Из опыта работы «Ритмодекламация»
презентация по музыке
Ритмодекламация
В наше время существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно-образное мышление, фантазия и творческое воображение.
Ритмодекламация - наиболее доступное средство для развития предпосылок умения импровизировать.
Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, это, прежде всего, развитие музыкального слуха, чувства слова, воображения. В ритмодекламации каждое слово, слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламацию называют «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста с выразительным интонированием голоса.
Составление четких ритмов в процессе исполнения музыки активизирует внимание, концентрацию, быстроту реакции детей, развитие слуховой, вокальной и двигательной координации, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение и включает в себя 3 этапа:
- Внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения. Дети подражают речевой пластике педагога.
- Внимание детей сосредоточено на ритм, уточняется рисунок интонирования.
- Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов или звучания мелодии.
Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка дополняется жестами, пластикой, движением.
Игры, используемые, для развития ритмодекламации:
1. Речевая игра с движением.
2. Речевая игра со звучащими жестами.
3. Речевая игра с музыкальными инструментами.
4. Коммуникативная игра.
5. Ритмодекламация - релаксация.
Таким образом, использование ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой. Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение ребенка, улучшился эмоциональный фон, сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе.
А теперь предлагаю немного отдохнуть. Проведу с вами ритмодекламацию по стихотворению «Капель». Посмотрите на экран: в скобках написано задание, то есть на слова «кап-кап-кап-кап» мы будем выполнять определенные движения. В первом случае, это щелчки пальцами, вот так (показать), во втором – постукивания по груди (показать) …
Итак, начнем…
Подводя итоги можно сказать, что занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход имеют огромное положительное влияние на развитие творчества у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 992.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Актуальность: в наше время существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно-образное мышление, фантазия и творческое воображение.
Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью». Для того, чтобы дети умели импровизировать, я использую инструментальное сопровождение речевых упражнений. Это дополнительные возможности для различных интерпретаций. Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки.
На занятиях по ритмодекламации у детей обостряется внимание, слух, они становятся более сосредоточены, голос и движения становятся четкими и слаженными. Активизируется чувства ритма. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, он не сможет правильно и выразительно петь.
«Развиваем чувство ритма»
Процесс разучивания ритмодекламации : Сначала внимание детей я сосредотачиваю на тексте и сюжете стихотворения. Дети подражают моей речевой пластике. Потом внимание детей обращаю на ритм и способ передачи эмоции и нюансов в речи (интонация). И только потом, когда дети выучили текст, ритм и интонацию, они могут свободно исполнять данную ритмодекламацию . И даже могут предложить самостоятельный вариант интонирования .
Чтение возможно как индивидуальное, так и хором, «цепочкой», групповым диалогом. Я знаю, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов я дополняю жестами, пластикой, движением .
Список игр, которые я использую для развития ритмодекламации : Речевые игры с движениями; Речевые игры со звучащими жестами; Речевые игры с музыкальными инструментами; Коммуникативные игры; Р итмодекламация - релаксация.
Речевая игра «Капель» со звучащими жестами Речевая игра «Елочка» с движениями
Коммуникативная игра «Пирожки» Речевая игра «Весна» с музыкальными инструментами
Ритмодекламация - релаксация
Я заметила, что после занятий по ритмодекламации у детей развивается комплекс музыкальных способностей: музыкальная отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, д ети стали более уверенными в себе , коммуникабельными и активными ; повысился интерес к музыкальной деятельности .
«Капель» С крыши капает капель, кап-кап-кап-кап - (щелчки пальцами сверху вниз 4 раза) Это к нам пришёл апрель: кап-кап-кап-кап — (постукиваем по груди ладошками 4 раза) Солнце припекло сильней , кап-кап-кап-кап — (стучим по коленям 4 раза) И быстрей звенит капель: кап-кап-кап-кап ! — (топаем ногами 4 раза)
Занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный , « живой» подход имеют огромное положительное влияние на развитие творчества у детей дошкольного возраста.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65520.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-219482-1369680469.jpg)
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1222845-1583084924.jpg)
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1463404-1678722054.jpg)
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062607-1538054305.jpg)
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/15/picture-89839-1678884387.jpg)
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...