«Использование атрибутов в танце с детьми дошкольного возраста»
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кравчук Оксана Александровна

Танцы с атрибутами  занимают  важное место в музыкальном воспитании ребёнка , начиная с раннего  возраста. Исполнение танцев с различными  предметами, игрушками:

*  влияет на кровообращение, дыхание, развивает силу мышц, улучшает работу вестибулярного аппарата и обмена веществ.

*   развивает кисти рук, таким образом влияют на развитие речи ребенка .                                                                                                                                                                                                                                                                 *   развивает внимание, чувство ритма.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 *   развивает координацию, синхронность движений с партнерами.                                                                                                                                                                                                                                                                                  *   развивает концентрацию внимания, способность длительно удерживать внимание ребенка.                                                                                                                                                                                                                            *  закрепляется умение ориентироваться в пространстве, двигаться соответственно характеру музыки.                                                                                                                                                                                                                *  формируются положительные взаимоотношения между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми.                                                                                                                                                                                     *   создаёт условия для творчества.                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsy_s_predmetami_iz_opyta_raboty.docx22.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подготовила музыкальный руководитель                                                                           МБДОУ № 49 «Жемчужинка» Кравчук О.А.

Из опыта работы

«Использование атрибутов в танце с детьми дошкольного возраста»

    В условиях проведения разнообразных по тематике праздников и праздничных досугов в детском саду встает вопрос об их наполнении ярким, образным материалом, доступным и привлекательным для детей. В связи с этим, хочется отметить актуальность использования предметов в танцевальной композиции.  В первую очередь, конечно, атрибуты украшают танец, обогащают его,  помогают до конца создать и раскрыть образ.

    Для детского танца лучше использовать атрибуты, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Предмет для танца или игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ей. При работе с предметами различной формы, веса, объема и фактуры следует учитывать возрастные возможности детей.

    Танцы с атрибутами  занимают  важное место в музыкальном воспитании ребёнка , начиная с раннего  возраста. Исполнение танцев с различными  предметами, игрушками:

*  влияет на кровообращение, дыхание, развивает силу мышц, улучшает работу вестибулярного аппарата и обмена веществ.

*   развивает кисти рук, таким образом влияют на развитие речи ребенка .                                                                                             *   развивает внимание, чувство ритма.                                                                            *   развивает координацию, синхронность движений с партнерами.          *   развивает концентрацию внимания, способность длительно удерживать внимание ребенка.                                                                                                            *  закрепляется умение ориентироваться в пространстве, двигаться соответственно характеру музыки.           *  формируются положительные взаимоотношения между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми.                                                                                    *   создаёт условия для творчества.                                                                                                  

      Всё это важно для развития ребенка в целом. Также безусловно номер с атрибутами выглядит более красочно, насыщенно и ярко, что вызывает дополнительный интерес как у самих танцоров, так и у зрителя. Можно исполнять эти танцы не только в классическом составе «мальчик-девочка», но и одними девочками, или одними мальчиками, что очень актуально.

   Какие же предметы и атрибуты используются в танце?

Для раннего возраста используются погремушки, листочки, платочки, колокольчики. Музыкальные инструменты сами подсказывают , какие движения для них наиболее подходят: погремушки   легко потряхиваем, вытянув ручку вперед-вверх, а также постукиваем о ладошку. Колокольчик и погремушку, так же как и платочек, ребёнок легко учится прятать за спинкой. За платочком, взятым за два уголка, интересно прятаться, а можно и подуть на него, что очень полезно для малышей. Качания, взмахи, кружения, топотушки, ходьба и остановки, пружинки – универсальные для всех предметов движения.

         Помимо музыкального сопровождения на инструменте, сейчас доступно очень много фонограмм для плясок малышей с атрибутами, и самое ценное в них - это то, что в песенке уже заложены движения для танца. Например, пропевается текст «…С колокольчиком гуляю…» или «…Ты платочек аленький, покружись…».

        Для детей 2-4 лет (смотрим видео танцев детей) я использую движения с такими предметами, как цветочки, куклы, колокольчики, мягкие игрушки, кубики, султанчики и т.д. Помимо пройденных ранее движений, добавляем  плавные движения рук вверх-вниз, «собираем букет – несём атрибут в центр круга или к воспитателю» (с султанчиками, цветочками). Для кубиков просты в выполнении различные постукивания, для кукол и мягких игрушек – кружения, «прогулки», качания. Очень удобно взять такие фонограммы, как «Игра с колокольчиками», «Погремушка», «Приседай», «А весной», «Мы за ручки кукол взяли», «Вот платочки хороши». Простая колыбельная, как, например, из мультфильма «Умка», отлично подойдет для танца с мягкими игрушками. 

    Для детей средней группы (смотрим видео танцев детей интересны такие предметы, как:

-  кораблики,

- ленты, закрепленные на колечках для удобного захватывания,

 - птички на палочках, украшенные лентами,

 - зонтики и варианты, сделанные из зонтиков (медузы, мини-клумбы, домики и т.д.),

- мячики разных размеров и т.д.

      

     В старшей и подготовительной группе (смотрим видео танцев детей детского сада можно ввести новые атрибуты, связанные с точной ритмизацией музыкального оформления. Так, например,  развитию чувства ритма способствуют танцевальные композиции с шумовыми  музыкальными инструментами. Детям доставляет радость поработать с бубнами, колокольчиками, деревянными ложками, различными бубенцами на браслетах, и т.д. В старшем дошкольном возрасте необходимо систематически  побуждать и поощрять каждое проявление творчества. Важно обсудить с детьми наиболее удачные движения и перестроения для данного атрибута. Например, если это бубен – вспомнить 2 способа звукоизвлечения: 1) прямым ударом ладони или пальца (если, например, музыка звучит громко или тихо).2) Поворачивая бубен в правой руке, работая запястьем.

Существует интересный прием в предметной режиссуре – это метафорическое использование предмета. Когда предмет, имеющий свое функциональное назначение, используется не в прямом, а в переносном смысле.

Зонтик в танце «Пчелки» превращается в цветок, в чашу для росы, а желтый мячик – в мед. Эти предметы уже не имеют первоначального значения. В этом и заключается метафора.

В танце «Паучки» обыкновенная веревка служит паутиной, при этом движения решены так, что складывается ощущение, будто паутину сплели исполнители на глазах у зрителя.

Этапы по разучиванию хореографических номеров с предметами

Первый этап – знакомство с предметом, рассказ для чего он, какая роль отводится предмету в хореографической постановке. Показ танца педагогом. Второй этап – это разучивание движений и рисунков танца: воспитанники должны владеть хореографическим материалом, композицией номера, исполнять номер уверенно и музыкально. Разбираются движения сначала под счет. Потом считать не нужно, нужно, чтобы ребенок сам вслушивался в музыку.

 Третий этап – это техническая подготовка. В технической подготовке целесообразно выделять беспредметное обучение технике движений без предмета. Имитация работы с предметом, обозначение основных положений, ракурсов, поз. Четвертый этап - Соединение второго и четвертого этапов. Непосредственно сам хореографический номер. Важно одобрение детей.           * Ведущее место среди педагогических средств занимает собственная увлечённость педагога, яркость, профессионализм исполнения, умение увлечь детей танцеммузыкой и словом.

 Классификация предметов по назначению

1.Предметы-реквизиты, в сою очередь, можно квалифицировать:

а) парные предметы в обеих руках, например, палочки с лентами, флажки, цветы, барабанные палочки, помпоны;

б) один предмет в руке, например, платочки, флаги, балалайки;

в) музыкальные инструменты без игры на них (бутафория), например, музыкальные инструменты, балалайки.

2.Музыкальные инструменты с игрой на них: барабаны, ложки.

3.Элементы сложного костюма:

а) работа с тканями, например, исполнители прикреплены к одной ткани, у каждого исполнителя своя ткань);

б) Предмет является частью костюма.

4.Предмет–декорация, например, ширма, грибок, качели.

  Видео танцев (практика)

    Полезно время от времени устраивать для детей просмотры видео фрагментов н-р, балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов» с венками, танец девочек с куклами в  некоторых постановках, «Испанский танец» с веером), номера ансамбля народного танца «Берёзка» (н-р, танец с платками). Ребенок видит не только выразительные  движения танцовщиц, но их эмоции, мимику, жесты – всё, что работает на образ и пробуждает фантазию ребёнка.          Танцы с использованием атрибутов всегда сопровождаются радостными эмоциями и впечатлениями, и являются прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений....

Целесообразность занятий танцами с детьми дошкольного возраста.

Целесообразность занятий танцами с дошкольниками...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

статья для родителей «Использование атрибутов в танце с детьми дошкольного возраста»

Статья для родителей, педагогов и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений "Использование атрибутов в танце с детьми дошкольного возраста"...

« Использование атрибутов в постановке русского народного танца с детьми дошкольного возраста»

Данная презентация раскрывает разновидности руского народного танца, имеет практическое значение использования атрибутов (платочки, балалайки)....

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека мнемотаблиц по сказкам для детей младшего возраста

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К. Д. УшинскийКак уста...