проект "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Тема: «Путешествие в сказку»

Проект: Краткосрочный, творческий, групповой.

Выполнили: учитель-логопед Дрибас Ю.А

Воспитатель Копманис О.В.

Воспитатель Захарова И.Л.

Педагог-психолог Жарикова О.П.

Музыкальный руководитель Николаева Т.В.

 

 

 

г. Красногорск 2021г.

 

Цель:

Внедрение в логопедическую работу театрализованной игры, как средства всестороннего развития речи детей.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, учитель – логопед, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагог психолог.

Актуальность темы:

Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Задачи проекта:

  • Развитие связной речи;
  • Активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи;
  • Формирование умения изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;
  • Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • Стимуляция мыслительных операций;
  • Развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
  • Совершенствование моторики, координации, плавности, переключаемости, целенаправленности движений;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы;
  • Развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга;
  • Формирование опыта нравственного поведения;
  • Развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность;
  • Автоматизировать поставленные звуки во фразах;
  • Познакомить с русскими народными сказками;
    Обучать разыгрывать несложные сценки по знакомой сказке;
  • Развивать ориентировку в пространстве;
  • Формировать достаточный запас эмоций;
  • Воспитывать уважение к традициям русского народа.
     

Предполагаемый результат

В результате работы над проектом предполагается, что произойдёт:

  • Совершенствование диалогической и монологической речи, лексико-грамматических средств языка;
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • Формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе.
  • Выражение восприятия текста во внешнем действии;
  • Совершенствование речи с использованием логоритмики.

 

Формы и методы работы со сказкой

  • Выразительное чтение;
  • Совместное прочтение сказок с родителями;
  • Образное рассказывание;
  • Беседа;
  • Слушание сказок;
  • Эмоциональное обсуждение;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Моделирование диалогов сказочных персонажей с применение сказкотерапии;
  • Пересказ сказок от лица героев;
  • Изображение героев сказок на бумаге;
  • Совместная работа всей группы – изготовление коллажа;
  • Использование логоритмики в усвоении сказок, с применением музыкальных инструментов, танцев и песен;
  • Инсценировки сказки с использованием логоритмики.

 

Использование сказок на занятиях с детьми логопедической группы.

 

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей.  Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Возможности сказок огромны:

        -рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;

       - сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;

       - если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

                       

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

  •   Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  •  Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

          Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.

Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе.

Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.  

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Главное выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для детей.

В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения — обязательная составляющая логопедического занятия. Для развития связной речи, воображения, творческого мышления используются дидактические игры.

На занятиях может быть использована и авторская сказка, которую педагог придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные педагогом задания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.

       Маленькие прописи под иллюстрациями, ориентированные на сказочный сюжет, в отличие от традиционных, требующих большей концентрации внимания, привлекут детей, которые хорошо помнят не однажды прочитанную им сказку.      

        Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.

       Главное, чтобы взрослый помнил: сказка для ребенка — игра, волшебство. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.    

 

Использование логоритмики с детьми логопедической группы.

 

Логопедическая ритмика — один из видов кинезиотерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого — Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, переключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

Сказкотерапия

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя. Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать. Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10-12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным. Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

 

Этапы проекта:

  1. Этап -  Подготовительный (разработка проекта) (с 11.03.2021 г. по13.03.2021 г.)

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

- обсуждение проекта с логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем, педагогом-психологом

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

          - составление перспективного плана работы. 

 

Перспективный план.

Игровая деятельность                      

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи».  Кубики и пазлы по разным сказкам.

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Речевое развитие

1) Занятие по сказкам

2) Беседы с детьми о прочитанном.

Ознакомление с художественной литературой

Чтение и обсуждение сказок.

Пересказ разных сказок.

Театральная деятельность

Логоритмика, инсценировка сказки

Рисование

Занятие «Мой любимый сказочный герой».        

Аппликация

Занятие «Под грибом».

Занятие «Сказочный домик».

Работа с родителями

1) Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;

2) Консультация «Знакомство со сказками».

3) Рекомендации по прочтению сказок

Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Три поросенка».                    

       

 

Пути реализации проекта:

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
  3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
  4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

  1. Чтение разных сказок;
  2. Рисование детьми героев сказок.  
  3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  5. Самостоятельное составление сказок.
  6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
  8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  9. Загадки о сказках, героях сказок.
  10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
  11. Театрализация сказки: «Три поросенка»

 

Содержание работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками

     ll. Этап – Исследовательский. (с 14. 03.2021г. по 06.05.2021г.)

                    - работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

 

                  - выполнение проекта.

  1. Этап – Заключительный. (с 07.05.2021г. по 11.05 2021г.)

        - театрализация сказки «Три поросенка»

        -  подведение итогов, анализ ожидаемого результата

         - обобщение результатов работы, формулировка выводов

          -составление рекомендаций.

 

Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

  • Через восприятие сказок мы:

- воспитываем детей

- развиваем выразительную, образную речь

- развиваем логическое мышление

- развиваем творческую активность

- развиваем внимание, эмоционально-волевую сферу

- развиваем чувство ритма для коррекции слоговой структуры и развития фонематического восприятия.

      - сказки - это отличное средство сплочения детей и взрослых.

 

 

Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки сказки.

Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.

Педагог- психолог способствует развитию внимания, мышления, эмоциональной стабильности ребенка с помощью сказкотерапии.

Учитель-логопед проводит коррекцию звукопроизношения и способствует правильному построению предложений.

Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Три поросенка».

Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.

  1.  Этап – Презентация проекта.    (12.05.2021 г.)

         Театральная постановка сказки «Три поросенка» для родителей.




Рекомендуем прочитать сказки:

 

  •  «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  •  «Телефон» - К. Чуковский;
  •  «Федорино горе» - К. Чуковский;
  •  «Сказка о невоспитанном мышонке».
  • Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • Г-Х Андерсен «Дюймовочка»

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...