Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Детям о Глинке» (Беседа-концерт для детей старшего дошкольного возраста)
материал по теме
Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz.gost_.doc | 64.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Встречи в музыкальной гостиной.
Тема: «Детям о Глинке»
(Беседа-концерт для детей старшего возраста)
Оформление зала: на центральной стене портрет М.И.Глинки, рядом стоят цветы в вазе. В зале расставлены стенды, на которых размещен иллюстративный материал. Свет в зале приглушен, горят свечи в красивых подсвечниках.
Дети входят в музыкальную гостиную, удобно усаживаются.
Муз.рук. - Сегодня мы отмечаем не совсем обычный день рождения – день рождения русской классической музыки. Много лет тому назад в городе Санкт0Петербурге в оперном театре была поставлена опера М.И.Глинки на поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Весь город съехался на этот спектакль, был там и Александр Сергеевич Пушкин.
Муз. рук. Обращает внимание детей на портреты М.И.Глинки и А.С.Пушкина, размещенные рядом на стенде.
Муз. рук. – Сейчас мы послушаем музыку, и вы наверное, догадаетесь, почему рядом с портретом композитора Глинки портрет поэта Пушкина. Музыка нам все подскажет.
Звучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила» (в записи).
М.р. – У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Не правда ли. Всем хорошо знакомы эти строки? Ими начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про верную невесту его Людмилу и злого карлика Черномора.
Звучит «Марш Черномора».
Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, все починяются его злой силе, а сила та спрятана в бороде!.. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет.
Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает, все ликуют! Пришла пора и нам повеселиться, потанцевать. Приглашаю всех на польку!
Дети танцуют под «Польку» М.И.Глинки.
М.р. – Когда Михаил Иванович Глинка был маленьким мальчиком, он тоже любил танцевать. Я расскажу вам о его детстве.
Михаил Иванович Глинка родился весной, в прекрасную пору цветения природы. Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения. Он рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам.
Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. Довелось ему побывать во многих чужеземных странах.
Звучит в аудиозаписи «Попутная песня».
Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка романса «Жаворонок»
Звучит в аудиозаписи романс «Жаворонок».
Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене оперного театра города Санкт-Петербурга прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин», но до сих пор мы слушаем эту ликующую музыку, прославляющую нашу Родину.
Звучит хор «Славься» в аудиозаписи.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия
Встречи в музыкальной гостиной.
Тема: Сен-Санс «Карнавал животных»
Беседа-концерт для детей старшего возраста.
Составила: музыкальный
руководитель 1 категории
Фахрутдинова Эльвира
Данировна
п. Пашия 2009 г.
Оформление зала: в зале расставлены стенды с иллюстративным материалом, портретом композитора Камиля Сен-Санса.
Сегодня мы познакомимся с творчеством великого французского композитора, пианиста и дирижера Камиля Сен-Санса. Камиль Сен-Санс был очень образованным человеком и кроме музыки очень интересовался зоологией (наукой о животных).
С самого раннего детства будущий композитор любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. И будучи уже известным композитором, Сен-Санс сочинил цикл произведений под названием «Карнавал животных».
Давайте вспомним, что карнавал – это такой праздник, на котором все обязательно должны как-то изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм. Главное, чтобы при этом тебя не узнали.
Карнавал, на который я вас приглашаю, будет необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный.
Начинается карнавал с «королевского марша льва».
Лев – царь зверей. Он величественен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему «Королевский марш».
Звучит «Королевское шествие льва» в аудиозаписи.
Следующие гости на нашем карнавале – курицы и петух. Куры, перебивая друг друга кудахтают, затем поет любимец курятника – петух.
Я не будильник, но бужу
Я с бородой и в шпорах
С большою важностью хожу
И вспыльчив, словно порох.
Звучит пьеса «Куры и петух» в аудиозаписи.
Еще один забавный гость спешит к нам на карнавал:
Рано-рано по утру
С сумкой скачет кенгуру
Не по магазинам –
По лугам равнинам.
Что-же рано по утру
Носит в сумке кенгуру
Там сидит ребенок
Рыжий кенгуренок.
Звучит пьеса «Кенгуру» в аудиозаписи.
На карнавале принято шутить и переодеваться. Вот и слониха решила нарядиться балериной и, надев легкую юбочку закружилась в вальсе. В пьесе композитор изображает неловкие движения слонихи, подсмеивается над ней.
Звучит пьеса «Слон» в аудиозаписи.
Улетели лебеди
Севера на юг
И теряли лебеди
Белый-белый пух
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит
То ли в окна наши
Белый снег летит.
Следующие гости на карнавале прекрасные лебеди.
Звучит в аудиозаписи пьеса «Лебедь».
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы
Что за дом такой
До краев налит водой.
Что за гости к нам спешат? Это золотые рыбки искрятся и переливаются в аквариуме.
Звучит пьеса «Аквариум» в аудиозаписи.
Но вот наш карнавал подходит к концу и в веселом стремительном танце, словно проносятся знакомые нам персонажи.
Звучит «Финал» в аудиозаписи.
Так завершает свою «зоологическую фантазию» Камиль Сен-Санс, подаривший нам радость общения с такой чудесной музыкой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия
Встречи в музыкальной гостиной
«Зимняя дорога»
Комплексно-тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
посвященное творчеству Р. Шумана
Составила: музыкальный
руководитель 1 категории
Фахрутдинова Эльвира
Данировна
п.Пашия 2009 г
Оформление: елочки, подсвечники со свечами, маленькие столы, подносы с цветными карточками пастельных тонов, портрет Р. Шумана.
В гостиной зажигаются свечи, под музыку Р. Шумана «Мелодия» дети входят в зал.
М.р.- Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Посмотрите, как здесь красиво! Вы попали в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о зиме. Сегодня здесь будут звучать музыкальные произведения великого немецкого композитора Роберта Шумана. Мы с вами хорошо знаем, что зимняя дорога начинается с далекого холодного Севера. Оттуда прилетают к нам северные ветры и поют свои песни, призывая прийти зиму.
Звучит «Северная песня» Р. Шумана в аудиозаписи.
Разукрасила зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок
Звездочек-снежинок
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз.
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
(М.Пожарова.)
Звучит произведение Р. Шумана «Зима».
М.р. – Вы, наверное, все услышали и поняли, почувствовали, как поэт рассказал о зиме стихами, композитор нарисовал музыкальными звуками зимнюю картину. Попробуйте и вы стать художниками и при помощи разных цветов и их оттенков передать настроение, которое выразил композитор Роберт Шуман в этом произведении.
Звучит пьеса «Зима», дети подбирают карточки с нужным цветом и раскладывают на полу цветовую гамму.
М.р. – Я, вижу, что в своих композициях вы использовали теплые, нежные тона… Вы правы, зима бывает разная. У вас получилась зима тихая. Грустная. Печальная, задумчивая… Но у Роберта Шумана есть еще одно произведение на зимнюю тему совсем другого характера. Послушайте.
Звучит пьеса Р.Шумана «Дед Мороз».
М.р. – О какой зиме рассказывает нам музыка в этом произведении? (Ответы детей) Да, эта зима холодная, колючая, злая, морозная, с пургой, завыванием северного ветра, сердитая… Композитор назвал эту пьесу «Дед Мороз».
А теперь вспомните, какие стихи про Деда Мороза вы знаете. (Дети рассказывают стихи).
Сейчас я прочитаю вам стихотворение про Деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели.
Встал, сосульками звеня:
«Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня»
Налетели вьюги. Завыли: у-у-у!
В-в-в!
Засвистели: ссс-ссс-ссс!
Ззз-ззз-ззз!
Засионал лес: ммм-ммм.
Застонали дубы: ммм-ммм.
Застонали березки: ммм-ммм.
А Дед Мороз колдует:
«Разыграйтесь, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Все засыплю, занесу!
(С. Маршак).
М.р. – А мы мороза не боимся! Вспомните, дети, как весело мы зимой играем в снежки!
Снежные комья летят и мелькают,
Снежные комья лицо залепляют,
Снежные комья глаза нам слепят,
Снежные комья нас всех веселят!
(Е. Алексеева.)
Звучит пьеса Р. Шумана «Охотничья песенка».
М.р. – Вот и закончился наш вечер в музыкальной гостиной, посвященный творчеству Роберта Шумана! До следующих встреч!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия
Встречи в музыкальной гостиной
«Лебединое озеро»
Комплексное занятие для детей подготовительной группы
Составила: музыкальный
руководитель 1 категории
Фахрутдинова Эльвира
Данировна
п. Пашия 2009 г
Цель: воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу, искусству слова. Развивать воображение, фантазию. Умение воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности. Закрепить знания об особенностях некоторых шедеврах культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками. Закрепить и уточнить знания о балете.
Материал и оборудование:
Видеофильм «Лебединое озеро». Аудиозапись балета. Отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина. Репродукция картины «Царевна Лебедь» М. Врубеля.
М.р.- Здравствуйте, дети! Приветствую вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы снова обратимся к замечательной музыке П.И. Чайковского. Какие балеты этого композитора вам известны? Назовите. («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро») Какие произведения других композиторов посвящены лебедю? («Лебедь» Сен-Санса.) Если вы знаете стихи о лебедях, прочитайте. (Дети читают отрывки из «Сказки о царе Салтане», стихотворение И. Никитина.) Образ чудных белых лебедей был дорог П.И.Чайковскому задолго до того, как он написал музыку к балету «Лебединое озеро». Сначала это был короткий балет для детей, и назывался он «Лебединая песня». Трепетная, окрашенная светлой печалью мелодия, передающая образ лебедей в этом произведении, стала основной темой и в балете «Лебединое озеро». Давайте сегодня еще раз послушаем музыку из этого балета.
Звучит в аудиозаписи «Вступление».
М.р. – Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?
Дети - Лебеди превращаются в девушек.
М.р. – Кто же их заколдовал?
Дети – Злой волшебник Филин.
М.р. – Какие чувства передавали девушки в своем танце?
Дети – Боль, печаль, тоску. Они страдали оттого, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.
М.р. – Вы уже учились передавать эти чувства движением. Сегодня же постарайтесь создать свой образ девушек-лебедей, пользуясь в танце еще более выразительными жестами, мимикой.
Звучит «Танец лебедей».
М.р. – Вместе с обаятельными девушками-лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? Какие они? Как танцуют? (ответы детей.)
А теперь представьте, что маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.
Звучит «Танец маленьких лебедей».
М.р. – Здесь на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же пообещал принц Одетте?
Дети – Поклялся в любви. Обещал спасти от заклятья и вернуть свободу.
М.р. – Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите. (Ответы детей.) Каждый из вас по-своему видит этот образ. Передайте его в танце.
Звучит фрагмент «Одетта».
М.р. – По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с принцем, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает Одетту. Кто же это?
Дети – Одиллия, дочь злого волшебника Филина.
М.р. – Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятья Одетту. Внешне Одиллия очень похожа на Одетту, а какая она по характеру? Расскажите. (Ответы детей.) А теперь передайте ее образ в танце.
Звучит фрагмент «Одиллия».
М.р. – Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник Филин хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло. Посмотрите последнюю сцену из видеофильма «Лебединое озеро»
Дети смотрят финал балета.
М.р. – Видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию. О персонажах балета можно рассказать и с помощью красок, но сначала подумайте, какие краски вы бы подобрали, рассказывая о добром, светлом. И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? (Ответы детей.) Приступайте к рисованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально – тематического занятия ко Дню Победы «По страницам военного альбома» (старший дошкольный возраст)
Конспект музыкально - тематического занятия к великому празднику - Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста....
Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».
Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий праздника-встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Музыка — Зимы» (для подготовительных групп).
Музыкальная гостиная. Тема: «Музыка Зимы".ЦЕЛЬ: Создавать условие для воспитания чувства любви к природе через музыку, стихи и картины художников.Актуальность темы: Как о зиме рассказывают компо...
СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина.Задачи:1 Обучающие: углубить и расширить при...
Аналитический анализ диагностики: влияния музыкально-театрализованной деятельности, на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей старшего дошкольного возраста (2015-2016гг.)
Аналитический анализ диагностики...
Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».
Встречи в музыкальной гостиной (Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста).Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».Программные задачи:- Воспитывать у дете...
Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...