Приёмы развития звуковысотного слуха у дошкольников
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна
Приемы развития звуковысотного слуха у дошкольников. Актуальность темы предопределена практикой работы с детьми дошкольного возраста в детском саду. В наше время родители, приводя детей в детский сад с расчетом на то, что педагоги, работающие в детском учреждении, смогут выявить и развить все способности. Поэтому на музыкальных занятиях, мне, как педагогу, в первую очередь хочется, чтобы дети были заинтересованы, чтобы им было интересно и не скучно. Музыка и связанная с нею деятельности должна вызывать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, и по мере возможности, «рассуждать в ней» (термин Б. Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания и только в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Однако, самое трудное – развить у ребенка звуковысотный слух, а это возможно только при условии систематических занятий и использовании конкретных, результативных приемов. С раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех ее видах. Очень помогают в этом музыкально – дидактические игры по принципу «высоко – низко», «большой – маленький» (младший возраст). «Восприятие музыки» - с первой младшей группой на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребенок находит образные зрительные ассоциации к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvitiyazvukovysotnogo_sluha.docx16.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                          Приемы развития звуковысотного слуха у дошкольников.

Актуальность темы предопределена практикой работы с детьми дошкольного возраста в детском саду. В наше время родители, приводя детей в детский сад с расчетом на то, что педагоги, работающие в детском учреждении, смогут выявить и развить все способности. Поэтому на музыкальных занятиях, мне, как педагогу, в первую очередь хочется, чтобы дети были заинтересованы, чтобы им было интересно и не скучно.

Музыка и связанная с нею деятельности должна вызывать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, и по мере возможности, «рассуждать в ней» (термин Б. Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания и только в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка.

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Однако, самое трудное – развить у ребенка звуковысотный слух, а это возможно только при условии систематических занятий и использовании конкретных, результативных приемов.

С раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех ее видах.  

Очень помогают в этом музыкально – дидактические игры по принципу «высоко – низко», «большой – маленький» (младший возраст).

«Восприятие музыки» - с первой младшей группой на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребенок находит образные зрительные ассоциации к музыке.

                Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т. д.., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовет к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыке к нам в гости придут медвежонок, тигренок, машина и т. д. В старших группах дети к услышанной музыке сочиняют целые пейзажи, зарисовки, подбирают героев и сюжеты сказок.

Теоретическое и слуховое распознание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого и существуют «распевание» на музыкальных занятиях. Как правило, детям нравится петь. А распеваться?

Раздел «распевание» - это «белое пятно» в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, который используем на занятиях, но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности.

Почему дети не любят раздел «распевание»? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а главное нерезультативно. А как же дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т. е. смысл распевания, как такового пропадает!

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как «Птичка и птенчики», «Качели», «Бубенчики» и т. д. Н. А. Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно практиковать только их. Для того, чтобы восполнить этот пробел, я использовала методику А. Евдотьевой «Учимся петь и танцевать, играя!»

Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Алла Евдотьева взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумала для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому, так считает автор методики и яс ним полностью согласна, проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонировать в песнях?

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е. чистое интонирование.
  2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей;
  3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
  4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально – ритмических движений детей.

Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия, а также на утренниках.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.

Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок: Театрализованная деятельность + пение!  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сообщение из опыта работы о том, как развивать у детей звуковысотный слух. Сообщение заинтересует восспитателей и музыкальных руководителей ДОУ....

"Разработка и внедрение в практику вокально-хоровой работы с детьми методов и приемов развития звуковысотного слуха. Знакомство с нотной грамотой."

Пение-важный раздел в музыкальном развитии ребёнка. И многое зависит от меня,как педагога.Я сама умею и люблю петь,меня этому научили мои учителя.А для моих ребят я всегда буду первым учителем пения.П...

Консультация для педагогов "Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста"

Для улучшения качества пения большое значение  имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведени...

Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»

Пение является одним из самых любимых детьми видов музы­кальной деятельности. Перед  музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольс...

Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается актуальность проблемы развития звуковысотного слуха, как одного из компонентов основных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Описаны приемы, методы и ...

Консультация для педагогов "Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста"

Пение – наиболее доступный исполнительский вид  музыкальной деятельности дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно,  с удовольствием, что способствует развитию у них активного воспри...

Интерактивная музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха для младших дошкольников "Куда пошла Матрёшка?"

Задание:•Большая матрёшка         спускается по лестнице вниз ↓. Маленькая матрёшка            ...