Занятие по развитию чувства ритма у детей старшего возраста "Ритмическая мозаика"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Ускова Галина Николаевна

В конспекте отражён практический материал для работы с детьми старшего возраста по развитию чувства ритма.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие "Ритмическая мозаика"

В старшей группе (подготовительная группа с усложнением материала)

Подготовила: Ускова Галина Николаевна

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 24 г. Кстово

Цель. Развитие у детей старшего дошкольного возраста чувства ритма и музыкальных способностей посредством музыкальных игр и упражнений. Задачи.

  • Формировать навык точного воспроизведения ритмического рисунка с помощью звуковых моделей, звучащих жестов, музыкальных инструментов.
  • Тренировать слух, внимание, быстроту реакции
  • Развивать творческое воображение.
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Ход занятия.

Наше занятие называется "Ритмическая мозаика". Сегодня мы поговорим о ритме. Что такое ритм? Ритм - это чередование, повторение каких-то движений, явлений. В жизни мы часто встречаемся с ритмом. Это тиканье часов, биение сердца, движение поезда, смена дня и ночи, чередование дней недели, топот шагов и многое другое. В музыке это чередование коротких и длинных звуков, но в разной последовательности. Если в музыке не будет ритма, то это будет просто набор звуков. Предлагаю вам, ребята, совершить путешествие в мир ритмики, с помощью музыкальных игр и упражнений.

"Звучащие жесты" Это такая ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки. На фланелеграфе я выложила ритм, который вы должны озвучить - это большие и маленькие матрешки

Я буду читать текст, и показывать какие звуки вы должны воспроизводить длинные или короткие и подсказывать нужное движение.

Раздается тихий звук: тук, тук, тук, тук! По коленям

Раздается там и тут: тук, тук, тук-тук-тук!

Это наши пальчики: тук, тук, тук, тук! Палец о палец

Прыгают, как зайчики: тук, тук, тук-тук-тук!

А теперь и громкий звук: тук, тук, тук, тук! Хлопки

Это наш веселый стук: тук, тук, тук-тук-тук!

Это кулачки стучат: тук, тук, тук, тук! Кулачки

Домик строят для бельчат: тук, тук, тук-тук-тук.

2. Ритмодекламация. "По воду" Выбрать 6 детей, дать им музыкальные инструменты: бубен, трещотку, бубенцы, маракас, румбу, треугольник. Трое детей озвучивают бабушку, трое детей озвучивают внучку. Остальные дети проговаривают текст.

Дети: Первой бабушка пошла, дети с инструментами

Ведра так она несла: стучат на инструментах

Топ-топ, кляк-кляк, по очереди четвертным

А ведерки - звяз-звяк.

А за ней спешила внучка, дети стучат восьмыми

Ведрышки тащила в ручках: Пыг-прыг-прыг, Кляк-кляк-кляк,

А ведерки - Звяк-звяк-звяк.

3. " Испорченная пластинка" Давайте вспомним знакомую песню "Про хомячка". Дети исполняют песню. Теперь будем петь эту песню с разными заданиями.

1 куплет - первая фраза вслух, вторая - про себя.

2 куплет – первая удары по коленям, вторая – вслух.

3 куплет - пение сопровождаем хлопками.

4. Ритмические цепочки. На фланелеграфе выложены 3 ритмических цепочки: грибы, цветы, листья. Провести анализ чередования звуков. Дети кубиками простукивают ритм.

5. Хор рук. Что такое хор рук? Это когда несколько человек одновременно выполняют движения под музыку с любыми предметами. Песня "Выглянуло солнышко". Куплеты исполнить руками, проигрыш - ногами

1 куплет движения с картинками солнца.

2 куплет движения с картинками цветов.

3 куплет движения с картинками грачей.

4 куплет движения мордашками.

6. "Веселые стаканчики" Извлекать ритмические звуки можно не только с помощью музыкальных инструментов, можно использовать любые другие предметы: крышечки от бутылок, крышки от посуды, пластмассовые стаканчики

4 ребенка садятся вокруг стола, на котором лежат цветные камешки, накрытые стаканчиками.

На правую руку детям надеть цветные резиночки. Сначала дети проговаривают текст, затем выполняют движения по тексту.

Тра - та - та 3 раза ударить по столу правой рукой

Тра - та - та 3 раза ударить по столу левой рукой

Мы везем с собой кота, 4 раза стаканчиком по столу

Чижика, собаку, передаем стаканчик соседу вправо

Петьку-забияку, Обезьяну, попугая, Вот компания какая! Хлопки.

7. «Скачут две лошадки» - игра на ритмических палочках (клавесах)

сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской. (под.гр.)

1 куплет:

Скачут, скачут две лошадки, Стучат палочками о пол

Но, но, но! Палочка о палочку

Мчатся, мчатся, без оглядки, Стучат палочками о пол

Но, но, но! Палочка о палочку

Скачут, скачут в город новый, Стучат палочками о пол

Цок, цок, цок! Палочка о палочку

Звонко цокают подковы, Стучат палочками о пол

Цок, цок, цок! Палочка о палочку

2 куплет:

Вы лошадки нас возьмите Палочка о палочку – палочкой о пол

Да, да, да! Палочка о палочку

Быстро в город нас домчите? Палочка о палочку – палочкой о пол

Да, да, да! Палочка о палочку.

Эй, лошадки, на пригорке? Палочка о палочку – палочку вверх (слушаем

паузу)

Скок, скок, скок!

Вот он город, новый город

Стоп, стоп, стоп!

3 куплет:

Без слов о свою палочку – у соседа (слушаем паузу)

поцокать язычком

Вариант игры: варьируем жесты и удары, можно выполнять в парах, дать

возможность ребенку придумывать свои движения и т.д.

8. Оркестр Пение песни "Молодцы, ребята" (Или другую, по выбору педагога. Например «Песню о весне» муз. Г. Фрида)

При повторном исполнении использовать музыкальные инструменты. Первую часть играют девочки, соблюдая ритм, вторую часть играют мальчики.

Итог занятия. Сегодня на занятии вы выполнили несколько интересных ритмических упражнений. Мне понравилась ваша активность, желание принимать участие в выполнении заданий. Со всеми поставленными задачами вы справились.

Вывод. Чем раньше осуществлять целенаправленную деятельность по развитию ритмических способностей детей, тем выше результаты в развитии речевой функции, моторике, пластичности, выразительности движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы «Палитра для гнома»

Музыкально-ритмическое  занятие "Палитра для Гнома" для детей старшего дошкольного возраста включает основные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творческие задания. Основная цель - р...

Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"

презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...

Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...