Главные вкладки

    Звук и буква А
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

     

    Презентацию к занятию можно скачать здесь http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/48b53787583313e1abdb06c5fd1173ce2/KPD_KDO_SalamatinaAA_KonkursMM4.rar.rar.html

    Задачи.

    Коррекционно-обучающие:

    • познакомить с буквой и звуком «А» и их отличительными признаками;
    • учить давать характеристику гласному звуку;
    • выделять звук голосом, определять место звука в слове;
    • писать печатную букву «А».

    Коррекционно-развивающие:

    • способствовать развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха через игры «Сигнальщики»,  «Кто внимательный», «Четвертый лишний», «Где спрятался звук»;
    • развивать зрительное восприятие через зрительную гимнастику и игру «Найди и обведи все буквы «А»;
    • память  и речь через полные ответы на вопросы по стихотворению  и запоминание слов со звуками «А», которые встретятся в тексте;
    • внимание и логическое мышление через дидактические игры;
    • моторику через написание и обводку буквы «А», и физминутку.

    Коррекционно-воспитывающие:

    • воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

     

    Словарь.  Звук, буква, речевой, неречевой, гласный.

     

    Оборудование.

    Демонстрационный материал:

    • Презентация «В стране бук и звуков» № 1.

    Раздаточный материал:

    • игра Сигнальщики – карточки (см. приложение 1)
    • красный карандаш;
    • карточка – напиши букву (см. приложение 1);
    • карточка – найди и обведи все буквы «А» (см. приложение 1);
    • карточка – обведи картинки, в словах которых есть звук «А» (см. приложение 2)
    • игра «Где спрятался звук» (см. приложение 2), красный квадрат.

    ТСО:

    • ноутбук,
    • экран;
    • проектор.

    Интеграция образовательных областей.

     

    Методические приемы


    Ход занятия.

    Организационный момент.

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуйте, мои друзья!

    Всех вас рада видеть я!

    Слайд 1.

    Характеристика звуков.

    Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

    Слайд 2 – 10.

    Сигнальщики.

    Медведь с ежиком хотят проверить запомнили ли вы какие бывают звуки и предлагают поиграть в игру сигнальщики. Если вы слышите речевой звук, вы поднимаете карточку с изображением феи, а если звук не речевой, вы поднимаете карточку с изображением ежика (см приложение 1). Во время игры педагог интересуется, почему ребята подымают именно эту карточку.

    Знакомство со звуком «А».

    Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы  обозначаем красным квадратом.

    Дыхательное упражнение

    Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук «А» широко открыв рот, сначала тихо, А…, затем громко, А…. Повторить 4-5 раза

    Какие звуки называют гласными?

    Звуки, которые мы можем петь, как называются?

    Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

    Слайд 11.

    Составление предложений по опорным картинкам.

    Устали, давайте немного отдохнем и вспомним, какое сейчас время года?

    Дети:Осень.

    Педагог:А почему вы так думаете?

    Дети:На улице холодно, птицы собираются в стаи, листья желтеют, день становится короче.

    Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели» Е. Благинина

    Педагог:Давайте мы с вами поиграем в игру «Улетают, улетели».

    Скоро белые метели                                          Вращают кисти рук

    Снег подымут от земли.                                    Опускают кисть руки и подымают

    шевеля пальчиками

    Улетают, улетели,                                             Большие пальцы соединяют

    Улетели журавли!                                             остальными машут, как крыльями

    Не слыхать кукушки в роще,                                    Ладони ставят за ухо и

    поворачивают голову в стороны

    И скворечник опустел.                                               Кончики пальцев соединяют

                                                                                                  изображая крышу дома

    Аист крыльями полощет –                               Большие пальцы соединяют

    Улетает, улетел.                                                остальными машут, как крыльями

    Лист качается узорный                                              Ладони соединяют и наклонят их

    в стороны

    В синей луже на воде.                                       Ладони присоединяют ребром

    друг к другу, ладошками вверх

    Ходят грач с грачихой черные                        Указательный с средний пальцы

    В огороде, по гряде.                                         шагают по столу

    Осыпаясь, пожелтели                                       Пальцы в разные стороны,

    большие пальцы крест на крест

    Солнца редкие лучи                                          Пальцы соединяются и

    опускаются

    Улетают, улетели,                                             Большие пальцы соединяют

    Улетели и грачи.                                                        остальными машут, как крыльями

    О каких птицах говорится в стихотворении?

    Дети:В стихотворении говорится о граче, скворце, кукушке, журавле и аисте.

    Педагог:Название какой птицы начинается со звука «А»?

    Дети:Аист начинается со звука «А».

    Слайд 12

    Кто внимательный

    Аист хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный». Послушайте внимательно стихотворение и запомните все слова со звуком «А», которые вы услышите.

    Аист азбуку учил,

    И пятерку получил.

    И сегодня без подсказки,

    Сам себе читает сказки.

    Какие слова со звуком «А» вы услышали и запомнили? При необходимости педагог читает стихотворение второй раз.

    Давайте вспомним, о ком говорилось в стихотворении?

    Что делал аист?

    Что получил аист?

    Чему научился аист?

    Физминутка «Аист»

    Дети  вместе с педагогом шагают, высоко поднимая ноги, руки на поясе.


    Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу!

    Аист бодро отвечает:

    - Топай правой ногой,

    Топай левой ногой,

    Снова – правой ногой,

    Снова – левой ногой,

    Потом – правой ногой,

    Потом – левой ногой,

    Вот тогда придешь домой.


    Слайд 13

    Интерактивная игра «Четвертый лишний»

    Ребята, аист предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся в стране букв и звуков.

    Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.

    Дети:Лишняя картинка зонт, потому что арбуз, автобус и апельсин начинаются со звука «А», а зонт, со звука «З».

    Слайд 14

    Педагог:На этой карточке нарисованы: ананас, часы, волк, бабочка.

    Дети:Лишняя картинка волк, потому что в словах ананас, часы, бабочка есть звук «А», а в слове волк, его нет.

    Слайд 15

    Самостоятельная работа «Найди и обведи».

    Аист приготовил для вас еще одно задание. Обведите на карточках картинки, в словах которых есть звук «А» (см приложение 2). Дети выполняют задание самостоятельно, после чего идет проверка на экране.

    Слайд 16

    Где спрятался звук?

    Ребята сорока тоже хочет с вами поиграть, она очень любит играть в игру «Где спрятался звук?». Если в слово начинается со звука «А», то она берет красный квадратик в клюв. Аааааарбуз

    Если звук «А» находится в середине слова, то квадратик сорока берет крылышком. Баааааант.

    А если слово заканчивается звуком «А», то она держит его на хвостике. Кошкааааа.

     Слайд 17 - 19

    Самостоятельная работа детей с проверкой на экране. Карточки для игры (см приложение 2)

    На что похожа буква «А».

    У всех речевых звуков есть символическое обозначение БУКВА. Звуки мы слышим, и произносим, а буквы мы видим и пишем. А сейчас садитесь поудобнее, я познакомлю вас с буквой «А».

    А шагает по дорожке,

    Широко расставив ножки.

    Буква может убежать,

    Надо ножки ей связать.

    Слайд 12

    А вдруг в горку превратилась

    И тихонько покатилась.

    Слайд 13

    Как запомнить букву эту?

    А похожа на ракету.

    Отправляется в полет,

    Да и нас с собой зовет.

    Слайд 14 - 16

    Показ написания буквы «А»

    Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

    Напиши букву «А»

    Ребята, а сейчас попробуйте сами написать букву «А» по клеточкам (см приложение 1).

    Слайд 17

    Зрительная гимнастика «Веселая буква».

    Ребята буква «А» хочет снами поиграть, кувыркаться и перемещаться, прямо как акробат в цирке. Давайте внимательно последим глазками за нашей буквой.  Дети наблюдают за появлением буквы и её перемещением на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за буквой, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. Теперь им надо отдохнуть, поморгайте глазками (3 сек), закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.

    Слайд 18 - 19

    Найди и обведи все буквы «А»

    А сейчас возьмите красный карандаш и обведите все буквы «А», которые вы видите на листочке (см приложение 1). После выполнения задания дети проверяю себя на экране.

    Слайд 29.

    Итог занятия.

    О каком звуке и букве мы сегодня говорили. Что показывает нам мишка? Давайте вспомним, букву мы …, а звук …  Звук «А» это какой звук? Каким цветом мы его обозначаем?  Молодцы вы сегодня справились со всеми заданиями, многое узнали, а что вам особенно запомнилось?

    Ну вот и пришла пора возвращаться, в следующий раз мы еще отправимся в страну букв и звуков за новыми знаниями, а сейчас до свидания.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

    Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

    Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

    Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

    Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

    Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

    Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

    методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

    Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

    Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

    презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

    Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

    Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

    Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....