Мастер-классы для педагогов ДОУ 2022-2024 учебный год.
консультация по музыке

Арыкова Ольга Николаевна

Мастер-классы для педагогов ДОУ по инновационным маршрутам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер -класс для педагог ДОУ

«Формирование гражданско- патриотических чувств у дошкольников средствами музыки»

Цель:

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приѐмов для формирования гражданско- патриотических чувств у детей посредством музыкальных игр.

Ход мастер-класса:

В сегодняшней социальной ситуации, в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание дошкольников.

 В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в  государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной   стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Необходимость целенаправленной работы по нравственно-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов: так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что  «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственной культурой».

Одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения, в этом году является «Создавать условия для формирия  гражданско- патриотических чувств детей дошкольного возраста»

 Поэтому я в этом году взяла тему инновационного маршрута «Формирование гражданско- патриотических чувств у дошкольников средствами музыки»

На современном этапе развития общества воспитании гражданственности и патриотизма обязывают ДОУ развивать у детей – дошкольников познавательный интерес, любовь к Родине, её историческому и культурному наследию.

Если человек, живущий в современном обществе, не знает свои исторические корни, традиций своего народа, он не может вырасти полноценным человеком, любящим свой отчий дом, своих родителей, свою родную страну. Недаром старинная мудрость гласит:

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России. Воспитание у дошкольников чувств гражданственности и патриотизма включает в себя очень широкий круг задач. Они общеизвестны: воспитание любви к родному дому, своей семье, городу, в котором живёшь, культурному прошлому своего народа, к родной природе.

-2-

 Чтобы реализовать эти задачи патриотического воспитания дошкольников, необходим комплексный подход, который осуществляется в ДОУ в образовательной деятельности, праздниках и развлечениях, играх и самостоятельной деятельности. Дети - дошкольники отличаются непосредственностью и большой эмоциональностью, поэтому их чувства выражают их отношение к окружающему миру, преобладают над всеми сторонами их жизни, определяют их поступки.

Для формирования в дошкольном возрасте чувств патриотизма, на мой взгляд, эффективным средством является музыка. Она, воздействуя на настроение ребёнка, его чувства, преобразует его духовный и нравственный мир. Осваивая различные виды музыкальной деятельности  ребёнок выплескивает свои эмоции, тем самым выражая свою любовь и своё отношение к семье, природе, к своей Родине.

Для ребёнка-дошкольника понятие «Родина» – это мама, его близкие родные люди, дом, в котором он живёт, двор, где он играет, это детский сад с его друзьями и воспитателями.

Поэтому, начиная с младших групп, в музыкальном репертуаре всегда присутствуют песни на такую тематику, а особенно, песни о маме, ведь всем известно, что нравственно-патриотическое воспитание детей начинается именно с воспитания любви и уважения к маме.

 Для детей младшего возраста эти песни просты в понимании и непосредственны ( «Мамочка любимая», М. Михайленко и др.), а для детей старшего возраста в них уже выражается гордость за маму, проявление заботы о ней, чувство дружелюбия. Потому что мама – это самый лучший в мире друг ( «Песня о самом лучшем человеке», А.Евтодьевой). Какое же огромное удовольствие на праздниках доставляют детям совместные танцы и игры с мамами, прочтение и инсценировка стихов, музицирование в едином большом оркестре! Эта совместная деятельность делает атмосферу любого праздника более трогательной, задушевной и тёплой.

В воспитании чувства патриотизма у детей очень ценным материалом являются песни о Родине. Ведь они воздействуют на чувства детей подчас сильнее, чем беседы и рассуждения. Такие песни как «Наш край» Д. Кабалевкого, «Моя Россия» Г. Струве заставляют детей не просто вслушиваться в музыку, понимать содержание, а сопереживать, любить свой край.

Также уделяю большое внимание воспитанию гордости и уважения к Государственному Гимну России.

Есть ещё одно важное составляющее звено в развитии патриотического чувства дошкольников – это воспитание чувства любви к родной природе. Через восприятие разнообразных музыкальных образов у детей - дошкольников воспитываются добрые чувства к реальным образам окружающей их природы. В репертуаре программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой есть много интересных музыкальных произведений, которые передают образы хорошо знакомых детям животных и птиц, образы природы: зоологическая сюита «Карнавал животных» Сен-Санса, цикл «Времена года» П. Чайковского,  А. Вивальди, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева и множество других произведений, как инструментальных, так и вокальных.

-3-

К одной из составляющих работы по патриотическому воспитанию дошкольников относятся тематические и комплексные занятия.

На тематических занятиях дети, приобщаясь к культурному наследию своей родной страны, знакомятся с творчеством таких русских композиторов, как С. Прокофьева, П. Чайковского, М. Глинки., Г.  Свиридова, и др.

Несомненно, огромную роль патриотического воздействия на детей играет знакомство с народной музыкой, фольклором. Она вызывает большой интерес у них, создаёт хорошее настроение, приносит им радость. Произведения русского народного фольклора, которые используются в работе с детьми, просты, и вместе с тем мелодичны, образны. Поэтому дети их легко и быстро усваивают.

 Хороводы, пляски, музыкальные игры, шумовые и музыкальные оркестры объединяют детей в совместной музыкальной деятельности, создают у них радостное, светлое настроение. Более того, дети ненавязчиво, и чаще в игровой весёлой форме знакомятся с бытом и обычаями русского народа. А исполнение русских народных песен воспитывает у детей художественный музыкальный вкус, приобщая их к песенному прошлому народа. С народной фольклорной музыкой знакомить детей начинаю уже в первой группе раннего возраста.  Малыши с интересом слушают и пытаются подпевать такие песни как «Ладушки», «Петушок», «Сорока - белобока», «Солнышко» и т. д. А в музыкально – ритмической деятельности, осваивая с малышами основные и танцевальные движения, вновь и вновь обращаемся к народным мелодиям:  «Ах вы, сени»,  «Светит месяц», и т. д.

Русские народные мелодии естественны и мелодичны, потому легко воспринимаются детьми. На рост самосознания и развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста оказывают народные праздники (Коляда, Масленица), так как в процессе подготовки к ним дети узнают много интересного и познавательного о традициях и обычаях своего народа.

Тема «Защитников Отечества» имеет также особое значение в рамках гражданско - патриотического воспитания. Она очень любима детьми, потому как в любой семье есть свой защитник – папа, брат, дедушка, тот, кто сильный и смелый. Дети с удовольствием поют песни, «Мы - мальчишки», М. Протасова, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова идр. Характер музыки и содержание этих песен созвучны с желанием мальчишек стать настоящими защитниками своей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. 

Тематическое занятие посвященное празднику «День Победы» стало традиционным в нашем детском саду для детей старших групп. И музыка здесь играет, конечно же, важную роль. Дети с волнением слушают и исполняют песни о войне, защитниках отчизны. Такие песни как «Священная война» А. Александрова, «День Победы» Д. Тухманова, никого не оставляют равнодушными.

-4-

Атмосфера праздников и развлечений, проводимых в ДОУ, (Мамин день 8 Марта, День Защитников Отечества, календарные и тематические народные праздники, День Победы, День Матери и День Российского Флага) надолго остаётся в памяти детей и способствует формированию у них гражданских и патриотических чувств.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

Я считаю, что воспитание   патриотизма на занятиях музыки - является актуальным вопросом, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши маленькие  современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать патриотами своего Отечества.

 

        

Вы сказали о Родине такие прекрасные слова, спасибо вам, ребята! Как и все страны в мире, Россия имеет свой флаг, герб и гимн-это государственные символы. И когда мы почтительно относимся к символам нашей страны, мы тем самым проявляем любовь к России и гордость за то, что здесь живем. Флаг – это важнейший символ государственной и национальной независимости. Назовите цвета Российского флага?

Вед. Ребята, а вы знаете, что обозначают цвета флага? А хотите узнать об этом?

Белый цвет означает мир, благородство, чистоту. Синева неба, рек, морей и озер запечатлена, в синей полосе. Красный цвет – огонь, смелость, отвага, героизм.

Вед. Во все времена отношение граждан к флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу. А сейчас мы с вами поиграем в игру и соберем свой флаг.

Игра «Российский флаг»

Пока звучит музыка, дети двигаются так, как она подсказывает, а с ее окончанием дети должны встать в три колонны по порядку цветов Российского флага и поднять ленточки.

Вед. Государственный флаг Росии можно увидеть на парадах. Российский флаг развивается на мачтах российских кораблей. На самолетах и космических кораблях рисуют трехцветное изображение флага.

Вед. Второй символ нашего государства – это герб. Герб – отличительный знак государства, и сейчас мы поиграем в игру «Найди герб страны». На экране вы видите разные гербы, разных стран, вам нужно найти герб России.

Игра «Найди герб страны»

Вед. Двуглавый орел является  символом России уже более пятисот лет. На груди у него помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебрянное копье,  которое помогло победить дракона. Черный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Вед. Гимн страны – это тоже государственный символ. Это торжественная песня, прославляющая страну. Музыка гимна России неторопливая, величавая. В ней поется о любви к родине- России, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, при награждении спортсменов на Олимпийских играх. Запомните: когда звучит гимн  родной страны, люди встают. А сейчас мы с вами встанем и послушаем главшую песню нашей России.

Дети слушают гимн России

Вед. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Как ты знаешь свою страну». Сейчас мы будем передавать по кругу флаг России, и отвечать на вопрос: Какая наша Родина? Каждый должен назвать одно слово!

Игра «Передай флажок»

Вед.  Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему

«Перкуссионные трубки Бумвокерс - как средство развития музыкальных способностей детей старшего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в игре на музыкальных инструментах.

Задачи.

Обучающие:

• познакомить коллег с перкуссионными мелодическими инструментами бумвокерсами, показать их возможности;

• обучить приемам игры на инструментах.

Развивающие:

• развивать навыки ансамблевого музицирования.

• развивать чувство ритма.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение при участии в командном деле.

Ход мастер-класса.

Муз. рук. Добрый день, уважаемые коллеги!  Отгадайте, что у меня в руках?

Конструктор?

Демонстрационный материал?

Гимнастический снаряд?

Музыкальный инструмент?

Правильно, это музыкальные инструменты Бумвокерсы. Это лёгкие пластиковые трубки которые отличаются друг от друга цветом, длинной а также каждая трубка имеет свою высоту звучания. Это очень простые инструменты которые легко и удобно применять в различных видах музыкальной деятельности. С бумвокерсами можно поиграть в ритмические игры, в оркестре, музицировать, аккомпанировать во время пения и даже танцевать.

Сегодня я познакомлю вас с  набором дошкольный, где диапазон трубок от До 1й до До 2 октавы, как эти инструменты извлекают звук, существует очень много способов.  играю "Ёлочку"

На какой инструмент похож?

Сегодня я хочу чтобы вы почувствавали себя настоящими музыкантами и поиграли на трубках как они называются?

(раздать трубки)  ?

Трубку нужно взять правой рукой чуть ниже середины, зажать её в кулаке, держать горизонтально полу – это исходная позиция.

Звукоизвлечение происходит при ударе о человеческое тело: ладонь, плечо, бедро, колени, а так же трубкой об трубку.

Для детей я использую условные обозначения, глядя на карточку ребёнок запоминает  данный приём игры.

 • Лягушка – удар по руке и бьем верхней частью по противоположной  руке,  как будто лягушка скачет.

• Слоник-удар по полу боковой частью трубочки.

• Змея-тремоло об колено и руку.

• Птичка-удар по бедру  ноги.

• Стульчик -удар по колену.

• Слоник-удар по полу. (пляшет)

Ну а теперь, давайте с вами поиграем, я вам буду показывать условные  обозначения, а вы мне способ игры.  Игра «Если нравится тебе»

Замечательно справились с заданием. Вы уже владеете способами игры на бумвокерсах, я предлагаю вам исполнить музыкальную пьесу

Д. Шостаковича «Шарманку»

 

Играя на бумвокерсах, дети не произвольно запоминают название нот. Следующая дидактическая игра «Гамма», для этого я использую готовые видео,  мы должны сесть в порядке звукоряда, от самой длинной трубочки, до самой короткой.

Игра «Гамма»,

 Запомнила название нот? А теперь мы с вами будем играть по нотам колыбельную английскую песенку.

Видео-  «Колыбельная»,

Как я вам уже сказала, что можно не только музицировать, но и играть в ритмические игры.

        Игра «Весёлые ритмы»

 В настоящее время музыкальные трубки Бумвокерсы широко распространяются в России и активно используются в качестве простых и доступных музыкальных инструментов для музицирования детей и взрослых.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов 

Тема:  «Нейроигры - как средство развития ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

 Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1. Расширить представления педагогов о нейропсихологических технологиях, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Выяснить, целесообразность применения нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста.

3.Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.

4. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Жизнь современного ребѐнка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра —это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Сегодня я хочу познакомить вас с одним из методов активного развития дошкольников –нейроигрой.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные игры, которые позволяют через тело (части тела) воздействовать на мозговые структуры.

Нейроигры – это игры, которые стимулируют развитие мозга, улучшают его работу, а также повышают концентрацию, внимание и память. 
Они основаны на принципах нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функции в ответ на опыт и обучение.

Нейроигры особенно полезны для детей, поскольку их мозг активно развивается и формируется, так же нейроигры  полезны  и для взрослых.

    Если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.

   Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие межполушарного взаимодействия.

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое полушарие понимает в музыке структуру музыкального языка, отслеживает каждый звук в отдельности, «видит» каждую нотку. Также, левое полушарие «умеет играть» каждым пальчиком отдельно, запоминает место каждого пальчика на инструменте, оперирует речью, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу.

   Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, креативности, восприятие информации на слух, отзывается на интонацию, ритм, динамические оттенки обогащается и питается музыкой, запоминает все музыкальное произведение целиком.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. 

   При проведении занятий делается акцент на следующее: речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. 

   Нейроупражнения проводятся в режимных моментах, на занятиях, в продуктивных видах деятельности в виде музыкальных пауз. Такие упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. И сегодня я вас коллеги познакомлю нейроиграми которые вы  можете использовать в практической деятельтельности.

 1.Музыкально-ритмическая нейроигра «Весёлые лягушки»

Цель: развитие у детей чувство ритма, координацию движений, пространственное восприятие, способствует закреплению таких понятий как «правая рука», «левая рука», «сосед справа», «сосед слева».

Описание игры: Все участники игры берут стаканчик в правую руку, левую руку прячут за спину. Под песенку педагог вместе с детьми отстукивают ритм пластиковыми стаканчиками (лягушатами), по окончанию пения нужно передать стаканчик соседу вправо. Игра повторяется с левой рукой и передачей стаканчика соседу слева аналогично.

Слова песни: Весёлые лягушки прыгают, прыгают, прыгают. Весёлые лягушки прыгают, прыгают вот так – прыг.

2. Музыкально-ритмическая нейроигра «Зеваки и Торопыги» 

Цель: развитие  у детей танцевально-игрового творчества, умения  выразительно и ритмично двигаться в соответствии с  музыкой.

Описание игры: Все участники игры стоят в кругу. Каждый прохлопывает только один звук мелодии, как бы передавая ее соседу.  Опоздавший хлопнуть вовремя (зевака) и вступивший раньше времени (торопыга) выбывают из игры. На этой игре дети приобретают навык слаженного и четкого действия в коллективе.

3. Музыкально-ритмическая нейроигра  «Повторялки» 

Цель: развитие у детей чувства ритма, умения передать ритмический рисунок в соответствии с услышанной мелодией, ориентировка в пространстве на столе.

Описание игры: Дети сидят за столами, у каждого в правой руке стакан, слушают музыку, сначала отстукивает ритм педагог, затем  тоже самое делают дети точно и ритмично под музыку отстукивают ритм и двигаясь в указанном направлении.

4. Музыкально-ритмическая нейроигра «Ритмический паровозик»  

Цель: развитие у детей  музыкального слуха, чувства ритма и координации движений. Кроме того, эта игра помогает развивать социальные навыки, внимание, память и моторику, учит детей работать в команде, слушаться инструкций и быть физически активными.

Описание игры: Все участники игры стоят в кругу "Паровозиком" на первую часть двигаются паровозиком, а на вторую часть слушают ритмический рисунок в музыке, на 3-ю часть отстукивают все вместе  ладошками.

Еще одна замечательная форма работы над ритмом – это классики. Это не просто занимательная игра, но и прекрасное средство развития глазомера, равновесия, тренировка хорошей координации движений и умения слышать музыкальные фразы. А само е главное учит каждого ребенка слышать метрическую пульсацию в музыке и в соответствии с ней управлять своими движениями.

 

В данном виде нейроигр я использовала 2 варианта игровых полей:

       -на столе;

       -классики из обручей.

Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т. к. у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

   Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении.

И очень важно, что именно при помощи нейроигр и упражнений с применением нетрадиционных шумовых инструментов, открывается возможность делать это эффективно, и, что немаловажно для детей дошкольного возраста – интересно и весело!

И в заключении хочу подвести итог:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют –

Значит, дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

Так давайте ИГРАТЬ с детьми!

Благодарю Вас за активное участие!

Желаю успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателейЗадачи...

ОТЧЕТЫ ПЕДАГОГА ЗА 2022-2024 уч.г

Отчет по реализации инновационного педагогического маршрута на 2022-2023 учебный годОтчет по реализации инновационного педагогического маршрута на 2023-2024 учебный год...