Музыкально-ритмическое занятие в старшей группе "Весенняя капель"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Николаева Ирина Александровна

В музыкально-ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskoe_zanyatie.docx18.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного музыкального занятия в старшей группе

«Весенняя капель».

Цель занятия: Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности у дошкольников.

Обучающие задачи:

-Учить детей согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения.

-Активизировать самостоятельные творческие проявления детей в передаче образных игровых движений, в высказываниях о прослушанных произведениях. В пении упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, «светлым» звуком.

Развивающие задачи:

-Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки.

-Развитие памяти и внимания.

-Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.

Воспитательные задачи:

-Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.

-Воспитывать инициативность и творческие проявления.

Интеграция: окружающий мир, развитие речи.

Материал к занятию: иллюстрации-жаворонка, портрет П.И.Чайковского, иллюстрации подснежников, музыкальные инструменты.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети входят в зал. Их встречает музыкальный руководитель (далее М.Р.).

-Здравствуйте, ребята. Вы умеете здороваться по-музыкальному?

-Здравствуйте, ребята!(М.Р. поет).

Дети поют в ответ. М.Р. следит за правильным интонированием.

II.             Основная часть

М.Р.:- Ребята! С недавнего времени на улице можно услышать много разных звуков. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? (Ответы детей: птицы поют, капают сосульки и др.).Почему мы стали слышать эти звуки? Молодцы. Недаром говорят в народе: «Весна-утро года». Вся природа просыпается от зимнего сна.

Птичьи трели- это музыка,

И капели- это музыка.

Есть особенная музыка

В тихом плеске ручейка.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика.

И у нежного подснежника

Тоже музыка своя.

-А можно ли передать все эти звуки природы в музыке? (Ответы детей).

-Давайте изобразим, как звенит весенняя капель!(Распевание «Динь-динь-динь»).

-А теперь споем, как капает первый весенний дождик. Вот так: «Кап-кап-кап» (вниз по мажорному  трезвучию).

- Давайте понюхаем аромат первых весенних цветов. Вдох-выдох.(Дыхательная гимнастика. На вдохе немного задержать воздух).

- Вот сколько разных звуков у весны. Я приглашаю вас совершить прогулку по весеннему лесу, чтобы услышать музыку природы, удивиться ей и восхититься ее красотой. К лесной полянке ведет тропинка (М.Р. заводит детей в круг).Только будьте внимательны. Тропинка может быть ровной- и тогда мы пойдем по ней шагом (показ). Могут нам встретиться ручейки- тогда мы побежим рядом с ручейком на носочках (легкий бег). А когда в весеннем лесу нам встретятся лужи, мы будем через них перепрыгивать (подскоки).

Игра «Тропинка».

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, согласованность  движения с характером  музыки, развитие музыкально-ритмического чувства.

(Звучит музыка для ходьбы, бега, подскоков. М.Р. комментирует).

М.Р.-Как хорошо мы с вами  шли по  тропинке! Вот и пришли мы на лесную поляну.(Звучит музыка весеннего леса). Как здесь красиво! Слышите, как звонко поют птицы?

Пальчиковая гимнастика (выполняемые движения):

Цель: развивать координацию движения рук, мелкую моторику, речь.

Кап-кап-кап, весна настала- (Соединяем большой палец правой руки с остальными).

Кап-кап-кап, сосульки тают-(Соединяем большой палец левой руки с остальными).

Побежали ручейки- (Движения влево, вправо обеими ладонями).

Прилетели к нам грачи- (Большие пальцы переплетаем, взмахивая ладонями).

М.Р.Ну что, пойдем дальше гулять по лесной тропинке? (М.Р. с детьми подходит к дереву на котором висит письмо).

Ребята, посмотрите, на дереве висит письмо. Здесь написано: «Ребятам  группы «Радуга» детского сада «Сказка».  А в графе «от кого» написано «Ваши друзья». Кто бы это мог быть. Давайте прочитаем? (М.Р. читает письмо).

«Дорогие ребята, мы высылаем вам весеннюю песенку, но в ней потеряны последние нотки. А нам так хочется спеть песню от начала до конца. Помогите нам, пожалуйста, сочинить окончание этой песенки. Очень надеемся на вас.

 Скворцы, которые прилетают к вам на участок».

М.Р.: -Ребята, к песенке есть картинки, они помогут нам разучить песенку. (Показывает  картинки на которых изображены дети, вешающие скворечник на дерево).

Разучивание песни «Птичий дом» (сл. О. Высотской, муз. Д.Кабалевского)

Цель: развитие песенные и исполнительские навыки, формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

М.Р. поет песню, не допев до конца 2 такта.

М.Р.:- А дальше нот нет. Кто первым споет свое окончание мелодии?

(Дети  по желанию импровизируют окончание. Самое лучшее  по мнению детей, М.Р. записывает в нотах.)

-Ребята, а какой характер у этой песенки? (Ответы детей).

-Найдите эмоцию, которая соответствует настроению этой песенки. (Дети выбирают улыбающуюся эмоцию и ставят на фланелеграф.)

-Молодцы! Давайте тоже улыбнемся весне, споем до конца нашу веселую песенку.(Дети с М.Р. поют песню до конца).

М.Р.:-Скажите, ребята, какие птицы вернулись к нам? (Ответы детей). Правильно. А еще весной к нам возвращается маленькая птичка- жаворонок. Кто-нибудь знает, как она выглядит?  А кто-нибудь слышал, как она поет? (Ответы детей).С виду эта птичка неприметна, а как запоет свою весеннюю песенку- заслушаешься! Хотите услышать? Мы сейчас с вами послушаем произведение П.И.Чайковского «Песня жаворонка».

Слушание «Песня жаворонка» П.И.Чайковского.

Цель: развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них.

М.Р. -Ребята, как вам показалось, с каким настроением поет жаворонок? (Ответы детей). Да, ребята, музыка светлая, беззаботная, приветливая. А какие звуки передают трели жаворонка- высокие или низкие? (Ответы детей). Правильно, музыка звучит в верхнем регистре.

М.Р.- Под лучами весеннего солнышка начал таять снег, и из-под него стали видны маленькие беленькие и голубенькие цветочки. Как они называются? (Ответ детей). Подснежники- цветы хрупкие и нежные. Как бы нам не хотелось их сорвать, мы не должны этого делать, Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, их осталось очень мало. Давайте представим, что мы первые весенние цветы- подснежники. Мы тянемся к весеннему солнышку, радуемся весне.

Пластический этюд «Подснежник» муз. А. Витлина.

Цель: учить ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в танце образно-эмоциональное содержание.

М.Р.-Скажите, ребята, а хотели бы вы превратиться в музыкантов? На чем играют музыканты? (Ответы детей). На нашей поляне есть различные музыкальные инструменты. Подойдите поближе, давайте их назовем. (Дети подходя к столику и называют знакомые музыкальные инструменты). А можно ли с помощью музыкальных инструментов озвучить стихотворение?( Ответы детей). А давайте попробуем. (М.Р. читает текст).

«Проснулось весеннее солнышко,

Открыло один глазок,

Потом другой.

Весело подмигнуло, широко улыбнулось.

Закапал теплый весенний дождик,

Прогремел первый гром.

Защебетали птички, и проснулась природа!

Все пришло в движение!

(М.Р. предлагает детям выбрать музыкальные инструменты, подходящие для озвучивания примет весны, объясняет приемы игры, корректирует).

-Слушайте внимательно. Ведь каждый музыкальный инструмент должен вступить в свое время.

Игра на музыкальных инструментах.

Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах и инструментах детского оркестра, развивать умение слушать многоголосную музыку и различать разные инструменты на слух.

-Какой замечательный оркестр получился! Вы- настоящие музыканты.

-Ой, ребята я слышу какой-то странный шум.(Звучит в записи шум ручья,).Как вы думаете, чей это звук? (Ответы детей). Верно, это веселый ручеек, он приглашает нас поиграть.

Игра «Озеро и ручейки».

Цель: учить детей бегать в колонне держась друг за друга и перестраиваться в круги разной величины.

М.Р.:- Вот мы и побывали на весенней полянке, Пора возвращаться домой. Давайте скажем лесной поляне «спасибо».

-А чтобы быстрее доехать, давайте сядем в поезд и отправимся обратно в детский сад.(Под музыку «Поезд» Н. Метлова дети делают один круг по музыкальному залу).

III.       Рефлексия.

М.Р.-Ребята, что вы увидели необычного в весеннем лесу? Чем больше всего вам понравилось сегодня заниматься? (Ответы детей).

М.Р.-Мы побывали в удивительном мире природы: слушали ее, изображали ее, помогали ей. А на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот таких лесных птичек. Пусть они напоминают вам о звуках природы, которые вы сегодня услышали и радуют вас. До свидания, ребята!.

Список используемой литературы:

1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/vremena-godavesna.

2.http://pandia.ru/text/79/176/82565.php

3.Журнал «Музыкальный руководитель» №5 (2007 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по музыкально-ритмической деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Танцевальное путешествие"

Открытое музыкальное занятие, доминирующим видом является музыкально-ритмическая деятельность детей. На занятии используются ритмические игры с детьми, закрепление и расширение знаний детей о танцах и...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»

Конспект рассчитан на детей старшей  группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...

Конспект занятия по музыкально-ритмической деятельности "Чудо-дерево" (старший дошкольный возраст)

Увлекательное приключение с Гномом, который приглашает детей к себе в гости, чтобы показать чудо-дерево. Авторсктий конспект предлагает танцы, ритмическую и музыкальную игры, психогимнастику, которые ...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

КОМПОЗИЦИЯ «КУКЛЫ НА ПРАЗДНИКЕ». МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА. Музыкальный руководитель ГБДОУ "52 Калининского района СПб Соколова Елена Евгеньевна.

КОМПОЗИЦИЯ «КУКЛЫ НА ПРАЗДНИКЕ». МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА. ФОНОГРАММА «ОБРАЗЦОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ПЕНИЯ...

Конспект занятия по музыкально- ритмической пластике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Сказочную страну»

ЦЕЛЬ: Всестороннее  развитие  ребенка, формирование  творческих              способностей   и  развитие...