Звук и Буква "З"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Макарова Елена Михайловна 1977г.р.

открытое занимательное занятие по подготовке к обучению граммоте. для воспитателей и логопедов детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_z.odt17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква «3»

Цели:

•   уточнить произношение звуков [з], [зь] в изолированном виде, словах, фразах;

•    развивать слуховое внимание, память;

•   развивать мелкую моторику;

•   артикуляционная гимнастика, сопряженная гимнастика:

•   лексика; родственные слова, «назови ласково»;

•   развитие фонематического слуха и восприятия «Добавь звук»;

•   развитие графомоторных навыков.

Оборудование:

заяц - марионетка, открытка с изображением зубра, мяч, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия.

Ι Вводная часть.

Угадайте, кто к нам сегодня придет в гости.

Это зверь лесной,

Меняет шубу зимой

Летом серый, зимой белый

Угадайте кто такой?

Для чего он меняет цвет своей шубки?

Давайте вспомним родственные слова.

Назовем зайца ласково: зайка, зайчик, зайчишка, заинька.

Заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок      (Загибают пальчики, начиная с большого.

В заячьей избе живут,                           Складывают ладони «крышей».

Заячью еду грызут.                               Пальцы - «зубки».

Какая зимой еда у зайцев? Что они едят зимой?

Зайчики кору грызут,

Грызунами их зовут.

ΙΙ Сопряженная гимнастика

Текст

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

  1. В холодный зимний вечер сел зайчик на пенёк, стал вспоминать о лете.

Кулачок  - пенёк

Ушки зайца – вверху 2 пальца

«Лопаточка»

  1. Летом вода в ручейке веселая, по камушкам бежит, весело журчит.

Волнообразные движения сцепленными пальцами

«Индюк»

Бл-бл-бл…

  1. А зимой твердая, превращается в лед.

Стучат кулачками

«Лошадка»

цокают языком

  1. Стал зайчик замерзать, задрожал.

Пальчики – ушки дрожат

«Заборчик»

З-з-з…..

  1. Вдруг что-то зашумело, засвистело… Спрятался заяц за пенек.

«Уши» вверх – за кулачок

«Дятел»

Д-д-д…

  1. Стал заяц по сторонам оглядываться

Опускаем «ушки» из-за кулачка вправо – влево.

«Часики»

  1. Посмотрел вверх-вниз

Поднимают «головку»

Зайчика вверх, опускают вниз

«Качели»

  1. Понял заяц, что это ветер. По низу дует – свистит.

Расслабляющие движения пальцев по столу «пробегают»

«Улыбка»

С-с-с…

«Желобок»

  1. Вверху – деревья качает, ветвями шуршит.

Руки вверх, плавные движения из стороны в сторону.

«Парус»

Ш-ш-ш…

  1. Понял заяц, что ему ничего не угрожает, стал прыгать, песенку петь.

«Прыжки» пальцев по столу.

«Пианино»

Ла-ла-ла…

стало ему весело и тепло.

Когда зайчик замерзал, какой звук произносил?

(полный ответ) ...[з]

Когда это было?

                          Заяц замерзал зимой.

Какой звук повторяется? Как он звучит?

Подарим картинки Зиме и Зайцу.

 ΙΙΙ Игра с мячом «Добавь словечко».

Слушаем внимательно,

Играем увлекательно.

Мячик я бросаю.

Фразу называю.

 Кто мячик получает,

Тот словечко добавляет

И всю фразу повторяет.

1. Летом жарко, а зимой...

2. Летом день длинный, а зимой...

3. Летом вода жидкая, а зимой...

4. Летним вечером светло, а зимним...

5. Летом солнце высоко, а зимой...

6. Летний ветерок слабый, а зимний...

IVДинамическая пауза.

Зайцы скачут!

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться

Два - нагнуться, потянуться

Три - в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

V Сказки "Зима и Зайцы" Пальчики помогут запомнить сказку.

Замела Зима, завьюжила,

Занавесила все кружевом.

Метут по столу вправо-влево, движения ладоней по кругу «занавесочка».

Заросли в лесу заснежила,

Запросили зайцы вежливо

«Ушки».

Замерзаем, извини,

Ты, Зима, нам помоги!

«Дрожат» ушки-пальчики.

И сказала им Зима

Помогу я вам, друзья!

Сжимают – разжимают кулачки.

Ладонь обнимает другую.

Но и вы  мне помогите,

Задачу для меня решите.

Грозят указательным пальцем.

Прислал загадку Зубр Захар.

Кулачок, указательный палец и мизинец подняты, немного согнуты.

Слова в записке написал

Показывают прямую вытянутую ладонь.

Этих слов не поняла я

Этих слов совсем не знаю.

Левая ладонь вправо-влево,

правая ладонь – вправо-влево

Убы, айцы, аросли,

Онтик, амок, аписи.

Соединяют Б.П. с остальной левой рукой правая рука

Заяц Знайка подсказал,

Он слова эти узнал

«Ушки».

Зубр, когда это писал,

Первую букву потерял.

«Голова зубра»

Указательный палец вверх «один»

Буква эта твоя и моя

«З» зовут её, друзья!

Ладошки сгибают вперед – к себе.

Складывают «з» из палочек.

VI Вопросы к сказке.

1.   Как называется?

2.   Почему зайцы стали замерзать?

       Что сделала зима?

Замела Зима, завьюжила.                     Движение пальцев.

Занавесила все кружевом.                       Дети повторяют по 2 строчки.

3.  О чем попросили Зайцы Зиму?

     Замерзаем, извини,

     Ты, Зима, нам помоги!

4.  Кто прислал загадку Зиме? Как его зовут?

Прислал загадку зубр Захар,

 Слова в записке написал.

5.  Какую букву забыл написать Зубр Захар?

6.  Почему Зайчик сказал Зиме, что это буква твоя и моя?

VII Фонематический слух

Давайте с вами поиграем,                  Мяч катают по столу.

Будем «з» к словам прибавлять,

Будем зиме помогать.

«Убы», «айцы», «аросли», «онтик», «амок», «аписи», «авиток», «авод», «агадка», «адача», «анятие», «аколка», «анавес», «абор», «убр», «акладка».

VIII Буква «3».

Буква «3» - 2 завитка

Ладошки ты согни слегка.

                Руки мы соединяем.

                Правую над левой располагаем.

                Букву 3 теперь мы знаем,

В какую сторону смотрит буква «3»

 Ответ.

2. Нарисовать в воздухе букву 3.

IX Творческое воображение

Сказка закончилась, а мы  так и не узнали, помогла Зима зайцам или нет. Как вы думаете, чем зима могла помочь зайцам?

 Ответы.

Зима сугробов намела.         Руки в «замок», ладони соединяют над

Зайцам сделала дома.           Головой – «крыша», одна ладонь – в кольцо,

 Вот заячьи избушки                    другая прикрывает кулачки.

В них зайцы прячут ушки.

X Графомоторные навыки.

Заячьи избушки из сугробов: рисование полукругов и кругов.

Печатать букву «3».

XI  Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...