Главные вкладки

    Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Детям о Глинке» (Беседа-концерт для детей старшего дошкольного возраста)
    материал по теме

    Фахрутдинова Эльвира Данировна

    Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muz.gost_.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Встречи в музыкальной гостиной.

    Тема: «Детям о Глинке»

    (Беседа-концерт для детей старшего возраста)

    Оформление зала: на центральной стене портрет М.И.Глинки, рядом стоят цветы в вазе. В зале расставлены стенды, на которых размещен иллюстративный материал. Свет в зале приглушен, горят свечи в красивых подсвечниках.

    Дети входят в музыкальную гостиную, удобно усаживаются.

            Муз.рук. - Сегодня мы отмечаем не совсем обычный день рождения – день рождения русской классической музыки. Много лет тому назад в городе Санкт0Петербурге в оперном театре была поставлена опера М.И.Глинки на поэму А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила». Весь город съехался на этот спектакль, был там и Александр Сергеевич Пушкин.

    Муз. рук. Обращает внимание детей на портреты М.И.Глинки и А.С.Пушкина, размещенные рядом на стенде.

            Муз. рук. – Сейчас мы послушаем музыку, и вы наверное, догадаетесь, почему рядом с портретом композитора Глинки портрет поэта Пушкина. Музыка нам все подскажет.

            Звучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила» (в записи).

    М.р. – У лукоморья дуб зеленый;

             Златая цепь на дубе том:

                   И днем и ночью кот ученый

                Все ходит по цепи кругом.

     

            Не правда ли. Всем хорошо знакомы эти строки? Ими начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про верную невесту его Людмилу и злого карлика Черномора.

            Звучит «Марш Черномора».

            Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, все починяются его злой силе, а сила та спрятана в бороде!.. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

        Безмолвно, гордо выступая,

    Нагими саблями сверкая,

                   Попарно, чинно, сколь возможно,

      И на подушках осторожно

                                         Седую бороду несет.

            Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает, все ликуют! Пришла пора и нам повеселиться, потанцевать. Приглашаю всех на польку!

            Дети танцуют под «Польку» М.И.Глинки.

            М.р. – Когда Михаил Иванович Глинка был маленьким мальчиком, он тоже любил танцевать. Я расскажу вам о его детстве.

            Михаил Иванович Глинка родился весной, в прекрасную пору цветения природы. Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения. Он рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам.

            Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. Довелось ему побывать во многих чужеземных странах.

            Звучит в аудиозаписи «Попутная песня».

            Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка романса «Жаворонок»

            Звучит в аудиозаписи романс «Жаворонок».

            Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене оперного театра города Санкт-Петербурга прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин», но до сих пор мы слушаем эту ликующую музыку, прославляющую нашу Родину.

            Звучит хор «Славься» в аудиозаписи.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия

    Встречи в музыкальной гостиной.

    Тема: Сен-Санс «Карнавал животных»

    Беседа-концерт для детей старшего возраста.

                                                              Составила: музыкальный

                                                                руководитель 1 категории

                                                          Фахрутдинова Эльвира

                                    Данировна

    п. Пашия 2009 г.

    Оформление зала: в зале расставлены стенды с иллюстративным материалом, портретом композитора Камиля Сен-Санса.

    Сегодня мы познакомимся с творчеством великого французского композитора, пианиста и дирижера Камиля Сен-Санса. Камиль Сен-Санс был очень образованным человеком и кроме музыки очень интересовался зоологией (наукой о животных).

    С самого раннего детства будущий композитор любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. И будучи уже известным композитором, Сен-Санс сочинил цикл произведений под названием «Карнавал животных».

    Давайте вспомним, что карнавал – это такой праздник, на котором все обязательно должны как-то изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм. Главное, чтобы при этом тебя не узнали.

    Карнавал, на который я вас приглашаю, будет необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный.

    Начинается карнавал с «королевского марша льва».

     Лев – царь зверей. Он величественен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему «Королевский марш».

    Звучит «Королевское шествие льва» в аудиозаписи.

    Следующие гости на нашем карнавале – курицы и петух. Куры, перебивая друг друга кудахтают, затем поет любимец курятника – петух.

    Я не будильник, но бужу

                                     Я с бородой и в шпорах

           С большою важностью хожу

          И вспыльчив, словно порох.

    Звучит пьеса «Куры и петух» в аудиозаписи.

    Еще один забавный гость спешит к нам на карнавал:

    Рано-рано по утру

               С сумкой скачет кенгуру

    Не по магазинам –

        По лугам равнинам.

       Что-же рано по утру

           Носит в сумке кенгуру

    Там сидит ребенок

     Рыжий кенгуренок.

    Звучит пьеса «Кенгуру» в аудиозаписи.

    На карнавале принято шутить и переодеваться. Вот и слониха решила нарядиться балериной и, надев легкую юбочку закружилась в вальсе. В пьесе композитор изображает неловкие движения слонихи, подсмеивается над ней.

    Звучит пьеса «Слон» в аудиозаписи.

    Улетели лебеди

                                             Севера на юг

       И теряли лебеди

        Белый-белый пух

          То ли пух лебяжий

         В воздухе блестит

         То ли в окна наши

         Белый снег летит.

    Следующие гости на карнавале прекрасные лебеди.

    Звучит в аудиозаписи пьеса «Лебедь».

    В этом домике жильцы

    Все умелые пловцы

    Что за дом такой

    До краев налит водой.

    Что за гости к нам спешат? Это золотые рыбки искрятся и переливаются  в аквариуме.

    Звучит пьеса «Аквариум» в аудиозаписи.

    Но вот наш карнавал подходит к концу и в веселом стремительном танце, словно проносятся знакомые нам персонажи.

    Звучит «Финал» в аудиозаписи.

    Так завершает свою «зоологическую фантазию» Камиль Сен-Санс, подаривший нам радость общения с такой чудесной музыкой.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия

    Встречи в музыкальной гостиной

    «Зимняя дорога»

    Комплексно-тематическое  занятие для детей старшего дошкольного возраста

    посвященное творчеству Р. Шумана

                                                           Составила: музыкальный

                                                             руководитель 1 категории

                                                       Фахрутдинова Эльвира

                                 Данировна  

    п.Пашия 2009 г

    Оформление: елочки, подсвечники со свечами, маленькие столы, подносы с цветными карточками пастельных тонов, портрет Р. Шумана.

    В гостиной зажигаются свечи, под музыку Р. Шумана «Мелодия» дети входят в зал.

    М.р.- Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Посмотрите, как здесь красиво! Вы попали в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о зиме. Сегодня здесь будут звучать музыкальные произведения великого немецкого композитора Роберта Шумана. Мы с вами хорошо знаем, что зимняя дорога начинается с далекого холодного Севера. Оттуда прилетают к нам северные ветры и поют свои песни, призывая прийти зиму.

    Звучит «Северная песня» Р. Шумана в аудиозаписи.

    Разукрасила зима:

    На уборе бахрома

    Из прозрачных льдинок

    Звездочек-снежинок

    Вся в алмазах, жемчугах,

    В разноцветных огоньках,

    Шепчет заклинанье:

    «Лягте, мягкие снега,

    На леса и на луга.

    Тропы застелите,

    Ветви опушите!

    На окошках, Дед Мороз,

    Разбросай хрустальных роз.

    Легкие виденья,

    Хитрые сплетенья.

    Хороводы заводи,

    Взвейся вихрем белым

    В поле поседелом!

    Спи, земля моя, усни,

    Сны волшебные храни:

    Жди, в парчу одета,

    Нового рассвета!

    (М.Пожарова.)

    Звучит произведение Р. Шумана «Зима».

    М.р. – Вы, наверное, все услышали и поняли, почувствовали, как поэт рассказал о зиме стихами, композитор нарисовал музыкальными звуками зимнюю картину. Попробуйте и вы стать художниками и при помощи разных цветов и их оттенков передать настроение, которое выразил композитор Роберт Шуман в этом произведении.

    Звучит пьеса «Зима», дети подбирают карточки с нужным цветом и раскладывают на полу цветовую гамму.

    М.р. – Я, вижу, что в своих композициях вы использовали теплые, нежные тона… Вы правы, зима бывает разная. У вас получилась зима тихая. Грустная. Печальная, задумчивая… Но у Роберта Шумана есть еще одно произведение на зимнюю тему совсем другого характера. Послушайте.

    Звучит пьеса Р.Шумана «Дед  Мороз».

    М.р. – О какой зиме рассказывает нам музыка в этом произведении? (Ответы детей) Да, эта зима холодная, колючая, злая, морозная, с пургой, завыванием северного ветра, сердитая… Композитор назвал эту пьесу «Дед Мороз».

    А теперь вспомните, какие стихи про Деда Мороза вы знаете. (Дети рассказывают стихи).

    Сейчас я прочитаю вам стихотворение про Деда Мороза.

    Дед Мороз проспал в постели.

    Встал, сосульками звеня:

    «Где вы, вьюги и метели?

    Что не будите меня»

    Налетели вьюги. Завыли: у-у-у!

    В-в-в!

    Засвистели: ссс-ссс-ссс!

    Ззз-ззз-ззз!

    Засионал лес: ммм-ммм.

    Застонали дубы: ммм-ммм.

    Застонали березки: ммм-ммм.

    А Дед Мороз колдует:

    «Разыграйтесь, метели!

    Гнитесь ниже, сосны, ели!

    Все, что есть в моем лесу,

    Все засыплю, занесу!

                           (С. Маршак).

    М.р. – А мы мороза не боимся! Вспомните, дети, как весело мы зимой играем в снежки!

    Снежные комья летят и мелькают,

    Снежные комья лицо залепляют,

    Снежные комья глаза нам слепят,

    Снежные комья нас всех веселят!

                                     (Е. Алексеева.)

    Звучит пьеса Р. Шумана «Охотничья песенка».

    М.р. – Вот и закончился наш вечер в музыкальной гостиной, посвященный творчеству Роберта Шумана! До следующих встреч!

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия

    Встречи в музыкальной гостиной

    «Лебединое озеро»

    Комплексное занятие для детей подготовительной группы

                                                     Составила: музыкальный

                                                      руководитель 1 категории

                                                Фахрутдинова Эльвира

                         Данировна

    п. Пашия 2009 г

    Цель: воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу, искусству слова. Развивать воображение, фантазию. Умение воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности. Закрепить знания об  особенностях некоторых шедеврах культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками. Закрепить и уточнить знания о балете.

    Материал и оборудование:

    Видеофильм «Лебединое озеро». Аудиозапись балета. Отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина. Репродукция картины «Царевна Лебедь» М. Врубеля.

    М.р.- Здравствуйте,  дети! Приветствую вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы снова обратимся к замечательной музыке П.И. Чайковского. Какие балеты этого композитора вам известны? Назовите. («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»)  Какие произведения других композиторов посвящены лебедю? («Лебедь» Сен-Санса.) Если вы знаете стихи о лебедях, прочитайте. (Дети читают отрывки из «Сказки о царе Салтане», стихотворение И. Никитина.) Образ чудных белых лебедей был дорог П.И.Чайковскому задолго до того, как он написал музыку к балету «Лебединое озеро». Сначала это был короткий балет для детей, и назывался он «Лебединая песня». Трепетная, окрашенная светлой печалью мелодия, передающая образ лебедей в этом произведении, стала основной темой и в балете «Лебединое озеро». Давайте сегодня еще раз послушаем музыку из этого балета.

     Звучит в аудиозаписи «Вступление».

    М.р. – Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?

    Дети -  Лебеди превращаются в девушек.

    М.р. – Кто же их заколдовал?

    Дети – Злой волшебник Филин.

    М.р. – Какие чувства передавали девушки в своем танце?

    Дети – Боль, печаль, тоску. Они страдали оттого, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.

    М.р. – Вы уже учились передавать эти чувства движением. Сегодня же постарайтесь создать свой образ девушек-лебедей, пользуясь в танце еще более выразительными жестами, мимикой.

    Звучит «Танец лебедей».

    М.р. – Вместе с обаятельными девушками-лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? Какие они? Как танцуют? (ответы детей.)

    А теперь представьте, что маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.

    Звучит «Танец  маленьких лебедей».

    М.р. – Здесь на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же пообещал принц Одетте?

    Дети – Поклялся в любви. Обещал спасти от заклятья и вернуть свободу.

    М.р. – Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите. (Ответы детей.) Каждый из вас по-своему видит этот образ. Передайте его в танце.

    Звучит фрагмент «Одетта».

    М.р. – По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с принцем, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает Одетту. Кто же это?

    Дети – Одиллия, дочь злого волшебника Филина.

    М.р. – Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятья Одетту. Внешне Одиллия очень похожа на Одетту, а какая она по характеру? Расскажите. (Ответы детей.) А теперь передайте ее образ в танце.

    Звучит фрагмент «Одиллия».

    М.р. – Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник Филин хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло. Посмотрите последнюю сцену из видеофильма «Лебединое озеро»

    Дети смотрят финал балета.

    М.р. – Видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию. О персонажах балета можно рассказать и с помощью красок, но сначала подумайте, какие краски вы бы подобрали, рассказывая о добром, светлом. И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? (Ответы детей.) Приступайте к рисованию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

    Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста....

    Сценарий праздника-встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Музыка — Зимы» (для подготовительных групп).

    Музыкальная гостиная. Тема: «Музыка Зимы".ЦЕЛЬ: Создавать условие для воспитания чувства любви к природе через музыку, стихи и картины художников.Актуальность темы: Как о зиме рассказывают компо...

    СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

    Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина.Задачи:1 Обучающие: углубить и расширить при...

    Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

    Встречи в музыкальной гостиной (Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста).Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».Программные задачи:- Воспитывать у дете...

    Музыкальный конкурс «Эх Русь хороша - веселись моя душа» для воспитанников старшего дошкольного возраста южного микрорайона

    Цель: Создание условий для творческого самовыражения дошкольников средствами народной музыки.Задачи:Образовательная:формирование духовной сферы, патриотических чувств;Развивающая:развитие творческой и...

    Сценарий музыкально-тематического занятия с использованием ИКТ технологий в логопедической группе старшего дошкольного возраста «Весна пришла и птицы прилетели»

    Углубить и расширить у детей представления о зимующих и перелетных птицах,воспитывать заботливое отношение к ним, желание помогать. Формировать навыки сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоци...