Познавательно – речевое направление. Образовательная область «Коммуникация».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

 

Данная непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми логопедической подготовительной к школе группы.

Вид НОД: формирование навыков звукового анализа и синтеза и обучению   грамоте.

Тип НОД: подгрупповое.

Наглядно-дидактическое оформление НОД соответствует требованиям и нормативам учебной программы. Адекватный выбор дидактического и речевого материала, отвечает целям НОД.

Структура НОД  соответствует теме и дидактической цели. Отмечается взаимосвязь коррекционной – развивающей, образовательной, и воспитательной задач. Все этапы идут последовательно, заранее была предусмотрена их продолжительность. Отступлений от запланированного хода НОД нет.

В ходе НОД  реализованы следующие принципы:

 - принцип деятельности. НОД  была проведена так, что дети получали знания  в процессе деятельности.

- принцип системности:  НОД  построена на основе предыдущего НОД и совместных действий учителя-логопеда и детей.

Также использовались дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход. Выбранные методы и приемы соответствовали задачам НОД. 

- принцип комплексности: В ходе НОД были активизированы познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Были включены задания с опорой на несколько анализаторов.

Учебный материал соответствует  перспективному плану работы; учитывались речевые и возрастные особенности детей.

Отмечена своевременная смена деятельности, проведение физкультминутки и логичное подведение итога. Речевой материал соответствует задачам. На каждом этапе осуществлялся  контроль за речью детей.

Результативность НОД: цель НОД была достигнута, что подтверждает эффективность использованных методов, приемов и средств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sorokina_t.v.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Белоярский детский сад «Огонёк»

Алтайский район  Республика Хакасия

КОНСПЕКТ  

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ»

ДЛЯ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Подготовила

Сорокина Татьяна Владимировна

учитель-логопед  

I квалификационной категории

с.Белый Яр

2013

Конспект НОД по теме

«Звуки «М», «Мь». Буква М.

Цель:

Закрепление понятия согласный твердый, согласный мягкий звук.

Знакомство  с буквой «М».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закрепить умения:

- определять позицию звука в слове;

- находить заданный звук в словах;

- дифференцировать твёрдость и мягкость звука;

- соотносить  звуковой образ  со зрительным (графическим);

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- согласовывать  существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

- слуховую память, внимание, восприятие, мимику;

-  речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

- коммуникативные навыки;

- интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа  о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку»,  разучивание   физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки.

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование:

- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

- 6 конвертов с одной частью от целой картины;

- две ромашки с серединками зелёного и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- «волшебные» бусины;

- мешочки с ароматом лимона и пихты;

- кассы букв;

- пеналы;

- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

- корзинка для фишек;

- фишки для рефлексии;

- малиновое варенье.

Ход НОД.

I. Организационный момент.

А) 

– Придумано кем - то просто и мудро

   При встрече здороваться - «Доброе утро».

- Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось,                                 поглаживающие движенья

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

 Б)

Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости.

- Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она  - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что –  ни  будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается  чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

 

В)

- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Игра  «Собери картинку».

Маша и Миша принесли конверты.

- В конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

- Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

   Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целую картинку.

 

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

С детьми определяем, какой первый звук слышится  в названии предмета.

II. Основная часть.

- Догадались,  с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

  А)  Характеристика звуков «М», «Мь».

       Дети дают характеристику  звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

- Звук  «М» - согласный или гласный? Почему?

- Звук  «М» - звонкий или глухой? Почему?

- Звук  «М» - твёрдый или мягкий?

- Фишкой какого цвета обозначаем звук  «М»?

 

- Звук  «Мь» - согласный или гласный? Почему?

- Звук  «Мь» - звонкий или глухой? Почему?

- Звук  «Мь» - твёрдый или мягкий?

- Фишкой какого цвета обозначаем звук  «Мь»?

Б)  Игра №2. «Поэты»

- Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

- Вы знаете кто такие поэты?  Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

- Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

МА               ЗИМА

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

МУ              КОМУ

му – му - му – молока кому

МО              ЭСКИМО

мо – мо – мо –  мы любим эскимо

МИ              ПРИМИ

ми –ми –ми – нас в игру  прими

В)  Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

   Следующая игра,  нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя.  Дети берут лепестки.

-  Внимательно посмотрите на предмет, определите – какой  звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

   Составляются две ромашки:

- с серединкой синего цвета,  на лепестках предметы  в названиях, которых слышится твердый звук «М»;

- с серединкой зелёного цвета,  на  лепестках предметы  в названиях, которых слышится мягкий звук «Мь».

    Ребенок называет  предмет, определяет  позицию звука в слове.

Г)  Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём,

По кругу все пойдём.

Д)  Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

- Пей чай с моя мёдом.

- Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

Е)   Аромотерапия.

- Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с мёдом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим  (с помощью носа), где находится лимон.

- Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

Ж) 

- Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

1) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

2) Манипуляции с буквами.

- Как кричала Маша?  «Ам – ам».

- Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

- Как кричал Крокодил? «Мама».

- Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

3) Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

- Сколько слогов в лове МАМА?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

4) Массаж с помощью большой бусинки.

     Бусинкой круги катаю,

     Взад- вперед её гоняю.

     Ей поглажу я ладошку,

    А потом сожму немножко.

5) Восстановление графического образа буквы «М».

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась.

Помогите Маше – наладить  её, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

III. Рефлексия. 

- Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились.

Если во время игры вам, было, легко  подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите,  в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

- От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Список использованной литературы

1. Нищева Н.В.  Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

2.  Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте» 
3. 
А.В.Никитина «33 лексические темы»
4
. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5. 
Е.В.Бородина «Использование моделирования  и символики  при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"

В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность  детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Рабочая программа направление «Познавательно – речевое развитие» образовательная область «Коммуникация»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Задачи:      развитие свободного общения со взрослыми и детьми...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (средняя группа) на тему: "ЗИМУШКА - ЗИМА" (познавательно-речевое направление, образовательная область: коммуникация).

Данный материал представляет собой разработку НОД, направленной на развитиме речи и коммуникативных навыков, а также словесно-логического мышления детей среднего возраста.Своевременное и полноценное о...

Конспект НОД по познавательно – речевому направлению образовательная область «Коммуникация» (подготовительная группа). Тема: «На помощь к "Грамотейцам»

Интересный конспект с использованием разнообразных методов и приёмов. Очень интересный. Воспользуйтесь, не пожалеете....