Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Детям о Глинке» (Беседа-концерт для детей старшего дошкольного возраста)
материал по теме

Фахрутдинова Эльвира Данировна

Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.gost_.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Встречи в музыкальной гостиной.

Тема: «Детям о Глинке»

(Беседа-концерт для детей старшего возраста)

Оформление зала: на центральной стене портрет М.И.Глинки, рядом стоят цветы в вазе. В зале расставлены стенды, на которых размещен иллюстративный материал. Свет в зале приглушен, горят свечи в красивых подсвечниках.

Дети входят в музыкальную гостиную, удобно усаживаются.

        Муз.рук. - Сегодня мы отмечаем не совсем обычный день рождения – день рождения русской классической музыки. Много лет тому назад в городе Санкт0Петербурге в оперном театре была поставлена опера М.И.Глинки на поэму А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила». Весь город съехался на этот спектакль, был там и Александр Сергеевич Пушкин.

Муз. рук. Обращает внимание детей на портреты М.И.Глинки и А.С.Пушкина, размещенные рядом на стенде.

        Муз. рук. – Сейчас мы послушаем музыку, и вы наверное, догадаетесь, почему рядом с портретом композитора Глинки портрет поэта Пушкина. Музыка нам все подскажет.

        Звучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила» (в записи).

М.р. – У лукоморья дуб зеленый;

         Златая цепь на дубе том:

               И днем и ночью кот ученый

            Все ходит по цепи кругом.

 

        Не правда ли. Всем хорошо знакомы эти строки? Ими начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про верную невесту его Людмилу и злого карлика Черномора.

        Звучит «Марш Черномора».

        Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, все починяются его злой силе, а сила та спрятана в бороде!.. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

    Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

               Попарно, чинно, сколь возможно,

  И на подушках осторожно

                                     Седую бороду несет.

        Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает, все ликуют! Пришла пора и нам повеселиться, потанцевать. Приглашаю всех на польку!

        Дети танцуют под «Польку» М.И.Глинки.

        М.р. – Когда Михаил Иванович Глинка был маленьким мальчиком, он тоже любил танцевать. Я расскажу вам о его детстве.

        Михаил Иванович Глинка родился весной, в прекрасную пору цветения природы. Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения. Он рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам.

        Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. Довелось ему побывать во многих чужеземных странах.

        Звучит в аудиозаписи «Попутная песня».

        Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка романса «Жаворонок»

        Звучит в аудиозаписи романс «Жаворонок».

        Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене оперного театра города Санкт-Петербурга прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин», но до сих пор мы слушаем эту ликующую музыку, прославляющую нашу Родину.

        Звучит хор «Славься» в аудиозаписи.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия

Встречи в музыкальной гостиной.

Тема: Сен-Санс «Карнавал животных»

Беседа-концерт для детей старшего возраста.

                                                          Составила: музыкальный

                                                            руководитель 1 категории

                                                      Фахрутдинова Эльвира

                                Данировна

п. Пашия 2009 г.

Оформление зала: в зале расставлены стенды с иллюстративным материалом, портретом композитора Камиля Сен-Санса.

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого французского композитора, пианиста и дирижера Камиля Сен-Санса. Камиль Сен-Санс был очень образованным человеком и кроме музыки очень интересовался зоологией (наукой о животных).

С самого раннего детства будущий композитор любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. И будучи уже известным композитором, Сен-Санс сочинил цикл произведений под названием «Карнавал животных».

Давайте вспомним, что карнавал – это такой праздник, на котором все обязательно должны как-то изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм. Главное, чтобы при этом тебя не узнали.

Карнавал, на который я вас приглашаю, будет необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный.

Начинается карнавал с «королевского марша льва».

 Лев – царь зверей. Он величественен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему «Королевский марш».

Звучит «Королевское шествие льва» в аудиозаписи.

Следующие гости на нашем карнавале – курицы и петух. Куры, перебивая друг друга кудахтают, затем поет любимец курятника – петух.

Я не будильник, но бужу

                                 Я с бородой и в шпорах

       С большою важностью хожу

      И вспыльчив, словно порох.

Звучит пьеса «Куры и петух» в аудиозаписи.

Еще один забавный гость спешит к нам на карнавал:

Рано-рано по утру

           С сумкой скачет кенгуру

Не по магазинам –

    По лугам равнинам.

   Что-же рано по утру

       Носит в сумке кенгуру

Там сидит ребенок

 Рыжий кенгуренок.

Звучит пьеса «Кенгуру» в аудиозаписи.

На карнавале принято шутить и переодеваться. Вот и слониха решила нарядиться балериной и, надев легкую юбочку закружилась в вальсе. В пьесе композитор изображает неловкие движения слонихи, подсмеивается над ней.

Звучит пьеса «Слон» в аудиозаписи.

Улетели лебеди

                                         Севера на юг

   И теряли лебеди

    Белый-белый пух

      То ли пух лебяжий

     В воздухе блестит

     То ли в окна наши

     Белый снег летит.

Следующие гости на карнавале прекрасные лебеди.

Звучит в аудиозаписи пьеса «Лебедь».

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы

Что за дом такой

До краев налит водой.

Что за гости к нам спешат? Это золотые рыбки искрятся и переливаются  в аквариуме.

Звучит пьеса «Аквариум» в аудиозаписи.

Но вот наш карнавал подходит к концу и в веселом стремительном танце, словно проносятся знакомые нам персонажи.

Звучит «Финал» в аудиозаписи.

Так завершает свою «зоологическую фантазию» Камиль Сен-Санс, подаривший нам радость общения с такой чудесной музыкой.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия

Встречи в музыкальной гостиной

«Зимняя дорога»

Комплексно-тематическое  занятие для детей старшего дошкольного возраста

посвященное творчеству Р. Шумана

                                                       Составила: музыкальный

                                                         руководитель 1 категории

                                                   Фахрутдинова Эльвира

                             Данировна  

п.Пашия 2009 г

Оформление: елочки, подсвечники со свечами, маленькие столы, подносы с цветными карточками пастельных тонов, портрет Р. Шумана.

В гостиной зажигаются свечи, под музыку Р. Шумана «Мелодия» дети входят в зал.

М.р.- Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Посмотрите, как здесь красиво! Вы попали в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о зиме. Сегодня здесь будут звучать музыкальные произведения великого немецкого композитора Роберта Шумана. Мы с вами хорошо знаем, что зимняя дорога начинается с далекого холодного Севера. Оттуда прилетают к нам северные ветры и поют свои песни, призывая прийти зиму.

Звучит «Северная песня» Р. Шумана в аудиозаписи.

Разукрасила зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок

Звездочек-снежинок

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга.

Тропы застелите,

Ветви опушите!

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз.

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни:

Жди, в парчу одета,

Нового рассвета!

(М.Пожарова.)

Звучит произведение Р. Шумана «Зима».

М.р. – Вы, наверное, все услышали и поняли, почувствовали, как поэт рассказал о зиме стихами, композитор нарисовал музыкальными звуками зимнюю картину. Попробуйте и вы стать художниками и при помощи разных цветов и их оттенков передать настроение, которое выразил композитор Роберт Шуман в этом произведении.

Звучит пьеса «Зима», дети подбирают карточки с нужным цветом и раскладывают на полу цветовую гамму.

М.р. – Я, вижу, что в своих композициях вы использовали теплые, нежные тона… Вы правы, зима бывает разная. У вас получилась зима тихая. Грустная. Печальная, задумчивая… Но у Роберта Шумана есть еще одно произведение на зимнюю тему совсем другого характера. Послушайте.

Звучит пьеса Р.Шумана «Дед  Мороз».

М.р. – О какой зиме рассказывает нам музыка в этом произведении? (Ответы детей) Да, эта зима холодная, колючая, злая, морозная, с пургой, завыванием северного ветра, сердитая… Композитор назвал эту пьесу «Дед Мороз».

А теперь вспомните, какие стихи про Деда Мороза вы знаете. (Дети рассказывают стихи).

Сейчас я прочитаю вам стихотворение про Деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели.

Встал, сосульками звеня:

«Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня»

Налетели вьюги. Завыли: у-у-у!

В-в-в!

Засвистели: ссс-ссс-ссс!

Ззз-ззз-ззз!

Засионал лес: ммм-ммм.

Застонали дубы: ммм-ммм.

Застонали березки: ммм-ммм.

А Дед Мороз колдует:

«Разыграйтесь, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Все засыплю, занесу!

                       (С. Маршак).

М.р. – А мы мороза не боимся! Вспомните, дети, как весело мы зимой играем в снежки!

Снежные комья летят и мелькают,

Снежные комья лицо залепляют,

Снежные комья глаза нам слепят,

Снежные комья нас всех веселят!

                                 (Е. Алексеева.)

Звучит пьеса Р. Шумана «Охотничья песенка».

М.р. – Вот и закончился наш вечер в музыкальной гостиной, посвященный творчеству Роберта Шумана! До следующих встреч!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия

Встречи в музыкальной гостиной

«Лебединое озеро»

Комплексное занятие для детей подготовительной группы

                                                 Составила: музыкальный

                                                  руководитель 1 категории

                                            Фахрутдинова Эльвира

                     Данировна

п. Пашия 2009 г

Цель: воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу, искусству слова. Развивать воображение, фантазию. Умение воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности. Закрепить знания об  особенностях некоторых шедеврах культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками. Закрепить и уточнить знания о балете.

Материал и оборудование:

Видеофильм «Лебединое озеро». Аудиозапись балета. Отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина. Репродукция картины «Царевна Лебедь» М. Врубеля.

М.р.- Здравствуйте,  дети! Приветствую вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы снова обратимся к замечательной музыке П.И. Чайковского. Какие балеты этого композитора вам известны? Назовите. («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»)  Какие произведения других композиторов посвящены лебедю? («Лебедь» Сен-Санса.) Если вы знаете стихи о лебедях, прочитайте. (Дети читают отрывки из «Сказки о царе Салтане», стихотворение И. Никитина.) Образ чудных белых лебедей был дорог П.И.Чайковскому задолго до того, как он написал музыку к балету «Лебединое озеро». Сначала это был короткий балет для детей, и назывался он «Лебединая песня». Трепетная, окрашенная светлой печалью мелодия, передающая образ лебедей в этом произведении, стала основной темой и в балете «Лебединое озеро». Давайте сегодня еще раз послушаем музыку из этого балета.

 Звучит в аудиозаписи «Вступление».

М.р. – Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?

Дети -  Лебеди превращаются в девушек.

М.р. – Кто же их заколдовал?

Дети – Злой волшебник Филин.

М.р. – Какие чувства передавали девушки в своем танце?

Дети – Боль, печаль, тоску. Они страдали оттого, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.

М.р. – Вы уже учились передавать эти чувства движением. Сегодня же постарайтесь создать свой образ девушек-лебедей, пользуясь в танце еще более выразительными жестами, мимикой.

Звучит «Танец лебедей».

М.р. – Вместе с обаятельными девушками-лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? Какие они? Как танцуют? (ответы детей.)

А теперь представьте, что маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.

Звучит «Танец  маленьких лебедей».

М.р. – Здесь на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же пообещал принц Одетте?

Дети – Поклялся в любви. Обещал спасти от заклятья и вернуть свободу.

М.р. – Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите. (Ответы детей.) Каждый из вас по-своему видит этот образ. Передайте его в танце.

Звучит фрагмент «Одетта».

М.р. – По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с принцем, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает Одетту. Кто же это?

Дети – Одиллия, дочь злого волшебника Филина.

М.р. – Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятья Одетту. Внешне Одиллия очень похожа на Одетту, а какая она по характеру? Расскажите. (Ответы детей.) А теперь передайте ее образ в танце.

Звучит фрагмент «Одиллия».

М.р. – Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник Филин хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло. Посмотрите последнюю сцену из видеофильма «Лебединое озеро»

Дети смотрят финал балета.

М.р. – Видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию. О персонажах балета можно рассказать и с помощью красок, но сначала подумайте, какие краски вы бы подобрали, рассказывая о добром, светлом. И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? (Ответы детей.) Приступайте к рисованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально – тематического занятия ко Дню Победы «По страницам военного альбома» (старший дошкольный возраст)

Конспект музыкально - тематического занятия к великому празднику - Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста....

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника-встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Музыка — Зимы» (для подготовительных групп).

Музыкальная гостиная. Тема: «Музыка Зимы".ЦЕЛЬ: Создавать условие для воспитания чувства любви к природе через музыку, стихи и картины художников.Актуальность темы: Как о зиме рассказывают компо...

СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина.Задачи:1 Обучающие: углубить и расширить при...

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Встречи в музыкальной гостиной (Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста).Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».Программные задачи:- Воспитывать у дете...

Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»

Чувство любви к Родине  закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...