Программа по ритмике для детей 4-5 лет.
рабочая программа по музыке (средняя группа)
Программа написана для детей 4-5 лет. За основу вязта программа "Ритмическая мозаика" автора А.И. Бурениной. Так как развитие детей у всех разное, в группе могут присутствовать дети не достигшие ещё 4 х лет, то репертуар взят простой и доступный.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан - Удэ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 «Ласточка»
Принята на педагогическом совете Утверждаю: руководитель
МБДОУ № 41 «Ласточка» МАДОУ № 41 «Ласточка»
Протокол №1 _________ О. В.Иванова
от 25 августа 2025 г. « ___ »__________2025 г.
Программа по ритмике
для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Кружок по ритмике «Ритмическая мозаика»
на 2025 – 2026 учебный год
Музыкальный руководитель:
Пескова Ольга Анатольевна
2025 - 2026 г
Содержание:
- Целевой раздел
- Пояснительная записка………………………………………………………3-4
- Цель, задачи программы…………………………………………………… 5
1.3 Средства реализации рабочей программы……………………………… 6-7
- Содержательный раздел
- Приоритетные задачи по ритмике для тетей 3-4 лет……………………7-9
2.2. Показатели развития детей 3-4-лет…………………………………….......10
2.3Приоритетные задачи по ритмике для тетей 4-5 лет…………………10-12
2.4 Показатели развития детей 4-5-лет……………………………………........13
3. Организационный раздел
Содержание программы для дошкольников среднего возраста………………………………..14-17
4. Список литературы ………...................18
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Ритмика – это интересное и увлекательное занятия. С прежних времен в педагогике знакомо, что большой потенциал для воспитания внутреннего мира и развитие физических качеств в основу вложена музыка и ритмика, пересечение разнообразных видов художественной деятельности. У Швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькрозома была идея синтеза музыки и движения, в последствие чего в начале ХХ века разработал способ обучение музыкально-ритмического воспитания детей. Такое учение знакома во многих странах, в том числе и в России под наименованием «Метода ритмической гимнастики». Актуальность и жизненность данной методики не только за – но и обширно употребляется в специализация по музыкальному и физическому воспитанию.
Как учебно-воспитательной дисциплине музыкальной ритмике должно отводиться немаловажное место в строю общего музыкального и физического образования. Обучить детей передавать образ музыкального произведения, слушать музыку и двигаться в соответствие с образом музыки и силой ее звучания, собственно на это устремлены занятия ритмикой.
Начала пристрастию к этому прекрасному из искусств закладывается в весьма раннем возрасте. Главное не упустить это время. Музыка и ритмические движение проявляют позитивное воздействие на ребенка, иметь в распоряжении свойства которое вызывать активные действие ребенка. Ребенок выделяет ее из всех приобретаемых впечатлений, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, испытывает радостные эмоции.
При обучении ритмике, дети ознакомятся с элементарными музыкальными понятиями, такие как, «быстро» и «медленно»; темпы музыкального произведения, в движениях передаваемые например, бегом на носках и ходьбой; прыжковые движение; шаг польки, переменный шаг, пружинящий шаг, боковой галоп, поскоки; (динамические нюансы, которые могут быть выражены соответственно ходьбой бодрым шагом и бегом на носках, регистрами звучания (высокий, средний, низкий, менять движение со сменой частей, чередованием музыкальных фраз (длинных и коротких). Динамическими изменениями в музыке; отмечать в движении на смену характера музыке; самостоятельно ускорять и замедлять темп разнообразных движений и др.
В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественно – эстетический вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного, формируется правильная осанка, дети становятся намного раскрепощенными. У детей появляется уверенная и твердая поступь, движения детей становятся более осознанными. Все это дает возможность усложнять предлагаемые упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению заданий.
Движение в ритме и темпе, заданной музыкой повышает двигательную активность, в результате чего значительно повышается умственная активность, вырабатываются физические качества, так же улучшается кровообращение, сердечнососудистая и нервная система, что способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В то время когда дети занимаются ритмикой у детей улучшается осанка, совершенствуется координация движений, увеличивается жизненный тонус, что не плохо влияет на бодрое настроение ребенка и благоприятно сказывается на состояние организма в целом. Все это возможно только при правильно организации этого процессе, умелом планировании и целесообразном выборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.
Постоянное применение на музыкально-ритмических занятиях различных предметов (мячи, флажки, погремушки и т. д) возбуждает у детей заинтересованность, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности. Неотъемлемой частью воспитательной работы с детьми являются праздники и развлечения, являющие яркими событиями в их повседневной жизни. Праздник – это еще итоговое мероприятия, к которому ведется продолжительная подготовка на занятиях. Праздник помогает расширить кругозор, творческий потенциал, проявить интерес к более глубоким музыкальным впечатлениям, укрепить любовь к музыке.
Я стараюсь, чтобы репертуар, который я выбираю, был мелодичным и выразительным, интересным для детей и их родителей, пробуждал фантазию и воображение, формировал многозначительные возможности тела и в то же время, был доступен для реализации той или иной задачи.
1.2. Цель программы:
Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
1. Развивать двигательную активность и координацию движений.
2. Формировать красивую осанку, учить многозначительным, плавным движениям в игре и танце.
3. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
4. Учить воспринимать музыкальные образы и характеры, выражать их в движении, согласовывая движения с нравом музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец).
5. Развивать творческие способности.
6. Воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.
Методы и приемы.
• слушание музыки и беседы о ней;
• словесные указания;
• показ упражнения условными жестами, мимикой;
• показ использования композицией детьми (выбор ведущих педагогом по очереди или по желанию).
Программа рассчитана на 1 год обучения для воспитанников средней группы и предполагает групповое занятие.
1.3 Условия реализации.
1. Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
2. Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку.
3. Выбор оптимальной системы занятий.
Средства реализации программы.
Наличие предметов на каждого ребенка:
• Осенние листочки
• Погремушки
• Султанчики
• Ленточки
• Платочки
• Мишура
• Шарики
• Цветы
Наглядные пособия.
• видеоматериал
• мультимедийные презентации
Технические средства обучения.
• ноутбук
• видеокамера
• фотоаппарат
• мультимедийное оборудование
Мониторинг по усвоению программы дополнительного образования воспитанников проводится два раза в год:
- Вводный – первые две недели сентября
- Итоговый – последние две недели мая
Механизм оценки получаемых результатов.
• утренники
• презентации
• участие в конкурсах
2.1. Дети 3 — 4 года
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированное™ сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Основное содержание:
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения
под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
•, обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;
- развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое— грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко — низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки"и т.д.);
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", подскоки (4-й год жизни); .
общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;
имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа, выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался", "Мишка радуется меду" и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь — по показу взрослого или старшего ребенка.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.);
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
2.2 Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.
2.3. Дети 4 — 5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике"и др.);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соотвествующих движениях и в слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "горячему песку");
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида — прощение — радость";
плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации — например, поочередное выставление ноги на пятку,
притоптывание одной • ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
3. Развитие умений ориентироваться в пространстстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в двихсении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется" и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
- формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
2.4 Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
Средний дошкольный возраст
Разделы:
1. Разминка -разные виды ходьбы, движений.
2. Развитие фантазии и воображения - двигательная импровизация под музыку заданных образов.
3.Темпоритм - ритмические, ударные, хлопковые упражнения под музыку.
4. Разучивание танцевальных движений и композиций.
5. Музыкально -танцевальные игры.
Структура занятия: 20 мин.
1 часть -Разминка ( 4 мин) - разные виды ходьбы, движений.
2 часть (3 мин) -двигательная импровизация под музыку .
3 часть (3 мин) - упражнения на темпоритм.
4 часть (7 мин) - разучивание музыкально -ритмических композиций.
5 часть ( 3мин) -музыкальная игра.
Содержание программы для группы детей младшего и среднего дошкольного возраста
Сентябрь
Раздел | Комплекс упражнений |
Разминка | Марш, бег |
Развитие фантазии и воображения | «Осенние листочки" |
Темпоритм | Хлопки на сильную долю |
Танцевальные движения, композиции | «У меня, у тебя" -парный танец |
Музыкально - танцевальные игры | " Волшебный зонтик", "Узнай по голосу" |
Октябрь
Раздел | Комплекс упражнений |
Разминка | Марш с остановками, бег |
Развитие фантазии и воображения | Хоровод овощей |
Темпоритм | Притопы на сильную долю |
Танцевальные движения, композиции | «Танцевальная обучалочка" |
Музыкально - танцевальные игры | "Мишка пришёл в гости", "Угадайте, кто пришел" |
Ноябрь
Раздел | Комплекс упражнений |
Разминка | Марш, различные виды ходьбы. |
Развитие фантазии и воображения | «Птички летают и клюют зёрнышки». «Курочки и петушки» |
Темпоритм | Хлопки и притопы на счёт 2/4. |
Танцевальные движения, композиции | «Чебурашка», «Плюшевый медвежонок», «Раз, ладошка» |
Музыкально - танцевальные игры | «Кто как ходит», « Непослушные воробьи» |
Декабрь
Раздел | Комплекс упражнений | ||
Разминка | Марш, прямой галоп, боковой галоп | ||
Развитие фантазии и воображения | «Пингвины», « Белочка», «Кошечка» | ||
Темпоритм | Наклоны головой, выставление ноги на пятку, передача мяча на счёт 2/4 | ||
Танцевальные движения, композиции | «Неваляшки», «Конфетки», « Ёлочки», « Весёлые пары» | ||
Музыкально - танцевальные игры | « Не шевелись», « Ой, что за народ», « Автобус» | ||
Январь
Раздел | Комплекс упражнений |
Разминка | Марш, подскоки. |
Развитие фантазии и воображения | «Лошадки», «Поросята», « Кот Леопольд» |
Темпоритм | Хлопки и притопы на счёт 3/4. |
Танцевальные движения, композиции | « Упражнение с цветами», « Губки бантиком» |
Музыкально - танцевальные игры | « Весёлый паровоз», « Жуки и бабочки», « На диване» |
Февраль
Раздел | Комплекс упражнений |
Разминка | Марш, хороводный шаг. |
Развитие фантазии и воображения | « Антошка», « Мячик», «Лягушата» |
Темпоритм | Хлопки и притопы на счёт 4/4. |
Танцевальные движения, композиции | « Упражнение с обручами», «Разноцветная игра» |
Музыкально - танцевальные игры | «Шапочка», « Вперёд четыре шага», «Колпачок» |
Март
Раздел | Комплекс упражнений |
Разминка | Марш, различные виды движений рук. |
Развитие фантазии и воображения | «Жуки и бабочки», «лесные зверята» |
Темпоритм | Хлопки и притопы на счёт 2/4. |
Танцевальные движения, композиции | « Весёлые цыплята», « Всё мы делим пополам» |
Музыкально - танцевальные игры | «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», |
Апрель
Раздел | Комплекс упражнений |
Разминка | Марш, различные виды движений ног. |
Развитие фантазии и воображения | « Три поросёнка», «Белые кораблики», « Весёлые путешественники» |
Темпоритм | Хлопки и притопы на счёт 3/4. |
Танцевальные движения, композиции | « Карапузы», танец « Весельчак» |
Музыкально - танцевальные игры | «Передача платочка», « Найди игрушку» |
Май - повторение и закрепление пройденного материала. Подготовка и проведение отчётного концерта.
Литература.
1. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»- 3 издание « Музыкальная Палитра» Санкт- Петербург 2012
2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день»-3 сборника,
Издательство «Композитор», Санкт - Петербург, 2009.
3. И. Каплунова. И. Новоскольцева. И. Алексеева. «Карнавал игрушек»,
Издательство «Композитор», Санкт – Петербург, 2007.
4. И. Каплунова. И. Новоскольцева. И. Алексеева. «Топ – топ, каблучок»№1
Издательство «Композитор, Санкт – Петербург», 2000 .
5. И. Каплунова. И. Новоскольцева. И. Алексеева. «Топ – топ, каблучок»№2
Издательство «Композитор, Санкт – Петербург», 2005.
6. Т. Суворова. «Танцевальная ритмика для детей»№1, №3, №4,
Издательство «Композитор, Санкт – Петербург», 1998, 2000, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ритмике для детей младшего возраста.
Рабочая программа по ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста подготовлена для аттестации на первую квалификационную категорию педагога до...

Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика"
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика" (развитие музыкальности детей седьмого года жизни посредством музыкально-ритмической деятельности)...

Образовательная программа по ритмике для детей старшего дошкольного возраста "Подрастай-ка"
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:1. Одним из основополагающих принципов является принцип взаимодействия ребёнка, его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живёт.2. С...

Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...

Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.
Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года....

Рабочая программа по ритмике "Обучение детей движениям под музыку" для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)
Программа «Обучение детей движениям под музыку» направлена на всестороннее, гармоничное развитие дошкольников, на развитие музыкально-ритмических и творческих способностей детей, на оздоро...
- Мне нравится (1)
