Диагностический инструментарий по мониторингу музыкального воспитания
материал по музыке

Пескова Ольга Анатольевна

Диагностический инструментарий для мониторинга музыкального воспитания в ДОУ включает в себя комплекс методов:  наблюдение за детьми, диагностические карты, тестовые задания на выявление ладового чувства, чувства ритма и музыкально-слухового представления. Диагностика проводится дважды в год (в сентябре и мае) в виде индивидуальных и групповых заданий, а полученные результаты используются для коррекции образовательного процесса и индивидуализации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy_1.docx25.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий младшая группа (начало года)

Цель задания

Материал

Ход задания

Результат

1.

Движение.

Выявление умения ритмично двигаться, принимать  участие в играх и плясках

«Ножками затопали» М.Раухвергера, «Гуляем и пляшем» М.Раухвергера,

Игра «Кошка и мышки»

Наблюдение.

Педагог предлагает детям походить под музыку, потанцевать, поиграть.

2 балла – с желанием  принимает участие в играх и плясках, ритмично двигается.

1 балл – не всегда с желанием двигается и принимает участие в играх, плясках.

0 баллов - не принимает участия.

2.

Подпевание.

Выявление  умений подпевать.

«Петушок» рус.нар.прибаутка, «Ладушки» рус.нар. песня, «Цыплята» А.Филиппенко,

«Есть у солнышка друзья» Е.Тиличевой

 «Я буду сейчас петь песенки, а ты мне подпевай»

2 балла – активно подпевает педагогу

1 балл – иногда испытывает трудности

0 баллов - не принимает участия в подпевании.

3.

Чувство ритма 

1.Умение ритмично хлопать в ладоши

 «Ах вы сени» рус.нар.мел,

плясовая

Наблюдение.

Любая игрушка. Педагог предлагает помочь игрушке потанцевать. Дети хлопают в ладоши, а игрушка пляшет.

2 балла – ребенок ритмично хлопает под музыку, с желанием.

1 балл – ребенок хлопает, но не всегда попадает в ритм..

0 баллов - не принимает участия.

2. Выявить желание участвовать в дидактических играх.

Картинки с изображ. музыкальных инструментов, игрушки (петушок, собачка, птичка)

 В ходе наблюдения за детьми. Предложить поиграть в игры:  «Покажи музыкальный инструмент», «Птицы и птенчики», «Найди игрушку»

2 балла – с желанием  принимает участие в играх.

1 балл – не всегда с желанием  принимает участие в играх.

0 баллов - не принимает участия.

4.

3.Изучение знаний ребенком названий музыкальных инструментов, выявление умения ритмично на них играть

Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, игрушки (мышка, зайчик, мишка).                                                                                              

«Сегодня к нам в гости пришли зверята, каждый хочет научиться играть на инструменте. Дай мышке колокольчик, зайчику – музыкальный молоточек, медведю – бубен, а белке – погремушку.»

Диагностический инструментарий младшая группа (конец года)

Цель задания

Материал

Ход задания

Результат

1.

Движение.

Выявление умения ритмично двигаться, принимать  участие в играх и плясках.

«Ножками затопали» М.Раух-гера, «Гуляем и пляшем» М.Раух-вергера,игра «Кошка и мышки»

Наблюдение.

Педагог предлагает детям походить под музыку, потанцевать, поиграть.

2 балла – с желанием  принимает участие в играх и плясках, ритмично двигается.

1 балл – не всегда с желанием двигается и принимает участие в играх, плясках.

0 баллов - не принимает участия.

2.

Подпевание.

Выявление  умений подпевать.

«Петушок» рус.нар.прибаутка, «Ладушки» рус.нар. песня, «Цыплята» А.Филиппенко,

«Есть у солнышка друзья»Е.Тиличевой

 «Я буду сейчас петь песенки, а ты мне подпевай»

2 балла – активно подпевает педагогу

1 балл – иногда испытывает трудности

0 баллов - не принимает участия в подпевании.

3.

Чувство ритма 

1.Умение ритмично хлопать в ладоши

«Ах вы сени» рус.нар.мел,

плясовая

Наблюдение.

Любая игрушка. Педагог предлагает помочь игрушке потанцевать. Дети хлопают в ладоши, а игрушка пляшет.

2 балла – ребенок ритмично хлопает под музыку, с желанием.

1 балл – ребенок хлопает, но не всегда попадает в ритм..

0 баллов - не принимает участия.

2. Выявить желание участвовать в дидактических играх.

Картинки с изображением музыкальных инструментов, игрушки (петушок, собачка, птичка)

В ходе наблюдения за детьми. Предложить поиграть в игры:  «Покажи музыкальный инструмент», «Птицы и птенчики», «Найди игрушку»

2 балла – с желанием  принимает участие в играх.

1 балл – не всегда с желанием  принимает участие в играх.

0 баллов - не принимает участия.

3.Изучение знаний ребенком названий музыкальных инструментов, выявление умения ритмично на них играть

Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, игрушки (мышка, зайчик, мишка).                                                                                              

 «Сегодня к нам в гости пришли зверята, каждый хочет научиться играть на инструменте. Дай мышке колокольчик, зайчику – музыкальный молоточек, медведю – бубен, а белке – погремушку.»

2 балла – правильно называет все три инструмента и может на них играть.

1 балл – называет 1-2 инструмента правильно, испытывает затруднения при игре на них.

0 баллов - не называет музыкальные инструменты, не может  играть на них.

4.

Слушание музыки.

Выявление умений узнавать музыкальные произведения

 «Петушок» р.н.п. «Птичка» М.Раухвергера, «Ладушки» р.н.п.

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения.                                                                     Вопрос: «Про кого это музыкальное произведение?»  

2 балла –  без труда узнает музыкальные произведения.

1 балл – иногда испытывает трудности.

 0 баллов - не может узнать музыкальные произведения.

Выявление умения подбирать  к музыкальным произведениям картинку или игрушку.                

 «Петушок» р.н.п. «Птичка» М.Раухвергера, «Колыбельная» А.Гречанинова, соответствующие картинки или игрушки.

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения  и подобрать к ним соответствующую картинку (игрушку).

2 балла–  без труда может подобрать картинку ко всем музыкальным произведениям.

1 балл – иногда испытывает трудности.

 0 баллов - не может подобрать  картинки.

Диагностический инструментарий средняя группа(начало года)

Цель задания

Материал

Ход задания

Результат

1.

Движение.

1.Выявление умения ритмично двигаться.

 «Марш» Е.Тиличевой, «Барабанщик» М.Красева, «Полечка» Д.Кабалевского

Наблюдение.

Педагог предлагает детям послушать музыкальные произведения, после каждого прослушивания ответить на вопрос

 -Какие движения можно выполнять под эту музыку?

2 балла – выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки

1 балл – не всегда двигается ритмично

0 баллов – не попадает в ритм

2.

Пение.

Выявление  умений эмоционально исполнять песни

 «Котик» И.Кишко, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Чики-чики –чикалочки»р.н.п.

 Педагог предлагает послушать знакомые песни и спеть их всем вместе.

Примечание: если ребенок затрудняется или не знает данную песню, предложить исполнить любую другую, которую он знает.

2 балла – поет эмоционально, выразительно

1балл – поет неэмоционально

0 баллов - не поет

2.Выявление умения активно подпевать  и петь.

 «Котик» И.Кишко, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича,

«Чики-чики-чикалочки»р.н.п.

«Я буду сейчас петь песенки, а вы мне помогайте»

2 балла – активно поет вместе с педагогом.

1балл – поет с помощью взрослого

0 баллов - не поет и не подпевает

3. Узнавать знакомые песни по любому фрагменту.

  «Колыбельная зайчонка» В.Карасева, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича,

«Чики-чики-чикалочки»р.н.п.

Дидактическая игра «Угадай  песню»

Дети прослушивают фрагменты знакомых песен и называют их.

2 балла – узнает и называет все песни

1балл – узнает и называет  с помощью педагога

0 баллов - не может назвать

3

Чувство ритма.

1.Выявить умение ритмично хлопать в ладоши.        

                     

 «Андрей-воробей» рус.нар.п.

«Плясовая» рус.нар.мел., кукла.

Игра «Прохлопай ритм»

Дети поют песню и прохлопывают ее ритмический рисунок.

 «Сегодня в гости к нам пришла куколка. Она будет танцевать, а вы весело под музыку  хлопайте в ладошки»                                                                                

2 балла – ребенок ритмично хлопает в ладоши  под музыку;

1 балл – ребенок хлопает, но не совсем попадает в ритм музыки;

0 баллов - не принимает участия.

2.Выявить желание участвовать в дидактических играх.

 Картинки с изображением музыкальных инструментов; игрушки (зайчик, котик, петушок)

В ходе наблюдения за детьми. Дидактические игры  «Покажи музыкальный инструмент», «Птицы и птенчики», «Найди игрушку»

2 балла – с желанием  принимает участие в играх.

1 балл – не всегда с желанием  принимает участие в играх.

0 баллов - не принимает участия.

3. Выявить умение ритмично играть на музыкальных инструментах

Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, металлофон, дудочка, барабан.

Дидактическая игра «Оркестр»

Дети берут музыкальные инструменты. Ритмично играют на них под музыкальное сопровождение.

2 балла – проявляет устойчивый интерес к игре на музыкальных инструментах, ритмично играет на них.

1 балл – проявляет интерес к музыкальным инструментам, играет, не попадая в ритм

0 баллов – не проявляет интерес, не играет

4.

Слушание музыки.

1. Выявление умения узнавать знакомые произведения.

Записи  знакомых музыкальных произведений. Картинки к произведениям.

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, назвать их или показать картинку соответствующую.

2 балла–  без труда может назвать произведение или подобрать картинку ко всем музыкальным произведениям.

1 балл – иногда испытывает трудности.

 0 баллов - не может подобрать  назвать ни одного произведения.

2. Выявить знания детей о музыкальных жанрах

 «Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п., знакомые песни.

Картинки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей.

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения.                                                                     Дети должны узнать произведение и показать соответствующую карточку

2 балла –  без труда узнает музыкальные произведения и определяет жанр

1 балл – узнает и  определяет с помощью педагога

 0 баллов – не различает музыкальные жанры

                Диагностический инструментарий средняя группа (конец года)

Цель задания

Материал

Ход задания

Результат

1.

Движение.

1.Выявление умения ритмично двигаться.

«Марш» Е.Тиличевой, «Барабанщик» М.Красева, «Полечка» Д.Кабалевского

Наблюдение.

Педагог предлагает детям послушать музыкальные произведения, после каждого прослушивания ответить на вопрос

 -Какие движения можно выполнять под эту музыку?

2 балла – выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки

1 балл – не всегда двигается ритмично

0 баллов – не попадает в ритм

2.Выявление  умения слышать  начало и окончание музыки.

 «Ножками затопали» М.Раухвергера, «Марш» И.Дунаевского

Наблюдение.

Педагог предлагает подвигаться под музыку и остановиться с ее окончанием.

2 балла – чувствует начало и окончание музыки.

1 балл – чувствует начало музыки, но не всегда вовремя останавливается.

 0 баллов – не слышит начало и окончание музыки.

3.Выявление  умения  проявлять фантазию.

«Вальс» А.Жилина, «Колыбельная» С.Левидова

Двигательная импровизация

Прослушать музыкальные произведения и предложить подвигаться под музыку с листочками (ленточками и т.д.) так,  как они чувствуют музыку.

2 балла – проявляет фантазию в придумывании движений, соответствующих характеру музыкального произведения;

1 балл – движения однообразные, невыразительные;

 0 баллов – затрудняется

4.Выявление  умения выполнять движения эмоционально и выразительно.

«Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п., «Колыбельная» С.Левидова

Наблюдение.

Педагог предлагает послушать музыкальные произведения разного характера и выполнить движения, соответствующие данному произведению.

2 балла – эмоционально реагирует, выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

 1 балл – эмоционально реагирует, двигается в соответствии с характером музыки

 0 баллов – выполняет с помощью педагога.

2.

Пение.

Выявление  умений эмоционально исполнять песни

 «Котик» И.Кишко, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Чики-чики –чикалочки»р.н.п.

 Педагог предлагает послушать знакомые песни и спеть их всем вместе.

Примечание: если ребенок затрудняется или не знает данную песню, предложить исполнить любую другую, которую он знает.

2 балла – поет эмоционально, выразительно

1балл – поет неэмоционально

0 баллов - не поет

2.Выявление умения активно подпевать  и петь.

 «Котик» И.Кишко, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича,

«Чики-чики-чикалочки»р.н.п.

«Я буду сейчас петь песенки, а вы мне помогайте»

2 балла – активно поет вместе с педагогом.

1балл – поет с помощью взрослого

0 баллов - не поет и не подпевает

3. Узнавать знакомые песни по любому фрагменту.

«Колыбельная зайчонка» В.Карасева, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича,

«Чики-чики-чикалочки»р.н.п.

Дидактическая игра «Угадай  песню»

Дети прослушивают фрагменты знакомых песен и называют их.

2 балла – узнает и называет все песни

1балл – узнает и называет  с помощью педагога

0 баллов - не может назвать

3

Чувство ритма.

1.Выявить умение ритмично хлопать в ладоши.        

                         

«Андрей-воробей» рус.нар.п.

«Плясовая» рус.нар.мел., кукла.

Игра «Прохлопай ритм»

Дети поют песню и прохлопывают ее ритмический рисунок.

 «Сегодня в гости к нам пришла куколка. Она будет танцевать, а вы весело под музыку  хлопайте в ладошки»                                                                                

2 балла – ребенок ритмично хлопает в ладоши  под музыку;

1 балл – ребенок хлопает, но не совсем попадает в ритм музыки;

0 баллов - не принимает участия.

2.Выявить желание участвовать в дидактических играх.

 Картинки с изображением музыкальных инструментов; игрушки (зайчик, котик, петушок)

В ходе наблюдения за детьми. Дидактические игры  «Покажи музыкальный инструмент», «Птицы и птенчики», «Найди игрушку»

2 балла – с желанием  принимает участие в играх.

1 балл – не всегда с желанием  принимает участие в играх.

0 баллов - не принимает участия.

3. Выявить умение ритмично играть на музыкальных инструментах

Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, металлофон, дудочка, барабан. магнитофон, диск с записями

Дидактическая игра «Оркестр»

Дети берут музыкальные инструменты. Ритмично играют на них под музыкальное сопровождение.

2 балла – проявляет устойчивый интерес к игре на музыкальных инструментах, ритмично играет на них.

1 балл – проявляет интерес к музыкальным инструментам, играет, не попадая в ритм

0 баллов – не проявляет интерес, не играет

4.

Слушание музыки.

1.Выявить знания детей о музыкальных жанрах

«Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п.

Картинки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей.

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения.                                                                     Дети должны узнать произведение и показать соответствующую карточку

2 балла –  без труда узнает музыкальные произведения и определяет жанр

1 балл – узнает и  определяет с помощью педагога

 0 баллов – не различает музыкальные жанры

2.Выявление умения определять характер музыки (темп, динамику, тембр).

     

 «Марш» И.Дунаевского, «Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном.

Вопросы:

-Вам понравилась эта музыка?

-Какая по характеру, по настроению музыка?

-Как музыка звучит: громко или тихо, быстро или медленно?

2 балла–  без труда может подобрать картинку ко всем музыкальным произведениям.

1 балл – иногда испытывает трудности.

 0 баллов - не может подобрать  картинки.

3.Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости на музыку.  

«Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п, «Колыбельная» С.Левидова, «Барабанщик» М.Красева.

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном.

-Понравилась ли тебе музыка? Почему? -Какая понравилась больше?

-Какое настроение вызывает у тебя музыка? Почему?

2 балла–  проявляет устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения

1 балл – проявляет эмоциональный интерес к понравившемуся произведению

0 баллов – проявляет безразличие к  музыкальному произведению

Диагностический инструментарий старшая группа

Цель задания

Материал

Ход задания

Результат

1.

Движение.

1.Выявление умения ритмично двигаться, чувствовать смену частей музыки.

  «Марш» Ф.Надененко, «Приглашение» укр.нар.мел , «Великаны и гномы» Д.Компанейца

Наблюдение.

Прослушать музыкальные произведения. Педагог предлагает детям походить,  потанцевать  под музыку, так как подскажет музыка

2 балла – выразительно и ритмично двигается, самостоятельно меняет движения в соответствии с сменой частей музыки  

1 балл – не всегда двигается ритмично, смотрит на выполнение других детей

0 баллов – не попадает в ритм, не реагирует на смену частей музыки.

2.Выявление  умения  проявлять творческие способности

Польская нар мел №2,

Двигательная импровизация

Прослушать музыкальные произведения и предложить подвигаться под музыку с листочками (ленточками и т.д.) или  просто без предметов (создавая образ) так,  как они придумают.

2 балла – проявляет фантазию в придумывании движений, образов в соответствии с характером музыкального произведения

1 балл – несамостоятельность выбора движений (копирование других детей), невыразительность движений

 0 баллов – движения безотносительные к характеру музыкального произведения, отсутствие интереса.

3.Выявление  умения выполнять движения эмоционально.

 «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова, «Шел козел по лесу» р.н.п

Наблюдение.

Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения . предложить выполнить движения, соответствующие данному музыкальному произведению.

2 балла – эмоционально реагирует, выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

 1 балл – эмоционально реагирует, двигается в соответствии с характером музыки с помощью взрослого

 0 баллов – не проявляет эмоциональной отзывчивости, интереса.

2.

Пение.

Выявление  умений эмоционально и выразительно  исполнять песни

 «Урожай собирай! А.Филиппенко, «Бай-качи, качи» рус.нар.п.

 Игра «Концерт»

Педагог предлагает исполнить знакомые песни выразительно и эмоционально.

2 балла – поет эмоционально, выразительно, слышит других детей;

1балл – поет выразительно, но не всегда эмоционально и правильно;

0 баллов - поет невыразительно, громко

2.Выявление умения придумывать движения для обыгрывания песен.

«Жил-был у бабушки серенький козлик» рус.нар.п, «Плетень» В.Калинникова

Предложить спеть песню и придумать к ней соответствующие движения для обыгрывания.

2 балла – проявляет фантазию в придумывании выразительных движений;

1балл – вспоминает знакомые движения, дублирует их;  

0 баллов – затрудняется в выполнении задания

3. Узнавать знакомые песни по любому фрагменту.

 «Урожай собирай! А.Филиппенко, «Бай-качи, качи» рус.нар.п., «Жил-был у бабушки серенький козлик» рус.нар.п.

Дидактическая игра «Угадай  песню»

Дети прослушивают фрагменты знакомых песен и называют их.

2 балла – узнает и называет все песни

1балл – узнает и называет  с помощью наводящих вопросов педагога

0 баллов - не может назвать

4. Выявить  желание солировать

 «Урожай собирай! А.Филиппенко, «Бай-качи, качи» рус.нар.п., «Жил-был у бабушки серенький козлик» рус.нар.п.

Игра «Концерт»

Педагог предлагает поучаствовать в нашем веселом концерте и исполнить знакомые песни. (Сольное исполнение)

2 балла – всегда проявляет желание солировать

1балл – не всегда проявляет желание

0 баллов - не проявляет желание

3

Чувство ритма.

1.Выявить умение

 правильно и ритмично прохлопывать ритмические формулы.        

Карточки с разными вариантами ритмических формул

Игры «Ритмические цепочки», «Гусеница»

Педагог  выкладывает ритмическую формулу. Дети проговаривают,  прохлопывают (простукивают) , проигрывают ритмический рисунок.                                                              

2 балла – ребенок правильно прохлопывает  ритмический рисунок;

1 балл – ребенок  иногда ошибается и выполняет с помощью взрослого

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

2.Выявить умение  составлять ритмические формулы, проговаривать, проигрывать  на музыкальных инструментах.

 Музыкальные инструменты (бубен, деревянные палочки, барабан)

Игра «Придумай ритмическую формулу»

Педагог предлагает придумать детям ритмические формулы, проговорить их, прохлопать, проиграть на инструменте.

2 балла – самостоятельно придумывает разные варианты ритмических формул;

1 балл – придумывает с помощью педагога или придумывает однообразные формулы;

0 баллов - не может самостоятельно придумать.

4.

Слушание музыки.

1. Изучить особенности эмоциональной отзывчивости на музыку.  

«Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения,                                                                    побеседовать о прослушанном.

-Понравилась ли тебе музыка? Почему? -Какое произведение понравилась больше?

-Какое настроение вызывает у тебя музыка? Почему?

Предложить подвигаться под музыку.

2 балла–  проявляет устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения

1 балл – проявляет эмоциональный интерес к понравившемуся произведению, но затрудняется в выполнении задания.

0 баллов – проявляет безразличие к  музыкальному произведению

2.Выявление умения передавать в движении характер музыкального произведения  

 «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном, предложить изобразить в движении музыкальный образ.

Вопросы:

А чем (о ком) нам рассказывает музыка?

Какой характер музыки?

2 балла–  ребенок проявляет творческую активность, самостоятельность; выразительно,  передает в движении музыкальный образ;

1 балл – с помощью педагога передает музыкальный образ в движении;

 0 баллов - не может передать образ музыкального произведения.

3. Выявление умение различать двухчастную форму.

«Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения,                                                                    побеседовать о прослушанном.  

-Музыка всегда одинаково звучит или меняется?

-Сколько раз она меняется?

 2 балла– ребенок слышит и различает форму музыкального произведения;

1 балл – различает с помощью наводящих вопросов педагога;

 0 баллов - не может различить.

4. Выявление умение различать трехчастную форму.

«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения,                                                                    побеседовать о прослушанном.  

-Музыка всегда одинаково звучит или меняется?

- Сколько раз она меняется?

2 балла– ребенок слышит и различает форму музыкального произведения;

1 балл – различает с помощью наводящих вопросов педагога;

 0 баллов - не может различить.

5.Выявление умения отображать свое отношение к музыке в изобразительной деятельности

 «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова

Ребенку предлагают послушать музыкальное произведение и изобразить то, что они представили, почувствовали во время слушания                                                                

2 балла– рисунок соответствует характеру и образу музыкального произведения, использование соответствующих тонов, оттенков цвета;

1 балл – рисунок соответствует характеру музыкального произведения, невыразительность оттенков цветов и их комбинаций;

 0 баллов – рисунок не соответствует характеру и образу музыкального произведения

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                         

Диагностический инструментарий подготовительная группа

Цель задания

Материал

Ход задания

Результат

1.

Движение.

1.Выявление умения ритмично двигаться, чувствовать смену частей музыки.

  «Марш» Н.Леви, «Прыжки». «Этюд» Л.Шитте

Наблюдение.

Прослушать музыкальные произведения. Педагог предлагает детям походить,  потанцевать  под музыку, так как подскажет музыка.

2 балла – выразительно и ритмично двигается, самостоятельно меняет движения в соответствии с сменой частей музыки  

1 балл – не всегда двигается ритмично, смотрит на выполнение других детей

0 баллов – не попадает в ритм, не реагирует на смену частей музыки.

2.Выявление  умения  проявлять творческие способности

 «Веселые скачки» Б.Можжевелова, «Танец дикарей» Ё.Нака

Двигательная импровизация

Прослушать музыкальные произведения и предложить придумать танцевальные движения под музыку (создавая образ)

2 балла – проявляет фантазию в придумывании движений, образов в соответствии с характером музыкального произведения

1 балл – несамостоятельность выбора движений (копирование других детей), невыразительность движений

 0 баллов – движения безотносительные к характеру музыкального произведения, отсутствие интереса.

3.Выявление  умения выполнять движения эмоционально.

«Отвернись, повернись» кар.нар.мел., «Большие крылья» арм.нар.мел.

Наблюдение.

Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения . предложить выполнить движения, соответствующие данному музыкальному произведению.

2 балла – эмоционально реагирует, выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

 1 балл – эмоционально реагирует, двигается в соответствии с характером музыки

 0 баллов – выполняет неэмоционально

4.Выявление умения ориентироваться в пространстве.

«Физкульт-ура!» Ю.Чичкова, датская народная мелодия .

Наблюдение.

Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения  и выполнить упражнение: ходить в колонне по одному, затем парами, и врассыпную.

Игра «Здравствуйте»

2 балла – хорошо ориентируется в пространстве.

 1 балл – иногда затрудняется;

 0 баллов – не ориентируется.

5.Выявить желание  выступать самостоятельно.

«Если нравиться тебе, то делай так»

Игра «Сделай, как я»

Педагог предлагает показать детям танцевальные движения, научить их танцевать.

2 балла – всегда проявляет желание выступать самостоятельно

1балл – не всегда проявляет желание

0 баллов - не проявляет желание

2.

Пение.

Выявление  умений эмоционально и выразительно  исполнять песни

 «Осень» А.Арутюнова, «Падают листья» М.Красева, «Хорошо у нас в саду» В.Герчик

 Игра «Концерт»

Педагог предлагает исполнить знакомую песню выразительно и эмоционально.

2 балла – поет эмоционально, выразительно, слышит других детей;

1балл – поет выразительно, но не всегда эмоционально и правильно;

0 баллов - поет невыразительно, громко

2.Выявление умения придумывать движения для обыгрывания песен.

 «Лиса по лесу ходила» рус.нар.п.

Педагог предлагает спеть знакомую песню и  инсценировать ее, придумать движения.

2 балла – проявляет фантазию в придумывании выразительных движений;

1балл – вспоминает знакомые движения, дублирует их;  

0 баллов – затрудняется в выполнении задания

3. Узнавать знакомые песни по любому фрагменту.

 «Осень» А.Арутюнова, «Падают листья» М.Красева, «Лиса по лесу ходила» рус.нар.п.,

«Хорошо у нас в саду» В.Герчик

Дидактическая игра «Угадай  песню»

Дети прослушивают фрагменты знакомых песен и называют их.

2 балла – узнает и называет все песни

1балл – узнает и называет  с помощью наводящих вопросов педагога

0 баллов - не может назвать

4. Выявить  желание солировать

 «Осень» А.Арутюнова, «Падают листья» М.Красева,                « Хорошо у нас в саду» В.Герчик

Игра «Концерт»

Педагог предлагает поучаствовать в нашем веселом концерте и исполнить знакомые песни. (Сольное исполнение)

2 балла – всегда проявляет желание солировать

1балл – не всегда проявляет желание

0 баллов - не проявляет желание

3

Чувство ритма.

1.Выявить умение

 правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмические формулы.        

Карточки с разными вариантами ритмических формул

Игры «Ритмические цепочки», «Гусеница» «Комната наша»

Педагог  выкладывает ритмическую формулу. Дети проговаривают,  прохлопывают (простукивают) , проигрывают ритмический рисунок.                                                              

2 балла – ребенок правильно прохлопывает  ритмический рисунок;

1 балл – ребенок  иногда ошибается

0 баллов – часто ошибается.

2.Выявить умение  составлять ритмические формулы, проговаривать, проигрывать  на музыкальных инструментах.

 Музыкальные инструменты (бубен, деревянные палочки, барабан)

Игра «Придумай ритмическую формулу»

Педагог предлагает придумать детям ритмические формулы, проговорить их, прохлопать, проиграть на инструменте.

2 балла – самостоятельно придумывает разные варианты ритмических формул;

1 балл – придумывает с помощью педагога или придумывает однообразные формулы;

0 баллов - не может самостоятельно придумать.

4.

Слушание музыки.

1. Изучить особенности эмоциональной отзывчивости на музыку (выражать свое отношение словами).

«Вальс игрушек» Ю.Ефимова, «Танец дикарей» Ё.Нака .

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения,                                                                    побеседовать о прослушанном.

-Понравилась ли тебе музыка? Почему? -Какое произведение понравилась больше?

-Какое настроение вызывает у тебя музыка? Почему?

2 балла–  проявляет устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения

1 балл – проявляет эмоциональный интерес к понравившемуся произведению

0 баллов – проявляет безразличие к  музыкальному произведению

2.Выявление умения передавать в движении характер музыкального произведения  

 «Вальс игрушек» Ю.Ефимова, «Танец дикарей» Ё.Нака .

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном, предложить изобразить в движении музыкальный образ.

Вопросы:

-А чем (о ком) нам рассказывает музыка?

-Какой характер музыки?

2 балла–  ребенок самостоятельно, выразительно,  передает в движении музыкальный образ;

1 балл – с помощью педагога передает музыкальный образ в движении;

 0 баллов - не может передать образ музыкального произведения.

3. Выявление умение различать двухчастную форму.

«Марш» Н.Леви, «Марш гусей» Б.Канэда

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения,                                                                    побеседовать о прослушанном.  

-Музыка всегда одинаково звучит или меняется?

-Сколько раз она меняется?

 2 балла– ребенок слышит и различает форму музыкального произведения;

1 балл – различает с помощью наводящих вопросов педагога;

 0 баллов - не может различить.

4. Выявление умение различать трехчастную форму.

«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения,                                                                    побеседовать о прослушанном.  

-Музыка всегда одинаково звучит или меняется?

-Сколько раз она меняется?

2 балла– ребенок слышит и различает форму музыкального произведения;

1 балл – различает с помощью наводящих вопросов педагога;

 0 баллов - не может различить.

5. Выявление умения самостоятельно придумывать небольшой сюжет к музыкальному произведению

«Вальс игрушек» Ю.Ефимова, «Танец дикарей» Ё.Нака

Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения,                                                                    побеседовать о прослушанном, придумать небольшой рассказ.

-Вам понравилась эта музыка?

- Что вы представляете, когда слушаете это музыкальное произведение?

2 балла–  самостоятельно придумывает сюжет к музыкальному произведению  в соответствии с характером произведения;

1 балл – дублирует рассказ других;

0 баллов – не может придумать

6.Выявление умения отображать свое отношение к музыке в изобразительной деятельности

«Осень» А.Арутюнова , «Танец дикарей» Ё.Нака

Ребенку предлагают послушать музыкальное произведение и изобразить то, что они представили, почувствовали во время слушания.  

 

2 балла– рисунок соответствует характеру и образу музыкального произведения, использование соответствующих тонов, оттенков цвета;

1 балл – рисунок соответствует характеру музыкального произведения, невыразительность оттенков цветов и их комбинаций;

 0 баллов – рисунок не соответствует характеру и образу музыкального произведения

7.Выявить желание музицировать.

Деревянные палочки, музыкальные инструменты.

Игры:«Комната наша», «Веселые палочки»

2 балла– всегда проявляет желание к музицированию;

1балл – не всегда проявляет желание

0 баллов - не проявляет желание

                                                                                                       

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам мониторинга (музыкальное воспитание)

Аналитическая справка по результатам мониторинга (музыкальное воспитание)...

Использование диагностического инструментария в работе музыкального руководителя

Статья о видах и способах диагностики воспитанников детского сада в работе музыкального руководителя...

Диагностический инструментарий по программе музыкального воспитания в ДОУ "Ладушки"

Диагностический инструментарий по программе музыкального воспитания в ДОУ "Ладушки" с подбором репертуара....

Мониторинг музыкального воспитания детей ДОУ

Мониторинг музыкального воспитания детей ДОУ...

Протоколы мониторинга музыкального воспитания детей ДОУ

Протоколы мониторинга музыкального воспитания детей ДОУ...

Диагностический инструментарий к мониторингу достижения детьми в освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность.

Диагностический инструментарий к мониторингу достижения детьми в освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность....