Музыкальное тематическое занятие «Птичий концерт» для детей 5–7 лет
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Конспект музыкального тематического занятия, приуроченного к тематической неделе «Птицы прилетели» или Международному дню птиц.
Занятие составлено с учётом интеграции образовательных областей и способствует целостному развитию личности ребёнка.
Занятие дополняет презентация и видеоролик.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия
«Птичий концерт» в старшей группе
Подготовил: Лапушкина А. В.
Вид детской деятельности: музыкальная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Тема образовательной деятельности: Птичий концерт.
Задачи музыкальной образовательной деятельности:
- Продолжать развивать интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
- Учить детей понимать средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр и др.).
- Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями народной, классической и современной музыки.
- Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, динамический слух.
- Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, импровизации на детских музыкальных инструментах.
- Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
Занятие составлено с учётом интеграции образовательных областей и способствует целостному развитию личности ребёнка.
Задачи образовательной деятельности по другим образовательным областям.
1. Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; учить детей сочувствию, заботливому отношению к окружающим.
2. Познавательное развитие: продолжать развивать интерес детей к миру природы, расширять и уточнять их представления о перелетных и зимующих, певчих птицах.
3. Речевое развитие: развивать умение детей поддерживать беседу; развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, музыку.
4. Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. В частности, фонопедическое упражнение нацелено на укрепление хрупких голосовых связок детей, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей. Релаксация направлена на снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.
Предварительная работа: просмотр с детьми авторского видео «Голоса весеннего леса», изучение песни «Ой, бежит ручьем вода», знакомство с жанром веснянки, беседа о птицах, рассматривание иллюстраций.
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация к занятию «Птичий концерт», ноутбук, проектор, музыкальные инструменты: фортепиано, деревянные ложки, маракасы, водяные свистульки в виде птичек, металлофон.
Ход образовательной деятельности:
Музыкальный руководитель (далее МР). Здравствуйте, дети! (Можно использовать любую песенку-приветствие).
МР. Вот и наступила весна. На улице стало тепло, побежали веселые ручьи, прилетели птицы. И сразу же в лесу стало шумно и весело, то тут, то там слышны птичьи песни. В любое время дня и ночи выступают пернатые артисты. Ребята, а каких певчих и перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей: соловей, жаворонок, скворец, зарянка, иволга и др.).
Я предлагаю отправиться в лес на птичий концерт. Вы хотите, ребята? (Дети: Да!)
Физкультминутка «Прогулка в лес»
В лес весенний мы идём, Звонко песенку поём. | Шагаем |
Перепрыгиваем лужи Друг за дружкою вот так. | Прыжки двумя ногами вперед, влево или вправо. |
А теперь за ручейком На носочках мы бежим. | Легкий бег |
Красота кругом какая! Ты постой и осмотрись, | Стоим на месте, поворот головы влево, вправо, вверх. |
Выше к солнцу потянись. | Встаем на носочки, руки подняты вверх, тянемся вверх. |
МР. Сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Вы будете сами придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной в лесу, используя для этого собственный голос и музыкальные инструменты.
Фонопедическое упражнение-игра “Весенние голоса”
Пригрело весеннее солнышко. (Дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко.)
С пригорка побежал веселый ручеек, (дети болтают языком, изображая бульканье ручейка; несколько детей могут играть на металлофонах глиссандо),
До краев наполнил большую глубокую лужу, (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр; глиссандо на металлофоне),
Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом «волну» – вверх-вниз)
И дальше побежал. (булькаем; глиссандо на металлофоне)
Выбрались из под коры жучки, (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре).
Расправили крылышки и полетели кто куда. (Тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет.)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, (шур-шур; маракасы).
И вылез ежик. (Сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух.)
Лес наполнился веселыми весенними голосами. (Имитация птичьих голосов всеми одновременно, несколько детей играют на водяных свистульких в виде птиц.)
Вот и пришла весна. (Каждый изображает свой «весенний звук» – дети выбирают звук сами.) [1].
МР. Ребята, мы с вами прибыли на место. Пора занимать места в зрительном зале. (Дети садятся на стульчики.)
МР. Сейчас прозвучит песня Дмитрия Борисовича Кабалевского «Артистка». В ней поется о том, что все звери в лесу собрались вместе, чтобы послушать, как поет для них на концерте кукушка.
Концерт начать
Давно пора,
Прочитаны афиши…
Вот включены прожектора!
Вниманье!
Тише… Тише… [2]
Исполнение музыкальным руководителем песни «Артистка» Д. Б. Кабалевского
из музыкальных картинок «В сказочном лесу»
МР. Как поет кукушка в первом куплете? (Ответы детей: весело, задорно и т.д.) Да. Сначала кукушка поет игриво, весело, празднично, задорно. А во втором? (Ответы детей: скучно, неинтересно). Да, кукушкино пение всем слушателям надоело, потому что она поет одно и то же: «Всё ку-ку да ку-ку – нагнала на всех тоску». Как же композитору удалось показать эту смену характера музыки, ведь мелодия и аккомпанемент остались прежними? (Ответы детей: в первом куплете она пела подвижно и легко, а во втором медленно, тяжелее) Вот, ребята, как важен для музыки темп, то есть скорость исполнения, и штрихи.
МР. Если пение кукушки быстро надоедает, то соловья можно слушать часами. Он слывет лучшим певцом среди птиц. А сколько посвящено ему стихотворений и музыкальных произведений. Послушаем романс Александра Александровича Алябьева «Соловей» (звучит фрагмент записи романса).
МР. Давайте поучимся у него искусству вокала.
Распевка «Музыкальное эхо», муз. и слова М. Андреевой
(с заменой слов «Эхо отзовись»)
Первым поет музыкальный руководитель, а дети повторяют за ним, стараясь как можно точнее интонировать:
Тиу… Тиу…
Твить, твить, твить.
Твить, твить, твить.
Чисто петь… Чисто петь…
Научись, научись.
Слушай, слушай,
Не зевай, не зевай.
Всё за мной, всё за мной.
Повторяй, повторяй.
МР. Теперь мы можем, как соловушки, спеть нашу любимую веснянку «Ой, бежит с ручьев вода».
Исполнение музыкальным руководителем украинской народной песни
«Ой, бежит ручьем вода», русский текст Н. Френкель,
обработка для голоса и фортепиано К. Волкова
МР. А еще в лесу часто можно услышать веселого дятла. Хоть у него и нет певческого таланта, зато он знатный барабанщик.
Исполнение музыкальным руководителем песни «Мастер дятел»,
сл. Е. Руженцева, муз. С. Баневича
МР. Давайте побудем мастеровыми дятла. Для этого возьмем ложки и будем ему помогать стучать. Но будьте внимательны, играть будем только на «тук-тук-тук», меняя движения, громкость и темп.
Логоритмическая песня «Дятел», сл. и муз. Ю. М. Воробьевой [3],
движения А. В. Лапушкиной
Дятел на суку сидит тук-тук-тук, тук-тук-тук, (стучим перед собой)
Он по дереву стучит тук-тук-тук, тук-тук-тук, (руки подняты вверх)
Червячков он достаёт тук-тук-тук (влево), тук-тук-тук, (вправо)
И себе их в клюв кладёт тук-тук-тук, тук-тук-тук. (влево – вверх – вправо, рисуя солнышко, и обратно, вправо – вверх – влево)
Может тихо он стучать тук-тук-тук, тук-тук-тук, (дальше ложки перед собой)
Может громко он стучать тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Может медленно стучать тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Может громко он стучать тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Дятел весело стучал тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Червячков он доклевал тук-тук-тук, тук-тук-тук,
До-кле-вал. Всё! (Поднимаем ложки вверх и немного разводим руки.)
МР. А теперь я хочу познакомить вас со старинной хороводной игрой на белорусскую народную песню «Перепёлочка».
Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре круга стоит перепелочка. На первом занятии эту роль на себя может взять музыкальный руководитель, который показывает детям движения и поет, на следующих занятиях перепелочкой становится девочка. Перепелочка кружится и машет платочком.
Наша перепелка старенькая стала.
Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,
Ты ж моя родная перепелочка!
(Перепелочка качает головой из стороны в сторону, держится за голову руками.)
А у перепелки болит головка.
Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,
Ты ж моя родная перепелочка!
(Дети повторяют движения перепелочки.)
А у перепелки заболели ножки.
Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,
Ты ж моя родная перепелочка!
(Перепелочка наклоняется, показывая на ножки, дети повторяют за ней.)
А у перепелки маленькие детки.
Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,
Ты ж моя родная перепелочка!
(Перепелочка показывает, какие маленькие у нее детки. Ребята хлопают в ладоши.)
А у перепелки спинка заболела.
Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,
Ты ж моя родная перепелочка!
(Перепелочка держится за спину, дети повторяют за ней и качают головой.)
Поиграй же с нами, перепелка.
Ты ж моя, ты ж моя перепелочка,
Ты ж моя родная перепелочка!
(Дети протягивают к перепелочке руки, дотрагиваются до нее, приглашая её в хоровод)
МР. Ребята, а вы знаете, что пение птиц положительно влияет на здоровье и настроение. Даже есть такая наука – орнитотерапия, изучающая лечебное воздействие пения птиц на человека. Птицы по-разному действуют на человека, пение одних птиц успокаивает, пение других поднимает настроение и помогает заснуть.
Релаксация под запись пения птиц и звуков леса
МР. Ребята, встаньте ровно, расправьте спину и закройте глаза. Дышите ровно и спокойно. Представьте, что вы находитесь в лесу. Вы слышите пение птиц, шелест листвы и шум ручейка. Светит теплое и ласковое солнышко. Вы улыбаетесь солнцу и поднимаете руки пред собой, как будто ловите солнечные лучи. И солнышко захотело с вами поиграть. Солнечные лучики опустились к вам в ноги и побежали вверх, а вы пытаетесь их догнать и обнять, погладить. Вот они согрели ваши стопы, колени, живот, ручки, плечи, шею, голову и остановились около сердца. Вам так хорошо и радостно, ведь внутри вас светит маленькое солнышко. Вы ощущаете прилив сил и энергии. Теперь еще раз потянитесь, улыбнитесь солнышку и открывайте глаза. Теперь день будет для вас обязательно солнечным, добрым и радостным.
МР. Наше занятие подошло к концу. До свидания!
Список литературы:
1. Тютюнникова, Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – М.: АСТ; Астрель, 2000. – 96 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://litvek.com/book-read/469293-kniga-tatyana-eduardovna-tyutyunnikova-uroki-muzyiki-sistema-obucheniya-k-orfa-chitat-online?p=20.
2. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – 2-е изд., перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
3. Воробьева, Ю. М. Песня «Дятел» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2020/09/pesnya-dyatel. – Опубл.: 24.09.2020.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 5-е доп., перераб., – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
Электронные ресурсы:
Лапушкина, А. В. Голоса весеннего леса [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный концерт для детей дошкольного возраста "Фольклорная шкатулка"
Данный концерт был проведен 22 марта 2012 года в МБДОУ ДОД ДШИ №4 г. Ангарска в рамках дошкольной филармонии. основная цель концерта - познакомить детей со звучанием народных инструментов, с раз...

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Детям о Глинке» (Беседа-концерт для детей старшего дошкольного возраста)
Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался ...

«Славный праздник — день Победы». Музыкально-литературный концерт для детей старшей группы.
Цель: продолжать знакомить детей с историей нашей Родины (Великой Отечественной войной); формировать и развивать понимание неразрывной связи с историей Отечества; воспитывать ч...
Музыкальное развлечение в форме концерта для детей средних и старших групп «Музыкальная капель»
Развлечение для детей с использованием музыкальных инструментов...
Птичий концерт
Птичий концерт...

Беседа- концерт для детей подготовительной к школе группы: «М. И. Глинка- основоположник русской музыкальной классики».
Знакомство детей с композитором М.И. Глинкой и его творчеством....
