Сказка в музыке - авторское решения занятия по слушанию
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Антипина Елена Анатольевна

Оригинальное (авторское) решение занятия по восприятию музыкального произведения - "Подснежник" П. И. Чайковский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_muzyke.docx889.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сказка в музыке»

Занятие для детей 6-7 лет

(опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание» № 4, 2022 г., в рубрике «Художественно-эстетическое воспитание»)

(Занятие проводится в музыкальном зале, ведущий - музыкальный руководитель.)

                                                                                             

Цель: развивать у детей умение передавать содержание музыкального произведения через оркестровую деятельность и поиск выразительных движений.  (П. И. Чайковский «Подснежник»)

Задачи:

- обучать детей умению выражать содержание музыки (настроение, темп) с помощью поиска выразительных движений и импровизации на музыкальных инструментах;

- формировать у детей чувство сплочённости, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к цветам, к окружающей природе.

Планируемый результат: дети сочиняют небольшую музыкальную сказку.

                                                 

Ход занятия:

Ребята! Сегодня мы послушаем произведение Петра Ильича Чайковского «Подснежник».

(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года» в исполнении симфонического оркестра.)

(Проводится игра-беседа «Кто что услышал в музыке?»)

Ребята, какой характер у музыки? (Дети. Музыка плавная, нежная, красивая.)

А как можно передать характер музыки? С помощью чего? (Дети. Поиграть на музыкальных инструментах.)

А ещё как? (Дети.  Подобрать выразительные движения.)

Как вы думаете, что может происходить под эту музыку, если она называется «Подснежник»? (Дети. Цветы могут вырасти.)

Сколько частей в произведении? (Дети. Три.)

В первой части что происходит? (Дети. Подснежники вырастают.)

Как это можно показать?

(Дети присаживаются на корточки. Звучит музыка первой части. Например, дети медленно поднимают правую руку вверх, вращая запястьем и возвращая её на пояс. То же движение левой рукой. Затем медленно поднимаются вверх, держа осанку. Руки вверх. Можно покружиться на месте.)

А во второй части что происходит? (Дети. У музыки меняется темп. Становится быстрее.)

На что похоже? (Дети. Подул ветерок.)

А если подул ветерок, что с цветами? (Дети. Они покачиваются.)

Покажем? (Да!)

(Звучит музыка, дети покачиваются, плавно играют руками.)

А дальше, что происходит? (Дети. На полянку прилетают птички.)

Полетаем, как птички? (Да!)

Слушаем дальше. (В музыке звучит тема контрабаса.)

Ребята, а эта музыка подходит к подснежникам? (Нет.) Какая она? (Пугающая.) Кто это может быть? (Дети. Медведь.)

Как он появился? (Дети. Осторожно заглядывает.)

Он злой? (Дети. Нет. Любопытный. Всех напугал, но никого не обидел, цветы не растоптал.)

А почему все испугались? (Дети. Потому что он появился неожиданно. Он большой.)

Что после этого произошло? (Дети. Птички улетели. Цветы спрятались.)

Что у нас получилось?  (Дети. Небольшая сказка.)

Ребята, а какие из наших инструментов по тембру вы подобрали бы к этой музыке? (Дети. Колокольчики, треугольники, бубны, ксилофон, свистульки.)

Сначала на каких инструментах будем играть? (Дети. На колокольчиках и треугольниках.)  

А когда прилетают птички, на чём будем играть? (Дети. На бубнах, свистульках, ксилофоне - ветерок.)

А когда мишка заглянул, играем? (Дети. Нет.)

Берём инструменты и поиграем под музыку.

(Импровизация на инструментах.)  

У нас получилась своя оркестровая зарисовка.

Ребята, а что нам нужно, чтобы получилось театральное представление под эту музыку?

(Дети. Разделиться на группы. Одни танцуют, другие играют.)

Правильно. Чтобы у нас были артисты, музыканты и зрители.

(Если никто не захочет быть зрителем, то можно пригласить детей другой группы или взрослых.)

(Дети по желанию и количеству делятся на группы: артисты, музыканты и зрители. Музыканты берут инструменты и занимают свои места по краям сцены. Артисты (могут надеть шапочки) располагаются на сцене. Зрители занимают места в зрительном зале. Педагог наблюдает и поддерживает тех, кому нужна помощь.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник», одни дети импровизирую придуманную сказку, а друге играют на инструментах.)

Ребята, вам понравилось сегодня на занятии, интересно было?

А что нужно делать, чтобы цветы росли, летали птички?

(Дети. Не рвать цветы. Беречь природу. Не мусорить в лесу.)

А люди какими должны быть по отношению друг к другу?

                                                                                (Дети. Дружными.)

Давайте споём песню о дружбе.                                                          

                                                                       Е. Антипина,

                     музыкальный руководитель, МБДОУ № 264, г. Красноярск

           игра-беседа «Кто что услышал в музыке?»                                                              

                      Покажем подснежники.

                                   Цветы растут

        

                   Подбираем инструменты

Ребята! Кому что понравилось сегодня на занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие по слушанию музыки симфонической сказки С. Прокофьева "Петя и волк".

Знакомство с тембрами музыкальных инструментов симфонического орекстра...

Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.

Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений  из Детского альбома композитора Чайковского....

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Музыкальное занятие по слушанию музыки с использованием ИКТ "Музыка вокруг нас"

Цель:Формирование  эмоционально-чувственного восприятия музыки средствами ИКТ.Задачи:Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;Развивать зрительное и слуховое внимание;Развивать ...

Конспект занятия по слушанию музыки "Волшебное путешествие". Интегрированное занятие с применением ИКТ.

Расширять представление детей о воплощении сказочных образов в музыке. Побуждать сопоставлять контрастные музыкальные характеристики, давать им соответствующую оценку. Развивать тембровый слух. Воспит...

«Детский альбом». Цикл занятий по слушанию музыки «В гостях у Феи Музыки»

Цель: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла « Детский альбом»Задачи: 1. Воспитание у детей положительного отношения к творчеству велико...

Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»

В  музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...