Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Титаренко Анастасия Александровна

 

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»

Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять в чтении скороговорки; развивать чувство юмора; воспитывать интерес к занятию и к слову.

Словарь: цитрусовые, царапина, цыпки, кормилица.

Подготовка воспитателя: изучила конспект занятия в пособии Гербовой В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.; 1982.; программу «Радуга» Доронова Т.Н.,М.; 2000.; подобрала картинки к занятию.

Предварительная работа: 1.выучить физминутку: 

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Кружимся потом.

2.выучить стихотворение «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.

Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками с-ц, пирамидки 7 штук.

Организация детей: сидят полукругом.

 

Ход занятия

Приёмы обучения

Содержание

Произношение звуков

- Ребята, наш язычок знает много песенок, и произнесу звуки (произношу звуки с-ц)

Вопросы

- Чья песенка «с»? (воды). Чья песенка «ц»? (белочки). Давайте повторим звуки с-ц.

Хоровые и индивидуальные повторения

 

Объяснение

- Дети, сейчас буду произносить звуки с-ц. Если вы услышите звук «с», делайте руками движения, как будто вы умываетесь. Показывая, не следует касаться руками лица. (показываю движения). А если услышите звук «ц», махните кистью правой руки, как машет своим пушистым хвостом.

Произношение слов с интонированием звуков «с», «ц»

Произношу слова то со звуком «с», то со звуком «ц»: сумка, колос, миска, царь, яйцо, курица, астра, цапля, сова.

Поощрение

Молодцы, правильно ориентировались со звуками.

Объяснение на задание

- Дети, теперь сами назовите слова или имена, где присутствуют звуки с-ц.

Хоровые и индивидуальные называние слов

 

Объяснение

- Дети, эти звуки встречаются во многих словах.

Показываю картинки

- Ребята, покажите какой звук слышится в словах (сыр, цирк, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик) 

Вопрос

- Дети, назовите слова со звуком «ц»?

Ответы детей

 

Название слов из словаря

Цитрусовые, царапина, цыпки, цифра

Вопрос

- Ребята, вам все слова знакомы?

Объяснение слов

Цитрусовые – это фрукты: апельсины, лимон; царапина – рана от ветки; цыпки – покраснение на коже; цифра – знаки, числа: 1, 2, 3, 4 …

Чтение стихотворения «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.

 

Пропала кормилица – синяя курица,

Что теперь буду я делать?

По будням несла она три яйца, 

А по воскресеньям – по девять   

Повторное чтение

 

Вопросы

- Дети, все ли в ней, правда? Может ли курица снести за один раз три или девять яиц? 

Ответы детей

 

Разъяснение

Курица не может нести три яйца по будням и девять – по воскресеньям. Курица может за день снести три яйца.

Вопрос

- Дети, как понимаете слово кормилица?

Ответы детей

 

Объяснение слова

Кормилица так называли женщин, которые кормили и ухаживали за детьми в старину.

Установка на чтение

- Ребята, давайте проговорим песенку вместе

Хоровое повторение

 

Выставление пирамидок, вопрос, задание

- Дети, в песенки три слова со звуком «ц». Давайте найдём их? Повторите первые две строчки текста. И назовите слова, где встречается звук «ц»? Затем читайте следующие строчки (за каждый правильный ответ убираю пирамидку)

Хоровые повторения

 

Поощрение

- Молодцы, ребята!

Проведение физминутки

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Кружимся потом.

Чтение стихотворения «Дом гнома, гном дома» Ю. Мориц

Стоит в лесу, тесовый дом,

Дом гнома!

А в нём живёт весёлый гном,

Гном – дома! 

Вопросы

Сколько пирамидок я достала? Назовите слова со звуком «с»? (по той же системе, что со звуком «ц»)

Поощрение

- Молодцы, ребята!

Напоминание скороговорки про сорок

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок!

Вопрос

- Дети, кто – нибудь научился читать её быстро – быстро и без ошибок? 

Хоровые и индивидуальные повторения (2-4 раза)

 

Подведение итогов, вопросы

- Что мы сегодня делали?

- С какими звуками познакомились?

- Какие новые слова узнали?

Поощрение детей

Занятие закончено. Все молодцы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»

Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять в чтении скороговорки; развивать чувство юмора; воспитывать интерес к занятию и к слову.

Словарь: цитрусовые, царапина, цыпки, кормилица.

Подготовка воспитателя: изучила конспект занятия в пособии Гербовой В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.; 1982.; программу «Радуга» Доронова Т.Н.,М.; 2000.; подобрала картинки к занятию.

Предварительная работа: 1.выучить физминутку:  

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Кружимся потом.

2.выучить стихотворение «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.

Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками с-ц, пирамидки 7 штук.

Организация детей: сидят полукругом.

 

Ход занятия

Приёмы обучения

Содержание

Произношение звуков

- Ребята, наш язычок знает много песенок, и произнесу звуки (произношу звуки с-ц)

Вопросы

- Чья песенка «с»? (воды). Чья песенка «ц»? (белочки). Давайте повторим звуки с-ц.

Хоровые и индивидуальные повторения

Объяснение

- Дети, сейчас буду произносить звуки с-ц. Если вы услышите звук «с», делайте руками движения, как будто вы умываетесь. Показывая, не следует касаться руками лица. (показываю движения). А если услышите звук «ц», махните кистью правой руки, как машет своим пушистым хвостом.

Произношение слов с интонированием звуков «с», «ц»

Произношу слова то со звуком «с», то со звуком «ц»: сумка, колос, миска, царь, яйцо, курица, астра, цапля, сова.

Поощрение

Молодцы, правильно ориентировались со звуками.

Объяснение на задание

- Дети, теперь сами назовите слова или имена, где присутствуют звуки с-ц.

Хоровые и индивидуальные называние слов

Объяснение

- Дети, эти звуки встречаются во многих словах.

Показываю картинки

- Ребята, покажите какой звук слышится в словах (сыр, цирк, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик)  

Вопрос

- Дети, назовите слова со звуком «ц»?

Ответы детей

Название слов из словаря

Цитрусовые, царапина, цыпки, цифра

Вопрос

- Ребята, вам все слова знакомы?

Объяснение слов

Цитрусовые – это фрукты: апельсины, лимон; царапина – рана от ветки; цыпки – покраснение на коже; цифра – знаки, числа: 1, 2, 3, 4 …

Чтение стихотворения «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А.Сергеева.

Пропала кормилица – синяя курица,

Что теперь буду я делать?

По будням несла она три яйца,  

А по воскресеньям – по девять    

Повторное чтение

Вопросы

- Дети, все ли в ней, правда? Может ли курица снести за один раз три или девять яиц?  

Ответы детей

Разъяснение

Курица не может нести три яйца по будням и девять – по воскресеньям. Курица может за день снести три яйца.

Вопрос

- Дети, как понимаете слово кормилица?

Ответы детей

Объяснение слова

Кормилица так называли женщин, которые кормили и ухаживали за детьми в старину.

Установка на чтение

- Ребята, давайте проговорим песенку вместе

Хоровое повторение

Выставление пирамидок, вопрос, задание

- Дети, в песенки три слова со звуком «ц». Давайте найдём их? Повторите первые две строчки текста. И назовите слова, где встречается звук «ц»? Затем читайте следующие строчки (за каждый правильный ответ убираю пирамидку)

Хоровые повторения

Поощрение

- Молодцы, ребята!

Проведение физминутки

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Кружимся потом.

Чтение стихотворения «Дом гнома, гном дома» Ю. Мориц

Стоит в лесу, тесовый дом,

Дом гнома!

А в нём живёт весёлый гном,

Гном – дома!  

Вопросы

Сколько пирамидок я достала? Назовите слова со звуком «с»? (по той же системе, что со звуком «ц»)

Поощрение

- Молодцы, ребята!

Напоминание скороговорки про сорок

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок!

Вопрос

- Дети, кто – нибудь научился читать её быстро – быстро и без ошибок?  

Хоровые и индивидуальные повторения (2-4 раза)

Подведение итогов, вопросы

- Что мы сегодня делали?

- С какими звуками познакомились?

- Какие новые слова узнали?

Поощрение детей

Занятие закончено. Все молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми ТНР старшей группы по теме «Одежда» с использованием развивающих игр.

Тема недели: «Одежда» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Х...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе 6-7лет «Что? Где? Когда?»

Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления способности ребён...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...