Проектная деятельность "музыкальные и немузыкальные звуки"
проект по музыке (старшая группа)

Корчагина Любовь Евгеньевна

Актуальность проекта: выбор темы проекта позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса расширить знания детей о звуках окружающего его в повседневной жизни, совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого, наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов, как традиционных, так и необычных.                                                                                                                                                            

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Музыкального и немузыкального звука»

Характеристика проекта:

По виду: музыкально -исследовательский.                                                                                                            По длительности: долгосрочный                                                                                                         Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, родители и дети старшей группы.                                                                                                            

Актуальность проекта: выбор темы проекта позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса расширить знания детей о звуках окружающего его в повседневной жизни, совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого, наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов, как традиционных, так и необычных.                                                                                                                                                             

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

Цели:                                                                                                                                                          

Развитие и поддержка познавательной активности.  

Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей

Задачи:                                                                                                                                                            

Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.

Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей.                                                                           Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Ожидаемые результаты:

Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности

Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне

Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности

Стабилизация эмоционально-психического состояния детей                                                                                                                

                                                                                                                                               

Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

1.04.24-15.04.24г.                                                                        

2 этап –разработка проекта (составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов)

15.04.24.-31.08 24г.

3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)

01.09.24- 30.04.25г.

4 этап–подведение итогов (повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов)

01.05.25.-20.05.25г.

Формы реализации проекта:

  • Исследование звуков окружающего мира.
  • Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
  • Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
  • Звуковая иллюстрация стихов.
  • Прослушивание «Сказок-шумелок» ( Малыгина М.П.)
  • Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.                                                                                                                                                                

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

Продукт проекта (презентация):                                                                                                                            

Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» 15.05.25.

Режим реализации проекта:

 -музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

- в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов;

-после презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги.

Месяц

Тема

Материал

Дидактические          задачи

Оборудование

Сентябрь

Звуки вокруг нас.

1. Презентация «Звуки вокруг нас» (лес, шум реки, капель, гроза, вьюга, пение синиц, коровы, лошади, собаки, кошки, поезд, самолет, город, детский сад)

https://nsportal.ru/node/6111986 

2. Игра А.Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем» https://pedlib.ru/Books/2/0160/2-0160-325.shtml?ysclid=liig3pgdv999908649 

3.  Слушание  сл. Н.Соколова, муз. М. Парцхаладзе «Кап-кап, тук-тук-тук» ссылка на видео

https://www.youtube.com/watch?v=x5_ah89e 

4. Музыкально – ритмическая игра «Повтори»

5. Танец «Тучка»   https://www.youtube.com/watch?v=g82-39yzLzc 

Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.

ноутбук, проектор, ширма, иллюстрации к игре, посылка, музыкальные инструменты (барабан, ложки, дудочка, бубен, металлофон).

Октябрь

Звучащее дерево

1.Беседа-демонстрация «Деревянные звуки»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2017/09/16/prezentatsiya-nod-derevyannye-zvuki

2.Аудиозапись «Ложкари»

https://pinkamuz.pro/search/Ложкари 

3.Подбор ритмического рисунка к попевкам «Осень». «Воробушек летит» с использованием деревянных инструментов.

4.Игра «Шкатулка» Т.Тютюнниковой.

5.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой

6.Игра «Бусинки» Т.Тютюнниковой

7.Песня «Хомячок» А.Соболевой

8.Презентация «Концертные инструменты из дерева»  https://infourok.ru/magazin-materialov?utm_source=infourok&utm_medium=redirect&utm_campaign=bespl-mat-biblioteka-9-11-2022&FilterParams[sortType]=popular&FilterParams[searchQuery]=Презентация+%22Концертные+инструменты+из+дерева%22для+детей+5-7лет&promo=1 

Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами.

Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков.

Экспериментировать и исследовать звук, издаваемый деревянной шкатулкой с разным содержимым. Стимулировать познавательную активность.

Учить различать тембры разных деревянных инструментов.

Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива.

Краткое ознакомление с деревянными инструментами симфонического и народного оркестра.

Деревянные кубики, карандаши, клавесы, деревянная посуда, шишки, пень. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон.

(ширма, муз. инструменты)

Ноябрь

Металлическая фантазия

1.Беседа-демонстрация «Металлические звуки»

https://infourok.ru/prezentaciya-po-slushaniyu-muziki-metalicheskie-zvuki-1774613.html 

2.Аудиозапись «Венгерский танец» Й.Брамса https://vk.com/video-2021308_456240307 , «Фея серебра» П.Чайковского https://pinkamuz.pro/search/Фея%20Серебра 

3.Аккомпанирование в такт на металлических инструментах во время пения попевок «Дождик идет» Л.Олифирово, «Зайка» В.Карасевой..

4. Игра «Звенелки»

5.  Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Старичок» с использованием разных металлических инструментов.

Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых металлическими предметами.

Развитие чувства ритма , творческих и исполнительских навыков.

Познакомить со звуком церковных колоколов.

Развитие внимательности, слуховой концентрации, обогащение эмоционально-слухового опыта.

Исследование звука, издаваемого металлическими предметами, стимулирование познавательной активности.

Учить различать тембры разных металлических инструментов.

Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, «звенелки» из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и.т.д.)

Январь

Погремушки

1.Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки»

2.Экспериментирование «Погремушка своими руками». Изготовление дидактического пособия «Подружки-тарахтушки»

3. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц».

4.  Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках)

Продемонстрировать разное звучание разных погремушек.

Экспериментировать  и исследовать звук в ходе изготовления погремушек из подручных материалов, вызывать интерес к познанию.

Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации,

исполнительских навыков, желания творить, импровизировать.

Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов (баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.)

Февраль

Бумажный карнавал.

.

1.Беседа-демонстрация «Бумажное королевство» https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-muzykalnogo-zanjatija-bumazhnoe-korolevstvo.html 

2.Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т.Тютюнниковой

3. «Танец бумажных бабочек» https://pinkamuz.pro/search/танец%20бабочек/5 

Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха.

Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации.

Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.

Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки  и.т.д

Март

Звуки дружат.

1.«Солнышко и дождик» (песенка-игра) Т.Тютюнниковой (муз.А.Соболевой)

2. Звуковые иллюстрации стихов: «Утренние звуки» Э.Фарджен https://epampa.yuniko.ru/fardgen/zvuki.html , «Весна» Г.Сапгира»

3.  Песни «Про весну» (по плану)

Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать.

Использование всех вышеперечисленных атрибутов и музыкальных инструментов.

Апрель

Подведение итогов.

Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов.

1.Дидактическая игра «Волшебный волчок» (повторение пройденного по необходимости и по желанию детей)

2. Изготовление дидактического пособия «Звенелка»

Стимулирование познавательной и творческой активности, обобщение пройденного.

Подарить радость совместного творческого исследования.

Май

Презентация.

Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов.

Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков»

Разнообразить досуг детей, погрузить в атмосферу сказки, волшебства, дать возможность проявить творческие способности, продемонстрировать приобретенные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность «От звука к букве».

Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия:знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;классификация звуков: гласные и согласные...

«Как правильно произносить звук[Р]» Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях

Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ&raqu...

«Как правильно произносить звук[Р]» Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях

Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ&raqu...

Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].

Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что до...

Проектная деятельность "Откуда берутся звуки"

Проектная деятельсть "Откуда берутся звуки" расчитана на детей младшего дошкольного возраста. Развитие артикуляционного апппарата с помощью специальных упражнений помогают детям четче выгова...

Дидактическая игра «Музыкальные и немузыкальные звуки»

Цель: Закрепление знаний о музыкальных и немузыкальных звуках....

Исследовательский проект "Немузыкальные звуки"

Дети погружаются в исследовательскую деятельность и пополняют свои знания о звучании предметов....