Методическая разработка«Восприятие, как доминирующий вид музыкальной деятельности, в дошкольном возрасте».
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Методическая разработка включает:
-рекомендации и методические советы музыкальным руководителям по организации и проведению музыкальных занятий с целью развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыки;
-приложения (диагностический материал для исследования уровня развития музыкального восприятия у детей 6 лет, конспекты музыкальных занятий, примерный перечень музыкальных произведений для слушания в подготовительной к школе группе).
Данная методическая разработка предназначена в помощь музыкальным руководителям с целью развития музыкального восприятия в процессе слушания музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 14 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Методическая разработка
«Восприятие, как доминирующий вид музыкальной деятельности,
в дошкольном возрасте».
Автор: Евсенкина Ирина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Место написания:
город Кропоткин Краснодарского края, МАДОУ ЦРР-д/с № 14
Год написания: 2025 г.
Содержание
№ | Раздел | Страницы |
1 | Аннотация | 3-4 |
2 | Введение | 4 |
3 | Основная часть | 5-8 |
4 | Заключение | 8-9 |
5 | Список использованной литературы | 9 |
6 | Приложения | 9-26 |
Диагностический материал для исследования уровня развития музыкального восприятия у детей 6 лет. | 9-11 | |
Конспекты музыкальных занятий по слушанию музыки | 12-24 | |
6.3. Примерный перечень музыкальных произведения для слушания в старшем дошкольном возрасте. | 24-26 |
#1040;ннотация
Методическая разработка «Восприятие, как доминирующий вид музыкальной деятельности, в старшем дошкольном возрасте» является первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Музыкальное восприятие – способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение, чувствовать и осознавать характер, настроение, образы, переданные в музыке. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщение ребёнка к музыкальному искусству, согласно высказыванию В.А. Сухомлинского, позволяет решить важную педагогическую задачу – не кем вырастет, а каким вырастет ребёнок. Музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий нравственному становлению личности .
Музыкальное восприятие в педагогике рассматривается как разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства.
Воспринимая музыку, ребёнок должен уметь чувствовать ее красоту и совершенство. Основные свойства познания музыкального произведения – целостность, эмоциональность, осознанность и образность. Целостность предусматривает восприятие музыкального произведения на основе выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра. Эмоциональность понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Осознанность связана с эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ. Наконец, образность – это создание слушателем образа музыкального произведения на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах.
Дети старшего дошкольного возраста в силу возрастных особенностей могут не только чувствовать общую эмоциональную окраску музыки, но и проследить за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные, наиболее выразительные средства и находят своеобразные, самостоятельные определения, способны сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Из индивидуальных наблюдений за детьми старшего возраста я увидела проблему: дети затрудняются выразить свои впечатления о музыке, их высказывания о характере музыкального произведения часто однообразные и стереотипные.
На вопрос о характере музыки дети часто отвечали: «хорошая», «красивая», либо делили музыку на веселую и грустную. Такие высказывания о музыке обедняют ее восприятие. Слабо были выражены внешние проявления у детей (двигательные, мимические, пантомимические).
На основании этого была сформулирована цель: способствовать развитию музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель была конкретизирована в задачах:
- развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
- побуждать детей передавать свои эмоции и чувства, выражать свое отношение в содержательном рассказе, высказывать свое мнение об услышанной музыке, определять ее характер и настроение;
- развивать умение различать образы, передаваемые в музыке;
- учить детей различать средства музыкальной выразительности.
на формирование сенсорного опыта у детей старшего дошкольного возраста в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом.
Данную работу можно проводить в форме организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и детей
2. Введение.
Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он.
Восприятие музыки - сложное многоуровневое явление - представляет для старших дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства. В связи с этим на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Актуальность методической разработки заключается в том, что проблема развития восприятия музыки в наше время приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке».
Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие-несформированность музыкальной культуры молодёжи. Причиной тому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки, прежде всего в детском саду.
Проблема развития музыкального восприятия - одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Большой вклад в исследование вопросов развития музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Н. А. Ветлугина и другие. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
Методическая разработка включает:
-рекомендации и методические советы музыкальным руководителям по организации и проведению музыкальных занятий с целью развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыки;
-приложения (диагностический материал для исследования уровня развития музыкального восприятия у детей 6 лет, конспекты музыкальных занятий, примерный перечень музыкальных произведений для слушания в подготовительной к школе группе).
Данная методическая разработка предназначена в помощь музыкальным руководителям с целью развития музыкального восприятия в процессе слушания музыки.
2. Основная часть.
У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкального восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения. Дети отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно. При повторном слушании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построения музыкального произведения. Они способны уловить и установить не только общее настроение, характер произведения, но и смену их на протяжении развития музыкальных образов. Дети называют, перечисляют отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и самостоятельно находят для этого своеобразные определения. Они в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с теми впечатлениями, которые получают от музыки.
Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями и целенаправленное руководство в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей.
Программа по слушанию музыки в детском саду определяется преимущественно воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при слушании музыки, еще очень ограниченны.
Основная цель этого вида деятельности - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.
В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:
∙ знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;
∙ формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
∙ развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке; формирование навыка слушания музыки;
∙ создание фонда любимых детских произведений.
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,- задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии.
Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.
Работа по формированию музыкального восприятия в процессе слушания музыки осуществляется по 3 направлениям:
1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
2. Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
3. Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
На каждом этапе работы музыкальный руководитель использует различные методы и приемы:
Знакомство с музыкальными произведениями происходит по определенной системе. Последовательно усложняется семантический музыкальный ряд - музыкальные образы в их развитии, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке.
В памяти детей создается «фонд» любимых произведений, которые они слушают неоднократно, узнают и различают. Постепенно развивается музыкальная память. Многие первые музыкальные впечатления человек помнит всю жизнь.
Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню или инструментальную пьесу до конца, а затем прослушать ее вторично, обращая внимание на определенные ее стороны. У них вырабатываются навыки устойчивого слухового внимания. А это означает, что старший дошкольник способен эмоциональнее и сознательнее воспринимать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки
Формирование способностей дифференциации, оценки музыкальных явлений и первоначальных знаний о них происходит при постоянном живом общении с самой музыкой. Дети в процессе слушания музыки получают от педагога необходимые сведения, направленные на то, чтобы разъяснить им содержание воспринимаемого, чтобы побудить их к активному восприятию. Вначале от детей не требуется кратких и точных формулировок, запоминания сложных терминов. Лишь к концу своего пребывания в детском саду ребенок начинает узнавать произведения не только в целом, но и по отдельным частям.
Имея запас знакомых музыкальных произведений, дети могут различать по характеру и незнакомые им произведения (такие, как марш, пляска, колыбельная). У них формируются первоначальные представления о содержании песен, инструментальных пьес, об их форме, средствах музыкальной выразительности. Дети старших групп получают сведения о том, что музыку создает народ, творят композиторы. Им объясняют, что музыкальные произведения могут исполняться на различных музыкальных инструментах как солистами, так и ансамблем музыкантов, оркестром. Сравнения, ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, «о чем рассказывает музыка», заставляет детей прислушиваться к звучанию, различать некоторые музыкальные формы, выразительные средства. Постепенно они приучаются сопоставлять с ними характер музыки. Так бодрым, веселым, плясовым мелодиям чаще соответствует быстрый темп, громкое звучание, активный ритм, а грустным, спокойным - более тихое звучание, медленное движение. Дети связывают содержание литературного текста песни с его музыкальным отображением, название программной инструментальной пьесы с характером музыки. Перед ними можно ставить задачу: сравнить после прослушивания похожие и непохожие музыкальные фразы, части произведения. Эти сравнения даются сначала на ярко контрастных сопоставлениях, а затем, постепенно, - на менее контрастных. Первые проявления оценочного отношения к музыке можно наблюдать уже у детей средней группы. Дети старшего дошкольного возраста владеют более разнообразным запасом слов, они уже оценивают не только музыкальные произведения, но и их исполнение.
Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводить тематические концерты, включать слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушать знакомые произведения в группе во второй половине дня в записи (в том числе и народную, и классическую музыку).Музыкальный руководитель консультирует воспитателей, прослушивает с ними музыкальные произведения, с которыми затем будут знакомиться дети, дает советы, как лучше построить беседу, какие приемы уместно использовать.
Можно включать музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга. В этом случае беседа о музыке не проводится. Воспитатель лишь иногда, по ходу звучания музыки, может негромкими краткими замечаниями привлекать внимание детей к смене ее характера.
Подобные прослушивания могут быть довольно длительными (до 10—15 минут), в зависимости от внешних проявлений детей, их внимания, располагающей обстановки в группе.
При такой свободной форме восприятия музыки ребенок может лишь эпизодически активно ее слушать, «включаться», когда его привлекла наиболее понравившаяся мелодия, увлек ритм музыки. Но и фрагментарное восприятие обогащает музыкальные впечатления детей, помогает накапливать интонационный опыт.
Отбирая музыкальное произведение или фрагмент с яркой мелодикой, выразительными интонациями, музыкальный руководитель прослушивает множество произведений, расширяя тем самым и свой собственный кругозор. Воспитатель, слушая с детьми классическую музыку, одновременно повышает свой уровень музыкальной культуры.
3. Заключение.
Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте, вследствие усложнения познавательной деятельности ребенка, восприятие становится целенаправленным. Полагаю, что при целенаправленной, систематической, специальной работой над развитием восприятия к концу дошкольного возраста могут быть развиты важные способности, в частности фонематический и музыкальный слух.
Список используемой литературы
- .Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду: - М., изд. «Просвещение» 2009
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального образования. : - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 350 с.
- Запорожец А.В., Психология (учебник для вузов):- М., изд. «Учпедгиз» 2009 -300с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества: Издательство «Московского университета», 2010-220с.
- Эльконин Д.Б., «Детская психология»., 4-е издание стереотипное, М., Издательский центр «Академия» 2007-98c.
- Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. - М.: Издательство: творческий центр, 2009.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003
5. Приложения
Диагностический материал для исследования уровня развития музыкального восприятия у детей 6 лет.
Критерии | Вопроосы | Оценка |
Эмоциональная отзывчивость | 1. Как ты относишься к прозвучавшей музыке? Слушая ее, ты вспомнил какие-то события из твоей жизни или каких- нибудь сказочных героев? | -высокий уровень (5 баллов): «Я люблю такую музыку. Да, я вспомнил... Я ее слышал на концерте в прошлом году»; -средний уровень (3 балла): «Нравится. Красивая»; -низкий уровень (0 баллов): «Не знаю. Она не веселая». |
Объем восприятия | #1057;колько раз меняется характер музыки? | — высокий уровень (5 баллов): три-четыре раза; —средний уровень (3 балла): два раза; — низкий уровень (0 баллов): грустная. |
2. Какая музыка в каждом отрывке, о чем она? | .— высокий уровень (5 баллов): «Сначала музыка только предупреждает: сейчас начнется главное; потом двое поют что-то грустное, но очень доброе; потом начинается какая-то сказка, как-будто сказочный лес. Там идет сражение — звучат трубы, вздохи... А в конце — опять двое поют добрую музыку, наверно, сражение выиграли и уходят. Остался только волшебный лес»; — средний уровень (3 балла): «Музыка разная — грустная, боевая, медленная, быстрая»; — низкий уровень (0 баллов): «Не помню. Мне запомнилась только, когда громко было». | |
3. Скажи, ты бы разделил музыку на какие-то части? | — высокий уровень (5 баллов): «Да. Сначала подготовка (вступление). Потом часть, где поют вдвоем. Потом часть, где сражаются и таинственный лес. И часть, где опять поют»; — средний уровень (3 балла): «Они все время повторяются»; —низкий уровень (0 баллов): «Пьеса очень длинная. Я не запомнил». | |
4. Музыка в пьесе повторяется? | — высокий уровень (5 баллов): «Есть определенные мелодии, маленькие кусочки мелодии, которые повторяются. Но не совсем...»; — средний уровень (3 балла): «Да, повторяются — в начале и в конце»; — низкий уровень (0 баллов): «Да. Скучно». | |
5. Какая музыка: быстрая, медленная? Есть ускорения, замедления? | — высокий уровень (5 баллов): «Медленная, потом — быстрее, потом — быстрая, потом все повторялось. Музыка все время то замедляется, то ускоряется»; — средний уровень (3 балла): «Разная — то медленная, то быстрая»; — низкий уровень (0 баллов): «Медленная». | |
Музыка громкая или тихая? Есть ли места, где громкость нарастает, где звук постепенно затихает? | .— высокий уровень (5 баллов): «Музыка сначала долго тихая, но волнами становилась то тише, то громче. Где сражение, там звук усиливается очень и становится очень громко: это главное место. А где медленнее — там тихо»; — средний уровень (3 балла): «Тихие и громкие места чередуются»; — низкий уровень (0 баллов): «Тихая». | |
7. Какие звуки ты услышал — низкие, средние или высокие? | — высокий уровень (5 баллов): «В основном, средние. Где главное место — только там музыка “прыгает” на очень высокий звук соль»; — средний уровень (3 балла): «Есть разные»; — низкий уровень (0 баллов): «Средние». | |
Точность восприятия | 1. Эта музыка о чем? | — высокий уровень (5 баллов): «Мне кажется — это сказка. Здесь какие-то звуки сказочные, таинственные. Добрые и злые герои борются, и добрые побеждают. Так всегда в сказках бывает»; — средний уровень (3 балла): «Музыка грустит»; — низкий уровень (0 баллов): «Музыка медленная». |
2. Эта музыка старинная или современная, модная? Она серьезная или для развлечения? | — высокий уровень (5 баллов): «На старинную она не похожа. Музыка Баха по-другому звучит. Но она и не для развлечения. Она о серьезном»; — средний уровень (3 балла): «Эта музыка не из телевизора. Серьезная»; — низкий уровень (0 баллов): «Для развлечения». | |
3. Как ты думаешь, эта музыка просто рисует картинку, или она передает переживания, чувства? | — высокий уровень (5 баллов): «Конечно, переживания. Я очень переживал, когда слушал»; — средний уровень (3 балла): «Музыка грустная»; — низкий уровень (0 баллов): «Девочка гуляет. Потом дождик начинается |
Конспекты музыкальных занятий по слушанию музыки
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Тема: «Слушание музыки. Изобразительный характер музыки».
Программные задачи:
Знакомить детей с инструментальными пьесами.
Учить определять двухчастную форму музыки.
Закреплять умение в движениях передавать характер произведения.
Ход занятия
Под маршевую музыку дети входят в зал, затем выполняют упражнения, закрепляющие навыки выразительного движения (пружинка, кружение, притоптывание двумя ногами) в парах.
Музыкальный руководитель поет:Здравствуйте, детки!
Ответ: Вам привет!
Музыкальный руководитель:Мы присядем, посидим, на картинки поглядим! (На магнитной доске прикреплены картинки с изображением: воробьёв и машин)
Музыкальный руководитель:А сейчас глазки закроем, ушки откроем, слушаем внимательно, представляем старательно!
(Слушание музыкального произведения Г. Фрида «Воробьи и автомобиль»)
Музыкальный руководитель:
Ребята, какой характер у нашей музыки?
На кого похожа музыка?
Посмотрите на картинки и выберите нужную.
А теперь еще раз послушайте музыку и покажите нужную картинку, которая подходит к первой части произведения и нужную картинку, которая подходит ко второй части произведения.
(дети слушают и показывают)
Музыкальный руководитель:Как можно назвать нашу музыку?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:А сейчас мы посмотрим, как вы умеете перевоплощаться. Когда звучит первая часть, вы изобразите в движениях образ маленьких птичек.
Во второй части – образ автомобилей.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Музыкальный руководитель:
А теперь вспомним, какая по характеру пьеса «Бабочка», которую мы слушали на прошлом занятии?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
А теперь скажите, наша музыка похожа на пьесу «Бабочка»?
Ответ детей…
Проводится игра «Бабочки»
Выставляются бутафорские цветы в рост детей (василек-синий, ромашка- белая, одуванчик-желтый, мак-красный), под песенку бабочки летают по полянке, на слова:
Прилетели бабочки на цветик-василек, синенький цветок
(музыка останавливается, бабочки собираются в круг вокруг нужного цветка, в данном случае это – василек.Снова звучит песенка про бабочек, на текст…);
Встретила ромашка, бабочек милашек, ромашечка цветок, белый лепесток (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг нужного цветка, ромашки);
Бабочки прилетели и на одуванчик сели, одуванчик — солнышко, золотое донышко (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг цветка – одуванчика);
Бабочки летали, и цветок узнали, это красный мак – дружок, он как праздничный флажок (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг цветка – одуванчика).
Музыкальный руководитель:Бабочки прилетели на полянку и услышали чудесные звуки.
Звучит «Весенняя песня».
Музыкальный руководитель:Прозвучала песня, в которой передается весеннее настроение и по характеру похожа на наших воробушек и бабочку.
Повторите за мной слова этой веселой песенки:
Ласковое солнышко, солнышко весны
Разбудило солнышко листик от зимы
И проснулось поле, и проснулся лес
И под теплым солнышком, много чудес.
(разучивание первого куплета)
Музыкальный руководитель: А теперь под легкую, изящную музыку попробуем выразить весеннее настроение в свободной пляске.
(Дети изображают оттаявших бабочек, растущих и тянущихся вверх травинок, летающих птиц, проснувшихся медвежат, веселых зайчат , светящее солнышко…).
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Тема: «Слушание музыки. Д.Б. Кабалевский «Клоуны».
Программные задачи:
Приобщение детей к слушанию классической музыки.
Развивать творческие способности детей через слушание музыки, танцевальные движения и рисование.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под музыку Д. Кабалевского «Клоуны».
Музыкальный руководитель: Ребята, вы зашли в музыкальный зал с хорошим, веселым настроением и в этом нам помогла музыка, которая сейчас звучала.
Давайте попробуем потанцевать под музыку, так как она вам подскажет.
Активное слушание музыки Д.Б.Кабалевского «Клоуны»/
Музыкальный руководитель:Молодцы, ребята, вы придумали свой танец, и получился он задорным, веселым.
Сейчас рассаживайтесь на стульчики, и мы с вами поговорим о музыке. Познакомимся мы с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского(показ иллюстрации портрета композитора).
Вы уже знаете, кто это «композитор»?
Ответы детей: композитор, человек, который сочиняет музыку.
Музыкальный руководитель:
Писатели и поэты сочиняю свои произведения из слов, мы их можем прочитать и выучить наизусть.
А композиторкак сочиняет музыку?
Ответы детей: нотами.
Музыкальный руководитель:
Чтобы узнать, о чем написал композитор, не надо читать, нужно тихо послушать музыку. И она нам расскажет много интересного.
А еще под музыку интересно играть в оркестре, а также танцевать.
Д. Б. Кабалевский, как и многие композиторы, любил сочинять музыку для детей, чтобы она была для них радостной и интересной, чтобы музыка была понятной.
В своих произведениях Д.Б.Кабалевский передает образы, знакомые и близкие детям.
Сегодня, ребята, у нас будет необычное занятие, и начнем мы с вами наше занятие с просмотра мультфильма- «Клоуны». Клоуны – это цирковые артисты.
И вы мне расскажете о том, что увидели и услышали.
(Просмотр обучающего мультфильма на музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны».)
Ребята, когда вы смотрели мультфильм, вы улыбались, а почему?
Ответ детей…
Музыкальный руководитель:
Что вам так понравилось в мультфильме? Какое настроение у клоунов?
Ответ детей…
Действительно, очень веселые, смешные, ловкие клоуны. И показывали они свои цирковые номера под музыку Д. Б.Кабалевского, которая называется «Клоуны».
На музыкальных занятиях мы всегда с вами определяем жанр музыки. Вы так здорово плясали в начале нашего занятия.
Так, к какому жанру музыки относится это произведение?
Ответы детей: танец.
Чтобы наше занятие стало еще веселее, предлагаю вам поиграть в оркестре под музыкальное произведение Д. Кабалевского «Клоуны».
Но прежде, давайте ещё раз послушаем музыку и определим сколько частей в музыке и один ли клоун веселится, или, может быть их несколько?
(слушание музыки)
Ответ детей…
Первая и третья части повторяются — это веселится первый клоун, а во второй части — второй клоун. Поэтому пьеса и называется «Клоуны».
(Раздать музыкальные инструменты маракасы и бубны.Дети с маракасами играют первую и третью части, на бубнах играют дети второй части музыки)
Шумовой оркестр под музыку «Клоуны» Д. Б. Кабалевского.
Ребята, а вы обратили внимание, как клоуны были одеты в мультфильме?
Ответ детей…
Одежда клоунов разноцветная, и такая же смешная и веселая как сами клоуны.
А музыка Д. Б. Кабалевскогокакая по настроению?
Ответы детей: Быстрая и веселая, шутливая, озорная музыка.
Музыкальный руководитель:
А теперь внимание! Передо мной краски и контур рисунка «Клоуна». Какие бы вы взяли краски, чтобы разукрасить клоуна?
Ответ детей…
Музыкальный руководитель:
Конечно же самые яркие, праздничные и веселые. Краски тоже могут быть веселыми.
Посмотрите внимательно, что я сейчас делаю.
(музыкальный руководитель разрисовывает клоунов: одного — одним цветом-серым, второго — короткими разноцветными штрихами)
Как вы думаете, какой клоун больше всего подходит к настроению музыки Д. Кабалевского.
Ответ детей…
Музыкальный руководитель:
Больше всего по настроению подходят яркие, короткие, разноцветные штрихи, они создают более веселый и энергичный характер нашего рисунка.
Пришло время приступить к рисованию веселых и задорных клоунов.
Я вам раздаю краски, включаю музыку, а вы придумывайте, фантазируйте с красками. Чтобы наши клоуны сегодня были только с хорошим настроением.
(Дети рисуют Клоунов под музыку Д. Кабалевского «Клоуны».)
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Тема: «Симфонический концерт».
Цель: Познакомить детей с симфоническим оркестром.
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с понятием «симфонический оркестр», «дирижёр», расположением инструментов в оркестре.
Развивающие: Развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать. Расширять кругозор и словарный запас детей «консерватория», «симфонический оркестр», «дирижёр».
Воспитательные: Воспитывать музыкально- художественный вкус. Способствовать формированию потребности слушать классическую музыку. Формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки.
Оборудование: музыкальный центр,CD-диски, экран, проектор, ноутбук, иллюстрации музыкальных инструментов.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Исполняется музыкальное приветствие «Доброе утро».
Музыкальный руководитель:
«Здравствуйте, мальчики!»-«Здравствуйте!»
«Здравствуйте, девочки!»- «Здравствуйте!»
«С хорошим настроением утро мы встречаем»-
«Всё, чему научат нас, мы запоминаем!»
Музыкальный руководитель.Ребята, сегодня я приглашаю вас в консерваторию. Кто знает, что такое «консерватория?» (ответы). Да, консерватория- это высшее музыкальное учебное заведение, в котором ученикам даётся полное музыкальное образование и откуда они выходят композиторами, учителями, певцами или музыкальными исполнителями.
А сейчас проходите и удобно располагайтесь в зале. (слайд 1)
(Дети удобно располагаются в зале)
Ребята, я предлагаю вам послушать музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»(слушают).
Какие инструменты вы услышали?
Как они звучали? (ответы).
Это играл оркестр- коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение. Оркестры стали появляться давным-давно. Сейчас существуют симфонические, струнные, духовые, шумовые музыкальные оркестры. Самый богатый по составу инструментов- симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку, передавать тончайшее настроение человека.
Предлагаю вам послушать 2 произведения: «Вальс» композитора Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» и «Тарантеллу» В. Гаврилина из балета «Анюта».
А теперь расскажите, какую музыку вы услышали. Что вы почувствовали, когда слушали «Вальс»? Какое, на ваш взгляд, настроение вызывает «Тарантелла»? (ответы)
Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, нежно щебетать, словно птица. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов, а количество их порой достигает ста! (слайд 2)
Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди скрипки и их родственники, чуть поодаль контрабасы. Они составляют семейство струнных. Какие вы знаете струнные инструменты? (ответы) (показать- скрипка, альт, виолончель, контрабас).
Далее располагается семейство деревянных духовых. Назовите, какие вы знаете деревянные духовые инструменты. (флейта, фагот, гобой). Рядом их ближайшие родственники- медные духовые. А затем… (Включаю запись со звучанием барабана). Да, это ударные инструменты (показать).
Оркестр- хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король- управляющий оркестром. Его называют- дирижёр. (слайд 3).
Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хоть при этом и не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легко о подставку для нот- пюпитр (показать, и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
Предлагаю вам послушать «Вальс» Г. Свиридова к кинофильму «Метель» (слайд 4).
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Наша встреча подошла к концу. Ребята, понравилось вам в консерватории?
(Дети спокойно выходят из зала).
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Тема: Слушание музыки. Эдвард Григ «Утро»
Программные задачи:
Приобщение детей к слушанию классической музыки.
Развивать творческие способности детей через слушание музыки, танцевальные движения и рисование.
Оборудование:иллюстрации с изображением девочки, горного короля, гномов. Раннего утра в лесу. Портрет композитора Э.Грига.
Ход занятия:
Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением Эдварда Грига «Утро». Произведение «Утро» написал норвежский композитор Эдвард Григ.
Эдвард Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, бодра, что Григу захотелось, что-то ей подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку.
Итак, закроем глаза и постараемся представить себе пробуждение природы, которое композитор изобразил с помощью музыки. (Первичное прослушивание.)
- Что вы представили, слушая это произведение?
(Ответы детей.)
Вторичное прослушивание произведения с комментариями учителя, которые дополняют и уточняют прозвучавшие ответы детей:
- Представьте себе, что всё в природе спит. (Начинает звучать музыка.) Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камешками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам сняться маленькие зелёненькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама-белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. (Музыка звучит тихо.)
- А небо – синее-синее.
- Звёзды большие, яркие, на небе полная луна, на речке от неё лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется, что небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина (Музыка звучит громче.)
- И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимется над землёю. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается.
- Начинается новый день.
- Какое это событие? (Радостное, яркое, доброе, интересное).
- Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы? (Лёгкими, спокойными, мелодичными, ласковыми, волшебными, чудесными, волнующими, приветливыми, весёлыми, чарующими, величавыми и т.д.)
Музыкальный руководитель: молодцы ребята! Правильно
В Норвегии, где жил композитор Эдвард Григ, очень много гор. А в горах живут гномы. И вот таких гномов композитор изобразил в своей музыке. Давайте послушаем это произведение.
Слушание: «Шествие гномов»
Как вам кажется, про каких гномов рассказывается в пьесе
Э. Грига «Шествие гномов», про добрых или злых? (Звучит пьеса в записи.)
Дети. Про злых.
Музыкальный руководитель: А почему вы так решили?
Дети. Музыка таинственная, иногда страшная, злая.
Музыкальный руководительА на что похожа средняя часть пьесы, какая она по настроению? (Звучит фрагмент.)
Дети. Музыка волшебная, нежная.
Музыкальный руководитель.Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье?
Музыка звучит светло, заворожённо, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими богатствами, драгоценностями, рассматривают их. Потом изображаются сокровища гномов. Музыка начинает мерцать, искриться, сверкать, поблёскивать и переливаться.
Обсуждение услышанного с детьми, какой цвет, по их мнению, выражает эту музыку.
Музыкальный руководитель.В Норвегии очень много гор. В пещере одной из них мы сейчас и окажемся. А встретит нам хозяин пещеры – горный король.
Кого можно представить?
Итак, мы попали в подземное царство Доврского деда - горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.
- Прослушайте и определите в чём особенность произведения?
Вторичное слушание
Как звучит мелодия? (Настороженно, таинственно) Она изменяется? (постоянно повторяется)
А что изменяется? (темп постепенно ускоряется, динамика становится постепенно громче)
- Какую картину в музыке рисует изменение темпа и динамики? Что можно представить? (движение убыстряется, и музыка переходит в какой-то безумный вихрь)
- Какой жанр лежит в основе произведения? (марш)
Музыкальный руководитель: молодцы ребята!
Музыкальный руководитель:.Ребята, кто мне расскажет, какие песни мы сегодня с вами пели?
С каким композитором мы с вами познакомились?
Какую музыку мы с вами слушали? Как она называется?
Что вам больше всего понравилось?
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Тема: Слушание музыки «В мире музыкальных инструментов».
Программные задачи:
обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов; учить различать их тембровую окраску. Формировать способность находить общее и различное у идентичных инструментов. Познакомить с определениями: «Классическая, народная, эстрадная музыка, симфонический, народный оркестр.
Оборудование: ширма, за которой находятся скрипка, балалайка, гитара, музыкальный центр, грам.запись музыкальных инструментов.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, я вас познакомлю с музыкальными инструментами, которые внешне похожи друг на друга. Какие это инструменты, попробуйте догадаться сами. Все они называются струнными, но исполняют на них разную музыку; на одном классическую, на другом народную, на третьем – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестре: симфоническом, народном, эстрадном. Но вместе в одном оркестре они не играют, потому что звучат по-разному. Как вы думаете, о каких инструментах я говорю?
(Ответы детей).
- А как мы узнаем, какой инструмент звучит, если не видим его?
Дети: по звуку.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы послушаем небольшой отрывок в грамзаписи, а вы ответите, о каком инструменте я буду говорить. (За ширмой звучит скрипка.Дети отвечают)
Музыкальный руководитель: Конечно это скрипка. Недаром за необычный звук, её называют королевой оркестра. (Показ инструмента).
Музыкальный руководитель: Скрипка – основной музыкальный инструмент в симфоническом оркестре. Людей, которые играют на скрипке, называют скрипачами. В симфоническом оркестре их много. Про скрипку говорят, что она поёт человеческим голосом. Поэтому в оркестре она главная.
Звучит звукозапись. Концерт Вивальди для скрипки с оркестром.
Музыкальный руководитель: Мы не раз ещё будем встречать этот инструмент.
Игра « Зимняя пляска».
Музыкальный руководитель: А сейчас поговорим о другом инструменте. (За ширмой играет балалайка). Дети узнают её по звучанию. Внимательно посмотрите на балалайку и скажите, чем она похожа на скрипку? (Ответы детей). А чем отличается? (Ответы детей). Верно. Научиться играть на балалайке легче, чем на скрипке. Посмотрите, мне для игры не нужен смычок. А на грифе есть специальная чёрточки. Они предназначены для точного воспроизведения звуков. На скрипке музыкант играет по слуху, а это очень сложно. На балалайке любили играть на народных гуляниях. Люди пели весёлые песни, частушки, припевки. Каждый демонстрировал своё певческое мастерство. Мы с вами тоже знаем частушки.
Дети исполняют частушки.
Музыкальный руководитель: Во время праздничных гуляний собиралось много народных музыкантов. Играли на балалайках, гармошках, ложках, свистульках, трещотках, даже на стиральных досках и пилах. Веселью не было конца.
Звучит в грамзаписи «Камаринская».
Музыкальный руководитель: А теперь угадайте, какой мы увидим и услышим сейчас инструмент. (Звучит за ширмой гитара). Правильно - это гитара (показ гитары).наверно кто-нибудь из ваших родственников и знакомых играет на гитаре. (Ответы детей.) Чем она похожа со скрипкой и балалайкой? (Ответы детей). Электрогитара – главный инструмент в эстрадном оркестре и ансамбле.
Звучит грамзапись гитары.
Музыкальный руководитель: Есть ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент.вы его слышите каждый раз когда приходите в зал (пианино). Музыканты называют его фортепиано. Сейчас мы увидим, где же находятся струны. (Открывает крышку пианино, показ детям молоточков, которые ударяют по струнам.Объяснить назначение педалей.) Фортепиано считают инструментом, который может заменить целый оркестр. А теперь я Вам предлагаю немного потанцевать.
Танец «Утят».
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте же вспомним, о каких инструментах мы с вами сегодня беседовали (ответы). В каких оркестрах они играют? Какой инструмент называют королевой музыки? А какой инструмент может
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Тема: «Слушание музыки. Путешествие по временам года»
Программные задачи.
Учить понимать характер и смысл музыкальных произведений, определять общее настроение музыки. Выражать свои впечатления от музыки. Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию. Воспитывать культуру слушания музыки и общую культуру. .
Оборудование: музыкальный центр, мольберты, картины с изображением времён года, настольные лампы для подсветки картин, бумажные снежинки, листы бумаги форматом А-4 разных цветов.
Ход занятия: В музыкальном зале приглушён свет. В разных углах зала на мольбертах расположены картины с разными временами года. Посередине зала на столе располагаются детские музыкальные инструменты. Возле зимней картины на полу лежат снежинки. Немного в стороне столик с разложенными на нём листами бумаги.
Под «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети входят в зал.
Музыкальный руководитель.Здравствуйте, ребята. Вот и наступил первый зимний месяц. Вопрос детям: Какой? (Ответы детей). Вы правы, наступил декабрь, а в декабре, в преддверии нового года начинают происходить чудеса. И у нас в детском саду произошло чудо – сегодня утром я обнаружила на пианино шкатулку(показывает), а в ней – волшебную палочку(показывает) и письмо(показывает) от феи Музыки с приглашением совершить путешествие по всем временам года. Такое может случиться только раз в году, под Новый год. Ну что, вы готовы отправиться в волшебное путешествие? (Ответы детей). Тогда в путь, а поможет нам волшебная палочка. Один её взмах и мы перенесёмся в другое время года.
Музыкальный руководительвзмахивает палочкой, слышен звон ручейка, включается лампа, освещающая картину И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
Музыкальный руководительРебята, в какое время года мы попали? (ответы детей) А по каким признака вы поняли, что это весна? (ответы детей).
Музыкальный руководительс помощью детей).
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною!
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!
(А.Н.Плещеев)
Музыкальный руководительЯ приглашаю в гости музыку весны. А вы, ребята, пока будете её слушать - внимательно рассмотрите эту картину, которая перенесла нас в весенний лес.
Звучит музыка А.Вивальди «Весна».
Музыкальный руководительбеседует с детьми о прослушанной музыке, о её настроении в начале, середине, конце произведения. В конце краткой беседы М.Р. просит определить, настроение какой из частей муз. произведения соответствует настроению картины.(ответы детей)
Музыкальный руководитель.Ребята, а вам не кажется, что в нашем весеннем лесу чего-то не хватает? Как вы думаете, чего? (если дети не отвечают сразу, М.Р. подводит их к пониманию того, что в лесу слишком тихо.Не хватает птичьегопения.) Конечно, в весеннем лесу обязательно должны быть птицы. Давайте, мы с вами возьмём подходящие музыкальные инструменты и наполним нашу весеннюю картину птичьим пением.
Дети вместе с М.Р. выбирают подходящие детские муз.инструменты (треугольники, колокольчики, дудочки) и под музыку «Жаворонок» П.И.Чайковского играют на них, стараясь изобразить пение птиц.
Музыкальный руководительА вы знаете, зачем птицы нужны лесу? (ответы детей). А вы знаете, что делают птицы в лесу весной? (ответы детей). Конечно, они строят гнёзда и откладывают в них яйца, из которых появятся птенчики. Но птенчики могут и не вылупиться, и виноват в этом будет человек. Как мы, люди, можем помешать птицам вывести птенцов? (ответы детей). А как нужно вести себя в весеннем лесу, чтобы не только не помешать, а наоборот, помочь птицам в их нелёгком деле? (ответы детей). Спасибо за ответы, ребята, вы большие молодцы и я уверена, что нашему весеннему лесу ничего не угрожает. Тогда можно двигаться дальше.
Музыкальный руководительвзмахивает волшебной палочкой. Звучит музыка А.Вивальди «Лето. Гроза.» Освещается часть зала с летними картинами «Берёзовая роща» И. И.Левитана и «Гроза идёт» М.В. Васнецова.
Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами попали в лето. Только что-то происходит в природе. Послушайте и посмотрите, музыка и картины вам подскажут.
Дети ещё раз слушают музыку, рассматривают картины, соотносят характер музыки и картин. Определяют название музыки и одной из картин.
Музыкальный руководительВы правы, мы с вами попали в грозу, но ведь с нами чудо, следовательно, эта гроза нам не страшна. А природе гроза вредна или полезна? (ответы детей). Чем полезна? (ответы детей). Обратите внимание на наши инструменты и скажите, есть ли среди них те, которые помогут нам изобразить дождь и грозу? (ответы детей).
Дети определяют подходящие инструменты( тарелки, бубны, треугольники) и играют на них.
Музыкальный руководительМы прощаемся с летом, а впереди нас ждёт… (ответы детей). Конечно, осень.
Взмах палочкой. Звучит музыка А.Вивальди «Осень». Освещается картина Е.Е.Волкова «Осень».
М.Р (с помощью детей).
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу… (А.С.Пушкин)
Музыкальный руководитель.Вот мы и в осеннем лесу. Ребята, посмотрите на эту замечательную картину и скажите, какое осеннее явление здесь изображено? (листопад). А что такое листопад? (ответы детей) А как листочки падают на землю? (ответы детей). А подходит ли к их плавному падению звучащая сейчас музыка? (ответы детей). Тогда давайте сейчас превратимся в листочки и покружимся в медленном осеннем танце.
Дети самостоятельно двигаются по залу в ритме музыки.
Музыкальный руководительА если мы пройдём по опавшим листьям, что мы услышим? (шуршание) Есть ли среди наших инструментов те, которые помогут нам его изобразить? (ответы детей).
Дети выбирают подходящие ДМИ (погремушки-шуршалки, маракасы, шумовые коробочки) и под музыку играют на них.
Музыкальный руководитель. Вот и кончается время осени и нам пришла пора возвращаться в… (ответы детей). Ребята, а может ли человек повлиять на смену времён года? (ответы детей) А если бы мог, это помогло бы природе или навредило? (ответы детей).
Если дети затрудняются с ответом, М.Р. подводит их к пониманию того, что в природе всё разумно и взаимосвязано и порядок, установленный природой нарушать нельзя, иначе это приведёт к печальным последствиям.
Музыкальный руководительПоэтому мы с вами возвращается снова в зимний день.
Взмах палочкой, звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», освещается картина А.Пластова «Первый снег».
Музыкальный руководительРебята, посмотрите, зима нас встречает снегопадом. Снежинки кружатся в ритме какого танца? (вальса) Смотрите, сколько их намело (обращает внимание детей на снежинки), давайте потанцуем с ними.
Дети берут снежинки и танцуют с ними.
Музыкальный руководительВот и закончилось наше волшебное путешествие, но наши встречи с прекрасным продолжатся. Надо бы поблагодарить фею музыки за прекрасное приключение, и я даже знаю, как. Вы сейчас вспомните все времена года, в которых мы побывали, и выберите лист того цвета, который вам больше всего по душе. На этом листе вы в группе нарисуете свой пейзаж, эти картины мы положим в шкатулку и отправим фее Музыки. Это будет для неё самый лучший подарок!
Дети выбирают лист бумаги понравившегося цвета (рефлексия) и уходят в группу, где рисуют свой рисунок.
Примерный перечень музыкальных произведений для слушания в старшем дошкольном возрасте.
Композитор | Музыкальное произведение |
М.Глинка | «Детская полька» |
С.Прокофьев | «Марш» |
В.Моцарт | «Колыбельная» |
П.Чайковский | «Болезнь куклы» «Похороны куклы» «Новая кукла» «Комаринская» «Октябрь» (из цикла «Времена года» «Песня жаворонка» |
Ан.Александров, сл.М. Пожарова | «Осень» |
Р.Шуман | «Веселый крестьянин» |
А.Вивальди | «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» (из цикла «Времена года») |
А.Гречанинов | Произведения из альбома «Бусинки» |
Н.Римский-Корсаков | «Море», «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане») «Пляска птиц» (из оперы «Снегурочка») |
А.Даргомыжский | «Табакерочный вальс» |
С.Рахманинов | «Итальянская полька» |
А.Хачатурян | «Танец с саблями» |
Г.Свиридов | «Зима пришла» «Тройка» «Грустная песня» «Старинный танец» «Весна и осень» |
Д.Шостакович | «Вальс-шутка» «Гавот» «Полька» «Танец» |
Д.Кабалевский | «Кавалерийская» |
Э.Григ | «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г.Ибсена (Пер Гюнт») «Шествие гномов» Сочинение 54 |
М.Мусоргский | «Рассвет на Москве-реке»(вступление к опере «Хованщина») |
И.-С. Бах | Органная токката ре минор |
Ю.Чичков | «Ромашковая Русь» «Незабудковая гжель» «Свирель да рожок» «Палех» «Наша хохлома» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические пособия как средство развития музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Дидактический материал...

Учебно-методическое пособие: "Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решения следующих задач:развитие музыкально-художест...

Выступление на методическом объединении " Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста" 2015г.
Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на ...

Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....

Консультация музыкального руководителя Павловой М.В. по теме «Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей детского сада по теме:"Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Педагогическая технология «Лэпбук» для организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
Методическая разработка «Педагогическая технология «Лэпбук» для организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» в сопровождении презентации.Цел...

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...
