Обучение приемам игры на фольклорных музыкальных инструментах
консультация по музыке
Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, эмоционального развития ребенка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Обучение приемам игры на фольклорных музыкальных инструментах»
МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский
Белгородского района Белгородской области»
Музыкальный руководитель
Гуторова Ирина Анатольевна
2025 год.
Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, эмоционального развития ребенка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности.
На своих занятиях большое внимание уделяю игре на фольклорных музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах в детском саду играют важную роль в развитии детей. Вот несколько причин, почему это так важно:
1. Развитие музыкальных навыков: Игра на музыкальных инструментах помогает детям развивать музыкальные навыки, такие как слух, ритм, мелодия и координация.
2. Физическое развитие: Использование музыкальных инструментов требует от детей различных движений и действий, что способствует их физическому развитию, координации движений и моторике.
3. Креативное выражение: Игры на музыкальных инструментах позволяют детям выражать свою креативность и чувства через звуки, что важно для развития их эмоционального интеллекта.
4. Социальное взаимодействие: Игры на инструментах часто проводятся в группе, что способствует социальному взаимодействию, умению работать в команде и развитию навыков общения.
5. Развитие внимания и концентрации: Игра на инструментах требует от детей концентрации внимания, что благоприятно влияет на их когнитивное развитие.
6. Подготовка к обучению музыке: Игры на музыкальных инструментах могут служить первым шагом в музыкальном обучении, создавая у детей положительное отношение к музыке и инструментам.
7. Развитие творческого мышления: Игра на инструментах стимулирует творческое мышление, поскольку дети могут экспериментировать с различными звуками и мелодиями.
8. Сенсорное восприятие: Дети развивают сенсорное восприятие, касаясь, стукивая, трогая инструменты, и учатся отличать различные звуки. Игры на музыкальных инструментах в детском саду способствуют всестороннему развитию детей, охватывая физические, социальные, эмоциональные и когнитивные аспекты.
Подлинные народные инструменты представляют сегодня большую редкость. Они, к сожалению, уходят из естественной практики. Но взамен им приходят инструменты, изготовленные из современных материалов, более усовершенствованные и долговечные.
Моя задача, как музыкального руководителя – рассказать и показать детям, сыграть для них на почти забытых музыкальных инструментах русского фольклора, и таким образом, в доступной форме погрузить воспитанников в мир народной музыки.
Цель моего мастер-класса – представить опыт использования фольклорных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях;
Задачи:
- продемонстрировать приемы эффективной работы с воспитанниками;
- организовать самостоятельную игру участников на фольклорных музыкальных инструментах;
- обсудить наиболее эффективные приемы игры на фольклорных музыкальных инструментах.
Уважаемые коллеги, сегодня мы попробуем пропустить через себя несколько приёмов и методов, которые я применяю в практике по обучению дошкольников игре на фольклорных музыкальных инструментах.
Вы любите путешествовать? Тогда приглашаю вас в страну фольклорных музыкальных инструментов. А чтобы нам быстрее добраться в эту удивительную страну, нам поможет ветерок. А чтобы было веселей, мы прочтем стихотворение используя звучащие жесты – это хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.д.. Ведь первый музыкальный инструмент каждого ребенка – это его тело. Звучащие жесты позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Так же являются первичной формой импровизации, что является незаменимым средством развития метроритмического чувства детей.
Ветер вырвался на волю (хлопки в ладоши)
И пошёл гулять по полю. (хлопки в ладоши)
Натолкнулся на берёзку, (хлопки по коленям)
Разлохматил ей причёску, (хлопки по коленям)
Вокруг ивы обвивался (пальцы в замок)
И с рябиной обнимался.(пальцы в замок)
Пошуршал в её листве (потереть ладошками)
И улёгся на траве. (потереть ладошками)
Вот мы с вами и попали в страну «Фольклорных музыкальных инструментов».
Знакомство детей с музыкальными инструментами должно проходить в занимательной игровой форме. Предлагаю вам поиграть с волшебным сундучком. Ваша задача отгадать, что в нем спрятано? (Кто первым отгадал загадку, тому отдается инструмент, таким образом распределив инструменты между участниками).
Внимание вопрос:
1. Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Ответ: Ложка
2. Доска ребристая, Очень голосистая!
Палкой водим — ну и ну! Так играли в старину
Ответ: Рубель
3. На ремне в рядок висим
Сухо, весело трещим
Ритм отстукивает четко
Звонкий инструмент… (трещетка)
4. А на ней пастух играет
Стадо быстро собирает.
Тонко он выводит трель
Это дудочка… (свирель)
5. Есть у нас веселый друг,
Очень любит громкий стук.
Тут ответ совсем не труден -
Знают все, что это…
Ответ: Бубен
6. На них играют от души
Все грудные малыши.
Эти звонкие игрушки
Называют…
Ответ: Погремушка (шаркунок)
7. Выстроились дружно в ряд:
Если дуть, они гудят.
Женщины на нас играют
И, играя, подпевают.
Ответ: Кугиклы
9. Глиняная, дымковская
Птичка расписная.
Дунь в неё заливисто —
Свитом заиграет!
Ответ: Свистулька.
В наш век компьютерных технологий, не хватает естественных природных музыкальных звуков. В то же время свирели, кугиклы, деревянные ложки, трещотки, рубели, обладают большими выразительными возможностями, радуя слух свежими мелодическими и ладовыми красками, тембрами, вызывая тем самым огромный интерес у детей.
Предлагаю вам закрыть глаза и послушать звуки природы.
А теперь попробуйте тихонько подыграть на инструментах, которые у вас есть, кто как слышит и может. Так происходит единение с музыкой и инструментом, и дети не так боятся ошибиться. (Игра)
При обучении детей приемов игры на музыкальных инструментах, на начальном этапе отлично подойдут Буковые палочки. Приём игры на них самый обычный — удар одной о другую, но с их помощью активно развивается чувство музыкального ритма и чувство динамики. Сила их ударов имеет большой диапазон – от pp до ff . Возможно также скользящее движение одной палочки о другую. (Показ с попевкой).
Утка, утка, кря-кря-кря!
Ты не крякай утка зря.
Кря-кря-кря, да, кря-кря-кря
Ты не крякай утка зря.
Весьма важным для музыкального развития ребёнка является игра по слуху с постепенным расширением диапазона попевок, например, на металлофоне с одновременным пением несложных мелодий. Голос постепенно подстраивается к звукам инструмента, закрепляется координация между слухом и голосом. Исполнение даже самых простейших попевок должно быть выразительным, ибо отзывчивость и передача настроения является основой музыкальности.
Разные инструменты и краткий показ.
Музыкальный показ.
В своей работе я использую музыкально – дидактические игры и пособия, сделанные своими руками. Представляю вашему вниманию музыкально-дидактическое пособие «Музыкальная палитра». Изначально это пособие называлось «Танцевальная палитра» направленная на развитие танцевального творчества дошкольников. Но со временем я поняла, что его можно использовать и в обучении игре на музыкальных инструментах.
Игре в оркестре предшествует большая, кропотливая работа. Она у меня разделена на несколько этапов:
I этап
а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.
б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.
II этап:
Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.
III этап:
Развитие исполнительского мастерства.
Но а мы с вами сразу перейдем к заключительному этапу - «Ансамблевая игра».
(Выкладываются картинки с изображением музыкальных инструментов в определенной последовательности). (Можно предложить поменяться инструментами).
Будьте внимательны. Мы начинаем наш оркестр. (Игра на шумовых инструментах)
Это пособие можно использовать не только на музыкальных занятиях, дети могут самостоятельно играть в свободной деятельности, а также его могут использовать другие специалисты. Это лишь часть приемов, которые я использую в своей работе с народными инструментами на музыкальных занятиях.
В завершении хочется отметить, что нужно использовать инструменты на занятиях системно, тогда дети чаще будут проявлять инициативу к игре на музыкальных инструментах, получая от этого огромное удовольствие, с легкостью исполнять несложные песенки и мелодии на различных музыкальных инструментах сольно, группой, в оркестре, владея приемами игры на них. Понимать музыкальную терминологию, применяемую на занятиях. А также, проявлять творчество и фантазию при озвучивание знакомых сказок и стихов.
Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, успешно применяю на праздниках, развлечениях и, конечно, в самостоятельной музыкальной деятельности.
Используемая литература:
1. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019г.
2. Рыбакова Э.Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» -М.: Просвещение, 2017г.
3. Ветлугина Н.А «Музыкальное воспитание в детском саду». - М.: Просвещение. …1989г.
4. Зимина А.Н., Мельникова Л.И. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях». М., Музыкальный мир. 2018г.
5. Т.Э.Тютюнникова. Педагогика сотрудничества. Дошкольное воспитание №5/2000г.
6. Т.Э.Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное воспитание №4/1999г.
7. Журналы «Дошкольное образование» № №14, 15, 17 за 2005г.
8. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 – 2015г.г.
9. Журналы «Музыкальная палитра» за 2007 – 2015г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...

Развитие музыкальности детей, обучение их игре на самодельных музыкальных инструментах.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»...
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»
В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

«Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
laquo;Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах...
Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"
Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"
Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....
