четвертый лишний»

(в шкатулках карточки с инструментами)

1 домра, ложки, баян, скрипка

2 балалайка, ложки, гусли, металлофон.

3 трещотка, домра, гусли, фортепиано

4 баян, балалайка, гусли, труба.

Федот.  Посмотрим, как справились ребята с конкурсом. (Подходит к первому столу)

Назовите русские народные инструменты. А четвертый лишний как называется?

(Дети называют инструменты, а Назар  берет карточки  относит жюри, после того, как дети ответили.)

Назар. Знаешь, Федот, я хочу у тебя кое-что спросить.

Федот. Так спрашивай.

Назар. Ты в лесу бывал?

Федот. Бывал.

Назар. Медведя видал?

Федот. Видал.

Назар. А мишка на тебя рычал?

Федот. Рычал.

Назар. И лапами стучал?

Федот. Стучал.

Назар. Значит, злой Мишутка был?

Федот. Не а, он играть любил.

Назар. А я его на праздник позвал?

Федот. И где же он?

Назар. Да вон он идет…

(Под музыку заходит медведь, сразу проходит и садится на стульчик посредине зала)

Назар. Что ж ты, Мишенька, не смел? Что ж пришел и сразу сел?

Мишка. Я пришел с детьми играть. В круг хочу ребят позвать. Пока песенка поется, пусть хоровод ведется.  А как музыка кончается, пусть народ разбегается. А кого смогу поймать тот со мной пойдет плясать.

Игра с медведем.  

(Дети водят круг под песню)

Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу

Огород себе горожу

Чтоб в берлогу не попали

И медок мой не украли.

Дети убегают от медведя, медведь догоняет одного человека, кружится с ним.

Федот Мишенька,  не жадничай, угости ребят медком.

Мишка. Ну, ладно, угощу. (Открывает бочонок)

Мишка. А меда то и нет! Ну, медвежата, негодники! Мед съели весь. Ну, я им покажу сейчас

(уходит).

Назар. Жалко, меда  не досталось (заглядывает в бочонок). Ой, тут ложки деревянные!

Федот. Они-то нам и пригодятся. Какой же русский праздник без деревянных ложек!  Пусть из каждой команды выйдут по два человека, которые смогут вместе, дружно сыграть на ложках русскую народную потешку «Андрей воробей».

Назар.  Посмотрим, чей дуэт играл дружней.  А чтоб ребятам  было легче играть,  пусть они друг к другу повернутся.

А ложек на всех хватит (ставит корзинку с ложками)

Федот. Итак, все ребята после слова и… начинают играть вместе с музыкой. Чей дуэт окажется слаженней.

Конкурс «Ложкарей»

Федот. Назар, тебе понравилось, как ребята играли? (Тот не отвечает, сидит задумавшись.)

Федот. Эй, ты чего?

Назар. Да вот, пытаюсь одну русскую народную песню вспомнить…все вспомнил. Ну ка угадай, что за песня  (начинает мычать что-то непонятное).

Федот. Да ты так поешь, что не понятно какая песня…

Назар. А пусть ребята попробуют угадать русские народные песенки. Для каждой команды прозвучит мелодия известной народной песни, а ребята должны сказать, как называется эта песня или вспомнить какие-то слова из этой песни.

Федот. Только ты не пой больше. Пусть ребятам сыграют.

Конкурс  «Угадай мелодию»

Каждая команда по очереди отгадывает,  и продолжает строчки из песни

1. «Жили у бабуси».

2. «Во поле береза стояла».

3. «Во кузнице».

4. «Тень поте тень».

Федот. А сейчас внимание. Чья команда быстрее песню называет, та еще один бал получает.

Загадываются песни «А я по лугу» «Калинка малинка» «Во саду ли в огороде» «Каравай»

Назар.   Эх, сильна Россия пляской!

               Песней звонкою сильна

               И на празднике нам песня

               Для веселия нужна.

Федот. Выходите, девицы-красавицы, спойте про башмачки. А жюри тем временем итоги четырех конкурсов подведет.

                                                          Песня «Башмачки»

                 После песни звучит музыка «Ах ты, береза», заходит Дунечка

Дуня.

Я - Дунечка- девица,

Черноброва, круглолица,

Пришла в красивом сарафане,

Буду веселиться с вами!

                           Дунечка танцует танец-импровизацию под музыку «Ах ты, береза»

Федот. Ай да, Дунечка! Ты где так плясать научились?

Дуня. Нигде я не училась. Сама свой танец придумала. Вот только что. Да так каждый может!

Назар. А мы посмотрим,  смогут ли ребята прямо сейчас выйти и придумать свой русский народный танец.

Федот. Для каждой команды по очереди прозвучит отрывок русской народной мелодии. А движения пусть ваша фантазия подскажет.

Конкурс «Придумай свой танец» 

Каждая команда под предложенную музыку придумывает свой танец

Дунечка. А я еще и петь мастерица (звучит вступление к частушке).

Дуня (поет)

На крыльце сидит Федот

У него большой живот

Пять коров он утром съел

Днем барашка съесть хотел…

Ух!

Федот.  Нет, мне не нравится такая песня.

Назар. Да ты не обижайся, Федот. Это Дунечка частушку спела. А частушки всегда шуточные, веселые и задорные коротенькие песенки. Их, очень русский народ любит.

Федот. Ну тогда ладно.

Дуня. Я очень люблю частушки и хочу их послушать.

Назар. Объявляется конкурс частушечников. Посмотрим, смогут ли ребята также весело звонко и задорно спеть частушки друг за другом, как Дунечка.

Конкурс «Частушечников»

Федот.  Ох и веселый же праздник сегодня получился.

Назар. Только жаль, что конкурсы закончились.

Федот. А сейчас  пока жюри итоги подводит, давай с ребятами игры  проведем. Вставайте в круг.

Ходим хороводом.

( Музыкальный руководитель поет, все выполняют движения по тексту)

Ходим, ходим хороводом,
Перед всем честным народом. Сели,  -
присаживаемся 

Встали, Себя показали.- встаем

Попрыгали, -  прыгаем

Потопали в  ладошки мы похлопали. -  топаем хлопаем.

Аисты и лягушки.

Аист стоит на ноге, а Лягушки прыгают  со словами или под сопровождение песенки.

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг – скок,

Догони – ка нас, дружок!

Аист догоняют Лягушек. Кого первого догнал, становится аистом

Назар.  А сейчас девица-красавица Лизавета нам про гармошку споет.

Песня «Заиграй гармошка»

Если время остается, то проводится игра «Золотые ворота»

«Золотые ворота»

Ход игры: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. (ворота)   И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой или по одному. (гости) Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся  за руки с образующими круг,  увеличивая «ворота».

Жюри подводит итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-речевой досуг "Русь богатырская"

Музыкально-речевой досуг для детей старшего дошкольного возраста посвящен Дню народного единства....

Музыкально-хореографическая композиция "Взмахни крылами Русь" музыка Вячеслава Тюльканова

Музыкально-хореографическая композиция "Взмахни крылами Русь" подходит для любого мероприятия связанного с Родиной, о малой родине, мероприятием по краеведению. Доступна композиция как для детского са...

Музыкально- поэтическая композиция по патриотическому воспитанию "Это ты, моя Русь державная, моя Родина православная!"

Воспитание патриотических чувств, развитие любви к родному краю, желание слушать и читать произведения поэтов-земляков....

Музыкально-ритмическая композиция "Хорошее настроение"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы, с использованием говорящей ручки "Знаток"

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей в различных видах           музыкальной деятельности. Повысить мотивацию к разучивани...

план-конспект музыкального занятия "Веселые ручки"

конспект музыкального занятия для первой младшей группы....

Шариковые ручки для дошкольника. Хорошо это или плохо?

Есть разные мнения на этот счёт. Но многие специалисты считают, что это вредно. Почему?...