Диагностический инструментарий по мониторингу музыкального воспитания
материал по музыке
Диагностический инструментарий для мониторинга музыкального воспитания в ДОУ включает в себя комплекс методов: наблюдение за детьми, диагностические карты, тестовые задания на выявление ладового чувства, чувства ритма и музыкально-слухового представления. Диагностика проводится дважды в год (в сентябре и мае) в виде индивидуальных и групповых заданий, а полученные результаты используются для коррекции образовательного процесса и индивидуализации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий младшая группа (начало года)
№ | Цель задания | Материал | Ход задания | Результат |
1. | Движение. Выявление умения ритмично двигаться, принимать участие в играх и плясках | «Ножками затопали» М.Раухвергера, «Гуляем и пляшем» М.Раухвергера, Игра «Кошка и мышки» | Наблюдение. Педагог предлагает детям походить под музыку, потанцевать, поиграть. | 2 балла – с желанием принимает участие в играх и плясках, ритмично двигается. 1 балл – не всегда с желанием двигается и принимает участие в играх, плясках. 0 баллов - не принимает участия. |
2. | Подпевание. Выявление умений подпевать. | «Петушок» рус.нар.прибаутка, «Ладушки» рус.нар. песня, «Цыплята» А.Филиппенко, «Есть у солнышка друзья» Е.Тиличевой | «Я буду сейчас петь песенки, а ты мне подпевай» | 2 балла – активно подпевает педагогу 1 балл – иногда испытывает трудности 0 баллов - не принимает участия в подпевании. |
3. | Чувство ритма 1.Умение ритмично хлопать в ладоши | «Ах вы сени» рус.нар.мел, плясовая | Наблюдение. Любая игрушка. Педагог предлагает помочь игрушке потанцевать. Дети хлопают в ладоши, а игрушка пляшет. | 2 балла – ребенок ритмично хлопает под музыку, с желанием. 1 балл – ребенок хлопает, но не всегда попадает в ритм.. 0 баллов - не принимает участия. |
2. Выявить желание участвовать в дидактических играх. | Картинки с изображ. музыкальных инструментов, игрушки (петушок, собачка, птичка) | В ходе наблюдения за детьми. Предложить поиграть в игры: «Покажи музыкальный инструмент», «Птицы и птенчики», «Найди игрушку» | 2 балла – с желанием принимает участие в играх. 1 балл – не всегда с желанием принимает участие в играх. 0 баллов - не принимает участия. | |
4. | 3.Изучение знаний ребенком названий музыкальных инструментов, выявление умения ритмично на них играть | Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, игрушки (мышка, зайчик, мишка). | «Сегодня к нам в гости пришли зверята, каждый хочет научиться играть на инструменте. Дай мышке колокольчик, зайчику – музыкальный молоточек, медведю – бубен, а белке – погремушку.» |
Диагностический инструментарий младшая группа (конец года)
№ | Цель задания | Материал | Ход задания | Результат |
1. | Движение. Выявление умения ритмично двигаться, принимать участие в играх и плясках. | «Ножками затопали» М.Раух-гера, «Гуляем и пляшем» М.Раух-вергера,игра «Кошка и мышки» | Наблюдение. Педагог предлагает детям походить под музыку, потанцевать, поиграть. | 2 балла – с желанием принимает участие в играх и плясках, ритмично двигается. 1 балл – не всегда с желанием двигается и принимает участие в играх, плясках. 0 баллов - не принимает участия. |
2. | Подпевание. Выявление умений подпевать. | «Петушок» рус.нар.прибаутка, «Ладушки» рус.нар. песня, «Цыплята» А.Филиппенко, «Есть у солнышка друзья»Е.Тиличевой | «Я буду сейчас петь песенки, а ты мне подпевай» | 2 балла – активно подпевает педагогу 1 балл – иногда испытывает трудности 0 баллов - не принимает участия в подпевании. |
3. | Чувство ритма 1.Умение ритмично хлопать в ладоши | «Ах вы сени» рус.нар.мел, плясовая | Наблюдение. Любая игрушка. Педагог предлагает помочь игрушке потанцевать. Дети хлопают в ладоши, а игрушка пляшет. | 2 балла – ребенок ритмично хлопает под музыку, с желанием. 1 балл – ребенок хлопает, но не всегда попадает в ритм.. 0 баллов - не принимает участия. |
2. Выявить желание участвовать в дидактических играх. | Картинки с изображением музыкальных инструментов, игрушки (петушок, собачка, птичка) | В ходе наблюдения за детьми. Предложить поиграть в игры: «Покажи музыкальный инструмент», «Птицы и птенчики», «Найди игрушку» | 2 балла – с желанием принимает участие в играх. 1 балл – не всегда с желанием принимает участие в играх. 0 баллов - не принимает участия. | |
3.Изучение знаний ребенком названий музыкальных инструментов, выявление умения ритмично на них играть | Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, игрушки (мышка, зайчик, мишка). | «Сегодня к нам в гости пришли зверята, каждый хочет научиться играть на инструменте. Дай мышке колокольчик, зайчику – музыкальный молоточек, медведю – бубен, а белке – погремушку.» | 2 балла – правильно называет все три инструмента и может на них играть. 1 балл – называет 1-2 инструмента правильно, испытывает затруднения при игре на них. 0 баллов - не называет музыкальные инструменты, не может играть на них. | |
4. | Слушание музыки. Выявление умений узнавать музыкальные произведения | «Петушок» р.н.п. «Птичка» М.Раухвергера, «Ладушки» р.н.п. | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения. Вопрос: «Про кого это музыкальное произведение?» | 2 балла – без труда узнает музыкальные произведения. 1 балл – иногда испытывает трудности. 0 баллов - не может узнать музыкальные произведения. |
Выявление умения подбирать к музыкальным произведениям картинку или игрушку. | «Петушок» р.н.п. «Птичка» М.Раухвергера, «Колыбельная» А.Гречанинова, соответствующие картинки или игрушки. | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения и подобрать к ним соответствующую картинку (игрушку). | 2 балла– без труда может подобрать картинку ко всем музыкальным произведениям. 1 балл – иногда испытывает трудности. 0 баллов - не может подобрать картинки. |
Диагностический инструментарий средняя группа(начало года)
№ | Цель задания | Материал | Ход задания | Результат |
1. | Движение. 1.Выявление умения ритмично двигаться. | «Марш» Е.Тиличевой, «Барабанщик» М.Красева, «Полечка» Д.Кабалевского | Наблюдение. Педагог предлагает детям послушать музыкальные произведения, после каждого прослушивания ответить на вопрос -Какие движения можно выполнять под эту музыку? | 2 балла – выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки 1 балл – не всегда двигается ритмично 0 баллов – не попадает в ритм |
2. | Пение. Выявление умений эмоционально исполнять песни | «Котик» И.Кишко, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Чики-чики –чикалочки»р.н.п. | Педагог предлагает послушать знакомые песни и спеть их всем вместе. Примечание: если ребенок затрудняется или не знает данную песню, предложить исполнить любую другую, которую он знает. | 2 балла – поет эмоционально, выразительно 1балл – поет неэмоционально 0 баллов - не поет |
2.Выявление умения активно подпевать и петь. | «Котик» И.Кишко, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Чики-чики-чикалочки»р.н.п. | «Я буду сейчас петь песенки, а вы мне помогайте» | 2 балла – активно поет вместе с педагогом. 1балл – поет с помощью взрослого 0 баллов - не поет и не подпевает | |
3. Узнавать знакомые песни по любому фрагменту. | «Колыбельная зайчонка» В.Карасева, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Чики-чики-чикалочки»р.н.п. | Дидактическая игра «Угадай песню» Дети прослушивают фрагменты знакомых песен и называют их. | 2 балла – узнает и называет все песни 1балл – узнает и называет с помощью педагога 0 баллов - не может назвать | |
3 | Чувство ритма. 1.Выявить умение ритмично хлопать в ладоши.
| «Андрей-воробей» рус.нар.п. «Плясовая» рус.нар.мел., кукла. | Игра «Прохлопай ритм» Дети поют песню и прохлопывают ее ритмический рисунок. «Сегодня в гости к нам пришла куколка. Она будет танцевать, а вы весело под музыку хлопайте в ладошки» | 2 балла – ребенок ритмично хлопает в ладоши под музыку; 1 балл – ребенок хлопает, но не совсем попадает в ритм музыки; 0 баллов - не принимает участия. |
2.Выявить желание участвовать в дидактических играх. | Картинки с изображением музыкальных инструментов; игрушки (зайчик, котик, петушок) | В ходе наблюдения за детьми. Дидактические игры «Покажи музыкальный инструмент», «Птицы и птенчики», «Найди игрушку» | 2 балла – с желанием принимает участие в играх. 1 балл – не всегда с желанием принимает участие в играх. 0 баллов - не принимает участия. | |
3. Выявить умение ритмично играть на музыкальных инструментах | Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, металлофон, дудочка, барабан. | Дидактическая игра «Оркестр» Дети берут музыкальные инструменты. Ритмично играют на них под музыкальное сопровождение. | 2 балла – проявляет устойчивый интерес к игре на музыкальных инструментах, ритмично играет на них. 1 балл – проявляет интерес к музыкальным инструментам, играет, не попадая в ритм 0 баллов – не проявляет интерес, не играет | |
4. | Слушание музыки. 1. Выявление умения узнавать знакомые произведения. | Записи знакомых музыкальных произведений. Картинки к произведениям. | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, назвать их или показать картинку соответствующую. | 2 балла– без труда может назвать произведение или подобрать картинку ко всем музыкальным произведениям. 1 балл – иногда испытывает трудности. 0 баллов - не может подобрать назвать ни одного произведения. |
2. Выявить знания детей о музыкальных жанрах | «Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п., знакомые песни. Картинки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения. Дети должны узнать произведение и показать соответствующую карточку | 2 балла – без труда узнает музыкальные произведения и определяет жанр 1 балл – узнает и определяет с помощью педагога 0 баллов – не различает музыкальные жанры |
Диагностический инструментарий средняя группа (конец года)
№ | Цель задания | Материал | Ход задания | Результат |
1. | Движение. 1.Выявление умения ритмично двигаться. | «Марш» Е.Тиличевой, «Барабанщик» М.Красева, «Полечка» Д.Кабалевского | Наблюдение. Педагог предлагает детям послушать музыкальные произведения, после каждого прослушивания ответить на вопрос -Какие движения можно выполнять под эту музыку? | 2 балла – выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки 1 балл – не всегда двигается ритмично 0 баллов – не попадает в ритм |
2.Выявление умения слышать начало и окончание музыки. | «Ножками затопали» М.Раухвергера, «Марш» И.Дунаевского | Наблюдение. Педагог предлагает подвигаться под музыку и остановиться с ее окончанием. | 2 балла – чувствует начало и окончание музыки. 1 балл – чувствует начало музыки, но не всегда вовремя останавливается. 0 баллов – не слышит начало и окончание музыки. | |
3.Выявление умения проявлять фантазию. | «Вальс» А.Жилина, «Колыбельная» С.Левидова | Двигательная импровизация Прослушать музыкальные произведения и предложить подвигаться под музыку с листочками (ленточками и т.д.) так, как они чувствуют музыку. | 2 балла – проявляет фантазию в придумывании движений, соответствующих характеру музыкального произведения; 1 балл – движения однообразные, невыразительные; 0 баллов – затрудняется | |
4.Выявление умения выполнять движения эмоционально и выразительно. | «Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п., «Колыбельная» С.Левидова | Наблюдение. Педагог предлагает послушать музыкальные произведения разного характера и выполнить движения, соответствующие данному произведению. | 2 балла – эмоционально реагирует, выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки. 1 балл – эмоционально реагирует, двигается в соответствии с характером музыки 0 баллов – выполняет с помощью педагога. | |
2. | Пение. Выявление умений эмоционально исполнять песни | «Котик» И.Кишко, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Чики-чики –чикалочки»р.н.п. | Педагог предлагает послушать знакомые песни и спеть их всем вместе. Примечание: если ребенок затрудняется или не знает данную песню, предложить исполнить любую другую, которую он знает. | 2 балла – поет эмоционально, выразительно 1балл – поет неэмоционально 0 баллов - не поет |
2.Выявление умения активно подпевать и петь. | «Котик» И.Кишко, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Чики-чики-чикалочки»р.н.п. | «Я буду сейчас петь песенки, а вы мне помогайте» | 2 балла – активно поет вместе с педагогом. 1балл – поет с помощью взрослого 0 баллов - не поет и не подпевает | |
3. Узнавать знакомые песни по любому фрагменту. | «Колыбельная зайчонка» В.Карасева, «Кто проснулся рано?» Г.Гриневича, «Чики-чики-чикалочки»р.н.п. | Дидактическая игра «Угадай песню» Дети прослушивают фрагменты знакомых песен и называют их. | 2 балла – узнает и называет все песни 1балл – узнает и называет с помощью педагога 0 баллов - не может назвать | |
3 | Чувство ритма. 1.Выявить умение ритмично хлопать в ладоши.
| «Андрей-воробей» рус.нар.п. «Плясовая» рус.нар.мел., кукла. | Игра «Прохлопай ритм» Дети поют песню и прохлопывают ее ритмический рисунок. «Сегодня в гости к нам пришла куколка. Она будет танцевать, а вы весело под музыку хлопайте в ладошки» | 2 балла – ребенок ритмично хлопает в ладоши под музыку; 1 балл – ребенок хлопает, но не совсем попадает в ритм музыки; 0 баллов - не принимает участия. |
2.Выявить желание участвовать в дидактических играх. | Картинки с изображением музыкальных инструментов; игрушки (зайчик, котик, петушок) | В ходе наблюдения за детьми. Дидактические игры «Покажи музыкальный инструмент», «Птицы и птенчики», «Найди игрушку» | 2 балла – с желанием принимает участие в играх. 1 балл – не всегда с желанием принимает участие в играх. 0 баллов - не принимает участия. | |
3. Выявить умение ритмично играть на музыкальных инструментах | Бубен, погремушка, колокольчик, музыкальный молоточек, металлофон, дудочка, барабан. магнитофон, диск с записями | Дидактическая игра «Оркестр» Дети берут музыкальные инструменты. Ритмично играют на них под музыкальное сопровождение. | 2 балла – проявляет устойчивый интерес к игре на музыкальных инструментах, ритмично играет на них. 1 балл – проявляет интерес к музыкальным инструментам, играет, не попадая в ритм 0 баллов – не проявляет интерес, не играет | |
4. | Слушание музыки. 1.Выявить знания детей о музыкальных жанрах | «Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п. Картинки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения. Дети должны узнать произведение и показать соответствующую карточку | 2 балла – без труда узнает музыкальные произведения и определяет жанр 1 балл – узнает и определяет с помощью педагога 0 баллов – не различает музыкальные жанры |
2.Выявление умения определять характер музыки (темп, динамику, тембр).
| «Марш» И.Дунаевского, «Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном. Вопросы: -Вам понравилась эта музыка? -Какая по характеру, по настроению музыка? -Как музыка звучит: громко или тихо, быстро или медленно? | 2 балла– без труда может подобрать картинку ко всем музыкальным произведениям. 1 балл – иногда испытывает трудности. 0 баллов - не может подобрать картинки. | |
3.Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости на музыку. | «Марш» И.Дунаевского, «Полянка» рус.нар.п, «Колыбельная» С.Левидова, «Барабанщик» М.Красева. | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном. -Понравилась ли тебе музыка? Почему? -Какая понравилась больше? -Какое настроение вызывает у тебя музыка? Почему? | 2 балла– проявляет устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения 1 балл – проявляет эмоциональный интерес к понравившемуся произведению 0 баллов – проявляет безразличие к музыкальному произведению |
Диагностический инструментарий старшая группа
№ | Цель задания | Материал | Ход задания | Результат |
1. | Движение. 1.Выявление умения ритмично двигаться, чувствовать смену частей музыки. | «Марш» Ф.Надененко, «Приглашение» укр.нар.мел , «Великаны и гномы» Д.Компанейца | Наблюдение. Прослушать музыкальные произведения. Педагог предлагает детям походить, потанцевать под музыку, так как подскажет музыка | 2 балла – выразительно и ритмично двигается, самостоятельно меняет движения в соответствии с сменой частей музыки 1 балл – не всегда двигается ритмично, смотрит на выполнение других детей 0 баллов – не попадает в ритм, не реагирует на смену частей музыки. |
2.Выявление умения проявлять творческие способности | Польская нар мел №2, | Двигательная импровизация Прослушать музыкальные произведения и предложить подвигаться под музыку с листочками (ленточками и т.д.) или просто без предметов (создавая образ) так, как они придумают. | 2 балла – проявляет фантазию в придумывании движений, образов в соответствии с характером музыкального произведения 1 балл – несамостоятельность выбора движений (копирование других детей), невыразительность движений 0 баллов – движения безотносительные к характеру музыкального произведения, отсутствие интереса. | |
3.Выявление умения выполнять движения эмоционально. | «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова, «Шел козел по лесу» р.н.п | Наблюдение. Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения . предложить выполнить движения, соответствующие данному музыкальному произведению. | 2 балла – эмоционально реагирует, выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки. 1 балл – эмоционально реагирует, двигается в соответствии с характером музыки с помощью взрослого 0 баллов – не проявляет эмоциональной отзывчивости, интереса. | |
2. | Пение. Выявление умений эмоционально и выразительно исполнять песни | «Урожай собирай! А.Филиппенко, «Бай-качи, качи» рус.нар.п. | Игра «Концерт» Педагог предлагает исполнить знакомые песни выразительно и эмоционально. | 2 балла – поет эмоционально, выразительно, слышит других детей; 1балл – поет выразительно, но не всегда эмоционально и правильно; 0 баллов - поет невыразительно, громко |
2.Выявление умения придумывать движения для обыгрывания песен. | «Жил-был у бабушки серенький козлик» рус.нар.п, «Плетень» В.Калинникова | Предложить спеть песню и придумать к ней соответствующие движения для обыгрывания. | 2 балла – проявляет фантазию в придумывании выразительных движений; 1балл – вспоминает знакомые движения, дублирует их; 0 баллов – затрудняется в выполнении задания | |
3. Узнавать знакомые песни по любому фрагменту. | «Урожай собирай! А.Филиппенко, «Бай-качи, качи» рус.нар.п., «Жил-был у бабушки серенький козлик» рус.нар.п. | Дидактическая игра «Угадай песню» Дети прослушивают фрагменты знакомых песен и называют их. | 2 балла – узнает и называет все песни 1балл – узнает и называет с помощью наводящих вопросов педагога 0 баллов - не может назвать | |
4. Выявить желание солировать | «Урожай собирай! А.Филиппенко, «Бай-качи, качи» рус.нар.п., «Жил-был у бабушки серенький козлик» рус.нар.п. | Игра «Концерт» Педагог предлагает поучаствовать в нашем веселом концерте и исполнить знакомые песни. (Сольное исполнение) | 2 балла – всегда проявляет желание солировать 1балл – не всегда проявляет желание 0 баллов - не проявляет желание | |
3 | Чувство ритма. 1.Выявить умение правильно и ритмично прохлопывать ритмические формулы. | Карточки с разными вариантами ритмических формул | Игры «Ритмические цепочки», «Гусеница» Педагог выкладывает ритмическую формулу. Дети проговаривают, прохлопывают (простукивают) , проигрывают ритмический рисунок. | 2 балла – ребенок правильно прохлопывает ритмический рисунок; 1 балл – ребенок иногда ошибается и выполняет с помощью взрослого 0 баллов – ребенок не справляется с заданием. |
2.Выявить умение составлять ритмические формулы, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах. | Музыкальные инструменты (бубен, деревянные палочки, барабан) | Игра «Придумай ритмическую формулу» Педагог предлагает придумать детям ритмические формулы, проговорить их, прохлопать, проиграть на инструменте. | 2 балла – самостоятельно придумывает разные варианты ритмических формул; 1 балл – придумывает с помощью педагога или придумывает однообразные формулы; 0 баллов - не может самостоятельно придумать. | |
4. | Слушание музыки. 1. Изучить особенности эмоциональной отзывчивости на музыку. | «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном. -Понравилась ли тебе музыка? Почему? -Какое произведение понравилась больше? -Какое настроение вызывает у тебя музыка? Почему? Предложить подвигаться под музыку. | 2 балла– проявляет устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения 1 балл – проявляет эмоциональный интерес к понравившемуся произведению, но затрудняется в выполнении задания. 0 баллов – проявляет безразличие к музыкальному произведению |
2.Выявление умения передавать в движении характер музыкального произведения | «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном, предложить изобразить в движении музыкальный образ. Вопросы: А чем (о ком) нам рассказывает музыка? Какой характер музыки? | 2 балла– ребенок проявляет творческую активность, самостоятельность; выразительно, передает в движении музыкальный образ; 1 балл – с помощью педагога передает музыкальный образ в движении; 0 баллов - не может передать образ музыкального произведения. | |
3. Выявление умение различать двухчастную форму. | «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном. -Музыка всегда одинаково звучит или меняется? -Сколько раз она меняется? | 2 балла– ребенок слышит и различает форму музыкального произведения; 1 балл – различает с помощью наводящих вопросов педагога; 0 баллов - не может различить. | |
4. Выявление умение различать трехчастную форму. | «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном. -Музыка всегда одинаково звучит или меняется? - Сколько раз она меняется? | 2 балла– ребенок слышит и различает форму музыкального произведения; 1 балл – различает с помощью наводящих вопросов педагога; 0 баллов - не может различить. | |
5.Выявление умения отображать свое отношение к музыке в изобразительной деятельности | «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова | Ребенку предлагают послушать музыкальное произведение и изобразить то, что они представили, почувствовали во время слушания | 2 балла– рисунок соответствует характеру и образу музыкального произведения, использование соответствующих тонов, оттенков цвета; 1 балл – рисунок соответствует характеру музыкального произведения, невыразительность оттенков цветов и их комбинаций; 0 баллов – рисунок не соответствует характеру и образу музыкального произведения |
Диагностический инструментарий подготовительная группа
№ | Цель задания | Материал | Ход задания | Результат |
1. | Движение. 1.Выявление умения ритмично двигаться, чувствовать смену частей музыки. | «Марш» Н.Леви, «Прыжки». «Этюд» Л.Шитте | Наблюдение. Прослушать музыкальные произведения. Педагог предлагает детям походить, потанцевать под музыку, так как подскажет музыка. | 2 балла – выразительно и ритмично двигается, самостоятельно меняет движения в соответствии с сменой частей музыки 1 балл – не всегда двигается ритмично, смотрит на выполнение других детей 0 баллов – не попадает в ритм, не реагирует на смену частей музыки. |
2.Выявление умения проявлять творческие способности | «Веселые скачки» Б.Можжевелова, «Танец дикарей» Ё.Нака | Двигательная импровизация Прослушать музыкальные произведения и предложить придумать танцевальные движения под музыку (создавая образ) | 2 балла – проявляет фантазию в придумывании движений, образов в соответствии с характером музыкального произведения 1 балл – несамостоятельность выбора движений (копирование других детей), невыразительность движений 0 баллов – движения безотносительные к характеру музыкального произведения, отсутствие интереса. | |
3.Выявление умения выполнять движения эмоционально. | «Отвернись, повернись» кар.нар.мел., «Большие крылья» арм.нар.мел. | Наблюдение. Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения . предложить выполнить движения, соответствующие данному музыкальному произведению. | 2 балла – эмоционально реагирует, выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки. 1 балл – эмоционально реагирует, двигается в соответствии с характером музыки 0 баллов – выполняет неэмоционально | |
4.Выявление умения ориентироваться в пространстве. | «Физкульт-ура!» Ю.Чичкова, датская народная мелодия . | Наблюдение. Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения и выполнить упражнение: ходить в колонне по одному, затем парами, и врассыпную. Игра «Здравствуйте» | 2 балла – хорошо ориентируется в пространстве. 1 балл – иногда затрудняется; 0 баллов – не ориентируется. | |
5.Выявить желание выступать самостоятельно. | «Если нравиться тебе, то делай так» | Игра «Сделай, как я» Педагог предлагает показать детям танцевальные движения, научить их танцевать. | 2 балла – всегда проявляет желание выступать самостоятельно 1балл – не всегда проявляет желание 0 баллов - не проявляет желание | |
2. | Пение. Выявление умений эмоционально и выразительно исполнять песни | «Осень» А.Арутюнова, «Падают листья» М.Красева, «Хорошо у нас в саду» В.Герчик | Игра «Концерт» Педагог предлагает исполнить знакомую песню выразительно и эмоционально. | 2 балла – поет эмоционально, выразительно, слышит других детей; 1балл – поет выразительно, но не всегда эмоционально и правильно; 0 баллов - поет невыразительно, громко |
2.Выявление умения придумывать движения для обыгрывания песен. | «Лиса по лесу ходила» рус.нар.п. | Педагог предлагает спеть знакомую песню и инсценировать ее, придумать движения. | 2 балла – проявляет фантазию в придумывании выразительных движений; 1балл – вспоминает знакомые движения, дублирует их; 0 баллов – затрудняется в выполнении задания | |
3. Узнавать знакомые песни по любому фрагменту. | «Осень» А.Арутюнова, «Падают листья» М.Красева, «Лиса по лесу ходила» рус.нар.п., «Хорошо у нас в саду» В.Герчик | Дидактическая игра «Угадай песню» Дети прослушивают фрагменты знакомых песен и называют их. | 2 балла – узнает и называет все песни 1балл – узнает и называет с помощью наводящих вопросов педагога 0 баллов - не может назвать | |
4. Выявить желание солировать | «Осень» А.Арутюнова, «Падают листья» М.Красева, « Хорошо у нас в саду» В.Герчик | Игра «Концерт» Педагог предлагает поучаствовать в нашем веселом концерте и исполнить знакомые песни. (Сольное исполнение) | 2 балла – всегда проявляет желание солировать 1балл – не всегда проявляет желание 0 баллов - не проявляет желание | |
3 | Чувство ритма. 1.Выявить умение правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмические формулы. | Карточки с разными вариантами ритмических формул | Игры «Ритмические цепочки», «Гусеница» «Комната наша» Педагог выкладывает ритмическую формулу. Дети проговаривают, прохлопывают (простукивают) , проигрывают ритмический рисунок. | 2 балла – ребенок правильно прохлопывает ритмический рисунок; 1 балл – ребенок иногда ошибается 0 баллов – часто ошибается. |
2.Выявить умение составлять ритмические формулы, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах. | Музыкальные инструменты (бубен, деревянные палочки, барабан) | Игра «Придумай ритмическую формулу» Педагог предлагает придумать детям ритмические формулы, проговорить их, прохлопать, проиграть на инструменте. | 2 балла – самостоятельно придумывает разные варианты ритмических формул; 1 балл – придумывает с помощью педагога или придумывает однообразные формулы; 0 баллов - не может самостоятельно придумать. | |
4. | Слушание музыки. 1. Изучить особенности эмоциональной отзывчивости на музыку (выражать свое отношение словами). | «Вальс игрушек» Ю.Ефимова, «Танец дикарей» Ё.Нака . | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном. -Понравилась ли тебе музыка? Почему? -Какое произведение понравилась больше? -Какое настроение вызывает у тебя музыка? Почему? | 2 балла– проявляет устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения 1 балл – проявляет эмоциональный интерес к понравившемуся произведению 0 баллов – проявляет безразличие к музыкальному произведению |
2.Выявление умения передавать в движении характер музыкального произведения | «Вальс игрушек» Ю.Ефимова, «Танец дикарей» Ё.Нака . | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном, предложить изобразить в движении музыкальный образ. Вопросы: -А чем (о ком) нам рассказывает музыка? -Какой характер музыки? | 2 балла– ребенок самостоятельно, выразительно, передает в движении музыкальный образ; 1 балл – с помощью педагога передает музыкальный образ в движении; 0 баллов - не может передать образ музыкального произведения. | |
3. Выявление умение различать двухчастную форму. | «Марш» Н.Леви, «Марш гусей» Б.Канэда | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном. -Музыка всегда одинаково звучит или меняется? -Сколько раз она меняется? | 2 балла– ребенок слышит и различает форму музыкального произведения; 1 балл – различает с помощью наводящих вопросов педагога; 0 баллов - не может различить. | |
4. Выявление умение различать трехчастную форму. | «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном. -Музыка всегда одинаково звучит или меняется? -Сколько раз она меняется? | 2 балла– ребенок слышит и различает форму музыкального произведения; 1 балл – различает с помощью наводящих вопросов педагога; 0 баллов - не может различить. | |
5. Выявление умения самостоятельно придумывать небольшой сюжет к музыкальному произведению | «Вальс игрушек» Ю.Ефимова, «Танец дикарей» Ё.Нака | Ребенку предлагают послушать музыкальные произведения, побеседовать о прослушанном, придумать небольшой рассказ. -Вам понравилась эта музыка? - Что вы представляете, когда слушаете это музыкальное произведение? | 2 балла– самостоятельно придумывает сюжет к музыкальному произведению в соответствии с характером произведения; 1 балл – дублирует рассказ других; 0 баллов – не может придумать | |
6.Выявление умения отображать свое отношение к музыке в изобразительной деятельности | «Осень» А.Арутюнова , «Танец дикарей» Ё.Нака | Ребенку предлагают послушать музыкальное произведение и изобразить то, что они представили, почувствовали во время слушания.
| 2 балла– рисунок соответствует характеру и образу музыкального произведения, использование соответствующих тонов, оттенков цвета; 1 балл – рисунок соответствует характеру музыкального произведения, невыразительность оттенков цветов и их комбинаций; 0 баллов – рисунок не соответствует характеру и образу музыкального произведения | |
7.Выявить желание музицировать. | Деревянные палочки, музыкальные инструменты. | Игры:«Комната наша», «Веселые палочки» | 2 балла– всегда проявляет желание к музицированию; 1балл – не всегда проявляет желание 0 баллов - не проявляет желание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам мониторинга (музыкальное воспитание)
Аналитическая справка по результатам мониторинга (музыкальное воспитание)...

Использование диагностического инструментария в работе музыкального руководителя
Статья о видах и способах диагностики воспитанников детского сада в работе музыкального руководителя...

Диагностический инструментарий по программе музыкального воспитания в ДОУ "Ладушки"
Диагностический инструментарий по программе музыкального воспитания в ДОУ "Ладушки" с подбором репертуара....

Протоколы мониторинга музыкального воспитания детей ДОУ
Протоколы мониторинга музыкального воспитания детей ДОУ...

Диагностический инструментарий к мониторингу достижения детьми в освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность.
Диагностический инструментарий к мониторингу достижения детьми в освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность....

