"ТЕАТР КАК МЕТОД ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОКАЛЬНО-ИГРОВОГО РЕПЕРТУАРА"
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Еремина Светлана Юрьевна

Театрализованная игра как и пение - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. При обучении детей петь используя театрализованные игры и упражнения дети не только учатся красивому звукоизвлечению, а также в процессе обучения развивают свои коммуникативные качества, эмоциональность, что способствует раскрепощению и улучшению голоса. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕАТР КАК МЕТОД ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОКАЛЬНО-ИГРОВОГО РЕПЕРТУАРА

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,

воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по- настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

К. С. Станиславский


Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей.

Музыкальную культуру можно определить, как созидание через творчество, и созидание своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Пение является основным средством музыкального воспитания.

Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: «Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений».

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные и творческие способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, требующей от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя.

Работая в саду, можно убедиться, что нет похожих друг на друга детей, каждый ребенок уже маленькая личность, со своим характером, особенностями, эмоциями, интересами. Для развития здоровой и творческой личности нужно учитывать особенности каждого и на его потребности откликаться.

В процессе работы в детском саду я поняла, что часто использую на музыкальных занятиях приемы игры из театрализованной деятельности, так как это помогает заинтересовать детей и решить конкретные педагогические задачи.

Например, чтобы увлечь детей сыграть на шумовых инструментах так, как я задумала, имея конкретную композицию и конкретные музыкальные инструменты, я стала придумывать маленькие истории и сказки, и пазл из звуковых элементов начал складываться. Позже я поняла, что все эти сказки становятся живыми, потому что любознательные и находчивые ребята помогали менять ход действий и сказка вновь приобретала новый смысл. Ребятам веселее играть и мне не скучно работать со знакомым материалом, который слегка изменен.

В прошлом году я стала руководителем кружка по дополнительной программе вокально-хорового пения в детском саду. Мое образование – дирижер академического хора, поэтому как работать с голосом я знала, что нужно делать чтобы хор пел как единый организм тоже, а вот как заинтересовать маленьких непосед петь чисто и красиво, и чтобы процесс им приносил удовольствие - это была новая интересная задачка.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

А каким способом это сделать? Конечно игрой! Игра, в дошкольном возрасте, является ведущим видом деятельности.

В первый же месяц работы я поняла, что детям не интересно отрабатывать отдельные фрагменты песен, как это было принято в музыкальной школе, как я ни старалась делать это задорно и весело. Дети быстро уставали сидеть или стоять на одном месте, тогда я стала постепенно вводить все больше игр с песенной основой, все больше песен брала в наш репертуар сюжетных, добавляя к ним различные движения и действия и тогда процесс становился увлекательным для меня и детей, и время летело не заметно быстро. Тут я поняла, как тесно связана музыкальная и театральная деятельность в дошкольном возрасте, и что театр пронизывает почти все виды детской деятельности. Вот он - ключ к универсальному методу обучения!

В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Музыкальное воспитание, в свою очередь, является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

«Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка» (Чурилова Э.Г.).

Так как же с помощью театрализованной деятельности можно развить навыки пения у дошкольников?

Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые самые неожиданные вопросы. Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселится. Главное – это настроение, которое дарит исполнителю и слушателю мелодия песни. Она превращает каждого в настоящего артиста. Чем старше ребенок, тем разнообразнее круг его интересов и увлечений. Все они находят отражение в песнях самых различных по тематике и характеруОдни – полны шутки и юмора, другие – сдержанны, лиричны, поются спокойно и ласково.

Некоторые песни я инсценирую, отразив сюжет в несложных по движению действиях.

В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Все уроки театрализации, даже у взрослых, начинаются с работы над речью, дикцией , воображением.

В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художественные качества, обдумывает приемы разучивания и последовательность учебных заданий.

Педагог должен заинтересовывать содержанием песни —как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.

Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.

Разучиванию песни способствуют следующие приемы —

выразительное исполнение песни педагогом, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению, и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога.

А также необходимо развивать в детях образное мышление, чтобы они лучше понимали, о чем поют, воспитывали в себе собственное отношение к происходящему, учились передавать свои эмоции как в песне, так и в жизни.

На занятиях я использую различные предметы, игрушки, иллюстрации, элементы костюмирования, шумовые музыкальные инструменты- все это помогает детям погрузится в атмосферу радости и творчества. Для того чтобы понять, как театр может быть методом освоения вокально-игрового репертуара я приведу примеры из своей практики.

Работа над звуковедением, штрихами, окончанием фраз.

Рисуем на листке штрихи, плавные линии, короткие и длинные. Рассказываем краткую историю о маленькой девочке, ежике, пчелке, Снегурочке, в зависимости от времени года, можно использовать вместе с этим фигурку, игрушку или вырезанную картинку из бумаги и водить по этим линиям, произнося вместе с детьми различные звуки, слоги на определенной звуковысотности. Визуальный показ помогает детям понять куда движется мелодия, где она прекращается, где начинается, как нужно правильно брать дыхание и каким способом извлекать звуки, отрабатывая тем самым штрихи в песне.

Работаем над ладо-высотным слухом.

Дети, отвернувшись от инструмента слушают, а затем отвечают, в каком ладу, в какой тесситуре сыграл педагог. К примеру мажор и минор –это два брата, которые любят петь, но один любит грустные песни, а другой веселые, но иногда они поют вместе (есть песни где мажор и минор переплетаются). Тесситуру мы изучаем тоже в игровой форме - дети надевает шапочки животных и слушают в какой тесситуре играет педагог, если это высокая, то вылетают птицы, насекомые; средняя – маленькие зверушки; низкая - большие медведи, морские киты и проч.

Работаем над артикуляцией.

Рисуем на больших гладких камушках–гальке различные эмоции (можно взять карточки) и помещаем их в красивый мешочек, каждый ребенок вытягивает камушек и изображает то, что нарисовано. Можно усложнить задачу, попросить спеть отрывок любой знакомой песни с этой эмоцией или сказать фразу (можно так же вытягивать из мешочка). Это одновременно и забавно и полезно. Дети заряжаются хорошим настроением, раскрепощаются, тренируют воображение, мимику, учатся импровизировать.

Учимся слышать и чувствовать друг друга.

«Берем в руки шарик, гладкий круглый – как наш с вами звук, вот такой «а-а-а» и передаем по цепочке. Важно удержать его! Повторить точно такой же!» - говорю я детям, объясняя задание, которое позволяет добиться чистого пения в хоре.

Сложнее – игра «Бусы». Мы нанизываем на ниточку одинаковые «бусинки» (звуки) по очереди и продолжаем держать бусинку на ниточке (тянуть этот звук, т.е. звук не должен «ехать» вниз или вверх, или переставать звучать), слушаем друг друга, незаметно берем дыхание. Это сложное задание, которое требует чистоты пения одного звука и единым коллективом, но важнее то, что дети уже учатся друг друга слушать, сосредотачиваются на своем организме, успокаиваются, расслабляя мышцы тела и лица.

Работа над художественным образом.

Это любимая часть детей. Будь то игра или песня, дети любят примерять на себя роли и конечно примерять костюмы или их элементы. Перед исполнением и во время разучивания произведения мы обсуждаем героев, события, дети любят рассказывать свои истории из жизни, откуда иногда мы черпаем вдохновение и идеи, обсуждаем образы; «медведь какой?» - добрый, злой, косолапый, неуклюжий, «зайчик какой?» – трусливый, хвастливый и т.д. Затем я спрашиваю у детей, как это можно показать, чтобы при этом не помешать нашему красивому пению. Если мы поем про лошадку, но скакать по залу и петь одновременно не получается, то что можно сделать? Правильно - добавить минимальные, но «говорящие» движения и выразительно спеть. И дети радостно предлагают свои идеи. Тут происходит чудесное – своими выразительными движениями дети не только передают образ песни, они еще и помогают себе во время исполнения – вовремя берут дыхание, не теряя паузу (в это время дети могут хлопать или играть на шумовых инструментах), а также «держат руками» мелодию.

Пение по ролям.

В конце каждого занятия мы с ребятами проводим музыкальную игру, конечно же с элементами пения; то угадывали по голосу друг друга, то «дирижировали хором», ну а самые любимые были это с догонялками в конце, ведь подвижность в пении на протяжении занятия небольшая и детям хочется выплеснуть накопившуюся энергию.

Русская народная игра «Плетень», в которую мы играли чаще остальных, прекрасна тем, что в ней много ролей и большинство из них парные, что помогает тем детям, что пока боятся петь в одиночку, справится с волнением. Каждый раз мы меняемся ролями, что позволяет быстрее запомнить всю песню, не перенапрягая связки после продолжительного занятия пением и примерить на себя все роли, тем самым еще раз потренироваться в передачи образности. В конце игры Коза поет свою фразу, топает ногой и догоняет остальных зверей. Такой прием хорошо мотивирует ребенка спеть сольную партию, если очередь дошла до самого скромного, позволяет стать самостоятельнее и смелее.

Репертуар.

Такими методами мы работали над русскими народными песнями «Как у наших у ворот» и «Где был Иванушка?». В обеих песнях дети пели по ролям. В первой песне мы наряжались в муху, стрекозу, муравья, а у кого не было роли играли на шейкерах и бубнах, затем менялись ролями, тем самым дети учились петь сольно. Во второй песне делились на 2 группы – одни спрашивают, другие отвечают, затем добавляли роли- находили Иванушку и товары, которые он купил - изображали уточку, курочку, барашка (ме-е-е), играли на ложках, танцевали «ковырялочку», а на выступлении пели в народных костюмах. Что это если не театр?

В конце учебного года мы с ребятами на открытом занятии для родителей показали музыкальную сказку «Репка» на новый лад, используя ростовые куклы. Все приемы и методы театральной деятельности очень помогли в подготовке. Дети попробовали себя в разных ролях на репетициях, а затем выбрали одну для выступления, придумали те самые «говорящие» движения, которые не мешают красивому пению и постарались передать характеры персонажей.

Таким образом хочу сделать выводы, что пение и театр в детском саду особенно тесно связаны. Без приемов театрализованной игры здоровое вокальное воспитание было бы практически невозможно.

Благодаря приемам театрализации я выделила в вокальной работе 3 принципа, которые делают вокальные занятия более продуктивными и интересными:

  1. Эмоциональная подача материала. Важно чтобы дети понимали, о чем поют и умели передавать посыл песни зрителям.
  2. Важно, чтобы детям нравился репертуар. Правильной подобранный репертуар - залог успеха.
  3. Работа над речью, дикцией так же важно для красивого пения.

В конце года я увидела, что детям стало больше нравится петь, рассказывать стихи, участвовать в театральных постановках. Они стали более раскованными, активными, инициативными.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи, роли. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа.

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты. Поэтому я верю, что мы на правильном пути!


ЛИТЕРАТУРА

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128с.(Серия «Вместе с детьми»)
  2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 160с.:ил. – (Театр и дети).
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1997.
  4. М.И.Родина, А.И.Буренина КУКЛЯНДИЯ: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008.
  5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., Школьная пресса, 2001.
  6. Психология  и  педагогика  игры  дошкольника / под  ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1996.
  7. Генов  Г.В. Театр  для  малышей. – М.: Просвещение, 1968. – 154 с.
  8. Артемова  Л.В. Театрализованные  игры  дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
  9. Веракса Н.Е.,Булычева А.И., Варенцова Н.С. и др. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе. –М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 94 с.
  10. Иванович Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности / Л.В. Иванович // Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / Отв. ред. Н. Г. Куприна. - Екатеринбург, 2015. – С. 62-66.
  11. Шевцова, Д. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Д. В. Шевцова, В. Ф. Шубная, С. А. Немна. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 265-266.
  12.  Сайт : https://cyberleninka.ru/
  13. Чернова А.С., Томчикова С.Н. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
  14. Стулова, Г. П. Развитие детское голоса в процессе обучения пению Текст. / Г. П. Стулова. М.: Прометей, 1992.
  15. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. . – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
  16. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы (диагностика и мониторинг)

В соответствии с ФГТ изменились требования к оценке уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы. Данная презентация позволит педагогам  уточнить представлен...

Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО

Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...

Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".

Особенности освоения детьми дошкольного возраста  размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)

Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного  приме...

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания...

Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."

Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом  Университете . Он является моей итоговой работой....

Семинар-практикум «Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом ФГОС»

Одним из важных свойств предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах....