Конспекты занятий 1 младшей группы
план-конспект занятия по музыке (младшая группа)

Цель:

  1. Познакомиться с детьми, вызвать у них интерес к музыкальным занятиям.
  2. Развивать у детей желание слушать музыку, выполнять простейшие движения, чувствовать свое тело.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_1_mladshey_gruppy.docx42.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Конспекты занятий

первой младшей группы (2 – 3 года)

Подготовила:

Никулица К.П.,

Музыкальный руководитель

Тема № 1: «Кукла Маша в гостях у ребят».

Программное содержание.

  1. Познакомиться с детьми, вызвать у них интерес к музыкальным занятиям,
  2. Развивать у детей желание слушать музыку, выполнять простейшие движения, чувствовать свое тело.

Задачи:

«Ф» — развитие физических качеств для музыкально – ритмической области;

«С» формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;

«П» расширение кругозора детей в области музыки;

«Х» развитие детского творчества.

Материалы.  Красиво оформленная коробка, кукла.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель (м. р.) приходит к детям в группу в первый раз, здоровается с ними, представляется, приглашает их и воспитателя в музыкальный зал. В зале дети вместе с взрослыми рассматривают обстановку: по коврику можно походить, попрыгать, на нем можно постоять, посидеть; на стульях — отдохнуть.

М. р. Смотрите! Вот столик, на нем коробка. Загляну в нее. Там кто-то сидит... (Вынимает из коробки красивую куклу, поднимает ее высоко, чтобы дети могли рассмотреть)
Я, наверно, вам знакома.
Я живу у Тани дома...
С Танечкой хожу гулять.
С Танечкой ложусь в кровать.
И сама без всякой сказки.
Закрываю сразу глазки.
Я совсем не растеряша —

Я игрушка, кукла Маша.

М. р. Это кукла. Зовут ее Маша. Кукла хочет с вами познакомиться. К кому кукла подойдет, тот ей имя свое назовет (Кукла по очереди “подходит” к детям, побуждая их назвать свое имя, вызывая на контакт. Дети представляются, а музыкальному руководителю повторяет их имена, но в ласкательной форме: Даша — Дашенька, Саша — Сашенька и т. д.).

М. р. Кукле нравится у нас в гостях, она даже в ладоши захлопала. А вы умеете в ладоши хлопать?

Дети начинают хлопать. Музыкальный руководитель предлагает им похлопать по коленкам, животу, плечам, щекам, бедрам и т.д.

М. р. Молодцы! А сейчас похлопаем в ладоши под музыку, а Маша попляшет.

Ну-ка, Маша, попляши,

Ай да ножки хороши! (Кукла пляшет под русскую народную мелодию “Полянка” (а/к «Я с комариком плясала»), дети хлопают в ладоши, кукла кланяется.)

М. р. Наша Машенька устала,
Очень весело плясала,
А сейчас она пойдет
И немного отдохнет.
Уложу ее опять,
Будет Маша отдыхать...
Тихо, тихо, не шумите,
Мою Машу не будите.
Приходите к нам опять, —

Будем с Машей танцевать (Л. Герасксина).

Вам понравилось в музыкальном зале? (Ответы). Здесь живут песенки, пляски, игры, сказки — здесь живет музыка. Приходите сюда слушать музыку. Я вас буду ждать, до свидания!

Тема № 2: «Погремушка и бубен».

Программное содержание.

  1. Побуждать исполнять плясовые движения под музыку веселого характера.
  2. Учить слышать окончание музыкального произведения и прекращать движения или игру на погремушке с его окончанием.
  3.  Познакомить с музыкой нежного, ласкового характера — колыбельной.

Задачи:

«С» — игровая деятельность;

«Ф» — развитие двигательной активности у детей;

«Ч» — использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений;

«З» — сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Материал. Кукла, бубен, погремушки (на каждого ребенка).

Ход занятия.

Дети свободно входят в зал, музыкальный руководитель ласково здоровается с ними и обращает внимание на куклу Машу, сидящую на стуле.

М. р. Смотрите, как Машенька нарядилась! На голове бант красивый, платье праздничное. На ногах чешки, чтобы удобнее было танцевать. Я вижу, вы тоже в чешках; значит, и вам сегодня будет удобно плясать вместе с Машенькой. А как наши ножки умеют плясать?

Под музыку “Полянка” музыкальный руководитель показывает детям простые плясовые движения, побуждая их повторять притопы одной ногой, перетопы, прыжки, “пружинку”, покачивания и др.

М. р. Очень хорошо! Машеньке тоже захотелось поплясать.

Ну-ка, Маша, попляши,

Ай да ножки хороши!

Дети тебе сыграют на погремушках. А я буду играть вот на этом музыкальном инструменте. Как он называется? Правильно, бубен. (Учит правильно держать погремушку звенеть ею под музыку, останавливаться с ее окончанием) Как весело и дружно вы играли! Все старались! (Таинственно) А теперь поиграем с Машей в прятки! Под веселую плясовую музыку мы будем играть на погремушках, а с окончанием музыки спрячем их за спину, пусть кукла поищет.

Проводится игра “Прятки” под русскую народную мелодию “Пойду ль я, выйду ль я” в обработке Р. Рустамова. Игра проводится несколько раз.

М. р. Какие вы шустрые! Все успели спрятать погремушку с окончанием музыки. Ни у кого Маша не нашла погремушки. Молодцы! Сами аккуратно и молча кладите их в коробочку. Что-то Маша у нас устала, и глазки у нее закрываются: она спать хочет. Спою ка я ей колыбельную песенку — ласковую, добрую, нежную, тихую. Пусть спит. А вы мне помогайте.

Кладет куклу на руки, присаживается на корточки возле детей (они тоже садятся, группируясь вокруг взрослого), исполняет колыбельную на музыку М. Красева.

М. р. (наклоняя куклу к детям, шепотом). Смотрите, заснула! Не будем ее будить. Пусть Машенька отдыхает, а вы тихо идите в группу. Приходите еще поиграть с ней. До свидания!

Тема № 3: «В гости к бабушке пойдем».

Программное содержание.

  1. Развивать музыкально-ритмические навыки.
  2. Развивать умение реагировать на начало и конец музыки, двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (спокойная — плясовая), ритмично ходить под музыку и бегать.

Задачи:

«Ф» — развивать физические качества для музыкально-ритмической деятельности;

«К» — развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности;

«С» — развивать игровую деятельность;

«Х» — развивать детское творчество, приобщать к различным вида искусства.

Материал. Кукла, бубен.

Ход занятия.

М. р. Здравствуйте, мои хорошие! Я очень ждала вас сегодня в музыкальном зале. Смотрите, как здесь светло и просторно. Можно пошагать. Зашагали ножки — топ-топ-топ. Прямо по дорожке — топ-топ-топ. (Напевает, наигрывая на бубне, шагает вместе с детьми). А можно и побегать. Побежали ножки быстро по дорожке. (Меняет манеру игры). А можно каждому спокойно погулять по своей дорожке.

Дети спокойно ходят по залу, подстраиваясь под музыку. Если кто-то из детей спешит или не хочет двигаться со всеми вместе, воспитатель осторожно берет его за руку, гуляет вместе с ним, глядя на него и любуясь.

М. р. Как хорошо вы гуляли! А Машу не видели?

Дети. Нет! Мы ее не встречали. Мы ее не видели,

М. р. Давайте ее позовем — ласково, напевно. (Дети и взрослый зовут куклу с ласковой интонацией)

Маша (неожиданно для детей появляется). Здравствуйте, дети, здравствуйте, мои хорошие!

Дети. Здравствуй, Маша!

М. р. Где же ты, Машенька, была?

Маша. У бабушки!

М. р. Что делала?

Маша. Я сейчас песенку спою, вы и узнаете.

Сначала без музыкального сопровождения. Слова произносят четко, внятно.

М. р. Дети, где была кукла?

Дети. У бабушки!

М. р. А что ела?

Дети. Кашку!

М. р. Какая бабушка?

Дети. Добрая, хорошая!

М. р. Послушайте еще раз песенку! Она называется «Ладушки». Эта песенка добрая, ласковая. (Исполняет ее еще раз, уже с музыкальным сопровождением). Мы с вами тоже умеем играть в ладошки. Сейчас мы под веселую музыку будем хлопать в ладоши, а когда музыка кончится, спрячем их за спину, пусть Маша поищет, где наши руки!

Проводится игра “Прятки”. Педагог учит детей слышать и фиксировать окончание музыкального произведения, эмоционально откликаться на музыку веселого, радостного характера.

М. р. Какие вы ловкие! Музыка закончилась — и ладошки спрятались. Молодцы! Кукла сегодня очень устала: она была в гостях у бабушки, ела там сладкие оладушки, кашу, играла с вами в прятки, плясала. Ей пора отдыхать. (Укладывает куклу в колыбельку и поет ей песню “Баю-баю”, дети напевают вместе с педагогом, покачивая колыбельку) Какая тихая и ласковая песенка.  Это колыбельная. Вы так нежно пели, что Машенька заснула. Пусть отдыхает! А мы с вами попрощаемся и пойдем в группу. Приходите еще, я буду ждать!

Тема № 4: «Петя-петушок».

Программное содержание.

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню (музыку и слова), вырабатывать устойчивое слуховое внимание.
  2. Развивать навыки выразительных движений (ритмично ходить под музыку, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, не шаркая ногами).

Задачи:

«П» расширение кругозора детей;

«С» сенсорное развитие

«К» развитие навыка свободного общения детей с педагогом;

«П» формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества;

Материал. Кукла, петушок (мягкая игрушка).

Ход занятия.

Музыкальный руководитель приходит в группу вместе с куклой Машей. Здоровается и приглашает детей в музыкальный зал, говорит, что их там кто-то ждет. Все вместе они идут в музыкальный зал.

М.р. Мы пришли сюда опять, будем вместе мы гулять. И Машу возьмем. Зазвучит спокойная музыка, и мы не будем торопиться. (Педагог вместе с куклой наблюдая за тем, чтобы дети не сбивались в стайки, не толкались, шли в одном направлении. Не нужно напоминать детям, чтобы они слушали музыку и ходили ритмично, — они постепенно учатся согласовывать свои шаги с темпом музыки, останавливаются с ее окончанием. Упражнение повторяется 2—З раза) Как хорошо вы гуляли: каждый по своей дорожке. А теперь подойдите ко мне. Сегодня Машенька пришла к нам не одна, а со своим другом... Кто он — отгадайте сами!

Очень рано встает,

Голосисто поет,

Детям спать не дает...

Ку-ка-ре-ку!

Дети отгадывают — появляется Петушок, дети его рассматривают: вот головка, гребешок, глазки, ножки со шпорами, крылышки и т.д.

М. р. Вот он, Петя-петушок. Золотистый гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. Очень рано встает, голосисто поет. Как поет Петушок? (Дети подражают пению петуха). Я знаю про него песенку! Послушайте.

Исполняет без музыкального сопровождения русскую народную попевку в обработке М. Красева “Петушок”, стараясь научить детей эмоционально откликаться на образ Петушка, передавая ласковый, напевный характер песни. Повторяет попевку, но уже с музыкальным сопровождением.

М. р. Теперь посадим Петушка поудобнее, пусть послушает, как кукла Маша была в гостях у бабушки.

Исполняет песню “Ладушки” с музыкальным сопровождением, задает вопросы по тексту песни, предлагает спеть песню всем вместе. Учит детей эмоционально отзываться на песню веселого характера, воспитывает доброжелательное отношение к бабушке. Учит детей протягивать ударные слоги в словах “ладушки”, “бабушка”. По очереди подходит к каждому ребенку, мимикой показывая свое отношение к песне. По окончании исполнения хвалит всех детей.

М. р. Когда Маша устала, мы уложили ее в кровать и пели ей тихую, ласковую колыбельную песенку. Когда вы качаете своего мишку или зайчика, вы тоже напеваете колыбельную, и мама перед сном своим детишкам поет колыбельную. (Читает стихотворение)

Светят звезды ласково

Над моим окном.

И поет мне песенку

Мама перед сном,

Самую любимую

Песенку мою:

Спи, моя хорошая,

Спи, моя пригожая,

Баюшки-баю!

М. р. Послушайте еще раз уже известную вам песенку “Баю-баю”, она ласковая и тихая, добрая и нежная. Для чего же поют такую песенку? Правильно, чтобы скорей заснуть. А что можно делать под такую музыку? (Исполняет русскую народную мелодию «Ах вы, сени») Конечно, танцевать! Музыка веселая, живая, задорная.

Попляшите, малыши,

Ай да ножки хороши!

Исполняет плясовую мелодию «Полянка», дети танцуют, выполняя движения по показу воспитателя.

Маша. Как хорошо, как весело танцевали дети! Мне с моим дружком Петушком очень понравилось. Мы тоже хотим с вами поплясать! (Все пляшут еще раз) Очень весело было. До новых встреч! до свидания!

М. р. (провожает детей до двери; прощаясь, обращается к каждому). Приходи, дружок, еще, я буду тебя ждать!

Тема № 5: «Осенние листочки».

Программное содержание.

  1. Учить слышать контрастную смену регистра в музыкальном произведении, реагировать на это сменой движения.
  2. Развивать музыкально-ритмические навыки: умение двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (спокойная — плясовая).
  3. Учить петь, не опережая друг друга.

Задачи:

«С» — развитие игровой деятельности;

«Х» — Использование детьми средств продуктивных видов деятельности для отражения представлений о музыкальной культуре;

«П» — Формирование навыка свободного общения детей со взрослыми;

«Ч» — Использование художественных произведений для усиления эмоционального воздействия на детей от музыкального произведения.

Материал. Осенние листья, ваза, металлофон, фланелеграф, две фигурки (маленький и большой петушок), колокольчики (на каждого ребенка), петушок (мягкая игрушка).

Ход занятия.

В музыкальном зале на полу лежат красивые осенние листочки. Дети спокойно входят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.

М. р. Как красиво у нас в зале! Подул ветерок и принес нам осенние листочки. Посмотрите, какие они разные: желтые, красные, зеленые, оранжевые! Давайте возьмем по одному и погуляем, любуясь листочком. (“Осенние дорожки” а/к «Осенние праздники). Какая добрая и ласковая песенка! Как хорошо гулять, слушая ее! Давайте еще погуляем, а потом соберем букет из осенних листочков. (Дети учатся ориентироваться в пространстве, двигаться в темпе музыки, владеть предметом — листочком. Воспитатель собирает букет со словами: «украсим этим букетам наш зал!”; ставит листья в вазу). Вы гуляли и немножечко устали. А я вам стульчики приготовила. Знаете, как на них правильно сидеть? Прижмите свою спину к спинке стула, ноги поставьте рядом, руки положите удобно. Вот так, молодцы! А теперь отгадайте, о ком эта песенка. (Исполняет мелодию песенки «Петушок» на металлофоне, дети узнают ее). Правильно, молодцы, эта песенка про Петушка. Мы сейчас споем ее, он и появится.

Сначала песню исполняют все вместе без музыкального сопровождения, затем под мелодию (поют отдельные дети по желанию). Музыкальный руководитель добивается чистого интонирования большой секунды: ля-соль, так как пение близлежащих звуков, особенно при движении мелодии вверх, трудно для исполнения. Добивается от детей полного внимания, ласкового исполнения.

М. р. (на фланелеграфе выкладывает фигурки двух петушков — (большого и маленького).

Два дружка-петушка

Рядышком шагали...

На заре во дворе

Звонко распевали.

Большой Петушок пел низким голосом, а маленький — тоненьким, высоким. (Исполняет до-ми-до-соль в первой октаве, затем во второй. Предлагает детям на слух узнать, когда поет большой Петушок, а когда маленький. Хвалит каждого ребенка по отдельности).

М. р. Про большого и маленького петушка можно сыграть не только на фортепиано, но и на другом музыкальном инструменте — металлофоне. Вот он какой, послушайте его голос.

Дети внимательно слушают, узнают, где какой Петушок поет.

М. р. А сейчас на металлофоне я сыграю другую песенку. (Исполняет «Ладушки»). Узнали ее? Да, это песенка “Ладушки”. Давайте споем ее вместе.

В конце песни кто-то из детей обязательно спросит: “А мне?” — “А вот еще раз споем, будет и тебе”. При разучивании песни педагог обращает внимание на интонирование малой терции вниз и вверх, а также на изменение мелодического рисунка в песне в соответствии с текстом.

М. р. Голос какого музыкального инструмента похож на звук металлофона? Что еще так звенит? Правильно, колокольчик. Молодцы! Вот вам колокольчики. Сейчас мы дружно зазвеним и позовем Петушка. Кладет каждому ребенку на ладошку колокольчик, напоминает, как на нем нужно играть. Вот как хорошо! Петушок услышал нас и пришел. Давайте поиграем с ним в прятки.

Проводится игра “Прятки” с колокольчиками, в ходе которой развиваются чувство ритма, умение слышать окончание музыкального произведения и фиксировать это в движении.

М. р. А теперь положим колокольчики в корзиночку. Не будем мешать друг другу. Молодцы! Как весело было играть с Петушком! Он такой добрый! Мы не будем его обижать, лучше зернышками покормим. (Детям предлагается протянуть ладошку и петушка) Вы знаете, как Петушок машет крылышками, как он важно ходит, гордо подняв голову? Давайте и мы погуляем, как Петушок! «На прогулке» Т. Ломовой)

Ай да Ванечка, какой у него гордый гребешок! Танечка крылышками машет, как настоящими! Андрюшенька шагает, высоко ножки поднимает. Ну, петушки, давайте так и пойдем в группу.

Тема № 6: «Осенние листочки».

Программное содержание. 

  1. Учить движениям с платочком.
  2. Продолжать учить слышать начало и конец музыкального произведения и начинать, и прекращать движения в соответствии с характером музыки.
  3. В пении учить детей прислушиваться к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий.
  4. Следить за детьми, которые плохо проговаривают слова, поют излишне громко, неестественным голосом.
  5. Добиваться выразительного исполнения. Развивать у детей желание самостоятельно петь с музыкальным сопровождением и без него, учить петь слаженно в ансамбле.

Задачи:

«Ф» — развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности;

«С» — формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;

«Х» — развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

«К» — развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.

Материал. Кукла, красиво оформленная коробка, платочки (на каждого ребенка).

Ход занятия.

Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал.

М. р. Здравствуйте! Как долго вы ехали, мы с Машей вас уже заждались. Пойдемте, поздороваемся с куклой!

Дети входят в зал, выражая радость оттого, что вновь встретились с Машей.

М. р. А здороваться мы будем по музыкальному - пропевая каждый свою мелодию-песенку. Дети напевают, педагог хвалит их за смелость, ласковое исполнение, напевность.

Маша. Я так соскучилась по ребятам. Решила их порадовать, принесла вот эту красивую коробочку.

М. р. (удивленно). Что же в коробочке? (Меняет интонацию на загадочную). Сейчас загляну в нее. (Восхищенно). Ой, какие красивые платочки! Маша, это для того, чтобы нос вытирать или рот? Нет? Значит, эти платочки для игры и для пляски. (Вынимает один платочек, рассматривает его вместе с детьми, предлагает сказать, какой он).

Дети. Голубой, легкий, маленький, мягкий и т.д.

М. р. (дополняя ответы детей). Воздушный, летящий, шелковый. У него четыре уголка. Можно взять за один и погулять, подняв платочек и любуясь. Вот так! (Показывает). А можно взять за два уголка и спрятаться за платочком. давайте с ними погуляем, а потом спрячемся от куклы.

В игре “Прятки” дети под музыку пляшут с платочками (по показу педагога), а с окончанием музыки берут платочек за два уголка и закрывают им лицо. Кукла их ищет. Дети выражают восторг. Играют 3-4 раза. В заключение педагог показывает, как собирать платочки за два уголка.

М. р. Как вы хорошо плясали! Машеньке тоже захотелось поплясать. Кто хочет спеть кукле веселую плясовую мелодию?

Воспитатель. А можно я попробую? (Берет куклу за руки, радостно напевает любую мелодию на слоги “тра-ля-ля”)

М. р. Какая веселая мелодия! Кто еще хочет спеть? (Дети поют по желанию) Машенька, сядь, отдохни, а дети споют тебе свои любимые песенки. Дети самостоятельно называют знакомые песни (“Петушок”, “Дождик”, “Ладушки”, “Сорока”, “Машина”), исполняют их по желанию хором или по одному.

М. р. Ну а теперь пойдем гулять в парк. Как и в прошлый раз, будем гулять парами, кто с кем хочет. Воспитатель берет руль и сигналит. Все уезжают в группу на машине.

Тема № 7: «Жучка деток не пугает, с ними весело играет».

Программное содержание.

  1. Учить переходить от движения к движению, ориентируясь на динамику музыкальной фразы.
  2. Развивать инициативу, побуждая к самостоятельному варьированию несложных мелодических оборотов, построенных на нескольких звуках.
  3. Добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения.

Задачи:

«Ф» — развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности;

«С» — развивать игровую деятельность;

«Х» — развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

«К» — развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.

Материал. Платочки (на каждого ребенка), собака (мягкая игрушка).

Ход занятия.

Дети с воспитателем приезжают на машине. Остановка “Музыкальный зал”.

М. р. Что за шум! Дети приехали! Очень рада вас видеть! Здравствуйте! Сегодня можно немного покататься, проезжайте в зал.

Проводится игра “Автомобиль”, в ходе которой дети учатся передавать в движении образ «автомобиль едет», упражняться в шаге на всей ступне, в прекращении движения с окончанием музыки. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети держались прямо, колени у них были мягкие, слегка согнутые, продвижение вперед небольшое.

М. р. 

        Смотрите, на стульях платочки лежат.

         Смотрите, смотрите, платочек какой!

        Он весело кружится над головой.

        Платочек веселый решил погулять,

        Он может еще вместе с нами плясать,

Возьмите каждый по одному платочку за уголок. Молодцы! Никто не спорил, все были вежливы. Пойдемте, погуляем, полюбуемся на них, а потом попляшем, кто как умеет.

Упражнение “Гуляем и пляшем”, муз. М. Раухвергера. Дети изменяют движение со сменой характера музыки, самостоятельно выполняют знакомые им плясовые движения, останавливаются с окончанием музыки. Педагог напоминает, как нужно складывать платочки. Пока дети с воспитателем складывают и собирают платочки, музыкальный руководитель берет собачку и воспроизводит ее лай.

М. р. 

        Живет в нашем доме

        Чудесный щенок

        Увидев его,

        Я бегу со всех ног.

        И хочется мне

                              Вместе с ним поиграть

        И ушки мохнатые

        Чуть потрепать.

М. р. Ты, собаченька, не лай, моих деток не пугай! Дети, вы не знаете, как зовут собачку? Нет? А я знаю. Жучка! Сейчас я вам про нее песенку спою.

Музыкальный руководитель исполняет песню “Жучка”, муз. Н. Кукловской, сл. Е. Федорченко, обращает внимание на ласковый, спокойный характер песни, на звукоподражательный характер вступления.  Предлагает повторить слова с трудным произношением: “острые”, “шерстка пестрая”, “хвостик закорючкой”. Исполняет песню еще раз.

М. р. Давайте споем Жучке наши любимые песенки, порадуем ее. Может быть, ей понравится, и она опять придет к нам в гости. Дети по желанию исполняют песенки «Дождик», и др. Педагог добивается, чтобы они пели с выразительным лицом.

М. р. Молодец, Жучка, внимательно слушала! А теперь посмотри, как дети плясать умеют. Становитесь свободно на ковер, повернитесь к нам с Жучкой лицом, ножки поставьте вместе. Веселая музыка будет звучать то громко, то тихо, а воспитатель покажет, какие движения нужно выполнять.

Пляска “Пальчики и ручки” под русскую народную мелодию “Ой, на горе-то” обработка Т. Ломовой исполняется по показу воспитателя. В зависимости от динамического изменения в музыке дети учатся переходить от движения с малым напряжением к движению с большим напряжением, например, стучим по полу носком — топаем ногами.

М. р. Жучка, нам пора в группу. Дети обязательно придут к тебе в гости еще раз. Давайте ласково попрощаемся с собачкой; погладим ее. Приходите к ней опять. Дети прощаются и спокойно выходят из зала.

Тема № 8: «Гости к нам пришли сегодня».

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать навыки выразительных движений: ритмично ходить под музыку, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, не шаркать ногами.
  2. Учить внятно пропевать слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и в середине слов.
  3. Формировать навыки коллективного пения (одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать, петь дружно).

Задачи:

«С» — развитие игровой деятельности.

«Х» — использование детьми средств продуктивных видов деятельности для отражения представлений о музыкальной культуре;

«П» — формирование навыка свободного общения детей со взрослыми;

«Ч» — использование художественных произведений для усиления эмоционального воздействия на детей от музыкального произведения.

Материал. Собака (мягкая игрушка), Петрушка и Зайка (игрушки бибабо).

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем подходят к музыкальному залу. В руках одного ребенка собачка Жучка.

М. р. Доброе‚ утро, дети! Жучка! (Радостно). Здравствуй! Ну что, дети, научили Жучку вести себя хорошо? Я рада! Проходите... Посадим Жучку на скамеечку, пусть посмотрит, что мы будем делать. А мы...

Раздается шум. Музыкальный руководитель удивленно оглядывается по сторонам, заглядывает за фортепиано и там надевает на руку Петрушку.

Петрушка (прыгает, шумит, балуется, хвалится).

Я Петрушка-молодец,

На макушке бубенец.

Выйду, выйду, попляшу,

Позабавлю, посмешу!

М. р. Ну вот, Петрушка, мы научили Жучку хорошо себя вести, а теперь придется учить тебя. Что ты делаешь?

Петрушка (гордо). Кручусь, прыгаю, шалю, шагаю — никогда не унываю.

М. р. (укоризненно). Разве так нужно бегать и шагать? А шуметь в музыкальном зале и вовсе нельзя. Почему дети? Правильно, можно музыку не услышать. Если будешь баловаться, ничему не научишься. Посиди, на детей посмотри, поучись, как надо себя вести.

Проводится игровое упражнение «Ходьба и бег» под латвийскую народную мелодию. Дети заигрывают с Петрушкой, а при перемене музыки убегают от него. Характер зыки способствует формированию четкого шага, устремленного бега: дети учатся самостоятельно менять характер движения с изменением характера музыки: ходить и бегать по направлению. Упражнение повторяется 2-3 раза.

М. р. Вот так, Петрушка! Если ты будешь шуметь, зайчика испугаешь. Он у нас трусишка и всего боится.

Петрушка. А где он? Я его сейчас позову. (Кричит нарочито громко) Зайчик!

М. р. Не так! Не так! Как нужно позвать Зайчика?

Дети. Тихо, ласково.

М. р. Правильно! Тихо, ласково, вежливо давайте так и позовем зайчика. (Проигрывает мелодию первой фразы песенки “Заинька» р.н.м.  в обработке А. Александрова. Появляется Зайка) Здравствуй, Зайка! Мы про тебя сейчас песенку споем. Песню дети разучивают без музыкального сопровождения. Музыкальный руководитель учит чисто интонировать большую секунду, петь не спеша, выделять слоги в словах “заинька”. Предлагает детям спеть одному самостоятельно.

Петрушка (хвастливо). Я тоже умею петь. Я знаю песенку “Ладушки”. Сейчас (Поет очень громко).

М. р. Правильно пел Петрушка? Нет? Почему? Очень громко? Нескладно? Не слушал музыку? А как надо? Молодцы! Конечно, ласково, протяжно, спокойно. Слушай, Петрушка, мы сейчас правильно споем твою песенку. (Дети хором под музыку исполняют знакомую им песню «Ладушки»). А про кого вам еще хочется спеть? Про собачку Жучку? Хорошо. Только начинайте петь все вместе, дружно. (Дети исполняют песню «Жучка») Петрушка, а теперь мы покажем тебе, как умеем плясать. Ты тоже учись! (Дети продолжают разучивать танец “Пальчики и ручки” по показу воспитателя).

Петрушка. Да! Вы поете, играете, танцуете, слушаете музыку, и никто не шумит, не шалит. Мне очень понравилось у вас на музыкальном занятии. Можно я еще приду? Я не буду баловаться!

Дети. Приходи, Петрушка, мы всегда рады тебе!

М. р. Конечно, приходи! А сейчас пора прощаться. До свидания!

Тема № 9: «Веселый оркестр».

Программное содержание. 

  1. Учить узнавать песни по вступлению, различать изобразительные моменты (капельки дождя и т.п.), средства музыкальной изобразительности (темп, динамика).
  2. Развивать образную речь детей.

Задачи:

«Ф» — развивать у детей двигательную активность.

«Х» — закрепление результатов восприятия музыки, развитие детского творчества;

«К» — практическое овладение воспитанниками нормами речи;

«Б» — формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Материал. Петрушка (игрушка бибабо), платочки (на каждого ребенка), треугольник

Ход занятия.

Музыкальный руководитель приходит в группу. Дети, по предварительной договоренности с воспитателем, уже ждут его, собравшись в кружок

М. р. Доброе утро! Вижу, вы уже собрались. Вы не забыли, что в зале вас ждет Петрушка? Надевайте чешки, и идем на музыкальное занятие. (У зала). Посмотрите на меня. Глаза у вас веселые. Входите. (Удивленно). Где же Петрушка? Вот проказник! Куда-то спрятался. Давайте его позовем. Петру-у-шка!..

Дети находят Петрушку на подоконнике, радуются ему.

Петрушка. Я принес веселый бубен, под него плясать мы будем. Вот платочки: желтый, голубой... Выбирай себе любой!

Дети самостоятельно выбирают платочки и исполняют плясовую под русскую народную мелодию “Из- под дуба” (в записи). Дети пляшут по показу взрослых, используя знакомые им плясовые движения, следя за платочком взглядом, выразительно. Если кто-то из детей затрудняется, музыкальный руководитель берет его за руки и пляшет с ним.

Петрушка. А я еще принес вам музыкальный инструмент! Это треугольник! Его голос похож на звук колокольчика. Послушайте! Как нежно и звонко он звучит!..

Музыкальный руководитель исполняет песню “Алый платочек” (чешская народная мелодия в обраб. Шетестика. Воспитатель и Петрушка играют на треугольнике.

М. р. Какая плавная мелодия! Это вальс. (Дети сначала слушают, затем плавно кружатся, импровизируя танец) Ваши платочки так нежно, плавно, как перышки, кружились под эту мелодию! Один был очень легким, другой — воздушным, третий — плавным... Станцуем еще раз, как принцы и принцессы (дети танцуют) Петрушка, сейчас дети споют свои любимые песенки. Но сначала сядем на стулья, ведь петь можно и стоя, и сидя, только сидеть нужно правильно.

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи — все свободно,

Петь приятно и удобно.

Слушайте внимательно музыку и угадывайте, какая песенка звучит.

Поочередно исполняет песни “Жучка”, “Петушок”, “В огороде заинька”. Музыкальный руководитель формирует у детей навык чистого интонирования, отрабатывает естественность звучания, активизирует всех детей, развивает эмоциональную отзывчивость.

М. р. Смотрите, солнышко выглянуло. Сейчас мы пойдем гулять. Но если пойдет дождь, каждый убежит в свой домик. Момент, когда начнется дождик, нам подскажет музыка. “показать дождик” поможет треугольник. Вот послушайте, как это звучит.

Проводится игра “Солнышко и дождик”. Игра повторяется 2-З раза.

М. р. Ну вот дождик и кончился! Можно и по-настоящему пойти гулять. Давайте разделимся на пары, прогуляемся по залу итак, парами пойдем в группу. До свидания!

Тема № 10: «Дудочка-погудочка».

Программное содержание. 

  1. Продолжать учить замечать смену характера музыки, средства музыкальной выразительности, передающие образ.
  2. Познакомить со звучанием нового музыкального инструмента — дудочки. Как и на предыдущих занятиях, учить передавать ласковый характер песни, вырабатывать напевное звучание.

Задачи:

«Ф» — Развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности.

«С» — Развивать игровую деятельность;

«Х» — Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

«К» — Развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.

Материал. Петрушка (игрушка Бибабо), дудочка, шапочка зайчика, Зайчик (мягкая игрушка), колыбелька.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель приходит за детьми в группу, здоровается и напоминает, что их ждет Петрушка. Он опять принес что-то интересное.

М. р. Дети, давайте поедем к Петрушке в гости на машине. (Воспитатель и дети идут в музыкальный зал топающим шагом, напевая песенку) Здравствуй, Петрушка! Что ты прячешь за спиной?

Петрушка. Не покажу! Сначала загадку отгадайте!

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

да-да, да-да-да,

Так она поет всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?

Дети. Дудочка!

Петрушка. Молодцы! Отгадали, это действительно дудочка!

М. р. Какая красивая дудочка! Вам хочется послушать, как она звучит? Слушайте! (Играет) Какой у нее звук? Как она поет?

Дети. Дудочка веселая, громкая.

М. р. Да, она поет тонко, звонко, весело. Я дую в нее и пальцами помогаю себе играть. Покажите мне, как вы понарошку играете. (Дети имитируют игру на дудочке) А теперь спрячьте ее за спину.

Разучивается упражнение “Дудочка”, муз. Т. Ломовой.), направленное на совершенствование спокойного шага, мелких движений кисти. Музыкальные образы способствуют активизации воображения детей.

М. р. Нашу дудочку Зайчик услыхал. Вот он, трусишка, выглядывает. Давайте споем про него песенку. Если ему понравится, он к нам прискачет!

Дети исполняют песню “Зайка”, русская народная мелодия в обработке Александрова. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на необходимость эмоционально отзываться на песню ласкового характера, петь в умеренном темпе, протяжно. Перед началом нения предлагает произнести слова: “Заинька, зайка, маленький зайка” на высокой интонации, звонко, протягивая первый слог, что помогает детям начать пение с более высокого звука.

М. р. Вот молодцы, как ласково пели! А какую песенку про Зайчика мы еще знаем? Правильно, “В огороде заинька”. Давайте и ее споем. А как нам нужно петь? Конечно, ласково. (Дети исполняют песню хором и по одному). А вы знаете, как скачет зайка? А какие у него мягкие лапки? (Дети сами начинают изображать зайчика в движении). Вот этот зайчик мне больше других понравился! А чтобы он был как настоящий, надену на него ушки.

Ну-ка, зайка, попляши,

Ай да ножки хороши!

- Давайте поиграем с зайчиком!

Чтобы поддержать интерес к исполнению знакомой песни, организуется хоровод. Дети, стоя в кругу, поют песню. В центре круга — в огороде — сидит или скачет ребенок-зайчик, с окончанием песни он прыгает из круга. Воспитатель делает вид, то догоняет его. Выбирается новый солист. Игра повторяется 2—З раза.

М. р. Зайка сегодня на вас глядел, с вами пел, играл и немного устал. Пора ему отдохнуть. Давайте его уложим в колыбельку и покачаем, споем ему песенку.

Музыкальный руководитель поет песню “Колыбельная зайчонка”, муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

Как на горке, на горе,

Да на зайкином дворе.

В колыбельке расписной

Спит зайчонок озорной.

Галка песенку поет,

Колыбельку стережет.

М. р. Подпевайте, дети: баю-бай, баю. Смотрите, он уже заснул. Пойдем в группу тихо, на носочках, чтобы не разбудить зайчонка...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (младшая группа) по теме: Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художес...

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

Конспект интегрированного занятия в ДОУ " Здравствуй Зимушка -зима" план-конспект занятия (младшая группа)

Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года ) . Тема: «Ох, ты Зимушка-зима».Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна...

Конспект занятия младшая группа по развитию речи во 2-ой младшей группе по лексической теме "Посуда".

Конспект зантия построин в игровой форме для детей младшей группы....

Театрализованное представление с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию по теме: «Волк и семеро козлят» план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Совершенствовать у детей умение свободно и красиво подражать повадкам животных, совершенство...