Занятие по обучению грамоте: "Дифференциация В-Ф."
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

ЗАНЯТИЕ

Тема: [в], [вь]-[ф], [фь]; буквы В-Ф.

ВОРОН и ФИЛИН.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

     — учить дифференцировать звуки по звонкости-глухо­сти, твердости-мягкости в слогах, словах и предложени­ях;

     —учить дифференцировать буквы В-Ф при чтении и на письме;

Коррекционно-развивающие:

       — развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

     — упражнять составлять слова из букв

     — формировать навык чтения и письма;                       

.    — развивать фонематические процессы.

     — упражнять в употреблении предлогов

     — упражнять в  определении места звука в словах;

     — развивать зрительное восприятие;

Коррекционно-воспитательная:

     —  развивать навыки самоорганизации и контроля;

     — воспитывать желание приходить на помощь.

 

Оборудование: карточки для чтения слов, карандаши.

 

Ход занятия

1.      Организационный момент.

Дидактическая игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

                             пара — фара                       плот— флот

                            бантик — фантик                вены — фены

                            вата — фата                         норма — форма

                            марш — фарш

б) Измени третий звук в слове:

                             косточка — кофточка       каштан — кафтан

                             пудик — пуфик                 каре — кафе

                             лист — лифт                      арка — арфа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_v-f.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: [в], [вь]-[ф], [фь]; буквы В-Ф.

ВОРОН и ФИЛИН.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

     — учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости в слогах, словах и предложениях;

     —учить дифференцировать буквы В-Ф при чтении и на письме;

Коррекционно-развивающие:

       — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

     — упражнять составлять слова из букв

     — формировать навык чтения и письма;                        

.    — развивать фонематические процессы.

     — упражнять в употреблении предлогов

     — упражнять в  определении места звука в словах;

     — развивать зрительное восприятие;

Коррекционно-воспитательная:

     —  развивать навыки самоорганизации и контроля;

     — воспитывать желание приходить на помощь.

Оборудование: карточки для чтения слов, карандаши.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Дидактическая игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

                             пара — фара                       плот— флот

                            бантик — фантик                вены — фены

                            вата — фата                         норма — форма

                            марш — фарш

б) Измени третий звук в слове:

                             косточка — кофточка       каштан — кафтан

                             пудик — пуфик                 каре — кафе

                             лист — лифт                      арка — арфа

 2.        Развитие общей моторики. Координация речи с движением.

     Дети перекидывают мяч друг другу в одну сторону, называя при этом слово со звуком [в], в обратную - со звуком [ф].

3.        Развитие мимических мышц. Самомассаж.

4.        Развитие артикуляционной моторики. 

Открыть – закрыть рот (удержать под счёт).

Челюсть вперёд – назад, вправо – влево.

Показать нижние зубы, затем верхние.

Улыбка – коснуться нижней губой верхних зубов.

“Вкусное варенье”.

5.  Дыхательная гимнастика:

     Понюхать цветок: медленный вдох и выдох – счёт до 5.

6.  Голосовые упражнения:  «Скажи «О» по-разному» (изменение тембра голоса).

     Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:

«О», — удивилась мама; «О», — стонет бабушка; «О», — поет певица; «О», — потягивается папа; «О», — кричит охотник в лесу.

«У», — гудит пароход; «У», — дудит дудочка; «У», — плачет мальчик.

7.    Объявление темы занятия. 

     Однажды, на закате дня встретились Учёный Ворон и Мудрый Филин.  Встретились и поспорили, кто из них самый умный  и самый рассудительный. И так расшумелись, что испугали всех лесных жителей.  Собрались лесные обитатели на совет, и решили: кто выполнит все задания, тот и будет самым умным.

Птицы попросили у нас помощи. Поможем?

     —Какая первая буква в слове «Ворон».

     —Какая первая буква в слове «Филин».

Дети делятся на две команды «В», «Ф».

1. Задание: «Слово рассыпалось»

     Каждая команда составляет название своей команды из набора букв. В - Ворон Ф – Филин

 — Дать характеристику звуков [в],  [ф];.

[в] – согласный, звонкий, твердый.

[ф] – согласный, глухой, твердый.

     — Чем похожи эти звуки и чем отличаются?

2. Задание

   — Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [ф] –[в]. На слова со звуками [в], [вь] – топаете, со звуками [ф], [фь] – хлопаете.

     - ф, к, ф, м, в, ф, и т. д.

     - во, по, фи, но, ву, фы и т.д.

     - Ведра, весна, ветер, время, цифра, туфли, нефть, шофер, корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона.

3. Задание

Дифференциация звуков в слогах.

     — Запомните и повторите песню ветра и зайца:

                                            фе — фе — ве — ве

                                            фу — ву —фу — ву

                                            во — фо — фо—во

                                            ва — ва  —ва —фа — фа — фа

                                            вла — вло — влу — фла — фло – флу

4. Задание

Дифференциация звуков [в], [вь] — [ф], [фь] в словах.

     —Замените в слове звук [ф] на [в].

Фаня – Ваня

Вены – фены

Фаза – ваза

Ворс – форс

Феня – Веня

Вон – фон

Фраки – враки

Вата – фата

Софа-сова

4. Задание

Дифференциация звуков [в], [вь] — [ф], [фь] в предложении.

     —Произнесите отчетливо: Наш Филат не бывает виноват. Когда так говорят?

 5. Задание

 «Добавь слог».

сли . .

тык . .

кана . .

заба . .

бук . .

хал . .

остро . .

шка . .

гра . .

шар . .

голь . .

жира . .

штра . .

телегра .

 6. Задание

«Придумай новое слово» (предлоги на, к, перед, за, около, у).

Ветка (на, к, перед, за, около, у).

Фонарь (на, к, перед, за, около, у).

7. Задание

Логопед читает ребенку стихотворение И. Токмаковой и просит исправить в нем ошибки:

Носит одуфанчик

Желтый сараванчик.

8. Задание

«Спрятанные слова.»

     — Я назову длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова.

ШТУЧКА, ГРИБОЧКИ, ЧЕЛНОЧКИ, СЛУЧАЙНОСТЬ, БЕЛОРУЧКА,

ПОЛУЧКА

9. Задание

 «Лишнее слово».

     — В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф. Найдите «лишнее» слово, подчеркните его и объясните почему?

Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.

Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.

.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.

10. Задание

Разгадывание кроссворда.

 Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

За водой идут –
Песни звонкие поют.
А назад идут –
Слезы льют.
(Ведра)

Водитель автомобиля. (Шофер) 

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)

Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)

По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер)

Обувь. (Туфли)

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(Время)

Знак, обозначающий число. (Цифра)

11. Задание

Игровое упражнение «Составьте новые слова»:

а) из слова фата сделать слово ваза

фата

вата

ваза

б) из букв слова фотография составить новые слова (фотограф, фото, гора, рот, граф, тигр, торг, игра, Рита, тир, рога, гори, горит, Ира, рота, гиря).

12. Задание

     — Прочитайте предложения и закончите их, выбрав подходящее слово. Объясните значение слов.

НА ДОМАХ РАЗВЕВАЛИСЬ ...(ВЛАГИ, ФЛАГИ)

НА ПОЛЯХ ДОСТАТОЧНО…(ВЛАГИ, ФЛАГИ)

13. Задание

     — А сейчас мы проверим, как птицы знают мир людей. Из предложенных слов нужно выбрать те, которые обозначают профессии людей. Назвать первый звук в этих словах:

фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист, велосипедист, винодел, вертолетчик, фломастер, ворона, воспитатель, виноградарь, фигурист.

8.        Итог занятия.

Какие звуки мы  различали с умными птицами? А теперь давайте подсчитаем, у какой птицы больше очков..  Оказывается, вы помогли птицам набрать одинаковое количество очков и выбрать из них самого умного  и самого рассудительного мы не сможем. А птицы, чтобы им больше не ссориться, решили, что Мудрый Филин будет бодрствовать ночью, а Учёный Ворон днем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Дифференциация И-Ы".

ЗАНЯТИЕ Тема: Звуки [ы]-[и] Коррекционно-образовательные:      — закрепить знания о звуках [и], [ы];      — уточнить их артикуляцию; ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]».

Тема: Школа молодого бойца.Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:обучение умению различать на сл...

Конспект заняти по обучению грамоте " Дифференциация звуков З-С.Сказка " настоящие друзья"

Все учебные задания данного занятия с использованием интерактивных технологий....

"Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »

Конспект проведения занятия по обучению грамоте«Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »...

Занятие по обучению грамоте "Дифференциация звуков [с] и [ш]"

Занятие по обучению грамоте "Дифференциация звуков [с] и [ш]". (по Н.В. Нищевой)...

Конспект занятия по обучению грамоте "Дифференциация звуков Л-Ль"

Конспект занятия по дифференциации звуков Л-Ль...

Занятие по обучению грамоте «Дифференциация звуков [т], [п], [н] в словах»

Занятие по обучению грамоте "Дифференциация звуков  [т], [п], [н] в словах" (по Нищевой Н.В.)...