Цикл НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Ткач Людмила Вячеславовна

Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка

«СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ  [д, д`]. БУКВА  Д, д»

/Конспект занятия по обучению грамоте

 в подготовительной к школе группе/

Воспитатель (специалист)

по развитию речи

Ткач Л.В.

г. Мытищи, 2010 г.


Программное содержание:

- познакомить детей с согласным звуком [д ];

- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ д, д`];

- познакомить со звонким согласным звуком  [д ];

- познакомить с буквой  Д;

- учить называть слоги-слияния с буквой Д;

- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;

- развивать пространственное видение;

- продолжить знакомство со сказками, загадками;  

- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и

  аккуратность в работе.

Оборудование:

алфавит; предметные картинки – «Лиса», «Мальчик»; наборы букв; дидактические таблицы; тетради для печатания; указка.

Ход   занятия

I.   Актуализация   знаний

- Ребята, мы отправляемся в страну АБВГДейку. А чтобы путешествие запомнилось и все получилось,  давайте вспомним наши правила: внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

  1. Игра «Угадай-ка»

Букв не знали мы сначала.

Мама сказки нам читала.

А теперь читаем сами.

Подружились буквы с нами.

- Назовите ваши любимые сказки.

- Отгадайте загадку и назовите сказку.

  1. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»

Лиса из сказки «Заюшкина избушка»

Демонстрация картинки.

     2.  Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова «лиса»

- Послушайте слово: лиса.

- Сосчитайте слоги хлопками.

- Сколько слогов получилось?

- Как узнать,  сколько слогов в слове не хлопая в ладоши? ( Правило)

- Назовите 1-ый слог; 2-ой слог.

- Назовите гласные. Сколько их?

- Назовите согласные. Сколько в этом слове согласных?

- Сколько всего звуков в слове «лиса»?

- Назовите все звуки по порядку.

II. Новый   материал

     Дети садятся за столы

  1. Фонетическая   зарядка

- Отгадайте загадку, которую  приготовил вам Зяма.

Демонстрация картинки.

Вычленение звука [д]. 

2.  Артикуляция   звука    [д]

- Произнесите вместе звук [д].

- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов.  (Ответы детей)

- Когда мы произносим звук [д] кончик языка стучит по бугоркам за верхними  зубами.

3. Звук   [д]  согласный

 - Произнесите еще раз:  [д-д-д].

 - Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук

        [д]?    (язык, зубы)

 - Значит,  какой это звук?  (Согласный)

4. Звук   [д]  звонкий

- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [д]?  (С  голосом)

- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.  

    Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко?  (Да)

 - Значит,  какой это звук: глухой или звонкий?   (Звонкий)

5. Звук   [д]  может быть твердым или  мягким

- Ребята,  Зяма  приготовил нам еще загадку?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.  

                                                          (Дождь)

- Назовите первый звук в слове «дождь»?   ( [д])

- А последний звук?    ([д`])

- Сравните звуки -   [д], [д`]? 

- [д ] –  какой?     (Твердый)

- А  - [д`]?      (Мягкий)

- Каким же может быть звук  [д]?    (Твердым или мягким)

- Сделайте вывод: что мы узнали  о звуке [д]?

  Вывод:  звук [д]  - согласный, звонкий, может быть твердым или  мягким.

     6. Игра  «Где  живет  звук»

– Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине или в конце слова он стоит.

III. Физминутка

Мы активно отдыхаем

То встаем, то приседаем -

Приседание

1-2-3-4-5

Вот как надо отдыхать!

Головой теперь покрутим -

Вращение головой

Лучше мозг работать будет.

Вертим туловищем бодро -

Вращение туловищем

Это тоже славный отдых.

Отдохнули – и за дело,

Дети садятся на стульчики

Снова мы на стульчик сели.

  1. Знакомство  с  буквой  Д

1. Демонстрация   буквы  Д

  Воспитатель показывает букву Д.

 - Ребята, в этой букве живет звук [д].

  На наборном полотне выставляем букву Д.

 - В какое платьице оденем букву Д?      (В синее)

 - Почему?            ( Это буква согласного  звука)

2.  Рассматривание  буквы  Д

 - На что она похожа?       (Ответы детей)

3. Показ  буквы Д пальцами

4.  Место   буквы   Д  в   алфавите

  -Найдите букву Д в алфавите.

       ( Дети  у доски показывают букву Д)

V.  Игра «Дружба звуков»

   1.  Наборы букв на столах у детей

- Выложите буквы гласных звуков.

- Под ними положите буквы согласных звуков.

- Найдите букву Д. Положите ее перед собой.

- Мы продолжаем побеждать Змея Горыныча и учим звуки дружить,

   чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО».

   Напоминаю. Произносим сразу по два  звука!

        2. Чтение слогов-слияний

 - Положите рядом  с буквой Д букву А.

 - Пусть звук [д]  перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с [а]. 

 - Назовите слог?        (ДА)

 - Замените букву А, буквой У.

 - Пускай подружатся звуки  [д] и  [у].

 - Что получится?        (ДУ) 

      Аналогично проводится работа с изученными гласными.

3.  Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова «Дима».

- Выложите слово из звуков, которые я назову: [д, и, м, а ]

- Какое слово получилось?

Выполняется слоговой и звуковой анализ

VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»

  1. Игра «Кто внимательный»

Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.

     - Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь Д.

  1. Игра с Зямой

- Катаемся на лифте вместе со мной и Зямой.

итаем слоги по вертикали. Спустимся в лифте сверху домика «А» вниз без остановок (домик буквы «А» — это колонка слогов в таблице на букву «А»).

VII. Физминутка

VIII.  Печатание букв Д, д

  1. Написание  буквы  Д в воздухе под счет
  2. Работа в тетрадях по печатанию

Организационный момент (положение тетрадей, положение карандаша в пальцах руки, посадка).

- Назовите предмет в верхнем левом углу страницы?

- Какой звук слышим в начале слова?

- Какая буква написана в правом верхнем углу?

      3. Работа по клеточкам

- Обведите по пунктиру прописную букву Д.

- Напишите по клеточкам самостоятельно пять букв Д.

- Обведите по пунктиру строчную букву д.

- Напишите по клеточкам самостоятельно пять строчных букв д.

     4.  Задание № 2 в тетради

   IX. Итоги   занятия

- С каким звуком познакомились?              ([д])

- Какой он?

       Звук  [д]  - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

- Какую букву выучили?  (Д)

- Что понравилось?

- Что было легко?

- А трудности были?



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка

«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ  [к, к`]. БУКВА   К.

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ С БУКВОЙ  К»

/Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

 в подготовительной к школе группе/

Воспитатель (специалист)

по развитию речи

Ткач Л.В.

г. Мытищи, 2009 г.


Программное содержание:

- познакомить детей с согласным звуком [к ];

- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к, к`];

- познакомить с глухим согласным звуком  [к ];

- познакомить с буквой  К;

- учить называть слоги-слияния с буквой К;

- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;

- развивать пространственное видение;

- продолжить знакомство с устным народным творчеством: сказки, загадки,  

  скороговорки;

- выучить новую скороговорку со звуком [к ];  

- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и

  аккуратность в работе.

Оборудование:

алфавит; предметные картинки – «Красная шапочка», «Карлсон», «Колобок», «Кот», «Винни-пух», «Лиса»; наборы букв; дидактические таблицы; счетные палочки; указка.

Ход   занятия

I.   Актуализация   знаний

Игра «Кто внимательный»

 В игре используются карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку.

- Что мы с вами  знаем о гласных звуках?      (Ответы детей?)

- Назовите звуки, которые живут в этих буквах.   ( А, О, У, И, Ы)

- Что мы знаем о согласных звуках?    (Ответы детей)

- Посмотрите на буквы и назовите  звуки.   (Н, Т, С)

- Открою вам секрет. Согласным звукам выставляет преграды Змей Горыныч. Он заставляет звуки: свистеть, шипеть, рычать. Сегодня я научу вас побеждать Змея Горыныча. И легко произносить согласные звуки.

II. Новый   материал

     Дети садятся за столы

  1. Фонетическая   зарядка

- Вы любите сказки, «сказочные загадки». Тогда отгадайте загадки, которые приготовил вам Зяма.

  1. В какой сказке живут: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник?  «Колобок»
  2. «Я думал, думал,  и все понял. Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед».  Винни-пух, «Винни-пух и все, все, все»
  3. Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встретилась с серым волком?  Красная шапочка
  4. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»

Лиса из сказки «Заюшкина избушка»

  1. Кто так сказал: «Спокойствие, только спокойствие!»  Карлсон

- Назовите героев сказок, имена которых начинаются со звука [к].

( Карлсон, Красная шапочка, Колобок)

Демонстрация картинок.

2.  Артикуляция   звука    [к]

- Давайте вместе произнесем  звук [к].

- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов.   (Ответы детей)

- Когда мы произносим звук [к] спинка языка стучит глубоко во рту по нёбу, а кончик языка – за нижними зубами.

3. Звук   [к]  согласный

 - Произнесите еще раз:  [к-к-к-к].

      - Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук

        [к]?    (язык, зубы)

    - Значит,  какой это звук?   (Согласный)

4. Звук   [к]  глухой

  - С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [к]?    (Без голоса)

  - Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.  

  - Приложите ее к горлу и произнесите звук [к]. Поет горлышко?  (Нет)

  - Значит,  какой это звук: глухой или звонкий?   (Глухой)

5. Звук   [к]  может быть твердым или  мягким. Предметная картинка – «кот»

- Ребята, Зяма  приготовил нам скороговорку?

- А вы знаете скороговорки?  (Ответы детей)

- Теперь послушайте скороговорку от Зямы.

  1. Котик ниток клубок укатил в уголок.

- Давайте проговорим ее вместе.

- О ком эта скороговорка?  (О коте)

- Как по-другому можно назвать кота?  (Котик, кошка, кот, киска)

Демонстрация картинки «кота».

- Назовите первый звук в слове «котик»?   ([к])

- А в слове «киска» назовите первый звук?  ([к`])

- Сравните звуки -   [к], [к`]? 

- [к ] –  какой?   (Твердый)

- А  - [к`]?   (Мягкий)

- Сделайте вывод: что мы узнали  о звуке [к]?

  Звук [к]  - согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

6. Игра  «Где  живет  звук»

    1.  - Давайте повторим скороговорку. Вместе → индивидуально.

        - Назовите слова в скороговорке, в которых встречается звук                              [к]?  (Котик, ниток, клубок, укатил, уголок)

  1. – Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине или в конце слова он стоит.

III. Физминутка

Мы активно отдыхаем

То встаем, то приседаем -

Приседание

1-2-3-4-5

Вот как надо отдыхать!

Головой теперь покрутим -

Вращение головой

Лучше мозг работать будет.

Вертим туловищем бодро -

Вращение туловищем

Это тоже славный отдых.

Отдохнули – и за дело,

Дети садятся на стульчики

Снова мы на стульчик сели.

  1. Знакомство  с  буквой  К
  1. Демонстрация   буквы  К

  Воспитатель показывает букву К.

 - Ребята, в этой букве живет звук [к].

  На наборном полотне выставляем букву К.

 - В какое платьице оденем букву К?      (В синее)

 - Почему?            ( Это буква согласного  звука)

 - Рассмотрите букву К.  

 - На что она похожа?       (Ответы детей)

  1. Место   буквы   К  в   алфавите

  -Найдите букву К в алфавите.

       ( Дети  у доски показывают букву К)

  1. Работа у доски

- Ребята, сколько палочек у буквы  К?   (Три)

Ребенок работает у доски.

- Нарисуй палочку. Давай  превратим ее в букву К.

- Справа или слева от палочки начнешь писать? (Справа) 

Запись буквы (2-4 ребенка)

  1. – Выложите из счетных палочек букву К.

V.  Игра «Дружба звуков»

     Наборы букв на столах у детей

  - Выложите буквы гласных звуков.

  - Под ними положите буквы согласных звуков.

  - Найдите букву  К. Положите ее перед собой.

  - А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить,

   чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО».

   Хотите? Тогда давайте произносить сразу по два  звука!

  - Положите рядом  с буквой К букву А.

  - Пусть звук [к]  перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с [а]. 

  - Назовите слог? (КА)

  - Замените букву А, буквой У.

  - Пускай подружатся звуки  [к] и  [у].

  - Что получится? (КУ) 

      Аналогично проводится работа с изученными гласными.

VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»

1. Дети   называют слоги «Волшебной таблицы»

      Игра «Кто внимательный»

      - Посмотрите на слоги с буквой К?

      - Какая в слоге будет  первая буква?     (К)

      - А вот вторые буквы везде разные.  

     - Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь К.

  Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.

  1. Итоги   занятия

    - С каким звуком познакомились?              ([к])

    - Какой он?

       Звук  [к]  - согласный, глухой, может быть твердым или мягким.

    - Какую букву выучили?  (К)

    - Кто проговорит скороговорку, которую мы сегодня выучили?

    - Что понравилось?

    - Что было легко?

    - А трудности были?



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка

«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ  [м, м`]. БУКВА   М.

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ С БУКВОЙ  М»

/Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе/

Воспитатель

 (специалист по развитию речи)

Ткач Л.В.

г. Мытищи, 2009 г.


Программное содержание:

- познакомить детей с согласным звуком [м ];

- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ м, м`];

- познакомить созвонким согласным звуком  [м ];

- познакомить с буквой  М;

- учить называть слоги-слияния с буквой М;

- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;

- развивать пространственное видение;

- продолжить знакомство с литературным и устным народным творчеством:

  стихотворения, скороговорки;

- выучить новую скороговорку со звуком [м ];  

- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и

  аккуратность в работе.

Оборудование:

алфавит; предметные картинки – «Мама», «Мила»; наборы букв; дидактические таблицы; счетные палочки; указка.

Ход   занятия

I.   Актуализация   знаний

- Ребята, мы отправляемся в страну АБВГДейку. А чтобы путешествие запомнилось и все получилось,  давайте вспомним наши правила: внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Игра «Кто внимательный»

 В игре используются карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку.

- Что мы с вами  знаем о гласных звуках?      (Ответы детей?)

- Назовите звуки, которые живут в этих буквах.     ( А, О, У, И, Ы)

- Что мы знаем о согласных звуках?     (Ответы детей)

- Посмотрите на буквы и назовите  звуки.    (К, Т, С)

- Открою вам секрет. Согласным звукам выставляет преграды Змей Горыныч. Он заставляет звуки: свистеть, шипеть, рычать. Сегодня я научу вас побеждать Змея Горыныча. И легко произносить согласные звуки.

II. Новый   материал

     Дети садятся за столы

  1. Фонетическая   зарядка

- Вы любите слушать сказки, стихотворения. Тогда внимательно послушайте стихотворения, которые приготовил вам Зяма.  Все дружно хором добавляйте недостающее словечко.

  1.  Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей …  мамы.

                *   *  *

  1.   - Кто пришел ко мне с утра?

- Мамочка! (Отвечают дети)

- Кто сказал: «Вставать пора»?

- Мамочка!

- Кашу вкусно кто сварил?

- Мамочка!

- В доме кто подмел, убрал?

- Мамочка!

- Кто ребячий любит смех?

- Мамочка!

- Кто на свете лучше всех?

- Мамочка!

                                      У. Раджай

- Назовите первый звук в слове мама.

- Сколько их в  этом слове?

Демонстрация картинки.

2.  Артикуляция   звука    [м]

- Давайте вместе произнесем  звук [м].

- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов.    (Ответы детей)

- Когда мы произносим звук [м],  губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Они мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м].

3. Звук   [м]  согласный

 - Произнесите еще раз:  [м-м-м].

      - Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук

        [м]?     (губы)

    - Значит,  какой это звук?     (Согласный)

4. Звук   [м]  звонкий

- С голосом или без голоса мы произносим согласный звук [м]?   (С  голосом)

- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.  

- Приложите ее к горлу и произнесите звук [м].

- Поет (дрожит) горлышко? (Да)

- Значит,  какой это звук: глухой или звонкий?    (Звонкий)

5. Звук   [м]  может быть твердым или  мягким. Предметная картинка – девочка «Мила»

- Ребята,  Зяма  приготовил нам скороговорку?

- А вы знаете скороговорки?  (Ответы детей)

- Теперь послушайте скороговорку от Зямы.

  1. Мама Милу мылом мыла.

- Давайте проговорим ее вместе.

- О ком эта скороговорка?   (О маме и девочке)

- Расскажите, что делает мама?    (Ответы детей)

- Как зовут девочку?    (Мила)

Демонстрация картинки  девочки «Милы».

- Назовите первый звук в слове «мама»?     ([м])

- А в слове «Мила» назовите первый звук?   ([м`])

  - Сравните звуки -   [м], [м`]? 

  - [м ] –  какой?    (Твердый)

  - А  - [м`]?   (Мягкий)

  - Сделайте вывод: что мы узнали  о звуке [м]?

  Звук [м]  - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

6. Игра  «Где  живет  звук»

    1.  - Ребята, расскажите мне какие ваши мамы?

(Добрая, милая, любимая, красивая, умная …)

  1. - Назовите слова, в которых встречается звуки [м], [м`]?. Определите место звуков в этих словах. В начале, в середине или в конце слова они стоят.   ( милая, любимая, умная…)
  1. Беседа о маме

- Как можно проявить свою заботу о маме?

- Какие поступки могут огорчить маму?

- Чем можно порадовать свою маму?

III. Физминутка

Мы активно отдыхаем

То встаем, то приседаем -

Приседание

1-2-3-4-5

Вот как надо отдыхать!

Головой теперь покрутим -

Вращение головой

Лучше мозг работать будет.

Вертим туловищем бодро -

Вращение туловищем

Это тоже славный отдых.

Отдохнули – и за дело,

Дети садятся на стульчики

Снова мы на стульчик сели.

  1. Знакомство  с  буквой  М
  1. Демонстрация   буквы М

  Воспитатель показывает букву М

 - Ребята, в этой букве живет звук [м].

  На наборном полотне выставляем букву

 - В какое  платьице оденем букву М?      (В синее)

 - Почему?            ( Это буква согласного  звука)

 - Рассмотрите букву М.  

 - На что она похожа?       (Ответы детей)

2. - Сложите из пальцев букву М.

3. Место   буквы   М  в   алфавите

  - Найдите букву М в алфавите.  ( Дети  у доски показывают букву М)

4. Работа у доски

  - Ребята, сколько палочек у буквы  М?   (Четыре)

  - Давайте напишем ее на доске.

Запись буквы (2-4 ребенка)

  1. – Выложите из счетных палочек букву М.
  1. Игра «Дружба звуков»

     Наборы букв на столах у детей

  - Выложите буквы гласных звуков.

  - Под ними положите буквы согласных звуков.

  - Найдите букву  М. Положите ее перед собой.

  - А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО».  Хотите? Тогда давайте произносить сразу по два  звука!

  - Положите рядом  с буквой М букву А.

  - Пусть звук [м]  перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с

    [а]. 

  - Назовите слог? (МА)

  - Замените букву А, буквой У.

  - Пускай подружатся звуки  [м] и  [у].

  - Что получится? (МУ) 

      Аналогично проводится работа с изученными гласными.

VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»

1. Дети   называют слоги «Волшебной таблицы»

      Игра «Кто внимательный»

     - Посмотрите на слоги с буквой М?

      - Какая в слоге будет  первая буква?     (М)

      - А вот вторые буквы везде разные.  

      - Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь М.

  Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.

  1.  Игра с Зямой

- Катаемся на лифте вместе со мной и Зямой.

итаем слоги по вертикали. Спустимся в лифте сверху домика «А» вниз без остановок (домик буквы «А» — это колонка слогов в таблице на букву «А»).

  1. Итоги   занятия

    - С каким звуком познакомились?              ([м])

    - Какой он?

       Звук  [м]  - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

    - Какую букву выучили?  (М)

    - Кто проговорит скороговорку, которую мы сегодня выучили?

    - Что понравилось?

    - Что было легко?

    - А трудности были?



Предварительный просмотр:

«Согласные звуки [с, с`], буквы  С, с.

Чтение слогов с буквой С»

/Конспект   занятия  по  обучению   грамоте

в подготовительной к школе группе/

Воспитатель (специалист)

по развитию речи

Ткач Л.В.

г. Мытищи, 2008 г.


Программное содержание:

- познакомить детей с согласным звуком [с];

- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [с, с`];

- познакомить с глухим согласным звуком  [с];

- познакомить с буквами С, с;

- учить называть слоги-слияния с буквой С;

- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;

- развивать пространственное видение;

- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и

  аккуратность в работе.

Оборудование:

алфавит, картинки (предметы) – самовар, гусь,  санки; тетради для печатания; наборы букв; дидактические таблицы; предметные картинки.

Ход   занятия

I.   Актуализация   знаний

           Игра с мячом

 Воспитатель предлагает детям встать в круг, сама встает в серединке и

 берет мяч.

- Я задаю вопрос и бросаю мяч тому, от кого жду ответа.

 Воспитатель предлагает детям встать в круг, сама встает в серединке и

 берет мяч.

- Какие звуки Змей Горыныч пропускает свободно? (гласные)

- Назовите гласные звуки.   ( А, О, У, И, Ы)

- Почему эти звуки гласные?   (Ответы детей)

- А каким звукам Змей Горыныч не дает пройти свободно?  (согласным)

- Назовите твердые  согласные звуки?  (Н, Т, К)

- Назовите «маленького братца» звуков  Н, Т, К.   (Ответы детей)

- Что мы знаем о согласных звуках?   (Ответы детей)

II. Новый   материал

     Дети садятся за столы

  1. Фонетическая   зарядка

   Воспитатель читает рассказ,  выделяя голосом звук    [с].

У Зямы и его приятельницы Сони самовар. Соня открывает краник самовара,  и они смотрят, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня с Зямой слышат: с-с-с.

- Назовите звук, который я выделяла голосом.  ( [с-с-с-с])

   - В каких  словах еще услышали звук    [с]?

                  ( Сссоня, сссамовар, ссстакан, сссмотрит, ссслушает)

Показ предмета - «самовар».

- Интересное слово. Оно состоит из двух слов: «сам» и «варит». То есть  кипятит, нагревает воду.

Демонстрация действия: вода льется в стакан.

-Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара.  ( [с-с-с-с])

2.  Артикуляция   звука    [с]

  - Повторите звук    [с] все вместе.

  - Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов.  (Ответы детей)

  - Когда мы произносим звук  [с], кончик языка – за нижними зубами, а зубы

   почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.

 3. Звук   [с]  согласный

 - Произнесите еще раз:  [с-с-с-с].

      - Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук

        [с]?   (язык, зубы)

    - Значит,  какой это звук?  (Согласный)

4. Звук   [с]  глухой

 – С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [с]? (Без голоса)

 - Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.  

    Приложите ее к горлу и произнесите звук [с]. Поет горлышко?  (Нет)

 - Значит,  какой это звук: глухой или звонкий?   (Глухой)

5. Звук   [с]  может быть твердым и мягким

    Картинки – «санки»  и  «гусь»

  - Назовите первый звук в слове «санки»?   ([с])

  - А в слове «гусь», какой последний звук слышите?  ([с`])

  - Сравните звуки -   [с], [с`]?

  - [с] –  какой?  (Твердый)

  - А  - [с`]?   (Мягкий)

  - Сделайте вывод: что мы узнали о новом звуке?

  - Звук [с] -  согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

6. Игра  «Где  живет  звук»

  1. - Посмотрите вокруг себя.

      - В каких предметах, которые нас окружают, есть звук [с]? (Ответы детей)

  1. - У кого из вас  в имени живет звук  [с]?  (Ответы детей)

   3.  На столах у детей предметные картинки. Дети работают парами.

       -  Рассмотрите  свою картинку.

       - Покажите картинки, в названиях которых,  звук  [с] стоит: в начале

         слова,  в середине слова,  в конце слова.

III. Физминутка

В лесу темно

Совушка-сова,

большая голова,

Все спят давно.

На суку сидит,

Все птицы спят

Головой вертит,

Одна сова не спит,

Во все стороны глядит,

Летит, кричит.

Да вдруг – как полетит!

Ребята показывают,  какая у совы большая голова, как она вертит головой, смотрит по сторонам, сидит на суку, машет крыльями.

  1. Знакомство  с  буквами  С, с
  1. Демонстрация   буквы  С, с

     Воспитатель показывает букву С и говорит, что в этой букве живет

     звук [с].

     На наборном полотне выставляем букву С.

- В какое платьице оденем букву С?      (В синее)

- Почему?            ( Это буква согласного звука)

     - Рассмотрите букву С.  

     - На что она похожа?       (Ответы детей)

  1. Место   буквы   С   в   алфавите

     - Найдите букву С в алфавите.  ( Дети  у доски показывают букву С)

  1. Игра «Дружба звуков».  Наборы букв на столах у детей

          - Выложите буквы гласных звуков. Рядом положите буквы согласных

            звуков.

     - Найдите среди букв согласных звуков  С. Положите ее перед собой.

          - А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим

          звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так:

         «КА», «ТУ», «НО». Хотите? Тогда давайте произносить сразу по два

          звука!

     - Положите рядом  с буквой С букву А.

          - Пусть звук «С» перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно

            вместе с «А».

     - Назовите слог? (СА)

     - Замените букву А, буквой У.

     - Пускай подружатся звуки  [с] и  [у].

           - Что получится? (СУ)

      Аналогично проводится работа с изученными гласными.

  1. Чтение слогов-слияний по  «Волшебной таблице»

1. Дети   называют слоги «Волшебной таблицы»

         Игра «Кто внимательный»

         - Назовите слоги с буквой С?

     - Какая в слоге будет  первая буква?     (С)

     - А вот вторые буквы везде разные.  

     - Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые везде С.

     - Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.

VI.     Печатание   букв  С, с  

1.  - Сделай из большого и указательного пальцев левой руки букву С.

2.  - Напишите  букву  С  в  воздухе.

3.  Ребенок  работает  у  доски

- Нарисуй точку. Давай превратим ее в букву С. Вправо или влево от точки начнешь писать.

4.  Работа  в  тетрадях  по  печатанию

   -  Назовите предмет в левом верхнем углу страницы.    (снежинка)

   - Какой звук слышим в начале слова?           ([с])

        - Какая буква написана в правом верхнем угле?       (С)

      5.  - Обведите   пальчиком   букву  С, с.

      6.  Работа  по  клеточкам

Обратить внимание детей на посадку во время письма, положение карандаша в пальцах руки, положение тетрадей.

           - Обведите по пунктиру большие буквы С.

           - Напишите по клеточкам большую букву С.

           - Обведите по пунктиру маленькие  буквы С.

           - Напишите по клеточкам маленькую букву С.

      7.  Отдых   для   пальчиков

          Мы писали, мы писали,

          Наши пальчики устали.

          Мы немножко отдохнем

          И опять писать начнем.

      8.  - Взяли   карандаш,  рука  на  локотке.

             - Давайте раскрасим нашу букву маленькими, строчными, буквами С.

  1. Итоги   занятия

       - С каким звуком познакомились?              ([с])

       - Дайте характеристику звуку?

         Звук [с] - согласный, глухой, может быть твердым или мягким.

       - Покажите пальцами букву С.

       - Что понравилось?

       - Что было легко?

       - А трудности были?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».

Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке  обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).

Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...

Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»

закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слов...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...